Студопедия — Глава 1. Христианство как «встреча» философии и литературы 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Христианство как «встреча» философии и литературы 6 страница






Довольно рано появилась тенденция к систематизации знания. Еще в IV в. Амвросий Феодосий Макробий писал своему сыну: «Для того, чтобы дать тебе совершенное образование, я предпочитаю компендии многосложным рассуждениям». Основным содержанием культурной работы на Западе в это время является жесткий отбор, результаты которого станут определяющими для последующих времен. Апогей придется на вторую половину V–VI вв. и будет связан с именами Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского.

Большую роль в систематизации остатков античной культуры сыграл Марциан Капелла. Он родился в Карфагене в Северной Африке. Этот регион в III–V вв. был центром римской образованности и стал, по словам В. И. Уколовой, «питомником риторических и философских дарований, расцветших как на языческой, так и на христианской ниве». Здесь родились и работали неоплатоники Плотин и Порфирий, апологеты Тертуллиан и Лактанций, философы Макробий и Аврелий Августин. Деятельность Капеллы приходится на первую половину V в.

Для нужд позднеантичной школы написал учебник, который станет одним из самых популярных у средневековых школяров. В этом филологическом трактате «О браке Меркурия и Филологии», написанном около 430 г., он, использовав античные источники, дал обзор и систему античного знания, следуя в основном за Варроном («Disciplinarum libri»), Квинтиллианом («Наставления») и Плинием Старшим, сведя его в семь дисциплин («семь свободных искусств»), которые и будут впоследствии изучаться в средневековой школе и университетах. Своему сочинению Капелла придает соответствующую времени аллегорическую форму. Причудливые аллегории и суммирующее содержание пришлись по вкусу средневековому читателю. Его сочинение представляет собою преподанное в стихах и прозе дидактическое наставление в науках и посвящено сыну ритора. В данном случае он явно подражал Цицерону, который адресовал свой трактат «Об обязанностях» своему сыну Марку. Написан трактаn в жанре enkyklios paideja. Это был традиционный для греческой и особенно римской культуры жанр руководств по обучению определенному кругу знаний.

Сюжет сочинения «театрализован». В роскошном дворце Юпитера на Млечном Пути - волнение. Покровитель «ratio» (практического знания) Меркурий решил вступить в брак. Однако его сватовство к Софии (Мудрость) и Психее (Душа) заканчиваются отказом из-за «несходства характеров» и особенно противоположного «духовного настроя». Бог света и разума Аполлон обращает внимание жениха на прекрасную деву Филологию. Эта дева обладает незаурядными умом, эрудицией и красотой и олицетворяет гуманитарное знание. Боги собираются на совет. Здесь представлены Фортуна, Здоровье, Благосклонность, аллегорические добродетели. Дебаты были долгими и бурными, но закончились одобрением брака. Сам Юпитер в пышных стихах одобряет этот союз. Приготовлениями к свадьбе руководит мать Филологии Фронезис (Рассудок). Невеста все же колеблется и ищет подтверждения правильности выбора в небесной и числовой символике. В конце концов она находит в мистике чисел подтверждение и дает свое согласие.

Невеста появляется перед женихом и гостями, ее окружают музы. Каждая из них одаривает новобрачную особыми достоинствами и способностями, обращаясь к ней в стихах. В разговор вступают Благоразумие (Prudentia), Справедливость (Iustitia) и др. Своей благосклонностью одаряют невесту хариты. Затем все хором воспевают невесту.

Появляется женщина царственного вида – Афанасия (Athanasia – Бессмертие), которая должна ввести Филологию в круг богов, но прежде требует от нее очищения. Очищение происходит в буквальном смысле, когда из груди невесты через уста извергается целая библиотека различных сочинений. Ее поддерживают добродетели Труд, Скромность, Согласие, Благочестие. Она пьет из предложенного ей Апофеозой, матерью Афанасии, кубка бессмертия и возносится во дворец Юпитера.

Аполлон дает Филологии в помощь семь служанок. Это и есть Septem Artes Liberales (Семь свободных искусств): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Каждая из них излагает сущность своего предмета.

Начинает Грамматика. Она есть основа всех наук. Такое значение ей придавали в свое время Платон (диалог «Филеб»), Цицерон, Тацит, Сервий. После пышного славословия этой науке излагаются задачи, которая она ставит. Грамматика включает четыре части: literae, Literaturae, Literatus, Literate. Первая – то, что изучается. Вторая – та, что использует первую, т. е. первоначальное обучение письму. Третья – обретение настоящей грамотности. Четвертая – постижение истинного смысла написанного. Буквы имею двойственную природу: они природны при произнесении и искусственны при написании. Капелла подробно говорит, как надо их произносить, рассматривает построение слогов, их связь в слове, ударения, длинные и краткие слоги. Излагаются основы склонения имен существительных, говорится о природе глаголов, наречий, причастий, предлогов.

Говоря о диалектике, Капелла отмечает заслуги в этой области Аристотеля, Сократа, Платона, Варрона, стоиков, особенно Хризиппа и Карнеада. Диалектикой руководствуется сам Юпитер, чтобы правильно судить. Она призвана научить порядку слов, соответствующему вещам. Капелла рассматривает такие категории, как субстанция, качество, количество, соответствие, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Диалектика очень важна для правильного построения утверждения и отрицания, т. е. для ведения диспута. Две другие задачи диалектики связаны с правильностью построения предложения и суждения, наилучшего выражения своих мыслей. Наконец, без нее нельзя построить общую концепцию.

Риторика завершает изложение того цикла, который позднее будет выделен Боэцием и назван тривиумом. Эта наука была очень важна для устной греко-римской культуры, предписывала, как следует говорить, а после Цицерона, – и как следует писать. В качестве задачи этого искуства Капелла выдвигает умение говорить к месту и убедительно. Если античный ритор имел дело с конкретными делами (causae) и общими вопросами (quaestiones), Капелла больше говорит о второй группе, тем самым придавая большее значение умозрительным и абстрактным спорам. Рассматриваются пять частей разработки речи:

inventio – определение предмета,

dispositio – выработка структуры речи,

elocutio – словесное выражение,

memoria – запоминание,

pronuntiatio – произнесение.

В соответствии со школьной традицией он разделяет речь на несколько основных частей:

txordium – вступление,

narratio – изложение,

tractatio – развитие темы, которое делится на

proposirio – определение темы,

partitio – разделение,

argumentatio – доказательство,

conclusio – заключение.

Речь должна быть построена на тщательно отобранном материале, тема четко сформулирована уже во вступлении. Изложение должно быть ясным, правильным, достаточно пышным, отличаться благозвучностью и образностью. Обязательно следует употреблять фигуры мысли (риторический вопрос, восклицание, обращение), фигуры слова (повторение, анафора), специальные обороты и т.д.

После «гуманитарных» наук Капелла излагает основы «математических» дисциплин. Это, прежде всего, Геометрия, которая пытается убедить Меркурия в своей полезности для архитектуры (например, создания знаменитого Лабиринта), скульптуры, для изучения астрономии. Геометрия подробно рассуждает о форме Земли, подчеркивая ее шарообразность. При этом любопытно, что Капелла ссылается на древнегреческого философа Анаксагора. Земля омывается Океаном, который делит ее на верхнее и нижнее полушария. Она делится на пять зон в зависимости от условий обитания. В южном полушарии живут антиподы, ходящие вниз головой.

За геометрией наступает очередь Арифметики. Свою речь она начинает с описания единицы (монады), которая есть начало чисел, символ единого Бога, единого мира, единого Солнца, единой Луны. Дается определение числа, четных и нечетных чисел, простых и сложных, совершенных и несовершенных и т. д.

Появление Астрономии взволновало всех богов. Капелла отмечает древность и значение этой науки, а затем начинает излагать концепцию мира. Мир состоит из четырех элементов и представляет собой сферу, внутри которой находится земля. Земля окружена небом, состоящим из воздуха и огненного эфира. Автор говорит о Солнце, Луне и созвездиях, отдельно описывает планеты. Астрологию он явно не жалует.

В заключение идет описание Музыки. Устами Гармонии автор говорит, что задачей музыки является совершенствование искусства согласования звуков. Есть три рода музыки: звучащая (собственно музыка), ритмическая (в числах) и метрика (слова). Больше он говорит о «звучащей» музыке.

Капелла часто ссылается на многих античных авторов:

в риторике – на Демосфена,

в диалектике – Аристотеля, Хризиппа, Карнеада,

в геометрии – Архимеда, Евклида,

в арифметике – Пифагора,

в астрономии – Пифагора, Платона, Эратосфена, Птолемея, Гиппарха,

в музыке – Орфея, Амфиона, Ариона.

Влияние трактата Капеллы можно увидеть в сочинениях Кассиодора, Исидора Севильского, деятелей Каролингского Возрождения. На рубеже X–XI вв. его перевел на новый немецкий язык Ноткер Губастый. Первое печатное издание сочинения вышло в 1499 г. Он стал одним из самых уважаемых педагогов средневековья и без рассказа о нем невозможно составить точное и полное представление о западноевропейском средневековом образовании. Правда, отношение к нему в исследовательской литературе не однозначное. Его трактат иной раз называли «глупым собранием из девяти книг», а в его деятельности видели всего лишь «бесплодный союз педантизма и фактории, истощающий, как порка средневекового учителя». В последнее время отношение к нему резко меняется на лучшее.

«Семь свободных искусств» – фактически схема работы с архетипическим текстом. В рамках «тривиума» идет подготовка к чтению, а «квадривиум» учит читать текст «правильно». Сначала эти навыки вырабатываются на основе «профанных» текстов, а потом идет переход к Книге книг. Именно эта схема и станет основой педагогической системы средневековья.

Срединная линия представлена и гиппонским епископом Аврелием Августином (354–430). Его фигура уникальна. Глубокий мыслитель, широкий эрудит, знаток и тонкий ценитель практически всех направлений античной философии, незаурядный политический деятель, он сознательно поставил свой талант на службу христианской церкви. Он сам признавался: «И две мои воли, одна старая, другая новая, боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя... Я понимал, что сам являюсь доказательством того, о чем читал, как " тело замышляет против духа, а дух против телаʺ (Гал. 5–17). Я жил и тем и другим». Действительно, «великий епископ Гиппона объединял в себе творческую силу Тертуллиана и духовную широту Оригена с церковным духом Киприана, диалектическую остроту Аристотеля с идеалистическим воодушевлением и глубокими спекуляциями Платона, латинский дух практицизма с одухотворенной подвижностью греков» [499].

Таким образом, перед нами уникальный мыслитель, и можно согласиться с утверждением А. Б. Рановича, что «Августин является мыслителем, перерастающим узкие рамки вероисповедного отца церкви» [500].

Тенденция к систематизации и синтезу культур наиболее ярко оказалась представлена в остготской Италии. Италия – центр римской образованности. Там сложилось одно из крупных «варварских» государств. Король Теодорих покровительствовал античной культуре, привлекал образованных римлян на свою дипломатическую службу, реставрировал водопровод в Риме и древние здания в Равенне. Даже гуманисты XV в. высоко ценили его и считали одним из лучших варварских королей. С симпатией относился к школе и предписывал патриарху Симмаху следить, чтобы все дети ходили в школы, грамматические и риторические. Дети готов должны были обучаться в специальных военных школах, где главным изучаемым предметом было искусство воевать. Теодорих не хотел, чтобы они обучались в римских школах, ибо царивший там страх плетки делал из мужчин трусов.

Большой вклад в разработку синтеза античной культуры и христианства сделал Флавий МагнАврелий Кассиодор Сенатор (ок.490–ок.585). Этот, по словам И. Н. Голенищева-Кутузова, «последний из великих стражей античной культуры» и в то же время «один из величайших деятелей средневекового Запада», «который сбросил тогу и облекся в рясу», прожил бурную жизнь: он был министром двора, консулом, губернатором, хотел создать итало-готское государство, развивать просвещение, организовать в Риме первый христианский университет. Он пытался отстаивать римскую идею на службе у готских государей Теодориха и Аталариха. Кассиодор был автором не дошедшей до нас двенадцатитомной «Истории готов», в которой прославлял династию Амалов. Вскоре разочаровался в возможностях готских государей, а после того как в 540г. византийцы заняли Рим, удалился в свое имение на юге Италии. После его безуспешного ходатайства перед папой Агапитом о создании в Риме под эгидой церкви христианской высшей школы по образцу школы в сирийской Нисибине (первый проект университета!) он решил основать монастырь. Для этого он выбрал место, «где прозрачен свет, мягок воздух, солнечна зима и полно свежести лето» на берегу Тирренского моря.

Кассиодор, продолжая мысли Иеронима и Августина, считал, что светские науки развивают то, что в зародыше содержится в откровении, т. е. он преодолевает существовавшую до него в христианской литературе двойственность в отношении к светской и богословской литературе. И. Н. Голенищев-Кутузов считает, что, возможно, эта теория не была выдумана, а заимствована у византийских богословов, но он ввел ее на Западе, и поэтому средневековье терпимо и даже сочувственно относилось к языческим писателям.

Первой обязанностью монахов Вивария (название монастыря, что, возможно, переводится как «обитель жизни») была забота о своем умственном и духовном развитии. Программа была довольно широкой и составлена в соответствии с античной традицией: грамматика, риторика, логика, математика, музыка, космография, практическая медицина.

В Виварии были созданы библиотека и скрипторий. «Если иные из вас могут осуществить свой подвиг в телесном труде, то мне более по душе труд книжного переписчика. Широко и далеко рассеивается написанное им. Прекрасна воля, похвальна усидчивость тех, кто вещает людям рукою, отверзает язык перстами, несет молчаливое добро и борется против зла пером и чернилами» [501]. Под перепиской Кассиодор понимал и редактирование, исправление текста, перевод с греческого на латинский и даже создание оригинальных произведений. Он «приложил напряженные усилия труда» и собственноручно прокомментировал ряд книг Библии. Для переписчиков им были составлены сжатые руководства: «Наставления в мирском чтении», «Об орфографии». В них даются не только рекомендации переписчикам, но и приводятся сведения о литературе: богословских и юридических трактатах, богослужебных книгах, важнейших комментариях к Библии, произведениях христианских писателей и сочинениях античных авторов по космографии, агрикультуре, медицине, исторических произведениях. В Виварии пользовались такими библиографическими трудами, как «Книга о знаменитых мужах» Иеронима и «Книга о церковных писателях» Геннадия. О. А. Добиаш-Рождественская считала, что большинство рекомендуемых в «Руководствах» книг находилось в самой библиотеке (купленные или переписанные) и что в «в системе чтения мирское занимает первое место». Пять веков этот каталог первой средневековой библиотеки Европы, по мнению историка К. Р. Симона, исполнял функцию пособия для комплектования монастырских библиотек. Виварий благополучно пережил вторжение лангобардов и прекратил свое существование в конце VI – начале VII вв.

Кассиодор, считавший, что знания – это путь к высшей истине, и писавший об этом в отличие от Боэция ясно, разработал схему процесса обучения клирика и применял ее на практике. Особое внимание он уделял дисциплинам тривия.

Младший современник Боэция Кассиодор попытался соединить элементы античной культуры с христианством. В своих произведениях он реализовал образовательную программу Августина, подчиняя изучение светских наук познанию Священного Писания. Значение Касиодора заключается в том, что он не только в теоретическом плане определил место светских наук в рамках христианской религиозной образованности, но и сумел выразить свою позицию в конкретных произведениях - во «Введении» и в особенности во влиятельном комментарии к Псалмам, где он на каждом шагу использует сведения из грамматики, риторики и других «свободных искусств», оправдывая это тем, что содержание наук в древние времена заимствовано их создателями у авторов библейских книг.

Стремясь сохранить как можно больше из гибнувшей великой культуры для формирования новой христианской культуры средневековья Кассиодор «...предложил такую программу деятельности, реализация которой должна была свести неизбежные потери к минимуму». Он первый понял значение монастырей для сохранения остатков античной культуры и применил свою схему построения процесса обучения в основанном им монастыре. Главным в деятельности каждого монаха Кассиодор объявил переписку, перевод и комментарии древних рукописей как богословского, так и светского характера.

«Собственно, чем иным, как не поиском некой устойчивости среди " бушующего моря невзгод" (по его собственному выражению) являются " Варии" Флавия Кассиодора, мудрого политика, сменившего тогу сенатора на рясу монаха?» [502].

Таким образом, в остготской Италии начал формироваться новый тип культуры (христианской) и нового образованного человека (клирика), образцом которого был сам Кассиодор.

Кассиодор для своих монахов в Виварии написал «Руководства к изучению божественной и светской литературы» (Institutiones divinarum et saecularium litterarum).

Он настаивал на том, что риторические фигуры свойственны мировой поэзии. Библия, по его мнению, общечеловечна, заключает те же лингвистические элементы, что содержатся в поэзии всех народов.

Кассиодор утверждал, продолжая мысли Иеронима и Августина, что светские науки развивают то, что в зародыше содержится в откровении. Таким образом, он преодолел существовавшую до него в христианской литературе двойственность в отношении к светской и богословской литературе. Отпала также необходимость «оправдывать» Библию, доказывая, что и в ней имеются общепринятые стилистические фигуры. Напротив, утверждал Кассиодор, эти фигуры проистекают из Библии. Поэтому нет противоречия между стилистикой священного писания и светских произведений. Возможно, что теория эта не была выдумана Кассиодором, вероятно также, что она заимствована у византийских богословов. Однако Кассиодор ввел ее на Западе, и она дала возможность Средневековью относиться терпимо и даже сочувственно к языческим писателям. В «Руководствах» Кассиодор говорит о том, что изучение светской литературы необходимо для понимания Библии. На рубеже VIII-IX столетий Алкуин, продолжая мысль Кассподора, напишет: «философы не сотворили, но лишь открыли свободные искусства; бог их сотворил в самой природе, а нашли их в ее лоне наиболее мудрые из людей».

Основатель Вивария был не богословом, а прирожденным теоретиком стиля. Около 537 г. Кассиодор издал свои «Variae» – сборник актов и официальных писем на основе подлинных документов, составленных им от имени короля Теодорнха, Сборник преследует прежде всего литературные цели и является образцом изысканного дипломатического и административного стиля. Этот стиль восходит к эдиктам и письмам светских канцелярий Западной Римской империи IV–V вв. Таким образом «Variae» связаны с традицией римского имперского делопроизводства. Изящность изложения Кассиодор считал существенным, если не главным элементом бюрократической переписки. Эта элегантность приобреталась обращением к риторическому искусству прежних времен. «Опубликованные нами, декреты, – пишет он, – должны обрести голос предков и постольку достойны похвалы, поскольку исполнены благоухания древности» (Decreta ergo nostra priscorum resonent constituta, quael tantam suavitatem laudis inveniunt, quantum saporem vetustatis assumunt).

По образцу светских канцелярий создавался в V в. слог понтификальных документов. Папские энциклики стали подражать форме императорских эдиктов. Поэтому стиль, выработанный Кассиодором, важен не только для дальнейшего развития стиля королевских канцелярий средневековья, но и для церковных официальных документов. Секретарь Теодориха неизменно обращался к римскому праву, как к первоисточнику государственного права готско-италийского королевства. Одна из сентенций Кассиодора гласит: «Будь мудрейшим подражателем древних» (Sit imitator prudentissimus antiquorurn).

В средневековой дипломатике (в значительной степени также и в гуманистической) можно различить то же деление письма на части, что и у Кассиодора, а именно: протокол, текст, концовка. Протокол делится на призыв (invocatio, например, «Во имя божие!»), обозначение имен, титулов и качеств составителя документа (intitulatio), адрес с именем и титулами того, кому документ направлен (inscriptio), наконец, приветствие (salutatio). После этой вводной части следует текст, разделенный на преамбулу, содержащую общие размышления с литературными аллюзиями и цитатами (exordium, arenga). Преамбула подготовляет изложение послания. После формулы, вводящей в суть дела (notificatio, promulgatio, как, например, «Стало известным...» или «Ведомо всем, что...»), развивается экспозиция, излагающая те обстоятельства, которые побудили написать документ или официальное письмо (narratio). Изложение поддерживается сноской на юридические документы (dispositio) и заканчивается общим суждением (sanctio). Третья часть содержит подпись, скрепленную печатью, свидетельства других лиц (sub-scriptiones), часто также в конце документа встречается формула благословения (apprecatio).

Эта широкая культурная основа и использовалась для формирования политической доктрины, пригодной для любого уголка нового латинского мира. Однако, надо отметить, что важную роль здесь в равной степени играли богословско-культурологические штудии «последних римлян» и практическая их деятельность, так и деятельность правителей «варварских» королевств (Теодорих Великий, Хлодвиг, Леовигильд и др.).

«Реновационная» идея прослеживается и в различных областях общественной жизни того времени, прежде всего в деятельности Теодориха и других представителей Остготского государства.

В условиях живучести элементов античности (латынь, военные и правовые идеи, педагогика, налоговая система) и активного ее использования в новом мире, столь же «лоскутном», как и классическая империя великого народа – создателя и устроителя «мира» (Pax Romana), была использована и взята за основу именно сама идея «Pax» («Мир»). Идея Римской империи сохраняется до мелочей, даже в терминах, поскольку роль земли даже повышается, к тому же опыт управления существует в различных теориях и концепциях. «Варварские правды» пытаются сразу же приспособить его к своей ситуации. Само слово «lex» (закон) получает значение «правды», «истины», ибо он дается от Бога, императора (сначала правитель - ставленник рода, богов, а потом и Бога) и от рода, которому покровительствуют боги (идея завета бога с племенем).

Рассмотрим это на примере взглядов и деятельности Северина Боэция и Теодориха Великого.

Крупнейшим мыслителем того времени, свободно ориентировавшимся в античном наследии, был " последний римлянин" Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480–524 гг.), который был одним из самых читаемых и почитаемых в средневековой школе авторов. Он стал даже своеобразным этическим идеалом. Данте писал о нем в «Божественной комедии» (Рай.X, 127–129):

Узрев все благо, радуется там

Безгрешный дух, который лживость мира

Являет внявшему его словам.

Плоть, из которой он был изгнан, сиро

Лежит в Чельдоро; сам же он из мук

И заточенья принят в царство мира.

Это был энциклопедически образованный человек в области античной философии, математики, поэзии, музыки, теологии. Он заложил основы схоластического метода, дал латинские эквиваленты категориям греческой философии.

Родился в Риме и происходил из знаменитого рода Анициев, «блеск которого со времен Диоклетиана не уступал блеску императорского достоинства», известного в Риме с республиканских времен и принявшего христианство еще в IV в. Богатство рода вошло в поговорку. Отец Боэция был консулом и префектом претория при Одоакре, а его дед упоминается в источниках наряду с Аэцием, победителем гуннов на Каталонских полях. Отца Боэций лишился в детстве и был взят на воспитание знатным человеком – Квинтом Аврелием Меммием Симмахом, который был консулом, а затем главой сената и префектом Рима. Род его был не менее славен. Прадед Симмаха в конце IV в. возглавлял языческую оппозицию христианским императорам в сенате. Его дочь Рустициана стала впоследствии женой Боэция и родила тому двух сыновей.

Благодаря Симмаху Боэций получил превосходное классическое римское образование в лучших грамматических и риторических школах, есть мнение и о том, что он обучался в Греции, в «афинской школе». Кроме того, он получил и хорошее домашнее образование под руководством своего просвещенного приемного отца. Видимо, основным источником образования для Боэция послужила превосходная домашняя библиотека, о которой он с тоской вспоминает в первой книге своего «Утешения философией». Здесь были сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Порфирия, Августина, Плотина, Ямвлиха, Прокла. Евклида, Птолемея, Никомаха, Гомера, Софокла, Еврипида, Катулла, Вергилия, Овидия и др. Его необычная ученость поражала современников. Вот что писал о нем Кассиодор: «Ты вошел в школу афинян, далеко находясь от них, к сонму одетых в греческие плащи ты приобщил облаченных в тогу, чтобы наставления греков сделать римским учением... Ты передал потомкам Ромула все замечательное, что даровали миру наследники Кекропса. Благодаря тебе италийцы постигают на своем языке музыканта Пифагора и астронома Птолемея, сыны Авзонии внимают знатоку арифметики Никомаху и геометру Евклиду, теолог Платон и логик Аристотель спорят на наречии Квирина, и механика Архимеда ты вернул сицилийцам в обличии римлянина. Какие бы науки и искусства ни создала для своих сынов красноречивая Греция, всех их принял от тебя Рим на своем родном языке». Поэт, ритор и епископ Эннодий писал Боэцию: «В твоих руках огонь древней мудрости засиял с удвоенным жаром».

Уже в ранний период своей жизни Боэций прославился как поэт, знаток греческой словесности, прекрасный стилист и даже изобретатель-механик. Задачи своей научной деятельности он однажды сформулировал так: «Все тонкости логического искусства Аристотеля, всю значительность его нравственной философии, всю смелость его физики я постараюсь передать, приведя его произведения в должный порядок, сделав их перевод и снабдив моими пояснениями. Кроме того, переведу и прокомментирую все диалоги Платона. Завершив этот труд, я постараюсь представить философию Аристотеля и Платона в некой гармонии и докажу, что большинство людей ошибается, считая, что эти философы во всем между собой расходятся, тогда как на самом деле в большинстве вопросов, к тому же наиболее важных, находятся в согласии друг с другом». Он не успел все это сделать, закончив переводы лишь некоторых сочинений Аристотеля, относящихся к логике. Но и это имело самые благотворные последствия для европейской культуры.

В возрасте около двадцати лет, как бы завершая свое образование, Боэций пишет цикл трактатов по арифметике, музыке, геометрии и астрономии.

Однако Боэций был не только ученым, но и активно участвовал в политической жизни. Его происхождение вынуждало к этому. Боэций был привлечен Теодорихом к себе на службу. Стремительной была политическая карьера Боэция: он распоряжался финансами королевства, занимал ведущее положение в сенате. В 510 г. становится консулом. В период с 510 по 522 г. о судьбе Боэция нет никаких данных.

В 522 г. Теодорих назначил его на высший в королевстве административный пост «магистра всех служб» (magister officiorum), т. е. фактически на пост первого министра. В том же году оба его сына назначаются консулами. Боэций произносит благодарственную речь королю и награждает ликующую толпу с «триумфальной щедростью». Одновременно Боэций продолжает исполнять обязанности принцепса сената.

Но почти сразу же за взлетом следует падение. В 523 г. Теодорих, заподозрив папу Иоанна в измене, заключает его в тюрьму, где тот скоропостижно скончался. В том же году Теодориху королевским референдарием Киприаном подан донос о тайной переписке сенаторов-заговорщиков с византийским императором Юстином, что было в создавшейся обстановке расценено как государственная измена. В доносе было указано имя сенатора Альбина. На суде над Альбином в Вероне Боэций выступил в защиту обвиняемого, заявил о подложности инкриминируемых ему писем. Донос был оглашен на заседании сената в присутствии короля. При этом было сказано: если тень вины падает на сенатора Альбина, друга Боэция, то эта тень ложится и на главу сената, каковы является он, Боэций. В «Утешении философией» Боэций обосновывает свою позицию тем, что король хотел распространить обвинение на весь сенат. Тогда Киприан обвинил в заговоре и Боэцию, выставив в качестве улик подложные, по утверждению Боэция, письма, на основании которых он был обвинен в том, что «надеялся на восстановление римской свободы», лжесвидетельствовал, святотатствовал, занимался колдовством и …философией.

Молчаливая поддержка сенатом выступления его главы насторожила подозрительного Теодориха. По его приказу против Альбина и Боэция было выдвинуто обвинение в измене. Испуганные сенаторы поддержали это обвинение. Боэций и Альбин были взяты под стражу. Об обстоятельствах конфликта Боэция с остготами свидетельствует он сам в «Утешении философией», а также анонимная хроника «Anonymus Valesianus» и Прокопий Кесарийский в «Войне с готами», написанной в 550 г.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 568. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия