Студопедия — Религия как форма мировоззрения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия как форма мировоззрения






Синкретизм и аморфность мифологии, не отвечающие возросшим возможностям человека, задачам его жизнедеятельности, порождают новую форму мировоззрения – религию.

Религия ( от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, связь) форма мировоззрения, в центре которой находится вера в сверхъестественное и возможность связи с ним. Религия включает в себя не только миропонимание, но и мироощущение, а также поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки рационального мышления и возможность отрыва мысли от действительности. В религии общие понятия отделяются от обозначаемого предмета, превращаются в мир «сверхъестественного». Религия дает четкое, логически непротиворечивое объяснение происхождения и устройства мира и места в нем человека на основе действие сверхъестественных сил. В религии главное место занимает вера, иррациональное начало. Религия догматична, требует принятия на веру основных положений – догматов, а также преклонения перед религиозными авторитетами. Религия также нестерпима к альтернативным формам мировоззрения. И, наконец, религия утверждает т. наз. «вечные истины», которые человек не способен постигнуть собственным умом, а получает через Божественное озарение, по «Божьей» благодати. Вместе с развитием человеческого мышления и практики, менялись и формы религии. Ранние формы религии, появившиеся еще в первобытный период (тотемизм – вера в животного или растительного первопредка, анимизм – вера в одушевленность мира, фетишизм – поклонение сверъестественным свойствам священных предметов, явлений, магия – вера в то, что с помощью определенных манипуляций можно изменить ход природных, социальных процессов или судьбу человека, отвечали условиям жизни первобытного человека. С появлением социального расслоения и формированием государственных институтов, формируется политеизм – многобожье, в котором каждый из богов отвечает за свою «сферу деятельности», связанную с природными, социальными явлениями, либо с взаимоотношениями между людьми. В языческих религиях (политеизм) можно выделить несколько уровней богов: боги (духи) природных стихий, боги – предки и боги, отвечающие за определенную сферу деятельности во главе с верховным богом. В процессе дальнейшего социокультурного развития вся совокупность «возможностей» богов переносится на одного Бога. Так возникает монотеизм. Бог является основой мироздания, его началом и концом, хотя при главном и единственном божестве существуют также сверхъестественные сущности, выполняющие его поручения, либо стоящие к нему в оппозиции. На стадиях политеизма и монотеизма религия укрепляет свой социальный статус, становясь элементом государственного механизма, формируя систему религиозных профессиональных организаций. По степени охвата верующих можно также выделить национальные (этнические), национальногосударственные и мировые религии. Для последних не имеет значения ни национальная, ни культурная, ни государственная принадлежность верующего. К монотеистическим религиям, в настоящее время относятся: иудаизм, христианство, ислам. К мировым относятся: буддизм, христианство, ислам. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же есть высшая истинная реальность. Религиозная картина мира представляет мир местом действия фантастических, сверхъестественных сил, определяющих жизнь человека и окружающую действительность. В ранних формах религии – это злые или добрые духи природных явлений и духи предков. В политеистических религиях власть верховного бога дополнена деятельностью других богов в конкретных областях природного мира или социальных сферах (боги рек, деревьев, Солнца, звезд, Луны, Земли, любви, раздора и т. п.), которые дружат или воюют друг с другом, поддерживают людей, или препятствуют им. Вместе они определяют природные процессы, катаклизмы, войны, болезни, эпидемии или процветание обществ. В монотеистических религиях творцом мира, определителем направления и цели его развития является Бог. Все остальные сверхъестественные сущности либо служат ему, либо враждуют с ним. В борьбу светлого и темного (которое было порождено светлым, но отошло от него в оппозицию) начал мира вовлечен человек, который выбирает между добром и злом. Исход борьбы предопределен – победа добра над злом. В результате этого мир земной и небесный сольются, наступит Царствие Божие на Земле. Главные факторы, определяющие развитие мира (природные катаклизмы, жизнь людей) – нравственные факторы, сила веры. В новый светлый мир смогут войти только праведники.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако, в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Религиозная картина мира предполагает также предопределяет отношения между людьми и обществами, объединяя единоверцев и разделяя людей разных конфессий. В последнее время начинает усиливаться экуменический подход, согласно которому между религиями должен осуществляться диалог с целью объединения людей в единое человечество.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное (небо и адские слои). Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 906. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия