Студопедия — Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии






Рассмотрим основные положения феноменологической социологии А.Шюца. Его взгляды базировались на идеях У.Джемса, М.Вебера, Дж.Г.Мида, а также, как было отмечено выше, Э.Гуссерля и М.Шелера. Социолог критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных явлений. Главное отличие здесь состояло в том, по А.Шюцу, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая дея­тельность человека. Отсюда - центральные понятия феноменологи­ческой социологии А.Шюца: жизненный мир, повседневный мир (пов­седневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в пов­седневной жизни. Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу мы видим здесь оп­ределенную разновидность понимающей социологии.

Близость А.Шюца идеям М.Вебера состоит и в том, что он исполь­зует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции австрийского социолога рассматриваются " конструкты первого порядка" (повседневные ти­пы) и " конструкты второго порядка" (объективные научные поня­тия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их. Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с на­учными понятиями, и через них получает знание о повседневном мире. Таким образом А.Шюц пытался установить связь между абст­рактными научными понятиями и жизненным миром, миром повсед­невной деятельности и знания. Здесь главное заключалось в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных фе­номенов на основе субъективного опыта индивидов.

Люди, по А.Шюцу, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир худо­жественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть сово­купность данных опыта, которая характеризуется определенным " когнитивным стилем". Когнитивный стиль - это сложное образо­вание, показывающее специфическую форму вовлеченности лич­ности в активную деятельность. Австрийский социолог считает, что " исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук" [168].

Для австрийского социолога как для феноменолога основное - это не сами объекты, а их значения, созданные деятельностью нашего разума. Самый значимый итог феноменологической социологии А.Шюца - это анализ свойств обыденного мышления и повседневности, которую он рассматривал как одну из сфер человеческого опыта, характе­ризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира.

Следо­вательно, главной задачей социологии является получение " орга­низованного знания социальной реальности", открытие общих принципов организации социальной жизни. С этой целью А.Шюц формулирует " правила" социальной жизни, предназначенные для оптимизации взаи­мопонимания людей (например, правило " взаимозаменяемости точек зрения": " если я поменяюсь местами с другим человеком, то буду воспринимать ту же самую часть мира, по существу, в той же перспективе, что и он").

В соответствии с научной позицией А.Шюца люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и.т.д. объекта позволяет сказать нам о нем не так много, как хотелось бы. Для того чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, что еще более важно, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Здесь приобретает значение особое понимание того, что такое человеческое действие. Если в рамках многих теоретических подходов действие выступает как отношение к внешним объектам и другим людям, то в феноменологической социологии оно рассматривается как воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания. Другими словами, действие есть внутренний процесс осознания – как индивидуального, так и группового, коллективного. В этом состоит суть феноменологической социологии. В то же время нужно иметь в виду, что особую роль в ней играет знание, без него упорядочивание чувственного восприятия мира человеком невозможно. Поскольку чувственное восприятие – компонент повседневной жизни, постольку главную роль в феноменологической социологии играет повседневное знание.

А.Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своём повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир – это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, чтобы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективный мир, по А.Шюцу, это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Социолог называет этот мир " высшей реальностью", потому что с какой бы иной реальностью не имел дело человек, как бы далеко он не удалялся от повседневной действительности, в конечном счете он всегда в нее возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 662. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия