Студопедия — Мифология. Мифологическая картина мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология. Мифологическая картина мира






Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Мифология – (от греч. «мифос» - сказания о богах и героях, «логос» - слово, понятие, учение) - форма мировоззрения, постигающая и объясняющая мир с помощью символов, образов, в которой элементы конкретного знания соединены с домыслами и вымыслами. В мифологии не расчленяются субъект и объект, предмет и его обозначение, мышление и чувства. Человек, человеческое сообщество в мифологии не отделены от природы, а природные процессы очеловечены. В мифе нет понятия времени, в нем не разграничиваются противоречия природных и социальных процессов. Происхождение мира, человека и животных, выраженное в форме мифа, подменяет в мифологии объяснение сущности природных и социальных процессов.

Мифологическая картина мира - система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них больших групп людей. Мифофилософия – самая ранняя, архаичная форма осознания мира. Мифофилософия объясняет все, для нее нет непознанного. В мифологической картине мира совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мир здесь описывается мифами (фантастическими сказаниями о духах, богах и героях). Мифологическая картина мира не выделяет человека из природы. Культурное здесь природосообразно, а природа вплетена в ткань культуры, очеловечена. Уже в ранних тотемных мифах проявляется ощущение зависимости человека от природы, преклонение перед ней, избрание ее феноменов в качестве паттернов поведения, табу, понимания своего места в коллективе, ощущения жизненного предназначения первобытного коллектива. В качестве героя-первопредка в данных мифах выступает определенное животное, реже растение, которое не только «породило» данную группу людей, но и дало им некие правила жизни, поведения, предметно-практической деятельности. Поклонение превопредку составляет сердцевину общественной жизни коллектива, скрепляет их родственные узы, помогает выживать в окружающем мире. Космические мифы объясняют зарождение, устройство и развитие мира. Объясняя мир, космические мифы накладывают на него зоо- и антропоморфные характеристики (мир одушевлен, все предметы живые, водоемы, камни, растения и животные мыслят, говорят, охвачены страстями, покровительствуют людям или вредят им). С т. зр. данных мифов мир имеет трехчленное вертикальное строение (образ мирового древа или мировой горы: «верхний этаж» представляет собой небо, в котором обитают птицы, боги, духи, духи предков; «средний этаж» представляет собой наш земной мир, в котором живут люди и животные, а также духи камней, рек, озер, деревьев и т. д.; «нижний этаж», подземный мир, в котором обитают духи, хтонические животные и также духи предков). По горизонтали мир разделен на четыре части света. Вместе они образуют число семь, магическое в большинстве культур мира. Взаимодействие этих трех миров и четырех сторон и предопределяет развитие мира. Все природные процессы объясняются взаимодействием богов, духов, героев. Этим же взаимодействием объясняется жизнь, судьба, деятельность и достижения человека, его смерть. Мир в целом предстает живым существом, в котором люди являются органической частью.

Мифологическая картина мира не знает времени, мир в ней всегда находится в состоянии «сейчас». В ней также не объясняются противоречия, они просто существуют, из них соткан мир. «Правое» и «левое», «мужское» и «женское», «светлое» и «темное» образуют ткань мира. Она также имеет чисто практическую направленность (объясняет как должны действовать люди в обычных и неординарных ситуациях).

Мифологические картины мира существовали не только в первобытный период, они существуют и сейчас в традиционных культурах, а, также, как элемент общественного сознания, существуют и поныне. В современной жизни мифы – иллюзорные мировоззренческие идеи о расовом, национальном или цивилизационном превосходстве, об НЛО, о новейших панацеях и т. п.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия