Студопедия — Народы Средней Азии и Казахстана
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Народы Средней Азии и Казахстана






Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где происходило становление ми­ровой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-фе­одальных отношений, пронизанных средневековыми традиция­ми, обычаями, религиозными нормами права и суда, межпле­менной враждой.

Представители народов Средней Азии наделены:

· практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абст­рактными понятиями;

· слабовыраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;

· способностью стойко переносить физические страдания, не­благоприятные погодные и климатические условия;

· высокой исполнительностью, честностью, уважением к стар­шим;

· определенной замкнутостью в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодей­ствия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей.

Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавших этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношение к ней — все это позволяет успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предпо­лагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вя­лую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, отойдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжит свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей.

Большинство представителей Средней Азии слабо выражают свои эмоции и чувства. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие на­роды, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, ко­торые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель ус­воена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ос­лабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать по­блажки себе и своим землякам. Исследователи отмечают их пони­женную общественно-политическую активность в составе много­национального коллектива.

Многие особенности национальной психологии коренных на­родов Среднеазиатского региона объясняются своеобразием свой­ственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргызов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу лю­дей, связанных кровными узами, налагает большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они соверши­ли антиобщественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из самых близких ему людей.

Родственные связи проявляются, например, и в таком нацио­нальном обычае, как, возвращаясь из дальней поездки, приво­зить подарки для многочисленных родственников.

Большую силу имеют также земляческие узы. Если представи­тели этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиоз­ному признаку.

Огромную роль в социально-психологическом становлении молодежи в Средней Азии в настоящее время играет ислам, кото­рый, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиат­ском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы очень несложные.

Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработан­ные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой под­держивать правую.

Представители народов Средней Азии очень тяжело пережива­ют оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуж­даются, идут на конфликты. Зато они очень высоко ценят ровный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение, хорошее отношение к их нацио­нальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искус­ству.

При немалом внешнем и психологическом сходстве народы Средней Азии имеют много самобытных черт. Например, у узбек­ского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напря­женному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся пре­имущественно разведением лошадей и овец, более глубоко зна­ют все, что связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветли­вость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формирова­нию у них значительной сдержанности в общении с незнакомца­ми, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.

Узбеки. Формирование психологии узбекского народа прохо­дило под воздействием интеграции древнего оседло-земледельче­ского ирано- и тюркоязычного населения оазисов современного Узбекистана и кочевых народов степной части Средней Азии. На территории оазисов нынешнего Узбекистана в свое время распо­лагались три ханства — Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот про­цесс длился несколько столетий и завершился в XIX в.

На формировании узбекского народа отразилось и то обстоя­тельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и становление таджиков как нации. В развитии узбекского этноса наблюдались те же, что и у таджиков, процессы — образование больших территориально-хо­зяйственных комплексов, таких, как Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т. д. У населения этих регионов вырабо­тались свои особенности материальной и духовной культуры, своя специфика национальной психологии.

Узбеки сохранили огромную любовь к родной земле. За много­вековую историю им не раз приходилось брать в руки оружие и защищать свою отчизну, свои жилища. Все это утверждало в их сознании высокое чувство патриотизма. Любовь к своей земле, своему краю дополнялась общей гордостью за свою нацию.

Узбеки чистоплотны. С незапамятных времен считалось обяза­тельным не только систематически подметать комнату, двор, но и улицу у ворот или калитки. Эта традиция живет и сегодня. И если в другом регионе страны узбеки по собственной инициативе отвеча­ют за уборку территории, можно быть уверенным, что чистота и порядок будут поддерживаться постоянно и добросовестно.

Социологические и психологические исследования показыва­ют, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих професси­ональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам окружающих, выше всего по­читают своих родителей и родственников, боятся, когда до пос­ледних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточ­ной профессиональной компетентности. К сожалению, в настоя­щее время для узбеков стало непрестижно занятие производи­тельным физическим трудом, поэтому многие стремятся занять должности в сфере материального распределения, торговли.

К национально-психологическим особенностям узбеков отно­сятся также решительность, обдуманность, доверчивость, добро­желательность, отзывчивость, особенно в начальный период их нахождения в многонациональном коллективе, готовность прий­ти на помощь, умение владеть своими чувствами. Вместе с тем некоторым из них присущи замкнутость, стеснительность, малообщительность, настороженное отношение к выходцам из других регионов, в том числе из Прибалтики и Закавказья.

Узбеки высоко ценят уважительное отношение к культуре сво­его народа, истории, национальным чувствам, обычаям, тради­циям. Если в многонациональном коллективе сложился устойчи­вый, здоровый, интернационалистский по своему характеру мо­рально-психологический климат, они проявляют трудолюбие, ис­полнительность, добросовестность. В тех же коллективах, где сло­жилась напряженная морально-нравственная атмосфера, они склонны к конфликтам, тяжело переживают оскорбления, про­являют злопамятность, способны совершать необдуманные по­ступки.

Издавна значительная часть узбекского населения была спло­чена кровнородственными узами, общностью совместного труда. Сегодня эта традиция дает о себе знать в поведении узбеков, особенно сельских жителей, проявляется в стремлении образо­вывать устойчивые земляческие группы, живущие иногда по за­кону круговой поруки. В последнем случае такие группы приоб­ретают иногда негативную общественную направленность, так как преследуют узкоэгоистические интересы. Порой они агрес­сивно относятся к представителям других национальностей, стре­мятся подчинить своему влиянию выходцев из других регионов Средней Азии.

Некоторые узбеки из-за слабой общеобразовательной и языко­вой подготовки избегают технических специальностей, но, взяв­шись за их освоение, учатся упорно и достигают хороших резуль­татов.

 

И службу не нарушай, и дружбу не раз­рушай.

Узбекская пословица

 

Узбеки очень переживают отрыв от дома, от родных и близ­ких. С родителями и родственниками они поддерживают тесные связи, советуются по многим вопросам, откровенно пишут им о своих неудачах и недостатках. Привыкание к новым трудовым условиям в большинстве случаев протекает довольно сложно. Ска­зываются существенные различия в образе жизни при переезде в другой регион. Частично сгла­дить остроту переживаемых чувств позволяет общение с земляками, прослушивание национальной музыки, песен, участие в концертах художественной самодеятельности. При доб­рожелательном к ним отношении узбеки не скрывают своих чувств и переживаний, готовы с радостью поделиться новостями с ро­дины, рассказать о своей семье, о сложившихся отношениях [251; 271].

Туркмены. Название народа в переводе на русский язык обо­значает «туркообразный». Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полага­ется обязательно пожелать ему: «Пусть каждое зерно станет тыся­чей» или «Пусть хорошо взойдет семя». Такие приветствия и по­желания высказываются в адрес любого работающего.

Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток — зеленый чай («чок чай»).

Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться хорошего отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпе­раменту немедлительные, но и не слишком быстрые. Охотно уча­ствуют в общественной жизни, старательно выполняют поруче­ния.

В республике прочно сохраняются послушание и уважение к старшим — аксакалам. Если старший по возрасту попросит млад­шего об услуге, отказываться считается неприличным. В присут­ствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта. Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в це­лом в государствах Средней Азии, обусловлены исламской рели­гией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного на­селения, в том числе и молодежи. Религиозность населения под­черкивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетен­ными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными от­ношениями, которые зачастую выдаются за национальные при­вычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами жизни (например, религиоз­ное бракосочетание), прибегают не только верующие. Под давле­нием религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблю­щихся и неверующих.

В процессе исторического развития туркменской нации воз­никла традиция объединения людей в мобильные группы для ре­шения различных задач; группы легко возникают при необходи­мости и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисцип­лины, подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.

В национальном характере туркмена уживаются самые проти­воположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и ковар­ство необходимостью в отношениях с чужими. Туркмен сострада­телен и нежен к животным и вместе с тем может быть жесток и даже бесчеловечен к другим людям — «врагам». Результатом соци­ально-экономического и культурного развития страны стали та­кие национально-психологические особенности народа, как вы­сокая эмоциональность, воинственность, свободолюбие, непри­ятие власти над собой, умение переносить боль и страдания.

 

Проявишь скромность — достоинство приобретешь, проявишь гордость — от­поведь найдешь.

Туркменская пословица

 

Свойственно туркменам и честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Даже случайно нанесенные обиды туркмены по­мнят долго, переживают глу­боко, прощают их только в том случае, если обидевший при­знает полностью свою вину и в присутствии других людей принесет извинения. На пове­дении туркменов сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через продолжи­тельное время может проявляться в жестоких формах [3; 124; 220; 270].

Таджики. Исследования показывают, что для таджиков наибо­лее характерны такие национально-психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опира­ющийся на абстрактные выводы и обобщения, умеренно выра­женная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, опреде­ленная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда на­стороженное отношение к представителям других национально­стей, высокая оценка уважительного отношения к себе со сторо­ны других народов.

Таджиков отличают упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, исполнительность. Они дружелюбны, но вме­сте с тем могут быть и скрытными до тех пор, пока не изучили окружающих. Не прощают моральных и физических оскорблений, идут из-за этого на конфликты. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны. Высоко ценят профессиональное мастерство. Насто­ящий «усто» (мастер) — высшая похвала для таджика.

Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незна­ние этой особенности нередко приводит к конфликтам. Тут нуж­ны терпеливая разъяснительная работа, убеждение. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к стар­шим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа.

Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и перио­дической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко заго­раются и так же быстро остывают.

Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым де­лом. Последовательная постановка перед таджиками целей во всех сферах трудовой деятельности в тесной связи с их личными инте­ресами, психологическая поддержка позволяют руководителям многонациональных коллективов уверенно управлять их станов­лением на профессиональном поприще, поддерживать у них по­стоянный интерес к труду.

Верность как черта характера воспитывается у молодого тад­жика с детства. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5 — 6 человек и более. У де­тей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности.

Каждый таджик стремится беречь свою честь смолоду. Его вос­питывают так: иди прямо, не увиливай от трудностей, будь чес­тен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких чертах проявляется психология нации.

 

Поспешность приносит много раская­ний.

Таджикская пословица

 

Нельзя не учитывать и тот факт, что в Таджикистане зна­чительная часть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 29 лет не учится и нигде не работа­ет, не получает трудовой закалки. Это создает дополнительные трудности для адаптации таджикской молодежи на производстве, в коллективах предприятий [119; 158].

Киргизы — один из древнейших народов, населяющих Сред­нюю Азию. Многовековая борьба за национальную независимость способствовала его особому сплочению, стремлению к взаимопо­мощи при решении любых проблем. До сих пор существует тради­ция «ашар» — тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. К нему прибегают при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоемких работ. Совместный труд вос­питывает киргизов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу.

К числу национально-психологических особенностей кирги­зов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, ис­полнительность, сообразительность, способность сохранять при­сутствие духа в сложных обстоятельствах. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. От­личаются высокими волевыми и моральными качествами, вынос­ливостью, упорством в преодолении трудностей. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура сказа­ний — богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, уме­ние переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее за­щите от врагов.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим, тради­ции воспитания национального достоинства. Неуважительное от­ношение к родным, родственникам при беседе с представителя­ми киргизской национальности воспринимается очень остро. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внима­тельности и терпения.

Киргизы — очень гостеприимные люди. У них выработался це­лый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью ко­чевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточной информированностью людей. В то же время в их среде сложилось чинопочитание, даже угодничество. Угоще­ния распределяются в зависимости от старшинства, от занимае­мого человеком положения в обществе.

Киргизы, в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого меж­национального общения, поэтому быстрее адаптируются в много­национальных коллективах. Исследователи отмечают их стремле­ние к порядку, общительность. К представителям славянских на­циональностей киргизы относятся хорошо. Возникают отдельные трения с лицами узбекской национальности, что связано с исто­рией Кыргызстана. Власть кокандского хана, геноцид местного на­селения формировали негативное отношение к поработителям.

 

Кто охотно помогает другому в добром деле, тот и сам может рассчитывать на помощь.

Киргизская пословица

 

Следует учитывать тот факт, что довольно часто представители этой национальности попадают под влияние отрицательно направ­ленных микрогрупп, а со временем сами принимают на себя роль организаторов таких групп. Из­бежать этого можно, если ак­тивно привлекать выходцев из Кыргызстана к общественной и профессиональной деятельности, где бы они несли ответственность не только за себя, но и за товарищей, за сослуживцев [38; 56].

Казахи. За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, тра­диции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональ­ном общении и взаимодействии с ними.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответствен­ность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладе­вать теми или иными приемами и особенностями любой деятель­ности, сообразительность, исполнительность. Они наделены под­вижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в дос­тижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональ­ной деятельности они достаточно активны.

Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость – не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не про­сто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен про­щать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, об­щительны, храбры, верны слову, гостеприимны.

Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодей­ствии с другими людьми, умеют находить надежных и верных друзей среди представителей разных народов, преданны в друж­бе, всегда придут на помощь товарищу. При общении с предста­вителями других национальностей они, как правило, не боятся сказать человеку правду прямо в глаза.

Следует иметь в виду, что если в коллективе сложилась небла­гоприятная атмосфера, то казахи ведут себя настороженно, тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что может явиться поводом для новых конфликтов. Только равные требования к представителям всех национальностей служат основой для нор­мальной обстановки в коллективе, где трудятся казахи.

 

Отвечай за то, что сам совершил.

Казахская пословица

 

В социальном и национально-психологическом облике южных и западных казахов есть определенные различия. До сих пор суще­ствует разделение на так называемую белую и черную кость. К первым относят казахов южных районов. Порой в их среде дают знать о себе элементы эгоизма, родовой кичливости. В этих облас­тях бытует негласное деление на жузы (родовые кланы), где дей­ствуют своеобразные жизненные нормы и принципы, со­гласно которым предпочтение всегда отдается казаху из своего рода. Выходцы из данных областей очень слабо владеют рус­ским языком, многие вообще его не знают.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1017. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия