Студопедия — Западноевропейская Философия второй половины XIX – XX вв
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Западноевропейская Философия второй половины XIX – XX вв






Во второй половине XIX в. изменяется характер философского дискурса. Философия уже не строит всеобщих универсальных систем, охватывающих мир в целом и претендующих на всеобщее знание и истину. Оптимистическая вера в разум и разумное устройство мира сменяется разочарованием в возможностях разума, отказом от логического обоснования нравственно – эстетических, философских проблем. Философия теряет единство, для неё становится характерен плюрализм (сосуществование множества направлений).

Постнеклассическаяфилософия во многом продолжает темы неклассическойфилософии, в тоже время, дистанцируясь от эпохи модерна. Если в неклассическойфилософии еще сохраняется логика - понятийная форма изложения, вводятся категории, хотя и в мифологизированном виде («воля» и «представление» у Шопенгауэра, «судьба» у Хайдеггера и др.), то в постнеклассическойфилософии собственно философский дискурс синтезируется с филологически - литературным, а философские размышления обретают форму игры (философияпостмодернизма). Постнеклассическаяфилософия ратует за реконструкцию философии. Основными чертами неклассической и постнеклассической философии являются:

- иррационализм (отрицание логических связей в природе, восприятия окружающего мира как целостной и закономерной системы, критика диалектики Гегеля и самой идеи развития) – мир - хаос, не имеет целостности, законов развития, не подконтролен разуму и подчинен внеразумным силам;

- плюрализм (сосуществование множества, порой противоположных течений и направлений в философии);

- антропологизм неклассическойфилософии (поворот к проблемам и интересам отдельного человека, личности, смыслу его существования);

- логицизм (стремление свести все знания, в том числе и философское, к логике и языку науки, математике);

- сциентизм - абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества, отрицание философской мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).

- антисциентизм - ограниченность возможностей науки в решение проблем человека и его существования, признание необходимости для этого философии – нечто такого, что принципиально отлично от науки и к чему неприменим принцип объективности исследования;

-критицизм, ирония по отношению к достижениям, установкам предшествующей философии (постнеклассическаяфилософия);

- цитатничество, утрата целостности, мозаичность;

- субъективизм;

- исчезновение «человека» и гуманистических ценностей (дегуманизация) в дискурсе постнеклассической философии.

Наиболее известными философскими направлениями, оказавшими значительное влияние на развитие философского знания этого периода были «философия жизни», экзистенциализм, философия позитивизма, фрейдизм и неофрейдизм, феноменология, герменевтика, философия прагматизма, философия постмодернизма.

Первым направлением неклассическойфилософии можно считать «философиюжизни». У ее истоков стоит философия А. Шопенгауэра, суть которой изложена в работе «Мир как воля и представление». Универсальный принцип его философии - волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в окружающем мире является воля. По мнению мыслителя, философия должна исходить не из объекта и не из субъекта, а только лишь из представления как факта сознания. Он закрепил дуализм Канта, отождествив «вещь в себе» с мировой волей, а явления - с представлением о нём. Воля - «абсолютное свободное хотение», не контролируемое разумом, неисповедимая сила, связанное с космической первоосновой мира. Разум подчинён воле. Шопенгауэр исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовью) и силами эгоизма и злобы. Самым большим несчастьем человека является то, что он вынужден жить в обществе, в котором эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретают извращенную форму. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. Философ отрицает какую - либо моральную ценность общества, предпочитая индивидуальную этику, нравственность, основанную на чувствах, а не на философских абстракциях типа категорического императива Канта. Воспринимая мир как сострадание, человек, должен изжить, умертвить волю к жизни. Если нет желаний, нет и воли, нет представлений мира, нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто. Таким образом, окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность же мира – это мир воли. Воля человека определяет его поступки, а действующая во всём мире всеобщая воля вызывает внешние событие в мире. Окружающий мир есть реализация воли. Судьба человека и его счастье весьма проблематичны, т.к. человек, хоть и обладает волей, но не может повелевать собственной судьбой. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.

Идеи Шопенгауэра были развиты Ф.Ницше в работах «Антихристианин», «Так говорил Заратустра». Суть философии Ф.Ницше можно выразить в понятиях: имморализм, субъективизм. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти и тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирождённых «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они - рабы природы и могут лишь подчиняться. Ницше призывал к «переоценке ценностей», к замене морали в христианско - гуманистическом смысле (смирение, сострадание, терпение) маралью господ (стремление повелевать, правдивость, бесстрашие, уверенность в лживости простого народа, ненависть к трусости и малодушию).

Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться. «Человеку массы» у Ницше противостоит сверхчеловек - существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе, взращенное элитой общества. Находясь вне всяких моральных норм, вне добра и зла сверхчеловек с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира. Неоевропейскому рационализму он противопоставил чувства и инстинкты, отражающие динамику жизни. Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о «вечном возвращении». По его мнению, космические силы имеют предел. Они способны на многие комбинации, но, в конечном счете, происходит лишь повторение того, что уже было иными словами, прогресса не существует.

Вильгельм Дильтей - немецкий историк культуры и философ, представитель «философии жизни». Его основные работы: «Описательная психология», «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах». Для Дильтея жизнь есть способ бытия человека, культурно - исторической реальности, т.к. сам человек и есть история, в которой рассматривается сущность человека. Жизнь, по мнению мыслителя, будучи духовной целостностью, должна пониматься непосредственно; таким образом, понимание есть непосредственное проникновение в жизнь. На таком понимании жизни основано разделение философом всех наук на науки о природе, использующих методику объяснения (т. е. подведение частных понятий под общие) и науки о духе (проникновение в духовный мир и постижение духовного мира человека, понимаемый как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания – религии искусства, философского знания и т. д., в которых объективировался дух предшествующих культур и эпох, вся история человечества). Понимание включает в себя понимание собственного внутреннего мира (интроспекция) и понимание чужого мира путём вживания, сопереживания (эмпатия).

Объектом наук о природе является взаимодействие живых существ, объектом наук о духе - взаимодействие между личностями (человеческий мир). Выдающимся представителем «философиижизни» был Анри Бергсон, создавший такие произведения как «Опыт непосредственных данных сознания» и «Творческая эволюция». Суть нашего сознания, по мнению мыслителя, - «чистая деятельность». Интеллект - лишь поверхностный слой этого потока, а сама «чистая деятельность» достигается в неинтеллектуальной интуиции. Интеллект и его продукты - наука расчисляют жизнь - на отдельные фрагменты, пытаясь их суммировать и воспроизвести жизнь в её полноте, но получает лишь мертвый образ жизни, мира. Наш интеллект легче всего ориентируется в мире мертвых тел, он ясно представляет себе только прерывное, неподвижное. Он не может постигнуть жизнь как творческуюэволюцию. Это доступно только интуиции. Следовательно, жизнь необходима «воспринимать», а не «понимать». Этого достигает искусство. Интуиция основана на инстинкте. Она след инстинкта в интеллекте.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1221. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия