Студопедия — Понятие личности. Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло- векознашш
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие личности. Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло- векознашш






Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло-
векознашш. В русском языке издавна употребляется термин
«лик» для характеристики изображения лица на иконе. В ев-
ропейских языках слово «личность» восходит к латинскому
понятию «персона», что означало маску актера в театре, со-
циальную роль и человека как некое целостное существо, осо-
бенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как пер-
сона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение
«потерять лицо», которое есть во многих языках, означает ут-
рату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском,
японском) понятие личности связывается не только и не
столько с лицом человека, но и со всем телом. В европей-
ской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом,
так как лицо символизирует душу человека, а для китайско-
го мышления характерно понятие «жизненность, куда вхо-
дят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохране-
ние своего «лица», т. е. личности — это категорический им-
ператив человеческого достоинства, без чего наша цивили-
зация потеряла бы право называться человеческой. В конце
XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллио-
нов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и гло-
бальных проблем человечества, которые могут стереть чело-
века с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин «homo» ёос-
ходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого про-
изведен человек, а в европейских языках «man» произво-
дится от «mantis» (рука). В русском языке слово «человек»
имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно,
даже этимологически личностные характеристики человека
несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или
иной культуры и цивилизации.


Первым понятием, с которого следует начинать изучение
проблемы личности, является «индивид». Дословно оно оз-
начает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот
своеобразный «социальный атом», отдельный человек рас-
сматривается не только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы.
Это самая простая и абстрактная, характеристика человека,
говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телес-
но) от других индивидов. Отделешюсть не составляет его
существенную характеристику, ибо отделены друг от друга
и в этом смысле «инди-впдны» все объекты во Вселенной* В
истории философии и социально-политической мысли изве-
стен индивидуализм — философско-этическая концепция,
утверждающая приоритет личности перед любой формой
социальной общности, исходящая из представлений об ато-
марности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма пони-
мается как противостоящий миру в целом, а его сознание —
как единственная реальность, что логически ведет к субъек-
тивизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник
в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой об-
щности и делающем человека самоцелью развития. В этом
смысле индивидуализм был противоположностью коллекти-
визму и особенно псевдоколлективистским концепциям ка-
зарменного коммунизма.

Гораздо более содержателен другой термин «индивиду-
альность»,
обозначающий уникальность и неповторимость
человека во всем богатстве его личностных качеств и
свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный
индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персо-
нифицированная социальная группа (сословный индивид)
и затем как личность. В последней своей ипостаси человек
как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей
и отношений. «...Сущность «особой личности», — писал К.
Маркс, — составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абст-
рактная физическая природа, а ее социальное качество...»
Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивиду-
альным особенностям. Личность тем значительнее, чем
больше в ее индивидуальном преломлении представлено
всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуаль-
ные свойства личности — это не одно и то же, что личност-
ные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие
его как личность.

Индивидуальность — не просто «атомарность» челове-
ка, скорее характеристика его единичности и своеобразия,


выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивиду-
альность человека не отличалась бы от индивидуальности,
скажем стула или стола. Это не является «заслугой» чело-
века и «самость» не является нашей собственностью. Как
хорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабер-
мас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда,
когда человек признается и как вообще личность, и как
именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что
человек есть множественность и у него, как считает, напри-
мер, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого
большого «Я». Человек разделен на множество малых «я».
Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бу-
бер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуаль-
ность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творче-
ство, мой гений». Стало быть, для личности характерно ут-
верждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова».
Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа че-
ловека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратить ·
ся к проблеме генезиса; происхождения личностных особен-
ностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда
рождается личность,
что этому способствует или препятству-
ет? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «лич-
ность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как
индивиды (за исключением так называемых сиамских близне-
цов) и как индивидуальности. Под последним понимается то,
что в каждом новорожденном ребенке уникально неповтори-
мым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе
вся его предыстория. Это относится и к врожденным особен-
ностям биохимических реакций, физиологических парамет-
ров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д.
При рождении, все дети не только разные, но и уникальные,
ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду суще-
ственных признаков. Получение генетической копии — двой-
ника человека - в принципе, видимо, возможно уже к концу
XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по
генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложней-
ших этических проблем.

В последние годы большое внимание уделяется так на-
зываемой пренатальной общности, т. е. формированию осо-
бых отношений между матерью и плодом. Пренатальная об-
щность ограничена во времени зачатием и рождением и
включает в себя все связи и отношения с миром, реальные
и воображаемые, в которых находится женщина, ожидаю-


щая ребенка. Следует отметить, что границы пренаталыюго
возраста (зачатие — рождение) задаются существующей
культурой и не являются раз и навсегда жестко определен-
ными. В восточных цивилизациях считается, что «присутст-
вие» человека в мире начинается еще за год до его зачатия.

Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее
осваивает те воздействия, которые обращены непосредст-
венно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, всту-
пая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с ми-
ром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой.
На втором месяце внутриутробной жизни развивается цент-
ральная (ЦНС) и периферическая нервная система, полуто-
рамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от
света, направленного на живот матери, прикосновения к по-
дошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позд-
нее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод).
Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, «пугает-
ся», «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, из-
меняет поведение в зависимости от настроения матери. С
шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллек-
туальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в
этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эм-
брион снособен увязать свое поведение со знакомым голо-
сом, способен даже к опережающему отражению в своем по-
ведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удо-
вольствия, какие — неудовольствия.

Иными словами, многие предпосылки личностного раз-
вития.закладываются еще во внутриутробном периоде, что
требует соответствующего осмысления в рамках определен-
ного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое
значение, но во многом определяет параметры психической
деятельности взрослого человека. Первый крик — это крик
«нет»!, подчеркивают современные специалисты, это отказ
от того, что называют жизнью. Отражение насильственной,
обижающей, репрессивной по своей природе обстановки
рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизи-
ровал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,
находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой
основе разработал методику «второго рождения». В плане
личностного самоопределения человека важно подчеркнуть,
что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рож-
дению с опытом пренатальной общности. Более того, по-
следние данные науки по поводу специфики генома челове-
ка говорят о том, что мы Находимся в глубочайшем родстве


с живой и неживой природой и в этом смысле предпосылки
личности каждого во многом определяются природным ос-
нованием человека.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индиви-
дуальность, и каждый день его жизни увеличивает потреб-
ность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пси-
хологи сравнивают ребенка первого года жизни с петухом,
ибо плач и крик для него единственно доступные способы
дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, един-
ственные способы самовыражения. Буквально с первых
дней жизни, с.первых кормлений, пеленаний и т. д. форми-
руется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо
узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребен-
ка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравни-
вают с обезьяной по интересу к миру и освоению собствен-
ного «я». Именно в этом периоде проявляются первые чер-
ты личностного поведения, во многом обусловленные тем,
что ребенок попадает в •ситуации свободного выбора. В этом
возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны,
н если окружающие способствуют развитию этих качеств,
становление личности идет гармонично Большое значение
для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» мо-
менты, во время которых происходит запечатлевание ярких
впечатлений внешней среды, что потом во многом определя-
ет.поведение человека. Они носят название импрессинга и
могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой,
потрясшей душу историей, картиной какого-то события или
внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «прохождени-
ем» других возрастных периодов и, с другой стороны, — с
особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и
юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха -
все это формирует личность. На жизненном пути неизбеж-
ны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30-40
лет и застои (25^-30 лет, 40-^45 лет). Рубежами в жизни че-
ловека становятся отрыв от родительской семьи, создание
собственной семьи, рождение детей и т. д. Английский поэт
XVIII в. Вордсворт сказал так: «Ребенок — отец мужчи-
ны». В этом парадоксе хорошо выражена глубокая мысль -
человека делает личностью прежде всего забота о другом
человеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром среди
рецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занима-
ет чувство любви к людям и миру.

Становление личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентации данного общества,


что называют социализацией. Человек учится выполнять
особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответ-
ствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, ро-
дителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный кон-
гекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа
мышления. Можно сказать так: личностью становится прак-
тически каждый человек в процессе развития своей индиви-
дуальности в данной конкретно-исторической обстановке.
Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головно-
го мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то
становление личности — итог взаимодействия человека и
общества. В течение жизни человек может в той или иной
степени утратить личностные черты вследствие развития
хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболева-
ний ЦНС и т. п. В принципе личность может «умереть» в
еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней
структуре этого феномена.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую
личность
или физическое Я. Это тело, или телесная органи-
зация человека', самый устойчивый компонент личности, осно-
ванный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не
только первый «предмет» для познания, но и обязательный
компонент личностного мира человека, как помогающее, так и
мешающее в процессах общения. К физической личности мо-
гут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно,
что многое о человеке можно сказать по данным элементам.
Это же относится и к произведениям ручного или интеллекту-
ального труда человека — украшениям его быта, коллекциям,
рукописям, письмам и т. д. Защита себя, своего тела, своей
идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, от-
носится к числу древнейших личностных качеств человека и в
истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гей-
не: каждый человек есть «целый мир, рождающийся и умира-
ющий вместе с ним...»

Социальная личность складывается в общении людей,
начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По
сути дела она предстает как система социальных ролей че-
ловека, в разных группах, мнением которых он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии, общественной
деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. форми-
руют социальную структуру личности. Психологи отмеча-
ют, что довольство или недовольство собой всецело опреде-
ляется дробью, в которой числитель выражает наш действи-
тельный успех, а знаменатель — наши притязания.


При увеличении числителя и уменьшении знаменателя
дробь будет возрастать. Т. Карлейль по этому поводу гово-
рил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир бу-
дет у ног твоих». Этот принцип культивировали также ан-
тичные философы — стоики и сторонники ряда восточных
философских систем.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень,
ядро нашего «я»> на котором держится все. Это внутренние
душевные состояния, отражающие устремленность к опре-
деленным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не
осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о
«душе» является квинтэссенцией личностного развития.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные мо-
менты жизни начинает задумываться над смыслом своего
существования и духовного развития. Духовность человека
не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем
образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобно
стержню, но н является высшим благом, верховной ценно-
стью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потреб-
ность в духовном развитии личности в полном смысле слова
ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социаль-
ных потребностях. В знаменитом выражении Б. Паскаля о
человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила
духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того,
история дает массу примеров того, как интенсивная духов-
ная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и ис-
кусства, религиозных подвижников) была залогом не толь-
ко физического выживания, но и активного долголетия.
Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, вы-
живали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз
подтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной лично-
сти (так же как и соответствующих потребностей) носит до-
статочно условный характер. Все эти стороны личности об-
разуют систему, каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать доминирующее
значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о
своем теле и его функциях, этапы расширения и обогаще-
ния социальных связей, пики мощной духовной активности.
Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразу-
ющий характер и во многом определяет сущность личности


на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяже-
лые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить
структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеп-
лению» или деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов лично-
сти,
которые прослеживаются на всем историческом пути
развития человечества.

Первый тип — «деятели»· — охотники и рыболовы, во-
ины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и
геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких
личностей главное — активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя. Они «горят» на ра-
боте, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее
плоды и не столь заметны. Бурный рост капитализма при-
вел к культивированию именно такой личности - актив-
ной, знающей себе цену, обладающей чувством собственно-
го достоинства и осознающей меру своей ответственности за
себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких лично-
стях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводил
слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам
Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться
и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз-
мышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе
традиции рода и его историческую память (летописание)
всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие
великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и
Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джи-
на, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов,
либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда тре-
бует определенного дистанцирования, удаления из гущи со-
бытий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное
оружие — слово, Логос, которым они, говоря словами поэта
«жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что
«никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагич-
ны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и на-
стоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно
живыми для современников и потомков.

Третий тип — люди чувств n эмоций, которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через
их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искус-
ства, гениальные прозрения которых зачастую опережают
самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи,
где упоминалась атомная бомба, а его великий современник


А. Блок слышал «музыку» революций задолго до ее начала.
Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь ин-
туиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Четвертый тип — гуманисты и подвижники, отличающие-
ся обостренным чувством ощущения душевного состояния
другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая ду-
шевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое пред-
назначение, в любви к людям и всему живому, в активном де-
янии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швей-
цер и Ф. П. Гааз, А. Дюнан и Мать Тереза, тысячи их
последователей в истории и нашей действительности - жш-
вые примеры служения людям, независимо от их расы, на-
ции, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других
признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего,
как самого себя» находит в их деятельности непосредственное
вплощение. «Спешите делать добро», — этот жизненный девиз
русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует
стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложи-
лись определенные типы личностей, отражающие особенно-
сти Востока и Запада. Так, если сравнить европейский ка-
нон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с
японским, как моделью культур Востока, то очевидны су-
щественные различия. В европейской модели личность по-
нимается как определенная целостность, которая сходным
образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ос-
новной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств
страха и стыда (античное общество), любви к Богу, грехов-
ности человека и корпаративной морали (феодальный мир)
и, наконец, утверждения самоценности человеческой инди-
видуальности и появления феномена отчуждения в Новое
время. Для японцев более характерно восприятие личности
н ее поступков как совокупности нескольких «кругов обя-
занностей» — по отношению к императору, родителям,
друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой
«кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и само-
ценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью.
Европеец предстает как «твердая личность», напоминаю-
щая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен
сохранением своей «мягкой» идентичности, установлением
и поддержанием связей с окружающими.

Особенности восприятия личности в разных культурах
определяются еще и количеством слов (лексических еди-
ниц) для выражения индивидуальных черт личности. Так,


в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре
тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.

Наконец, существующие мировые религии выработали
свой нормативный идеал личности, который отражает сущ-
ность и догматический стержень каждой религии. Так, хри-
стианский идеал личности
в основе своей имеет любовь к
Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем
ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим людям. Лич-
ностное развитие понимается как расцвет всех талантов, дан-
ных человеку Богом и, в то же время, постоянное приготовле-
ние к жизни вечной, осознание своей греховности и спаси-
тельной миссии Христа. Подлинность обретается личностью в
душевном и духовном бытии, когда человек судит и оценива-
ет сам себя, ориентируясь на высшую реальность, на Бога.
Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:
«Тайна личности как индивидуальности состоит, таким обра^·
зом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, опре-
деляющей ее существо особенности, получает выражение об-
щезначимое — общая всем людям, всех одинаково затрагива-
ющая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного
духовного бытия».

Таким образом, в основе христианского учения о лично-
сти лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) с
индивидуальным (человеком), что содержится в тайне фе-
номена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа,
в тайне соединения в нем двух природ — божественной и
человеческой — содержится сущность христианского пони-
мания личности человека. Путь стяжания благодати пред-
ставляется кардинальным направлением жизни человека.

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религий,
христианство сугубо персоналистично, а не концептуали-
стично. Главное — личность Христа и основанная им Цер-
ковь как соединение верующих в единое тело, главой кото-
рой является он Сам. Если говорить об особенностях хри-
стианского миропонимания.как основы нравственного
поведения личности, главный отличительный признак лич-
ности — любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.
Основатель христианства так выразил эту мысль: «Запо-
ведь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил
вас» (т. е. до распятия на кресте). Богатство и неповтори-
мость личности христианства возрастают при движении его
к Богу, а путь в обратном направлении чреват безликостью.

В исламской модели личности главное — строгое и без-
укоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассмат-
риваются шариатом как основные и предшествующие всем ос-


тальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное еди-
нобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и
поклоняться ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за
счет других личных прав и обязанностей. Однако ислам.на-
стаивает на сбалансированности и умеренности, по принципу,
что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать
больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмыслен-
ное кровопролитие и призывает бороться только с теми, кто
сам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четко
разделен на правоверных и неверных, причем в отношении
последних возможны либо священная война, либо они могут
добровольно покориться исламу.

Шариат запрещает все, что может угрожать физическо-
му, умственному и моральному развитию личности, вклю-
чая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся не-
чистыми и т. д. В то же время приветствуется и поощряется
«правильное» пользование всеми радостями жизни и запре-
щается самоотгречение, аскетизм и т. д. Категорически осуж-
дается самоубийство, прелюбодеяние, аборт, контрацепция.
Половые роли четко распределы и закреплены: муж — гла-
ва семьи, ее кормилец и защитник, жена посвящает себя
домашнему хозяйству и воспитанию детей.

Положение личности в обществе определяется на основе
воли Аллаха, запретившего удовлетворять желания одного
человека за счет других. Сурово осуждаются воровство, мо-
шенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры,
«черный» рынок и т. п. Мусульманин обязан активно при-
обретать знания и навыки и использовать их во благо. При
этом категорически запрещается имитировать культуру и
образ жизни других людей. По мнению исламских автори-
тетов, это имеет катастрофические последствия для разви-
тия нации.

Кроме того, ислам считает, что все живые существа име-
ют определенные права над человеком и поэтому запрещает
причинение им бессмысленного вреда. Это относится ко
всем видам ресурсов, включая растительные, водные, мине-
ральные и т. д.

Для личности, воспитанной в духе буддийской тради-
г^ш,
главным является осознание четырех «благородных»
истин и готовность следовать «восьмеричному» пути дости-
жения просветления. Центральная идея содержится в пер-
вой истине, согласно которой страдание является фундамен-
тальным свойством человеческого существования. «Жить
значит страдать», — это является следствием отсутствия по-
стоянства в жизни и вечной ее изменчивости в круговороте


рождений — смертей (сансара). Доказать это логически не-
возможно и зрелость личности определяется по ее способно-
сти постичь эту истину в акте непосредственного видения.

Причиной страданий является «жажда» жизни, когда
человеческое «я» стремится бесконечно удовлетворять свои
желания, все время будучи привязанной к людям, вещам и
обстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает наличие у чело-
века души в европейском ее понимании, но индивид стре-
мится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает
видение реальности. Такова вторая истина.

Далее утверждается, что «истина преодоления страда-
ния» состоит в снятии иллюзорных субъективных устано-
вок. Человек должен «открыть глаза» на обреченность сво-
его бытия в круге сансары, устранить, таким образом, неве-
дение и решиться на достижение нирваны. Последнее
состояние означает отсутствие «паутины» желаний, скреп-
ляющих одну жизнь с другой, символом чего является уга-
сающая свеча.

Наконец, четвертая «истина пути»· содержит описание
восьми ступеней, на которых последовательно осуществля-
ется контроль за сферой позиания, поступками и, наконец,
обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христиан-
ской традиции и в буддийской (духкха) принципиально
различно. В первом случае страдание для личности — это
залог спасения, а во втором оно реализуется в сфере эмпи-
рического бытия индивида. Достижение нирваны является
высшей целью буддийской личности, что осуществляется
при овладении теорией и практикой психотренинга. Одно
направление буддизма — Хинаяна (малая колесница) ак-
центирует идеал индивидуального достижения нирваны и
связанный с этим монашеский образ жизни. Другое — Ма-
хаяна (большая колесница) не настаивает на монашестве
как единственном пути просветления, а развивает концеп-
цию бодхисаттв, т. е. существ, достигших просветления, но
давших обет не уходить в нирвану, а оставаться в мире ради
спасения всех живых существ. Неустанное наращивание та-
ких добродетелей как безграничная вера, готовность к само-
пожертвованию, великодушие и т. п. способно привести к
нирване любого человека.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно
выделить и разные типы личности и пути ее совершенство-
взпия. Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данно-
го понятия и, очевидно, что большинство людей сочетает в
еебе признаки разных типов личностей, а иногда происхо-


днт и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно —
выбор личностного пути и поле его деятельности - резуль-
тат свободного волеизъявления человека. Поотому личность
немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, ис-
тинная природа человека «есть свобода, свободная духов-
ность». Все социалистические теории поддерживали тезис
об обществе будущего, 'где «...свободное развитие каждого
является условием свободного развития всех» (Маркс). Об-
ратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его
ответственности,







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия