Студопедия — Этический рационализм Сократа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этический рационализм Сократа






Переход к антропологической проблематике связан с именем Сократа, открывающего новый период развития античной философии. Сократ не оставил письменных произведений, но вошёл в историю как полемист, мудрец, философ-педагог. Мыслитель совершил поворот к человеку, его проблемам. Если натурфилософы стремились постичь закономерности природы, космоса, то Сократа эти проблемы интересуют лишь постольку, поскольку они касаются человека. «Познай самого себе» – это высказывание на входе в храм Аполлона в Дельфах стало центральной идеей в его философии. Человек должен познать себя, найти в себе самом человека. Научиться быть добродетельным, по Сократу, значит постигнуть истину, то общее, что есть в отношении людей к миру, к самим себе. Общее же может быть обнаружено умом (рационализм). Самая главная идея – это идея Блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе справедливости. Для Сократа нет ничего выше этического, нет ничего выше добродетелей. Добродетель же состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Тем самым философ сформулировал учение этического рационализма, согласно которому:

– любое знание есть добро;

– любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ вводит также термин «диалектика» (искусство достижения истины в споре, посредством столкновения противоположных мнений). Основный метод выработанный и применяемый им – «майевтика» (благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины). Сократ использовал и иронию (начинаем с негативного, следовательно, «Я знаю, что я ничего не знаю»).

Историческое значение деятельности Сократа:

– он способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

– искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее;

– открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

– ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов;

– воспитал много учеников, последователей, сформировавших так называемые «сократические школы» (Платон и его академия, мегарская школа, киренская школа и киники).

Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.

 

Философское учение Платона.

Платон – крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной школы – Академии, основоположник объективного идеализма. Основные произведения: «Апология Сократа»; «Парменид»; «Горгий»; «Федон» (диалоги), «Государство»; «Законы». В центре философии Платона находится учение об идеяхэйдосах» – образах или первообразах). Его основными положениями являются:

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

– окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как субстанция;

– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна);

– весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также в онтологии Платон выдвинул учение о триаде, согласно которому всё сущее состоит из 3х субстанций: «Единого», «Ума», «Души».

Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих).

Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле.

Третьей субстанцией является Душа. Она подвижна, объединяет и связывает Единое и Ум («ничто и всё живое»), а также связывает между собой все вещи и все явления. Душа может быть мировой и отдельного человека, душу также могут иметь вещи и неживая природа. Человеческая душа, по Платону, – часть мировой души. Душа бессмертна, после смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Постоянство душ и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Платон также формулирует и идеалистическую гносеологию, следующую из его онтологических представлений. С его точки зрения предметом познания должны стать «чистые идеи» (поскольку материальный мир лишь отражение «мира идей»). Поскольку «чистые идеи» невозможно с помощью чувств (результат чувственного познание – «докса» - мнение, а не истина, сущность), они постижимы с помощью разума, высшей духовной деятельностью. Такой деятельностью может заниматься лишь подлинные интеллектуалы – философы.

Особое место мыслитель уделил проблеме государства. Он создаёт типологию государств (6 типов существующих – справедливых или нет; плюс – «идеальное государство будущего») К справедливым относятся:

- Монархия – власть одного человека;

- Аристократия – власть меньшинства;

- Демократия – власть большинства.

Соответственно к несправедливым он относил:

- Тиранию;

- Олигархию;

- Тимократию.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, то двумя стабильными и наиболее приемлемыми формами государства могут быть аристократия и монархия. «Идеальное государство» будущего – это трехчленное образование сословий философов, воинов-стражей и трудящихся. Работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага, владеют в ограниченных размерах частной собственность. Их добродетель – умеренность. Воины, тренируются, поддерживают порядок в государстве, защищают его, воюют. Их добродетель – мужество. Философы разрабатывают философские теории, познают, учат, управляют государством. Их добродетель – мудрость. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Общая добродетель – справедливость. Жители государства проводят свободное время вместе, вместе едят, вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Рабы существуют (это захваченные на войне варвары) и их труд используется.

Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 3169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия