Студопедия — Образы человека в истории философской
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образы человека в истории философской






Мысли

В XX в. сформировалось устойчивое понимание того об-
раза человека, который сложился у античных мыслителей.
Этот образ космоцентричен. Согласно анализу X. Ортегн-и-
Гассета, это человек, который все еще сохраняет интенции
первобытного человека в том смысле, что живет вещами и
существует лишь для космоса физических тел.

Само греческое мышление, и известном смысле, вещно.


Античность рождает философию, а следовательно, рациона-
лизм, однако, совсем пе случайно милетская школа, с кото-
рой философия и началась, видит основу всего сущего обя-
зательно в чем-то вещественном: во влаге, воздухе, воде.
Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда
греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные
концепции их происхождения и сущности, они пе идут в их
понимании дальше уподобления внешним вещам.

Само слово «идея» означает «видимая фигура», «внеш-
ний вид», а платоновская идея, по мысли А. Ф. Лосева, это
танец, доведенный до своего понятийного предела. Даже
слово «дух», сохранившееся до настоящего времени, перво-
начально обозначало нечто вещественное, а именно, дунове-
ние воздуха. Античные греки открывают «душу», но пони-
мают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи н
приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не
только человек, но и животное, и растение. Не случайно
Аристотель относит науку о душе, психологию, к бнолопт.
Этим объясняется и понимание познания как процесса, в
котором телесная вещь сталкивается с душой-вещью и ос-
тавляет па ней след.

Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно,
для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бе-
жать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хоро-
шо бороться. Поэтому для него естественно то, что доста-
точно дико для нас: величайший философ мог, одновремен-
но, быть олимпийским чемпионом. Логосу, космически
переживаемой мысли, единой с сущим, еще предстоит быть
стянутой до пределов отдельной личности, которая мыслит,
а не через которую безначальная и безымянная, организую-
щая и проникающая космос Мысль (К. Свасьян).

Если античный образ человека космоцентричен, то
средневековый-пгсоцептричен.
Как и античный, он облада-
ет определенной динамикой. Однако, как верно заметил X.
Ортега-и-Гассет, размышляя над данной темой, понять этот
образ, значит, прежде всего, погрузиться в ритмы исходных
представлений ранних христиан, воплощенных в образе
святого. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза
обращены к потустороннему миру. Это- подлинно духов-
ный мир, в сравнении с которым «дух» античности неадек-
ватно материален. Посюсторонний мир, как и сам человек,
рассматриваются не в их самодовлеющей реальности, не та-
кими, какими они есть в действительности, а лишь как мо-
мент движения человека.к Богу. Сам же по себе он юдоль
греха и печали.


Похоже, противопоставлены друг другу бессмертная
душа и смертная плоть человека. Заботиться нужно только
о спасении души, в том числе и при помощи ущемления
тела. Бог и душа влекутся друг к другу, говорил святой
Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Посколь-
ку нет ничего кроме этого, ни одна из категорий античного
космоса— субстанция, причина, необходимость и т. д.— не
может быть применена для понимания отношения между че-
ловеком и Богом, а тем более, самого Бога, потустороннего
мира. Огромное значение придается промыслу Божьему,
проявлению «божественной волн» во всех событиях в мире.
Считается, что человек не может самостоятельно добыть
знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и
преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати,
способной, по выражению Л. Шестова, бывшее сделать не-
бывшим, сжечь грех.

Трансформация средневекового образа человека шла под
мощным воздействием огромного массива античного насле-
дия, которое христианству не удалось по настоящему пере-
осмыслить и которое, по сути, «всей своей тяжестью разда-
вило первые ростки христианской мысли» (X. Ортега-и-
Гассет). Исходные идеи раннего христианства относительно
роли человека, значения разума в жизни и познании посте-
пенно были существенно трансформированы, подготовив, в
конечном итоге, перех д в другую-в значительной мере,
секуляризированную— эпоху и, соответственно, к другому
образу человека.

Образ человека Нового времени антропог(ентричен.
Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек
отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога
он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский). Зримая веха,
обозначившая переход от старого к новому образу, — фило-
софия Р. Декарта. Суть открытия французского философа-
«человек есть мыслящая вещь». Глаза, в течение веков об-
ращенные на Небо, обратились внутрь человека. Субъектив-
ность—наидостовернейшая реальность. Более того, она —
критерии всего существующего. Центральная картезианская
формула—«мыслю, следовательно, существую». Происхо-
дит второе— после античности— рождение рационализма,
положившее начало экспериментальной науке.

Главная сфера человеческой деятельности-познание.
Главный метод познания— рефлексия. Миром управляют
разумные законы. Каким-то образом они соответствуют за-
конам человеческого разума. Любой, самый утопический со-
циальный проект, который можно построить в человеческой


голове, в силу этого соответствия, имеет шанс быть вопло-
щенным в действительности. Способ реализации социаль-
ных проектов— воспитание и просвещение. Внедрение в со-
знание людей тех или иных идей переустройства общества
на разумных началах и есть, по сути, их реализации в
жизнь. Его отношения с природой—это отношения господ-
ства и подчинения. Ученые—естествоиспытатели. Они «пы-
тают» природу и тем способствуют покорению ее, сначала,
по большей части, в идеальных формах, а затем н промыш-
ленных. Христианская идея движения истории к Царству
Божьему секуляризирована в идею исторического прогресса
в различных формах от буржуазного либерализма до проле-
тарского коллективизма.

Есть н другая линия, идущая от «мыслящей вещи» Декар-
та как «точки бифуркации». Человек оторвался от Бога, гово-
рит X. Ортега-иТассет, н остался наедине с вещами. Он сам
есть вещь, предмет и действует с вещами, предметами, как
идеальными, так и материальными. Здесь начало ^деятельно-
стной парадигмы»;
в рамках которой человек Нового време-
ни осознавал себя. В наибольшей степени она была артикули-
рована в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего
Маркса, сложных синтезах английской политической эконо-
мии. В отечественной философии второй половины XX в. она
разрабатывалась на базе философской антропологии молодо-
го Маркса и имела ярко выраженный оппозиционный по от-
ношению к официальному марксизму, без меры эксплуатиро-
вавшему идеи классовой борьбы, революционного насилия и
диктатуры пролетариата, характер.

Для Гегеля деятельность—это, прежде всего, чистая дея-
тельность мышления. Моментом этой деятельности являет-
ся предметность, характеризуемая как своего рода деграда-
ция духа, обнаруживающаяся при выходе во вне его «тя-
жесть». Ибо подобно тому, как субстанцией духа является
свобода, субстанцией материн является тяжесть. Однако
мышление преодолевает эту тяжесть «окаменевшего» на миг
интеллекта и возвращается к себе, к соответствующей его
понятию чистой деятельности. В философии Гегеля акцент
в формуле Декарта «человек есть мыслящая вещь» был сде-
лан на мышлении, но в философии Фейербаха и раннего
Маркса- на предметности и на понимании деятельности,
прежде всего, как предметной деятельности.

Вещественная предметность— не деградация, а естествен-
ное состояние. Человек есть предметное существо, он всегда
имеет дело с предметами и предметным способом. Будучи
предметным существом, он не сводится к мышлению н созна-


нию. Это лишь одна из способностей целостного человека.
Элементарной клеточкой предметной деятельности является
противоречивое единство опредмечивания и распредмечива-
пия.
Опредмечивание есть превращение деятельностных спо-
собностей человека в свойства предмета. Распредмечивание—
превращение характеристик предмета в деятельностные спо-
собности человека. Опредмечнвание есть в то же время и рас-
предмечивание, ибо опредмечивая предмет, человек, в то же
время, распредмечивает себя. И наоборот.

В качестве предметного существа человек есть, прежде
всего, природное существо, живой чувственный предмет с
руками, ногами, глазами, зубами, предметным образом от-
носящимся к предметному миру. В качестве природного
предметного существа он обладает природными силами,
свои проявления жизни он осуществляет на других природ-
ных предметах и, в свою очередь, является страдающим су-
ществом, предметом проявления сил других предметов.
Предметность есть единственная форма существования жиз-
ни. Непредметное существо— недействительное, нечувствен-
ное, только мыслимое, только воображаемое существо, про-
дукт абстракции.

Человек, однако, не только природное предметное суще-
ство, но и общественное предметное существо, живущее в
собственно человеческом, общественно-предметном мире.
Последний, с одной стороны, создается человеком, с дру-
гой, формирует человека, социализирует его. Поэтому не
только сам человек, но и его чувства, зрение, слух, обоня-
ние и остальные культурно ориентированы. К тому же, на-
ряду с этими чувствами возникают принципиально новые,
духовно-практические чувства, к которым можно отнести
волю и любовь. Каждый общественный предмет— посредник
между людьми и, более того, средство соединения человека
с человеком.

Человек реализует себя как целостность не только пото-
му, что для него свойственна нераздельность тела и духа,
аффективной, волевой и ментальной способностей и т. д.,
но и потому, что не только человек— момент движения об-
щественной системы, но и общество— момент движения че-
ловека. Он не только конечное и единичное существо, но, в
то же время, бесконечное и всеобщее существо, тотальность.
Таким образом, то, что'возникает из глубокого единства че-
ловека с природой в ходе исторического развития, оказыва-
ется тем, что выделяет и глубоко отличает человека от его
природных^ предков. В рамках деятельностной парадигмы,
возведенной на уровень практики, сформулированы следу-


ющие критерии, отличающие человека от его животных
предков:

Животное не производит, человек производит.

Животное строит только сообразно мерке и потребности
своего вида, человек— по мерке любого вида, умеет прило-
жить к предмету его мерку. Он строит также по законам
красоты.

Животное действует в соответствии с физической по-
требностью. Человек же действует подлинно по-человече-
ски, когда свободен от такой потребности.

Животное действует узко утилитарно, человек способен
действовать универсально.

Животное непосредственно тождественно своей жизне-
деятельности. Человек же делает свою жизнедеятельность
своим предметом.

По'· солысу его собственная жизнь является для него пред-
метом, его деятельность является свободной деятельностью.
Он достигает высшей формы деятельности: самодеятельности.

В силу всего этого сознательная жизнедеятельность не-
посредственно отличает человека от животной жизнедея-
тельности.

Все названные характеристики резюмируются понятием
«субъект», которое соотносится с понятием «объект». Суть
этого понятия в том, что человек не вещь среди вещей, лишь
включенных в систему природных и социальных детерми-
наций, он есть существо, способное, по Канту, начинать
причинный ряд, осуществлять то, что получило название
детерминации из свободы. В качестве субъекта человек есть
творец мира и самого себя, но не произвольно, а в опреде-
ленных, заранее данных, наработанных историей и приро-
дой объективных обстоятельствах и условиях. Возникает,
естественно, вопрос, как возникло такое необычное сущест-
во. Ответ пытаются дать различные концепции антропосо-
цногенеза.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 799. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия