Студопедия — Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и педагогические идеи Алкуина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и педагогические идеи Алкуина






 

Педагогика всегда играла и играет принципиально важную роль в истории общества. Сам по себе этот термин может быть назван синонимом слова «культура», ибо именно педагогика является механизмом трансляции любой культуры во времени и пространстве. Эти «механизмы» формируются, как правило, в переходные эпохи и наивысшего расцвета достигают в период классического этапа развития цивилизации.

Как правило, история педагогики делится на этапы, которые так или иначе связаны с какими-то яркими этапами человеческого развития. Отсюда, чаще всего, предлагались и предлагаются лишь два варианта истории педагогики. При использовании формационного подхода, который в той или иной, явной или завуалированной форме встречается довольно часто, говорят о педагогике первобытнообщинной или родовой, рабовладельческой, буржуазной. Цивилизационный подход позволяет выделить педагогику греческую, римскую, китайскую и т. п. Между тем история педагогики свидетельствует, что есть множество сходных черт в развитии педагогических систем отдельных цивилизаций. Это не означает, что лучше в данном случае предпочесть формационный подход, он в некоторых смыслах тоже явно недостаточен. Преодолеть однобокость и схематичность этих двух подходов исследователи пытались не раз. Так, известный американский историк педагогики профессор Пол Монро в своей «Истории педагогики», не отказываясь в целом от формационного подхода, пытается сочетать его с подходом цивилизационным и в каждом историческом периоде ищет некую центральную идею, которая лежит в основе воспитания. Например, первобытное воспитание у него есть «непрогрессирующее приспособление», греческое – «приспособление прогрессивное», в средние века воспитание – это «дисциплина», в эпоху Возрождения было так называемое «гуманистическое образование». Зато далее, по мере приближения к нашему времени, появляется все больше и больше направлений или течений: религиозное, реалистическое, натуралистическое, психологическое, естественно-научное, социологическое и, наконец, «эклектическое направление настоящего времени» [505]. Между тем, давно уже отмечены в истории педагогической мысли отдельные системы, находящиеся в сложных и неочевидно обязательных и прочных связях с какими-либо историческими периодами или цивилизациями. Таковы «греческая» пайдейя, «эллинистически-римский» риторический идеал, библейско-христианское «учение» и др.

На общем фоне истории педагогической мысли отчетливо видны так называемые «переходные эпохи». Этим периодам парадоксально не везет в истории именно в том смысле, что «жители» последующих, «спокойных» времен приклеивают на них ярлык всего лишь неких мостиков, сходней, по которым цивилизация идет на «чистое» место. В свое время пытался привлечь особое внимание к ним великий русский медиевист Т. Н. Грановский, назвавший их «печальными», полными «трагической красоты». У него было жгучее желание именно в них «услышать последнее слово всякого отходившего, начальную мысль зарождавшегося порядка вещей». Ему «казалось, что только здесь можно опытному уху подслушать таинственный рост истории, поймать ее на творческом деле… Не всякое время, ознаменованное переменами в судьбе народов, можно назвать переходными эпохами. Эти эпохи узнаются по особенным, их исключительно обозначающим признакам» [506]. Другие исследователи впоследствии отметили, что значение этих эпох не только в наличии и борьбе двух тенденций – нисходящей и восходящей. Они обладают и такими особенностями, как интенсивность духовных поисков, высочайшая продуктивность, культурная синтетичность, стремление к максимальной деидеологизации. Как справедливо было отмечено в переписке Н. И. Конрада и А. Тойнби, они являются самыми плодотворными из всех времен. Это так называемые «решающие исторические этапы», когда человечество в целом или отдельные его отряды вступают в критическую полосу своего существования [507].

В свете сказанного имеет смысл присмотреться (на материале раннесредневековой западноевропейской истории) прежде всего к педагогической мысли этих эпох.

Педагогической мысли раннего средневековья до сих пор уделяется далеко не достаточное внимание, отношение к ней упрощено до предела: «Педагогическая мысль находилась в тисках нескольких религиозных догм: люди на этом свете только пришельцы и странники; тело человека – сосуд дьявола; все мирские желания и помыслы греховны; главная задача воспитания – умерщвление плоти и смирение духа. Эти воззрения враждебны науке» [508]. В истории педагогики средневековая школа, однако, просто занимает свое, пусть и своеобразное, место. Достаточно отметить хотя бы то, что ни одна школьная система не сохраняла свои позиции так долго, практически около тысячи лет, что само по себе говорит о ее необходимости и важности для общества. Разумеется, речь не должна идти о какой-либо «реабилитации» средних веков. В свое время известный французский медиевист Жак Ле Гофф уже предостерегал от замены традиционной «черной легенды» о средневековье новой «золотой легендой». Средневековую культуру в целом и педагогику того времени в частности надо попытаться понять «изнутри», в свете ее собственной логики и соответственно ее времени.

Особым этапом развития раннесредневековой Европы несомненно является время существования Каролингского государства (VIII–IX вв.). Сначала новые города в нем, а потом и монастыри становятся центрами новой педагогики, которую можно назвать условно реновационной (от термина «Возрождение»), акцент в которой делается на личности.

Но здесь необходимо вспомнить значение и происхождение этого термина. Он непосредственно связан с таким понятием, как renovatio, происходящего от латинского слова «re-novo, avi, atum, are» – возобновлять, восстанавливать, воскрешать.

Хотя история и «спор без конца», все же из всех исторических периодов ни один не вызывал таких споров и диаметрально противоположных подходов, как история средних веков. Негативное отношение к средневековому периоду породили еще итальянские гуманисты. Для них средние века были периодом, ни к чему не относящимся, пустым, неким «провалом» в развитии культуры. Такое понимание связано со словом medium, одно из значений которого – «средний». Средневековая культура воспринималась ими как находящаяся посредине, между великой античной культурой и их собственной культурой, как вернувшейся в первобытное состояние. Им рано становятся чужды узкий церковный дух средневековой литературы, запутавшаяся в отвлеченных построениях схоластика и символическое религиозное искусство. Чужды и даже враждебны, ибо они всегда помнили, что наиболее законченные формы средневековой культуры сложились на территории Франции и оттуда были занесены в Италию. Отсюда их тяга к античному наследию и как к национальному. Историческая концепция, начавшая складываться еще в XIV в., отличалась четкостью и ясностью. Суть ее заключается в чисто культурологическом подходе итальянцев. Золотой век искусства – античность, а после падения Западной Римской империи наступают «темные века». Искусство приходит в глубочайший упадок и целиком попадает в руки «греков» (т.е. византийцев), которые культивировали «грубую манеру». Подъем начинается только со второй половины 13 века и связан прежде всего с именами Джотто и Чимабуэ. Джованни Виллани в своей «Хронике» под 1334 годом называет его «высочайшим мастером живописи своего времени, наиболее точно следовавшим натуре при изображении фигур и действий». Лоренцо Валла подчеркивал в XV в., что «поднялись и вновь возродились» не только искусства, но и литература. Основатель неоплатоновской академии во Флоренции Марсилио Фичино прямо заявляет о своем веке: «Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти уничтоженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке». Постепенно такое представление стало оформляться и терминологически.

Использован был прежде всего термин «Возрождение». Итальянскими гуманистами он понимался несколько иначе, чем в наше время. Сейчас под Возрождением понимается «обращение к античному культурному наследию, как бы “возрождение” его» (Большая Советская Энциклопедия). Таким образом, Возрождение в данном случае выглядит как форма культурного процесса, обращение к культуре «позавчерашней», через голову культуры «вчерашней», с целью формирования культуры «сегодняшней» и особенно «завтрашней».

По форме это действительно так, но у гуманистов было и свое понимание этого выражения. Перед всем обществом того времени стояла задача обновления и это обновление понималось широко. Если церковь ратовала лишь за очищение религии без обновления культуры, то гуманисты выступали именно за обновление культуры. По мнению гуманистов, именно культура должна вернуться в свое первобытное состояние; «грехопадение» же состоялось вследствие прихода варваров, которые уничтожили великую античную культуру. За основу и был взят церковный термин renovatio, от которого и произошли итальянские слова rinascita, Rinascimento.

Термин начинает фигурировать у немецкого художника Альбрехта Дюрера (die itzige Wiedererwachung), деятеля немецкой Реформации, ближайшего сподвижника Мартина Лютера и крупнейшего гуманиста Филиппа Меланхтона (renascentia studia) и великого Никколо Маккиавелли (Roma rinata). Они используют это выражение, правда, редко и в довольно узком смысле: Ф. Меланхтон в своей виттенбергской речи 1518 г. подразумевает изучение греческого языка и античной литературы, а Н. Маккиавелли заговорил об этом в связи с переворотом Кола ди Риенцо. Но Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее известных художников, скульпторов и архитекторов» обосновывает этот термин, вводит его в оборот, как бы подводя итоги культурному развитию Италии в предшествующие века и констатируя, что «возрождение, преображение» состоялось. Под «возрождением» в духе бурного XVI в. понимается не только обновление наук и искусств, но и изменение сути человеческой природы (такое же значение имел и послуживший основой католический термин renovatio).

Практически вплоть до послевоенного времени термин «Возрождение» применялось почти исключительно лишь к эпохе XIV–XVI вв. Но в свое время академик Н. И. Конрад, выдвигая концепцию Восточного или Китайского Ренессанса, практически поставил проблему универсальности Возрождения. Он считал, в духе того времени, что если везде есть формации, то и везде есть культура перехода от одной формации к другой, в данном случае от феодализма к капитализму, т. е. раннебуржуазная культура Возрождения. Но дело в том, что были еще Каролингское Возрождение, Оттоновское Возрождение, «Возрождение V–VII вв.», «городской ренессанс XII в.», ренессансы или «ренессансные явления» в других регионах планеты. В одном из писем к Н. И. Конраду по поводу сборника «Запад и Восток» А. Тойнби заметил, что некоторые из «моделей» («закономерности, единообразие и повторяемость»), являющихся «результатом единообразия человеческой природы – особенно ее иррационального, эмоционального, подсознательного “слоя”», в частности именно возрождение, «повторялись в прошлом много раз» [509].

В определенные периоды перед обществом стоит задача обновления, и это обновление понимается, прежде всего, как моральное обновление всего общества. Чтобы понять смысл этого обновления, надо учесть то, что в основе размышлений педагогов средневековья лежит традиционный, основанный на Священном Писании опыт понимания человеческой истории. Если в античности говорилось о кругообороте истории, ее движении по кругу, то христианство разрабатывает линейную концепцию истории. История понимается как двухвекторный процесс. Она начинается с грехопадения Адама и Евы, и ко времени Христа человечество заходит в тупик. Для вывода его из этого тупика понадобилась жертва Бога. С тех пор и появилась возможность возвращения в Эдем, в первобытное состояние, состояние до грехопадения.

Действительно, «Возрождение» – это практически особенность развития культуры в целом. Когда общество попадает в ситуацию выбора, трансформации, «стресса», неопределенности, интервенций любого рода и т. п., оно обращается в поисках ответа на возникающие вопросы прежде всего к своему прошлому. Каждая цивилизация имеет свою систему понятий, свой язык, складывающийся в начале ее истории. Если учесть, что ни одна цивилизация не развивается в изоляции и периодически испытывает на себе интервенции извне, не только и не столько военные, сколько культурно-идеологические и экономические, то, противостоя им, она должна выставлять «навстречу» некий «щит» в виде непротиворечивой и популярной системы философско-религиозных и социально-политических идей. Империи, обратим внимание, тоже возникают в такие «стрессовые» ситуации, когда действует совокупность внутренних (пестрота «лоскутков») и внешних факторов. В средневековой Европе, а именно тогда феномен империи достиг своего максимального расцвета, подобные «вызовы» имели место несколько раз.

Таким образом, renovatio («возрождение») – это не просто и не обязательно «сознательное обращение в прошлое», а преображение, возвращение в исходное состояние – состояние до грехопадения. Под «возрождением» здесь понимается не только обновление культуры, наук, искусств и т. п., но и изменение, как уже говорилось, самой сути человеческой природы.

Рассмотрим один из вариантов «реновационной» педагогики на материале Каролингского Возрождения, т. е. «реновационного» процесса, идущего не на «стыке» качественно отличных друг от друга исторических периодов, а внутри одного из них.

Первое, что сразу же бросается в глаза, как и в случае с «Высоким» Возрождением, цивилизация обращается к своим истокам. Причины обращения к ним, разумеется, другие, их место в истории отличаются, но сама по себе «реновационная» идея в этом проявляется обязательно.

В исторической науке употребление термина «возрождение» в применении к культуре Каролингской эпохи является спорным, хотя открытых дискуссий по этому поводу не велось. Термин «Каролингское возрождение» (Каролингский ренессанс) был введен зарубежной историографией еще в XIX в. французским историком Ж. Ампером и немецким исследователем К. Бэром. Основанием для этого термина стали слова самих участников Каролингского Возрождения – Муадвина («К древним обычаям вновь возвращаются нравы людские / Снова Рим золотой, обновясь возродился для мира») и Алкуина («Не новые ли Афины сотворились во франкской земле, только многажды блистательнейшие, ибо они прославленные учительством господа Христа, превосходят всю премудрость академических упражнений»).

Само слово «возрождение», как уже было сказано, впервые появилось и прочнее всего закрепилось в науке применительно к итальянскому культурному движению XIV–XVI вв. И если главной чертой итальянского Ренессанса считать светский антицерковный дух и обращение за образцами к «классической» эпохе античности (демосфеновские Афины и цицероновский Рим), то о «возрождении» у Каролингов в этом смысле говорить невозможно, так как образцом и идеалом для них была христианская империя Константина Великого IV в. н. э. Но, если «возрождение» считать просто резким и явственным культурным подъемом после долгого культурного упадка, при котором культура обращается в поисках образцов не к непосредственно предшествующей эпохе, а через ее голову к более отдаленным, то, как считает М. Л. Гаспаров, именно в таком «расширительном смысле» термин «возрождение» с полным правом применим и культуре Каролингской эпохи[510].

Само Каролингское возрождение М. Л. Гаспаров определяет как возрождение античной культуры на новой христианской основе: античность должна была дать блеск формы, христианство должно было дать ей истинность содержания [511]. Но большинство исследователей культуры раннего средневековья обращались к теме Каролингского возрождения, определяя его в первую очередь как культурный подъем, связанный почти исключительно лишь с политической консолидацией государства Карла Великого [512]. Таким образом, в частности, характеризует Каролингское возрождение А. А. Фортунатов, который определяет его как «момент культурного подъема, характеризующий оформление феодальной формации»[513] и заложивший основы средневекового мировоззрения и школы путем переработки и приспособления к новым условиям феодального общества идейного наследия последних веков рабовладельческой Римской империи.

Совершенно другой характер культурного расцвета Каролингской империи представляет С. С. Аверинцев, определяя характер «Каролингского Ренессанса» как ретроспективный и связанный с заветами поздней античности. Для него этот ренессанс не столько начало новой культурной эпохи, сколько конец старой, прощальная улыбка умирающей Римской Империи [514]. Таким образом, культура Каролингской эпохи приходится на переходный период, затянувшийся надолго и, как отмечает С. С. Аверинцев, дата 25 декабря 800 года (т. е. коронование Карла Великого) имеет значение для политической истории, но не для культурной. Многие историки, однако, придают этой дате особое значение, так как с этого момента было юридически оформлено «обновление Римской империи». Именно цель наведения порядка в христианском обществе в соответствии с августиновской идеей ставил пред собой, по мнению Стефана Лебека, Карл Великий и на осуществление этой цели была направлена и политическая и культурная деятельность императора. Таким образом, идея христианской империи, сформированная при дворе Карла Великого обратила взоры деятелей дворцовой «Академии» к поиску образов, моделей, объемов и перспективы именно в имперской античности. Отсюда «великое Каролингское возрождение» – возрождение через вторичное открытие античного искусства» [515].

Против такого «преувеличенного» понимания Каролингского возрождения выступают некоторые исследователи, отводя ему место «известного подъема культуры, предельно павшей в предшествующие смутные века» [516]. Жак Ле Гофф, говоря, что масштабы Каролингского возрождения явно преувеличены, отмечает, что оно, прежде всего, не было новаторским; принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ; культура каролингского двора ничем ни отличалась от культуры варварских королей, а королевская академия была чем-то вроде светского увеселения. Ограниченность Каролингского возрождения была предопределена тем, что оно отвечало неглубоким потребностям узкой социальной группы [517].

Тем не менее, Ж. Ле Гофф отмечает и значительную роль Каролингского возрождения, которое «было одним из этапов становления интеллектуального и художественного арсенала средневекового Запада… Оригинальные сочинения каролингских писателей составили после Раннего средневековья пласт знаний, оказавшихся в распоряжении образованных людей последующих веков… некоторые архитектурные памятники Каролингской эпохи стали образцами для подражания… Наконец, Каролингское возрождение произвело шедевры миниатюры, в которых вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям свобода линии и яркость цвета» [518].

В соответствии с данной темой стоит обратить внимание на высказанную Е. Б. Антоновой мысль о том, что культура Каролингской эпохи была, «прежде всего, школьной культурой и имела цель в первую очередь распространение и углубление образованности, как необходимую предпосылку дальнейшего культурного развития» [519].

История культурных подъемов при Каролингах и Оттонах демонстрирует, что их предпосылками были политические объединения Европы в рамках двух крупнейших в истории средневековья империй и взаимодействие ученой латинской культуры с варварской и народной культурами. Европа сплотилась вокруг Каролингов в ответ на двойной натиск арабов с юга и славян и аваров с востока. Еще в конце VII в. арабы появились у южных «стен» Европы. В начале VIII в. началось мусульманское вторжение в Испанию. В июле 710 г. небольшой мусульманский отряд в 400 всадников высадился на юге Пиренейского полуострова. Это была разведка боем. Арабы воочию убедились в богатстве и слабости Испании, находившейся под властью вестготов. В следующем 711 г. началось собственно завоевание Испании. Отряды в 7, 5 тыс. и т. д. появились на юге. Вестготы стремительно откатывались на север. Последний вестготский король Родерик (знаменитый Родриго из испанского фольклора) погиб в бою. К 715 г. основные испанские города были захвачены. Полуостров был превращен в провинцию Арабского халифата.

В 732 г. Карл Мартелл в семидневной битве одержал победу над арабами при Пуатье, а его внук Карл Великий (768–814) увеличил территорию франкского государства в два раза и на рождество 800-го года возложил на свою голову корону римских императоров.

В своей деятельности он придавал большое значение церкви, считая, что для построения града Божьего на земле необходимо поднять моральный и интеллектуальный уровень общества. Иначе говоря, необходимо было в условиях растущей идеологической интервенции ислама и сохраняющейся опасности со стороны варварского язычества укрепить позиции религии и церкви. Встреча с исламом была своеобразной репетицией будущего столкновения с городской культурой, ибо ислам синтезировал целый ряд городских культур на обширном пространстве от Гималаев до Атлантики. Варварское язычество было в принципе неистребимо, поскольку в условиях аграрной цивилизации богатейший опыт «общения» человека с природой не мог быть игнорирован. Кроме того, созданный Каролингами первый вариант государственного организма нового типа для своего нормального функционирования нуждался в образованных людях и образование их неизбежно должно было быть в той или иной степени светским, а, значит римско–языческим. Система образования, существовавшая в позднеримскую эпоху, находилась в безусловном упадке. «Когда Карл стал единовластным правителем в западных странах мира, занятия науками почти повсюду были забыты, и потому люди охладели к почитанию истинного божества...» [520]. «Прежде господина короля Карла в Галлии никто не занимался свободными науками» [521].

Духовенство же обладало определенными светскими знаниями, навыками управления, хозяйствования, кадры же светской организации надо было еще создавать. Это и определило направленность культурной политики Каролингов, начиная, как минимум с Карла Мартелла, деда Карла Великого. Этот подъем духовной и культурной жизни и получил название «Каролингское Возрождение».

Образцом «культуры до грехопадения» для Каролингского и Оттоновского ренессансов, как показывает их история, было время Константина Великого, иначе говоря, время зарождения латинско-христианской цивилизации. Это отмечали и сами средневековые авторы. Византийский хронист IX в. Георгий Амартол прямо указывает на это время как на время «начала с божией помощью христианской державы» [522].

Почему именно это время привлекло внимание «первых» европейских гуманистов? Причин тому, видимо, множество. Это было время первых вселенских соборов, появления латинской «Вульгаты», Никейского символа веры, патристики, т. е. время оформления христианства, когда, по меткому наблюдению С. С. Аверинцева, оформились две великие силы, поддерживавшие порядок на тонущем «Титанике» Западной Римской империи – цезаризм (империя) и христианство. Это хорошо видно и в стихах византийской поэтессы IX в. Кассии:

Когда Август на земле воцарился,

истребляется народов многовластие;

Когда Бог от Пречистой воплотился,

упраздняется кумиров многобожие.

Единому царству дольнему

страны служат;

В единого Бога горнего

люди верят.

Исчисляются народы волею Кесаря;

Знаменуются святые именем Господа [523].

Это и время домината, т. е. активного вмешательства римских правителей в общественную и экономическую жизнь государства, что не могло не быть примером уже для Каролингов. Добавим, что это и время окончательного оформления двух основ средневековой цивилизации – христианства и «вульгарной», т. е. общеупотребительной, латыни. Религия – набор базисных, культурообразующих идей, а язык – форма их выражения и трансляции. Это и время апогея римской имперской идеи, когда появился достаточно четко оформленный вариант империи.

Pax Romana после расселения на территории Римской империи «варварских» племен (франков, готов, вандалов, лангобардов, англо-саксов и др.) превратился в латинско-христианский Pax Europeana, а, следовательно, «лоскутная» ситуация сохранялась. Это и обусловило в конечном итоге такую специфику феодального государства как его «имперский тип».

С ними будет связана так называемая теория «трансляции Римской империи». Появилась она таким образом. В 475 г. в Западной Римской империи произошел очередной государственный переворот. К власти пришел выходец из Паннонии по имени Орест. Он сам не стал императором, а возвел на престол своего малолетнего сына. По иронии истории в тронном имени последнего римского императора соединились имена основателя города Рима Ромула и основателя империи Августа. Он стал зваться Ромул Август. Поскольку он был малолетним и реально правил его отец, в народе он получил прозвище Ромул Августул (Августишка). В следующем 476 г. предводитель варварских отрядов Одоакр потребовал от императора треть Италии для размещения своих воинов. Орест от имени сына отказал ему. Воины Одоакра подняли мятеж. Орест был убит, сын его сослан в бывшее поместье Лукулла, замок Кастель дель Ово (Замок Яйца). Одоакр не захотел сам взойти на императорский престол, объявил себя италийским конунгом, и по его настоянию римский сенат принял постановление о том, что Западной Римской империи не нужен больше свой особый император, пусть будет один правитель в Константинополе. Знаки императорского достоинства были отосланы императору Зенону в Константинополь. Таким образом, внешне падение Римской империи выглядело как воссоединение двух половинок, Восточной и Западной, появившихся в конце III в. при императоре Диоклетиане. Средневековые люди по этой причине всегда считали себя жителями Римской империи. В течение всего средневековья «Рим» «транслировался» несколько раз: в 476 г. в Константинополь («второй Рим»), в 800 г. в Каролингскую империю («третий Рим»), в 962 г. в Священную Римскую империю («четвертый Рим»), гуманисты эпохи Возрождения объявили себя «пятым» или истинным Римом.

Речь идет не просто о возобновлении некоей римской государственной традиции, а о духовном Возрождении как возвращении в первобытное состояние, т. е. состояние до грехопадения. Это произошло, как считали средневековые авторы, именно во времена Константина Великого (IV в. н. э.). Именно тогда произошла реализация августиновского града Божьего. Духовное «возрождение» (regeneratione opus) Рима совпало с естественным «рождением» (generatione) нового типа государства. О Renovatio Imperii Romanorum (восстановлении Римской империи, 998 г.) будет говорить и Оттон III, который, как и его отец Оттон II, носил титул «императора римлян» (Imperator Romanorum) вместо титула «императора августа».

Если быть предельно точным, то после падения Рима в V в. имели место две тенденции:

1. представление о том, что Рим так и не был сокрушен, результатом чего и является идея Нового Рима;

2. убежденность в том, что место Рима занимает отныне Церковь.

На Западе эти две тенденции парадоксально и причудливо переплетались. Византия реализовывала, как правило, только первую тенденцию.

Именно в это время окончательно утверждается христианское представление об истории. За основу берется именно латинское понимание ее, сформировавшееся в имперский период: historia – это исследование (в данном случае постижение истины!), знание (т. е. совокупность и энциклопедия!).

Именно во времена «возрождений», в силу особо эмоционального и трагического восприятия истории и превознесения своей собственной цивилизации, появляется и представление о «концеистории». В восьмом веке это особенно рельефно отразил в своих произведениях Беда Достопочтенный (Bede Venerabilis, 674? –26.V. 735). Именно его выводы стали основой для латинских авторов вплоть до конца XII в. Беда - один из крупнейших писателей, историков и теологов раннего средневековья, «первый замечательный энциклопедист заальпийского Запада» [524]. Его перу принадлежат трактаты по истории, философии, теологии, хронологии, математике, орфографии, астрономии, музыке, грамматике и другим наукам того времени, в которых он, по словам И. П. Стрельниковой, собирал «ученость, сложившуюся до него в Европе, и предлагал ее в доступной форме своим соотечественникам» [525]. Наиболее значительным произведением Беды является «Церковная история народа англов» (Historia ecclesiastica gentis anglorum) в пяти книгах, которая не потеряла ценности до сих пор, будучи чуть ли не единственным источником по ранней истории Англии.

Основная идея всех работ Беды Достопочтенного - превосходство христианства над всеми прочими религиями. Как и большинство средневековых историков, Беда понимал историю как прямолинейный прогрессирующий процесс, у которого одинаково важны начало и конец. В трактатах «О неделе» и «О шести возрастах мира» он дает развернутое историко-философское построение, где история человечества представлена как трудовая неделя, приготовляющая к блаженству вечной субботы. Семь возрастов мировой истории (от Адама до потопа–от потопа до Авраама–от Авраама до Давида–от Давида до вавилонского пленения–от плена до Рождества–от Христа до конца света) соответствуют шести возрастам человека (до 7 лет–детство, до 14–юность, до 21–молодость, до 50–зрелость, до 70–старость, до 100–дряхлость). Логическим завершением этой идеи было принятие Бедой счета времени от Рождества Христова, предложенного римским диаконом, папским архивариусом Дионисием Петавиусом (Малым) в 525 г. Дионисий, продолжая работу Кирилла Александрийского по определению срока Пасхи в течении малого индиктиона 153–247 гг. Эры Диоклетиана, вместо следующего 248 г. поставил 532-1 г. от Рождества Христова (или 1285 г. ab urbe condita, от основания Рима). Рождество Христово пришлось, таким образом, на 754 г. от основания Рима. Новая периодизация на континенте долго не принималась. Если в Англии одна королевская хартия помечена уже 604 г., то первый датированный диплом Карломана относится к 742 г. Окончательно новый счет времени был принят только в 963 г. Роль Беды в его распространении очень велика: он ввел его в свои труды и сделал расчет новых пасхальных таблиц до 1064 г., т. е. на следующий после 532 г. великий индиктион.

Дорога истории представляется ему весьма длинной, ведь мир стар (Mundus senescit – мир стареет), и Беда, подобно Аврелию Августину или Иоахиму Флорскому, ощущает себя близким к пределу времени. Шестой трудовой день уже наступил. Сколько лет или веков осталось – не знает никто, но симптомы приближения субботы несомненны, среди них и остановка арабской экспансии Карлом Мартеллом.

Обязательной чертой любой «реновационной» педагогики, в том числе, разумеется, и Каролингской, будет обращение к педагогическим идеям и опыту периода «истоков»цивилизации. Она хорошо прослеживается на примере Алкуина по прозвищу Флакк (в честь Горация около730–804), сыгравший большую роль в истории этого Возрождения. Мы не знаем точно ни даты, ни места его рождения, но можно утверждать, что место это находилось в Нортумбрии недалеко от Йорка, а год рождения (согласно традиции) относится к году смерти знаменитого Беды Достопочтенного, т. е. в 735 г., хотя год этот нельзя считать точно установленным [526]. Происходил он из знатного англосаксонского рода, и настоящим его именем было Alhivine (Алхивин, Алхвине англ.-сакс.), однако сам он предпочитал употреблять латинизированную форму своего имени – Alcuinus (Алкуин) или Albinus (Альбин) [527]. По-видимому, Алкуин с рождения был предназначен родителями для служения церкви. Он попал в число pueri oblati (буквально – «мальчики, предназначенные в жертву»), которых родители с детства отдавали в монастырь, где из них и воспитывали монахов для данного монастыря. Но Алкуин попал в школу при Йоркском кафедральном соборе, где архиепископом был ученик и последователь Беды Достопочтенного Эгберт, который положил начало богатой йоркской библиотеке. Впоследствии Алкуин прославился как один из образованнейших людей своего времени.

По окончании монастырской школы Алкуин остался в Йорке и занялся педагогической деятельностью. К 767 г. он уже руководил городской школой. Преподавание не мешало ему много путешествовать. Во время одного из таких путешествий в 772 г. Алкуин встретился с Карлом Великим, после чего в 780 г. Карл и призвал его к своему двору, где назначил придворным учителем. Алкуин учил королевских детей латыни, стихосложению, астрономии, арифметике и другим наукам. Но этим не исчерпывалась его роль при дворе. Алкуин был с королем и во время войн, и во время ассамблей, где утверждались законы. Карл никогда не пренебрегал его советами. Недаром даже существует утверждение «Без Алкуина Карл Великий не был бы столь велик». Алкуин был не только наставником Карла. Их связывала взаимная привязанность, основанная на взаимном уважении. Под его влиянием Карл Великий задумал широкую программу реформ образования, и Алкуин начал осуществление этого замысла с разработки основ реформы и написания руководств для школы. Реформы охватили все дисциплины.

Большой заслугой Алкуина было то, что он четко сформулировал грамматические правила современного ему латинского языка и упростил орфографию. Это делалось не столько для совершенствования орфографии и грамматики, сколько с целью приведения в порядок литургических книг. Алкуин с большим усердием исправлял ошибки и неточности, которыми, по невниманию писцов, изобиловали христианские манускрипты. Он был прекрасным копиистом и не только сам занимался переписыванием книг, но и создал каллиграфическую школу в монастыре Сан-Марто в Type (Франция), из которой вышли некоторые дошедшие до нас превосходные копии древних манускриптов. Манускрипты того времени писали унциальным шрифтом без каких-либо разделений, что делало чтение очень трудным. Алкуин усовершенствовал каллиграфию, между словами текста появились пробелы. Постепенно это нововведение распространилось по всему миру.

Алкуин был одним из самых влиятельных авторов своего времени. Его литературные произведения были большей частью либо анонимны, либо выходили под псевдонимом Флакк Альбин, который подчеркивал приверженность автора античным традициям. Но имя Алкуин в конце концов стало преобладать. Он оставил после себя прозаические, поэтические, исторические произведения. В литературном творчестве для Алкуина было характерно бережное отношение к литературному наследию античности. Безусловный педагогический талант Алкуина, его обширный преподавательский опыт, приверженность традициям йоркской школы определили его безусловное лидерство в образовательной реформе.

Перу Алкуина принадлежат несколько трактатов – по грамматике, диалектике, астрономии, математике, орфографии. Материал в них подается в виде диалога между автором и его учениками. Алкуин опирался на труды Беды Достопочтенного, Кассиодора. Исидора Севильского, Боэция, Цицерона и других античных и раннесредневековых авторов.

Одной из забот деятелей Каролингского возрождения было собирание элементов образцовой культуры, систематизация их и максимально широкое распространение этого «знания» уже в качестве единого педагогически целого.

Именно поэтому в каролингской педагогике активно использовалось прежде всего античное педагогическое наследие. «Постыдная леность учащихся не должна служить оплатой за благодеяния учителя, и если многие весьма сочувственно отнесутся к известным вашим заботам о науке, то во Франции, быть может, явятся новые Афины, гораздо даже превосходнейшие их, поскольку эта наша славная преподаваемая мудрость Христа Господа превосходит всякую мудрость академической науки. Эта последняя образовавшаяся из наук платонических, славилась семью искусствами; наша же сверх того наделена сполна семью дарами Св. Духа, превосходит в своем достоинстве







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 837. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия