Студопедия — Третий естественный законтребует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. Этот закон, по Гоббсу, содержит в себе источник и начало справедливости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Третий естественный законтребует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. Этот закон, по Гоббсу, содержит в себе источник и начало справедливости






Несправедливость — это невыполнение договора, а все, что не несправедливо, справедливо.

Однако соглашения, основанные на доверии, недействитель­ны там, где есть опасения их невыполнения (т. е. в естественном состоянии). " Вот почему, — пишет он, — прежде чем слова спра­ведливое и несправедливое могут иметь место, должна быть ка­кая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, перевешивающего благо, ожидаемое людьми от нарушения ими соглашения, принуждала бы в одинаковой мере людей к выполне­нию их соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универ­сального права. И такая власть может явиться с основанием госу­дарства" 1.

Распространенное определение справедливости как неизмен­ной воли давать (воздавать) каждому его собственное Гоббс трак­тует в духе своей концепции: справедливость предполагает собст­венное (собственность), а последнее возможно лишь там, где есть государство и принудительная гражданская власть.

Остальные естественные законы, формулируемые Гоббсом, требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скром­ности, милосердия, прощения, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицеприятного решения споров и т. д.2.

Естественные законы неизменны и вечны. " Ибо, поясняет Гоббс, — несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость,

Т. Левиафан. С. 127.

из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рас­суждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон - это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии пред­ставляет собой " акт рассуждения, т.е. собственное и истинное рассуждение каждо­го отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вРеду для остальных людей". - Гоббс Т. Философские основания учения о гражда­нине. С. 30, 53—54.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

криводушие, лицеприятие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными, так как никогда не может быть, чтобы война сохраняла жизнь, а мир ее губил" 1.

Науку о естественных законах он характеризует как единст­венную и истинную философию морали в качестве науки о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.

Гоббс отмечает неточность применения названия закон к пред­писаниям разума, каковыми являются формулируемые им " естест­венные законы". " Ибо, — продолжает он, — эти предписания яв­ляются лишь заключениями или теоремами в отношении того, что ведет к сохранению и защите человеческой жизни, между тем как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по пра­ву повелевает другими. Однако, если мы рассматриваем эти самые теоремы как возвещенные богом, повелевающим по праву всем, тогда они правильно названы законами" 2.

Наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов мо­жет лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляю­щая их действия к общему благу. Такая общая власть, согласно гоббсовской договорной теории возникновения государства, мо­жет быть установлена лишь путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей, сводящих все воли участников договора в единую волю. Множество людей, объе­диняемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государст­во (civitas).

Характеризуя процесс образования государства, Гоббс пи­шет: " Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (вы­ражаясь более почтительно), того смерного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей за­щитой. Ибо благодаря полномочиям, данным ему каждым отдель­ным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего врага. И в этом человеке или собрании лиц состоит сущность госу­дарства, которая может быть определена как единое лицо, ответ­ственным за действия которого сделало себя путем взаимного до­говора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты" 3. Носитель этого лица, суверен, обладает верховной властью по отношению

1 Гоббс Т. Левиафан. С. 137

2 Там же. С. 138.

3 Там же. С. 146—147.

к подданным. " Суверенная власть, — подчеркивает Гоббс, — есть душа государства" 1.

Среди полномочий суверена Гоббс специально выделяет та­кие, как установление законов, наказание нарушителей законов, объявление войны и заключение мира, отправление правосудия, установление законов о собственности, учреждение системы ор­ганов, запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т. д. Однако этим полномочия суверена не ограничиваются, так как перечисленными правами, согласно Гоббсу, подразумеваются и другие права, которые необходимы для осуществления задач государства.

Верховная власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит, по Гоббсу, абсолютный харак­тер: она " так обширна, как только это можно себе представить" 2.

Касаясь вопроса об обязанностях суверена, Гоббс замечает: " Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяют­ся той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязы­вается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим" 3.

Гоббс вместе с тем считает, что " имеются некоторые права, о которых нельзя думать, чтобы кто-нибудь мог их словами или зна­ками уступить или отчуждать" 4. Среди этих неотчуждаемых (ес­тественных) прав человека он называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму.

В общем виде Гоббс замечает, что " каждый подданный имеет свободу в отношении всего того, право на что не может быть отчу­ждено договором" 5. Так, никакой договор не может обязать челове­ка обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, убить или ранить себя или другого, воздерживаться от пищи, пользова­ния водой и воздухом, употребления лекарств и других необходи­мых для жизни вещей. Подданный свободен не повиноваться при­казам суверена выполнить подобные действия, если, подчеркивает Гоббс, наш отказ в повиновении в подобных случаях не подрывает ту цель, ради которой была установлена верховная власть.

Остальные свободы подданных " проистекают из умолчаний закона" 6. Там, где суверен не предписал никаких правил, поддан­ный свободен делать или не делать что-либо по собственному ус­мотрению. Мера и объем подобной свободы подданных в различных

1 Там же. С. 179.

Там же. С. 171.

Там же. С. 254. 'Там же. С. 119.

Там же. С. 177.

Там же. С. 178.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

государствах зависят от обстоятельств места и времени и опреде­ляются верховной властью, ее представлениями о целесообразно­сти и т. п.

Признаваемые Гоббсом неотчуждаемые права и свободы под­данного в целом касаются вопросов его личного самосохранения и самозащиты.

Но никто, подчеркивает Гоббс, не имеет права оказывать со­противление " мечу государства" в целях защиты другого человека (виновного или невиновного), поскольку такое право лишает суве­рена возможности защищать безопасность подданных и разрушает саму сущность власти.

Об издаваемых сувереном законах Гоббс пишет: " Эти правила о собственности (или о моем и твоем) и о добре, зле, закономерном и незакономерном действиях являются гражданскими законами, т. е. особенными законами каждого отдельного государства..." 1.

Гражданские законы он называет искусственными цепями для подданных, свобода которых состоит лишь в том, что обойдено молча­нием суверена (законодателя) при регулировании поведения людей.

Однако подобная свобода никак не упраздняет и не ограни­чивает власть суверена над жизнью и смертью подданных. Един­ственное ограничение суверена связано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Но если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб поддан­ным, он, по смыслу гоббсовской концепции суверенитета, лишь совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по от­ношению к подданным.

В гражданском состоянии речь, собственно, может идти лишь о свободе государства, а не граждан. Цель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы " ограничить свободу отдельных лю­дей" 2. В этом вопросе отчетливо проявляется основной смысл гоб-бсовского различения права (естественного) и закона (граждан­ского, положительного). " Ибо право, — подчеркивает Гоббс, — есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях пре­дупреждения нападения на себя напасть на всякого подозритель­ного соседа. Гражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность" 3-

Причем, по утверждению Гоббса, так дело обстоит во всех формах государства: свобода одинакова как в монархии, так и в

демократии. С этих позиций Гоббс бросает резкие упреки ан­тичным авторам (особенно Аристотелю и Цицерону), связывав­шим свободу с демократической формой правления. Этим воз­зрениям он приписывает опасные и разрушительные последст­вия: " И благодаря чтению греческих и латинских авторов люди с детства приобрели привычки благоприятствовать (под лживой маской свободы) мятежам и беспутному контролированию своих суверенов, а затем контролированию и этих контролеров, вслед­ствие чего было пролито столько крови, что я считаю себя впра­ве утверждать, что ничто никогда не было куплено такой доро­гой ценой, как изучение греческого и латинского языков запад­ными странами" 1.

При характеристике гражданских законов Гоббс подчеркива­ет, что лишь суверен является во всех государствах законодате­лем, причем свобода суверена носит надзаконный характер: суве­рен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.

Свой этатистский подход к закону Гоббс формулирует в сле­дующих программных словах: " Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена" 2.

Существенный признак гражданских законов, по Гоббсу, со­стоит в том, что они доводятся до сведения всех тех, кто обязан повиноваться им, посредством устного или письменного опублико­вания или в иной форме, заведомо исходящей от верховной власти.

Толкование всех законов (и гражданских и естественных) — прерогатива верховной власти, поэтому толковать их могут лишь те, кому это поручено сувереном.

Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся действительными законами (" приказаниями го­сударства", " гражданскими законами") — в силу того, что верхов­ная власть обязывает людей повиноваться им. С учетом этого Гоббс говорит о том, что " естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем", что " естественный закон является во всех государствах мира частью гражданского закона, а последний, в свою очередь, — частью предписаний при­роды" 3. Далее он поясняет, что гражданский и естественный зако­ны являются " не различными видами, а различными частями пра­ва, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, дру­гая, неписанная, называется естественным законом" 4. Повинове-

1 Там же. С. 151.

2 Там же. С. 210.

3 Там же. С. 224.

1 Там же. С. 176. ! Там же. С. 214.

3 Там же. С. 209.

4 Там же. С. 210. Кстати говоря, здесь Гоббс должен был бы говорить о естественном и гражданском законах как о различных частях законов (законодательства), а не права, так как право в его учении (в отличие от закона) - это лишь естественное право, отрицание которого является целью и естественного закона, и гражданского закона.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 666. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия