Студопедия — Человека. Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры че- ловечества во всех ее подразделениях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человека. Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры че- ловечества во всех ее подразделениях






Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры че-
ловечества во всех ее подразделениях. О них размышляли
пророки и основоположники религий, философы и морали-
сты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поз-
дно не задумался бы о смысле своего существования, пред-
стоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли при-
ходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят
стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Толь-
ко раннее детство или старческий маразм избавляют челове-
ка от необходимости решения этих проблем. А. П. Чехов в
одном из писем написал: «Зафилософствуй — ум вскру-
жится», имея ввиду тот или иной способ решения проблем
жизни и смерти. Однако подлинное философствование не-
возможно без обращения к этим вечным темам. Во всех фи-
лософских системах так или иначе решался этот вопрос, а
А. Шопенгауэр считал, что «смерть — подлинный гений,
вдохновитель или Мусагет философии, отчего Сократ и оп-
ределил ее как «подготовку к смерти».

По сути дела, речь идет о -триаде: жизнь - смерть -
бессмертие,
поскольку все духовные системы человечества
исходили из идеи противоречивого единства этих феноме-
нов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти π обре-


тению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь
трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что-
бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов
высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь —
страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь —сон (Веды,
Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древне-
египетский текст «Разговор человека со своим духом»). «И
возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне
дела, которые делаются под солнцем, ибо все —суета и том-
ление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка»
(Сенека); «Жизнь — борьба и странствие по чужбине»
(Марк Аврелий); «Все пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн
Дамаскин); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрар-
ка); «Жизнь — это повесть глупца, рассказанная идиотом,
полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир);
«Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллю-
зия» (Паскаль); «Вся жизнь — лишь цена обманчивых на-
дежд» (Дидро); «Моя жизнь — вечная ночь... что такое
жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся человеческая
жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных на-
родов типа «Жизнь — копейка». Ортега-и-Гассет опреде-
лил человека не как тело и не как дух, а как специфически
человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь
каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не
складывалась жизнь, как бы она не была длительна — ко-
нец ее неизбежен. Автор Экклезиаста так сказал об этом:
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так
как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Столети-
ями спустя греческий мудрец Эпикур пытался решить этот
вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не
имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем,
смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует,
тогда мы не существуем».

Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная при-
манка для философствующего ума, ибо все наши жизненные
дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек
обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от
животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, жи-
вотные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их
предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные
поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата
за усложнение биологической системы. Одноклеточные прак-
тически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое сущест-


во. Когда организм становится многоклеточным, в него как
бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном
этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы
теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и
воплотить б жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом
такого бессмертия является не существование амебы и не
ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения че-
ловек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете
сил, напоминая гетевского Фауста. «Остановись мгно-
венье», — это девиз такого бессмертия, импульсом которого
является по словам Ортега-н-Гассета «биологическая ви-
тальность», «жизненная сила», родственная той, «что ко-
лышет море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цвета-
ми, зажигает и гасит звезды». Человек не может смириться
с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного
мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой гранди-
озной картины Вселенной, не испытывать «насыщения дня-
ми» как библейские пророки — может ли что-то быть более
заманчивым?

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что
смерть — пожалуй, единственное, перед чем все равны:
бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюби-
мые. Хотя я в древности, и в наши дни постоянно делались
и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывав-
шие «там» и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отка-
зывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо,
какое совершил евангельский Христос, «смертию смерть по-
прав». Замечено, что мудрость человека часто выражается в
спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махат-
ма Ганди: «Мы не знаем, что лучше — жить или умереть.
Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью,
не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково
относиться к ним обоим. Зто идеальный вариант». А еще
задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину,
смерть предназначена для рожденного, а рождение неиз-
бежно для умершего. О неизбежном — не скорби!»

Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту про-
блему в трагических тонах. Выдающийся отечественный би-
олог И. И. Мечников, размышлявший о возможности «вос-
питания инстинкта естественной смерти», писал о Л. Н.
Толстом: «Когда Толстой, терзаемый невозможностью ре-
шить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил
себя, не молсет ли семейная любовь успокоить его душу, он
тотчас усидел, что это — напрасная надежда. К чему, спра-


ишвал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся
в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем же
им жить? Зачем мне любить их, растить н блюсти их? Для
того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя
их, я не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведет
их к незнанию этой истины. А истина — смерть».

Итак, можно выделить первое измерение проблемы жиз-
ни, смерти и бессмертия - биологическое,
ибо эти состоя-
ния являют по сути дела различные стороны одного фено-
мена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, по-
стоянного наличия жизни и смерти во Вселенной,
постоянного их воспроизводства в подходящих условиях.
Известное определение Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ
существования белковых тел, и этот способ существования
состоит по своему существу в постоянном самообновлении
химических составных частей этих тел», акцентирует кос-
мический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звез-
ды, туманности, планеты, кометы и другие космические
тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный
аспект наиболее разработан в восточной философии и мис-
тических учениях, исходящих из принципиальной невоз-
можности только разумом понять смысл этого вселенного
кругооборота. Материалистические концепции строятся на
феномене самопорождения жизни и самопричшгения, когда,
по словам Ф. Энгельса, «с железной необходимостью» по-
рождаются жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселен-
ной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со
всем живым на планете, е ее биосферой, равно как и потен-
циально возможными формами жизни во Вселенной имеет
огромное мировоззренческое значение.

Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого
живого существа уже в силу самого факта рождения при-
надлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе,
вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые сущест-
ва, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жиз-
ни чревато экологическим кризисом. Человек предстает как
малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобрав-
ший в себя все богатство макрокосмоса. Чувство «благого-
вения перед жизнью» (А. Швейцер), ощущение своей при-
частности к удивительному миру живого в той или иной сте-
пени присуще любой мировоззренческой системе. Даже,
если биологическая, телесная жизнь считается неподлин-
ной, транзитной формой человеческого существования, то и
в этих случаях (например, в христианстве) человеческая


плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.

Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмер-
тия связано с уяснением специфики человеческой жизни
и
ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати ве-
ков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов
пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают,. что
все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем,
что умрем π лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все ос-
тальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев вос-
произвести новую жизнь или послужить удобрением почвы
для другой жизни. Человек же. обречен на пожизненные му-
чительные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленно-
сти, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден то-
пить эти проклятые вопросы в вине-или наркотиках. Отча-
сти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом
смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ни-
чего понять, или умственно отсталого человека, который не
в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизни
человека момент зачатия (который невозможно точно опре-
делить в большинстве случаев) или момент рождения?

Известно, что умирающий Л. Н. Толстой, обращаясь к
окружающим, сказал, чтобы они обратили свои взоры на
миллионы других людей, а не глядели на одного льва. Без-
вестная, и никого не трогающая кроме матери, смерть ма-
ленького существа от голода где-нибудь в Африке и пыш-
ные похороны всемирно известных лидеров перед лицом
вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав
английский поэт Д. Донн, сказавший, что смерть каждого
человека умаляет всё человечество и поэтому «никогда не
спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе».

Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия
человека прямо не связаны с разумом и его проявлениями,
с успехами и достижениями человека в течение жизни, с
оценкой его современниками и потомками. Смерть многих
гениев· в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при
этом нет.оснований считать, что их последующая жизнь,
если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гени-
альное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, по эмпи-
рически очевидная закономерность, · выражаемая христиан-
ским тезисом: «Бог прибирает в первую очередь лучших».

В этом смысле жизнь и смерть не охватываются кате-
гориями рационального познания,
не укладывается в рамки
жесткой детерминистической модели мира и человека. Рас-
суждать об этих понятиях хладнокровно можно до опреде-
ленного предела. Он обусловлен личной заинтересованно-


стыо каждого человека и его способностью к интуитивном)
постижению предельных оснований человеческого бытия. В
этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему в
волны среди открытого моря. Надеяться надо только на
себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога,
Высший Разум и т. д. Уникальность человека, неповтори-
мость личности проявляется здесь в высочайшей степени.
Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет
именно этого человека от данных родителей составляет
один шанс на сто триллионов случаев. Если уж это сверши-
лось, то какое же поражающее, воображение многообразие
человеческих смыслов бытия предстает перед человеком,
когда он задумывается о жизни и смерти?

Третье измерение этой проблемы связано с идеей обре-
тения бессмертия,
которая рано или поздно становится в
центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого
возраста. Выделяют несколько видов бессмертия, связан-
ных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки
и т. д. (разумеется, не у каждого), продукты его деятельно-
сти и личные вещи, а также плоды духовного производства
(идеи, образы и т. д.).

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок
большинству людей. Кроме принципиальных противников
брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся уве-
ковечить себя именно этим способом. Одним из мощных
влечений человека является стремление увидеть свои черты
в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Ев-
ропы прослежена передача определенных признаков (на-
пример, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких по-
колений. С этим связывается наследование не только физи-
ческих признаков, но и нравственных принципов семейного
занятия или ремесла и т. д. Историки установили, что мно-
гие выдающиеся деятели русской культуры XIX в. находи-
лись в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век
включает в себя четыре поколения. Таким образом, за две
тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого
из нас был современником Древнего Рима, а 130-й — совре-
менником египетского фараона Рамсеса II.

Второй вид бессмертия - мумификация тела с расче-
том на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фарао-
нов, практика современного бальзамирования (В. И. Ленин,
Мао-Цзэдун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это
считается принятым. Достижения техники конца XX в. сдела-
ли возможною криогенезацию (глубокое замораживание) тел
умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и


вылечат ныне неизлечимые болезни. Такая фетишизация че-
ловеческой телесности характерна в основном для тоталитар-
ных обществ, где геронтократия (власть стариков) становится
основой стабильности государства.

Третий вид бессмертия - упование на «растворение*
тела и духа умершего со Вселенной, вхождение
их в косми-
ческое «тело», в вечный кругооборот материи. Это харак-
терно для ряда восточных цивилизаций, особенно япон-
ской. К такому решению близка исламская модель отноше-
ния к жизни и смерти и разнообразные материалистические
или точнее натуралистические концепции. Здесь речь вдет
об утрате личностных качеств н сохранению частиц бывше-
го тела, могущих войти в состав других организмов. Такой
крайне абстрактный вид бессмертия неприемлим для боль-
шинства людей н эмоционально отвергается.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами
жизненного творчества человека.
Недаром членов различ-
ных академий награждают титулом «бессмертные». Науч-
ное открытие, создание гениального произведения литера-
туры и искусства, указание пути человечеству в новой вере,
творение философского текста, выдающаяся военная победа
и демонстрация государственной мудрости — все это остав-
ляет имя человека в памяти благодарных потомков. Увеко-
вечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зод-
чие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти челове-
чества и имена жесточайших тиранов и величайших
преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создается впечатление, что
чем большее количество человеческих жизней и сломанных
человеческих судеб лежит на совести того или иного исто-
рического персонажа, тем больше у него шансов попасть в
историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на
жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает
у многих состояние мистического ужаса, смешанного с поч-
тением. О таких людях слагают легенды и предания, кото-
рые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением раз-
личных состояний, которые наука называет «измененные
состояния сознания».
В основном они являются продуктом
системы пснхотренинга и медитации, принятой в восточных
религиях и цивилизациях. Тут возможны «прорыв» в иные
измерения пространства и времени, путешествия в прошлое
и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение
причастности к Вечности.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно


как и.пути его достижения, являются обратной стороной
проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы реша-
ются различно, в зависимости от ведущей духовной уста-
новки той или иной цивилизации. Рассмотрим данные про-
блемы применительно к трем мировым религиям — христи-
анству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них
основанным.

Христианское понимание смысла жизни, смерти и бес-
смертия исходит из ветхозаветного положения: «День смер-
ти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной запо-
веди Христа: «...я имею ключи от ада н смерти». Богочело-
веческая сущность христианства проявляется в том, что
бессмертие личности как целостного существа мыслимо
только через воскресение. Путь к нему открыт искупитель-
ной жертвой Христа через крест н воскресение. Это сфера
тайны н чуда, ибо человек выводится из сферы действия
природно-космнческих сил и стихий и ставится как лич-
ность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни человека является обоже-
ние, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная
жизнь превращается в сон, · пустую и праздную мечту, мыль-
ный пузырь. В сущности она есть только приготовление к
жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому
и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который час
не думаете, приидет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не
превратилась, по словам М. Ю. Лермонтова, «в пустую и
глупую шутку»·, необходимо всегда помнить о смертном
часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обита-
ют мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит
на радость или муку. По образному выражению одного из
православных иерархов: «Умирающий человек — заходя-
щее светило, заря которого уже блещет над другим миром».
Смерть разрушает не тело, а тленность его н поэтому она —
не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с об-
разом «Вечного жида» Агасфера. Когда изнемогающий под
тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдох-
нуть, стоявший среди других Агасфер сказал: «Иди, иди»,
за что н был покаран — ему навсегда было отказано в покое
могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожи-
даясь второго пришествия Христа, который один может ли-
шить его постылого бессмертия.

Образ «горного» Иерусалима связан с отсутствием там
болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненави-
сти, злобы н прочих зол. Там жизнь без труда н радость без


печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в
цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженст-
вом, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, при-
чем «друг друга любят как себя». Евангелист Лука так оп-
ределил суть христианского подхода к жизни и смерти:
«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все
живы». Христианство категорически осуждает самоубийст-
во, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и
смерть «в воле Божьей».

Другая мировая религия — ислам - исходит из факта
сотворенпости человека волей всемогущего Аллаха,
который
прежде всего милосерден. На вопрос человека: «Разве, когда
я умру, я буду изведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве
не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он
ничем?» В отличие от христианства, земная жизнь в исламе
расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все
будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь
является необходимой, поскольку в этом случае человек будет
оценивать свои действия и поступки не с точки зрения лично-
го интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда
предполагает творение нового совершенного мира. О каж-
дом человеке будет представлена «запись» деяний и мыс-
лей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приго-
вор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства
законов морали и разума над физическими закономерностя-
ми. Морально чистый человек.не может находится в уни-
женном положении, как это имеет место в реальном мире.
Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описания рая и ада в Коране полны ярких подробно-
стей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а
грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные
«сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока
и вина»; там же «чистые супруги», «полногрудые сверстни-
цы», а также «черноокие и большеглазые, украшенные
браслетами из золота и жемчуга». Сидящих на коврах и
опирающихся на зеленые подушки обходят «мальчики веч-
но юные», предлагающие на блюдах из золота «мясо птиц».
Ад для грешников — огонь и кипяток, гной и помои, плоды
дерева «заккум», похожие па голову дьявола, а их удел —
«вопли и рев». Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя,
так как знание об этом только у него, а «что тебе дано
знать, — может быть, час уже близок».

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значи-


тельно отличается от христианского и мусульманского. Са^
Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли по-
знавший истину или смертен он?, а также: может ли познав-
ший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущ-
ности признается только один вид «дивного бессмертия» -
нирвана, 'как воплощение трансцендентного Сверхбытпя,
Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находя-
щихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда еле
дует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений.
«Дхаммапада» утверждает, что «рождение вновь и вновь-п ·
рестно». Выходом является путь обретения нирваны, прорыв
цепи бесконечных перерождений и достижение просветления,
блаженного «острова», находящегося в глубине сердца чело-
века, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут» Извест-
ный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня
жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни
человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего су-
ществования человека, не видевшего высшей жизни».

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смер-
ти и бессмертию, стремление к просветлению и освобожде-
нию от зла характерно и для других восточных религий и
культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству;
оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным^
ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей
(сансара), а только приводит к рождению в более низком
воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к
своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности
есть непрерывная смерть». Один из самых мудрых поэтов
XX в. У: Уитмен выразил так эту идею - нужно жить
«спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при жизни от ис-
точников страдания, «омраченных действий и скверн» (эго-
изма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и власти
своего «я» — лучший путь обретения бессмертия.

В истории духовной жизни человечества было немало
концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на
безрелпгиозном и атеистическом подходе к миру и чело-
веку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают
за то, что для них земная жизнь — это все, а смерть —
непреодолимая трагедия, которая в сущности делает
жизнь бессмысленной. Л. Н. Толстой в своей знаменитой
исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл,
который бы не уничтожался неизбежно предстоящей
каждому человеку смертью.


Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает
альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь — это принять мысль, которая подтверж-
дается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не-
возможно полное уничтожение даже элементарной частицы,
а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество,
энергия и, как полагают, информация и организация слож-
ных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после
смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле
будут бессмертными. Правда, они не будут обладать созна-
нием, душой, с которой связывается наше «я». Более того,
этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей
жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы
только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отми-
рают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизи-
стых, выпадают волосы н т. д. Поэтому зафиксировать
жизнь и смерть как абсолютные противоположности в прин-
ципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. Это
две стороны одной медали.

Перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны
друг другу, как и любому живому· существу, что стирает
неравенство, на котором основана земная жизнь. Поэтому
спокойное восприятие мысли об отсутствии вечной жизни
моего «я» и понимание неизбежности слияния с «равнодуш-
ной» природой является одним из путей безрелипюзного
подхода к проблеме бессмертия. Правда, в этом случае воз-
никает проблема Абсолюта, на которого можно опереть свои
нравственные решения. А. П. Чехов писал: «Нужно веро-
вать в бога, а если веры нет, то. не занимать ее места шуми-
хой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со
своею совестью».

Второй путь — обретение бессмертия в делах человече-
ских, в плодах материального и духовного производства,
которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде
всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмерт-
но и идет космическое предназначение в духе идей К. Э.
Циолковского и других космистов. Если же для человечест-
ва реально самоуничтожение в термоядерной экологической
катастрофе, а также вследствие каких-то космических ка-
таклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым. Сре-
ди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще
всего фигурировали борьба за освобождение человечества
от классового и социального гнета, борьба за национальную
независимость и обретение государственности, борьба за
мир π справедливость и т. п. Это придает жизни таких бор-


цов высший смысл, который смыкается с бессмертием.

Третий путь к бессмершо, как правило, выбирают люди,
масштаб деятельности которых не выходит за рамки их
дома и ближайшего окружения. Здесь может идти речь о
движении «вглубь», о том, что выражено словами гетевско-
го Мефистофеля: «Теория, мой друг, суха, по зеленеет жиз-
ни древо». Не ожидая вечного блаженства или вечных мук,
не вдаваясь в «хитрости» разума, соединяющего микрокос-
мос (т. е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей
просто плывут в потоке жизни, ощущая себя его частицей.
Бессмертие для них —.не в вечной памяти облагодетельст-
вованного человечества, а в повседневных делах и заботах.
«Веровать в бога не трудно... Нет, вы в человека уверуйте!»
— Чехов написал, это, вовсе не предполагая, что именно он,
сам, станет примером такого типа отношения к жизни и
смерти. Для его характеристики Л. А. Коган предложил
термин «витоп» как критерий, характеризующий все воз-
можные признаки жизненной активности, необходимой для
нормального функционирования человеческого существа.

Можно упомянуть и о других концепциях обретения
бессмертия, направленных на изменение законов приро-
ды («общее дело» Η. Φ. Федорова, пантеизм в духе
идей А. Эйнштейна), достижение «жизни после смерти»
(Р. Моуди, А.' Форд и др.), а также многочисленные ми-
стические течения, основанные на реальном наличии по-
тустороннего мира н возможности общения с ушедшими.
Более того, появляются сведения о наличии у каждого че-
ловека своеобразного энергетического фантома, который
покидает человека незадолго до физической смерти, но
продолжает существовать в иных измерениях. Это вообще
ведет k иному типу пониманию проблемы бессмертия, что
связано с необходимостью самоопределения в вечном мире
информационно-энергетических сущностей.

Современная танатология (учение о смерти) представля-
ет собой одну из «горячих» точек естественнонаучного н гу-
манитарного знания. Интерес к проблеме смерти обуслов-
лен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация гло-
бального цивилизованного кризиса, который в принципе
может привести к самоуничтожению человечества. Во-вто-
рых, значительно изменилось ценностное отношение к жиз-
ни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в
полной нищете и еще один миллиард приближается к отмет-
ке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо меди-
цинской помощи, миллиард людей не умеют читать и пи-


сать, в мире насчитывается 700 миллионов безработных;
200 миллионов детей вынуждены работать с младенческого
возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионы людей во
всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофо-
бии, агрессивного национализма.

Это приводит к выраженному обесцениванию человече-
ской жизни, к презрению жизни как своей, так и другого
человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивиро-
ванных убийств и насилия, а также самоубийств — это сим-
птомы глобальной патологии человечества на рубеже XX —
XXI вв. В то же время на рубеже 60-х гг. в странах Запада
появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находя-
щаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и
ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реак-
цией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок орга-
нов и тканей, генной инженерии, экстракорпоралыгого оп-
лодотворения и т. д.

Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том
числе и по отношению к собственному телесному и духовному
бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вслед-
ствие обострения глобальных проблем человечества. В насто-
ящее время биоэтика охватывает такие сферы, как этические
проблемы эйтаназии, декортикации, аборта, суицида, переса-
док органов, включая мозг, новые технологии деторождения
(включая суррогатную беременность), генной инженерии, по-
ловой самоидентификации человека, отношения к психиче-
скому здоровью и т. д. Эти проблемы решаются на основе су-
ществующих нормально-этических подходов в рамках миро-
вых и национальных религий, гуманистической этики
свободомыслия, а также различных правовых систем.

Особое внимание в последние годы привлекает эйтана-
зия
(дословно «счастливая смерть») как новое явление в
жизни общества, требущее глубокого философского раз-
мышления. Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона,
который предложил так называть легкую смерть с целью
прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Оче-
видно, что в основе этого явления лежит понятие права че-
ловека не только на жизнь, но и на смерть, что относится и
к феномену самоубийства. Различают следующие виды эйта-
назии:
активная, добровольная; активная, недобровольная;
пассивная, добровольная; пассивная, недобровольная.

Решая вопрос о законности и моральной обоснованности
эйтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную
еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен
быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны,


он должен облегчить участь страждущего. В современное
мире эйтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, г
в других странах, в том числе и в России, она запрещена.
Однако проблема существует и в ряде стран (США и др.),
изобретены даже устройства для безболезненной смерти, ко-
торые
сам больной может привести в действие. В истории фи-
лософской мысли было немало высказываний относительно
права человека принять такое решение. Так, Монтень считал,
что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит,
настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада стано-
вятся традицией «поминки при жизни», когда неизлечимо
больной человек, чувствуя приближение смерти, просит со-
брать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функцио-
нируют «хосписы» — больницы для безнадежных больных,
где можно умереть «по-человечески». Этот опыт описан в
книге Р. и В. Зорза «Жить до конца», где обосновывается
философия умирания в счастливом состоянии.

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем
писал 3. Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное
право не только жить, каким он родился, но и умереть в че-
ловеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является
то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми явля-
ются основой и залогом выживания для человечества. Если
раньше любые социальные и природные катаклизмы оставля-
ли надежду на то, что большинство людей выживет и восста-
новит разрушенное, то сейчас витальность можно считать по-
нятием, производным от гуманизма.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1340. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия