Студопедия — Феномен повседневного мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феномен повседневного мира






Повседневный мир — это мир, в котором мы живем каж-
дый день и час. В нем мы рождаемся и в нем умираем.
Именно здесь мы радуемся и плачем, ссоримся и миримся,
любим н ненавидим, оттого повседневность как бы и вовсе
не замечается людьми, словно воздух, которым дышишь.
Наверное, поэтому философия веками игнорировала при-
вычную жизнь, отдавал предпочтение вещам более слож-
ным и проблематичным: истине, добру, красоте, сущност-
ным определениям бытия. А между тем только в рамках
этого до скуки привычного эмпирического мира для нас воз-
никают и расцветают все другие «миры»: искусство и нау-
ка, мечта и фантазия, загадочные дебри математики и сия-
ющие облака религии. Только жизненный мир при всех сво-
их иллюзиях обладает непосредственной достоверностью.

Примечательно то, что в XX в. повседневность стала
объектом внимания философов, первоначально не помыш-
лявших об изучении обыденных дел. Разговор о ней начи-
нает Эдмунд Гуссерль — человек, желавший найти основа-
ния рационального, научного сознания. Однако решить по-
добную задачу оказалось невозможно без обращения к
повседневным контекстам сознания, поэтому Гуссерль вво-
дит понятие «жизненный мир».

Понятие «жизненный мир» как и понятие «повседневный
мир*,
применяемое в феноменологической социологии, про-
тивопоставляет обыденную жизнь теоретизированию. Сфе-
ра понятий, категорий, теоретических конструкций разного
уровня порой выступает для исследователя как «более ис-
тинная», сущностно понятная действительность. «Научная
картина реальности» кажется значительней, чем сама реаль-
ность, исполненная случайностей, несовершенства, много-
образной чувственной кошсретшсн. Это представление вос-

• 3S9


ходит к классическому рационализму, полагавшему, что за
смутностью и неверностью повседневности можно и нужно
усмотреть твердый каркас логических законов, онтологиче-
ский «становой хребет» текущего эмпирического процесса.

Однако философские исследования конца XIX - начала
XX вв. показали, что даже совершенные и строгие логико-
теоретические построения — не выражение сущности мира
«как она есть», а лишь наш познавательный иструментарий,
важнейшие черты которого складываются в повседневной
жизни людей, в области обыденных представлений и пере-
живаний, состоянии и установок сознания. «Мир теорий» —
лишь часть нашей повседневности, вырастающий из нее и
становящийся ее собственной составной.

Точно так же зависимыми от повседневности и вплетенны-
ми в ее эмпирическое кружево оказываются «мир искусства»,
«мир мечты и грезы» и даже «мир потустороннего». Мы ни-
чего не знаем о способах своего гипотетического посмертного
существования, мы даже не может представить, каково.оно;
похоже ли на некий вариант нашего земного быта или напо-
минает переживания, получаемые в измененных состояниях
сознания, при употреблении наркотиков и медитативной
практике И пока мы живем, от всяких такого
рода своеобразных переживаний, мы. неизбежно возвращаем-
ся в обыденность; мир твердых раздельных предметов и чув-
ственных ощущений, мир социокультурной коммуникации и
здравого смысла. Повседневность — источник и вместилище
любых других вариантов реальности.

Являясь синкретическим процессом, включающим в себя
существование всех иных известных человеку «миров», по-
вседневная жизнь представляет собой единый.универсум,
обладающий своими собственными внутренними законами и
характеристиками. Особенности повседневного мира в его
отличии от «мира природы», рисуемого естественными нау-
ками, описали немецкие социологи Альфред Шюц и Томас
Лукман в книге «Структуры жизненного мира» (1974 г.).
Это прежде всего интерсубъективность. Повседневность
выступает как-действительность, возникающая и формиру-
ющаяся лишь в общении, в постоянно возобновляемом кон-
такте людей. Ее ведущие Составные не «предметы» и «про-
цессы» сами по себе, а человеческие смыслы.

Обыденная действительность сплошь соткана из значений,
которые мы придаем вещам и отношениям, более того, соци-
альные «предметы» и их границы находятся в прямой зависи-
мости от того, как они понимаются обществом в целом, а так-
же отдельными его группами и индивидами. (Простой при-


мер: «качество» и границы таких повседневных явлений, как
«преступность», «порядочность», «любовь», «политическая
власть» зависят от того, какие значения и в каких конкрет-
ных контекстах им приписываются.) «Природный мир, — пи-
шет Д. Уолш, — не зависит от признания или непризнания че-
ловеком его существования, даже если последний анализиру-
ет его в терминах структуры значений, которая не присуща
ему по самой его природе. Напротив, данный социальный
мир неизбежно прекращает свое существование, если ему от-
казано в человеческом признании, ибо вне такого признания
он не обладает свойством существования».

Повседневность, создаваемая в коммуникации, подвер-
жена постоянным uнmepnpemaцuя^i и переинтерпретаци-
ям.
Все в ней толкуемо, прочитывается и перечитывается,
создаются бесчисленные варианты понимания, прирастают
и убывают смыслы. Поэтому главной проблемой межлично-
стного общения, развертывающегося в пласте повседневно-
сти, оказывается проблема понимания. Интерпретативный
характер повседневности создает ее сложную внутреннюю
структуру, порождает множество разномасштабных «реаль-
ностей», переплетающихся, борющихся и взаимнодополня-
ющих друг друга.

Однако обыденность не есть клубок спутанных ниток,
скорее, это единый функционирующий организм. Ее смыс-
ловое целое внутри себя упорядочено, существует ряд ус-
тойчивых, общепринятых, ведущих интерпретаций, позво-
ляющих, в конечном счете, говорить о «типе культуры»,
«единой ментальности» и. т. д. В основе всех смысловых
флуктуации лежит некоторое количество инвариантов, оп-
ределяющих актуальное отношение большинства членов об-
щества к природе, к потустороннему, к задачам и возмож-
ностям их собственной жизни, к труду, семье, справедливо-
сти и т. д. Эти варианты имеют предписывающий характер,
подобно парадигме в научном знании, и создают у людей
некое общее мировоззрение и сходную в основных чертах
картину мира.

Обыденный мир - мир прагматический. Живя в по-
вседневности (а не в грезах и не на теоретических высотах),
люди заботятся о собственном выживании, о качестве жиз-
ни, о сохранении своего «неорганического тела» — окружа-
ющей социальной предметности. Они заняты целедостиже-
нием, связанным с межчеловеческими отношениями: приоб-
щением к социальному статусу, дружбе, любви, признанию.
Здесь же решаются задачи практической самореализации в
различных сферах деятельности. Именно поэтому, живя по-


вседневной жизнью, человек ищет н находит устоявшиеся
рецепты поведения, кратчайшим путем приводящие его к
искомой цели. Причем цели могут быть самые разные,
вплоть до цели освобождения от желаний и потребностей.
Рецаипурпостъ, стандартность — важнейшие черты обы-
денного сознания, свойственного повседневности.

Обыденное сознание, к которому причастсн каждый из
нас, будь он академик или дворник, — всепроникающий,
конститутивный момент повседневного мира (приписывание
значении и смыслов — собственная и прямая функция со-
знания). Оно характеризуется рядом специфических черт,
непосредственно знакомых каждому и резко отличающихся
от тех, которые наука предъявляет в качестве рационали-
стического эталона.

Прежде всего, обыденное сознание включает великое
множество представлений, принимаемых человеком на веру
(если пытаться проверять каждое констатирующее или
предписывающее представление, с которым мы сталкиваем-
ся в быту и деятельности,.то никогда не сдвинешься с мес-
та). «Общие места», «очевидности» —важнейшая состав-
ная нашего осознания реальности. По словам А. Шюца,
наше знание о мире — это набор типологических конструк-
ций. Вера в определенный порядок мироустройства, дове-
рие к сложившимся социокультурным установлениям, при-
знание разделяемых всеми фундаментальных допущений —
предпосылка нормального человеческого поведения, орга-
ничного включения в определенный социум (другой вопрос,
что в ходе жизни истинность или справедливость каких-то
первоначально принятых взглядов может быть подвергнута
сомнению или отрицанию).

Обыденное сознание строится по принципу «вокруг
субъекта»,
этим оно в корне отлично от научно-теоретиче-
ского познания, желающего получить представление об объ-
екте и вообще рассмотреть любое явление действительности
как объект. Нормы и ценности, рецепты и предписывающие
формулы, призывы и запреты — все это арсенал обыденно-
го сознания, «обслуживающего» человеческую практику.

Однако было бы неверно считать наше повседневное со-
'и.аиие состоящим только из застывших «рецептов», одере-
веневших клише, неподвижных схем, забивающих поведе-
ние в свои жесткие колодки. Та составная (ракурс) обыден-
ного сознания, который именуется здравым смыслом,
позволяет нам правильно оценивать меняющуюся ситуа-
цию, приспосабливать свое поведение к обстоятельствам,
блюсти свой человеческий интерес во всех перипетиях жиз-


пенного процесса. Он выражает одповремешю логику пред-
мета, логику целедостгокения и своеобразную логику соци-
альных норм.

Наконец, обыденное сознание не сводится только к ком-
поненту «знания». Пронизанный обыденными представле-
ниями повседневный мир - это мир переживания.

«Эмоции», «чувства», «высшие чувства», «страсти»,
«состояния», «эмоциональный тон», «переживания», «ра-
дость», «спокойствие», «гнев», «страх», «грусть», «удив-
ление», «восхищение» — вот названная наугад малая часть
понятий н терминов, которыми пользуется психология и
философия для описания повседневного мира как мира пе-
реживания. Эти слова употребляются и в обыденной речи,
хотя над их смыслом и содержанием обыденное сознание
специально не рефлексирует. Переживание как существен-
ный компонент обыденной жизни — это прежде всего эмо-
ционально-окрашенное состояние внутреннего мира, кото-
рое дано человеку непосредственно.

В переживании мы слиты с переживаемым, оно явлено
нам без отстраненности, без дистанции, поэтому человек
оказывается «охвачен» тем или иным чувством, «погру-
жен» в приятное или неприятное состояние. Переживания
протекают спонтанно (хотя могут быть вызваны и намерен-
но!), невозможно одновремено переживать и рефлексиро-
вать над собственным чувством, так как рефлексия преры-
вает переживание и делает его неким предметом анализа,
находящимся в прошлом, за пределами актуального момен-
та. Переживания могут быть самыми разными по своему со-
держанию, модальности (позитивные и негативные), дли-
тельности (возможны кратковременные вспышки эмоций
или же «эмоциональный тон», настроение, сопровождаю-
щие человека годы и десятилетия). Все виды ценностных
отношений дацы прежде всего в форме переживаний, т. е.
существуют как неразрывные эмоционально-ценностные
синтезы.

Разумеется, представленные здесь характеристики мира
повседневности не исчерпывают его возможного описания.
Социологи-феноменологи выделяют иные его важные чер-
ты: наличие «базисного знания», системы релеваптио-
стей, «фоновые ожидания»,
без которых невозможны со-
гласованные действия индивидов. Однако у социологов
свои задачи. Рассмотрим, как изучают повседневную дейст-
вительность разные теоретические дисциплины.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 827. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия