Студопедия — Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях






Каждый, кто интересуется национальной спецификой семей­ных отношений, должен помнить, что существует два рода труд­ностей, свойственных для них. Во-первых, эти отношения значи­тельно отличаются от отношений в семьях, где супруги являются представителями одной национальности. Их надо предварительно очень хорошо изучить, осмыс­лить, а затем и учитывать, иначе нельзя добиться эффек­тивного взаимодействия супру­гов. Во-вторых, мы обычно ис­пытываем значительный дефи­цит информации о том, что происходит в семейных отно­шениях вообще, у представи­телей конкретных этнических общностей тем более. Многие из них вдвое-втрое более замкнуты в силу строгости или необыч­ности национальных традиций.

 

Когда два человека, любящие друг друга или связанные между собой каки­ми-нибудь отношениями, расходятся между собою в образовании, в идеях, в наклонностях и привычках, тогда разлад и страдание той или другой стороны, иногда и обеих вместе, делаются до та­кой степени неизбежными, что становит­ся даже бесполезным хлопотать об их устранении.

Д. И. Писарев

 

Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние, столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотно­шениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлет­ворения самых разных потребностей. Частичное или полное удов­летворение лишь некоторых из них ведет к ссорам, а затем и хро­ническим конфликтам, разрушающим семью.

Есть в этом и национальная специфика, опыт изучения которой свидетельствует, что конфликты в семейных отношениях могут быть:

· более или менее сильными в зависимости от традиций, в которых воспитаны супруги, относящиеся к представителям раз­ных этнических общностей;

· очень своеобразными, поскольку на них накладывают отпе­чаток специфические формы взаимоотношений и поведения, при­нятые в той или иной этнической среде;

· более или менее легко регулируемыми, так как каждая на­ция вырабатывает и накапливает опыт решения подобных про­блем;

· совершенно особыми, когда речь идет о семье, в которой объединились супруги, представляющие разные национальности с очень специфическими семейными традициями.

В современной социальной психологии используются различ­ные основания для классификации супружеских конфликтов: не­удовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др. Конфликты в семейных отношениях на националь­ной почве все же предпочтительнее классифицировать по потреб­ностям супругов.

По этому основанию обычно различают:

· конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлет­воренной потребности в ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения (особенно сильны эти конфликты в семьях, где супруги являются представителями разных националь­ностей, различия в психологии и традициях которых значитель­ны, а порой и несовместимы);

· конфликты, размолвки, психологические напряжения, воз­никающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребно­стей одного или обоих супругов (существует большая национальная специфика сексуальных отношений, которая не всегда может удов­летворять супругов — представителей разных национальностей);

· психологическая неудовлетворенность, депрессии, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внима­ния, понимания, юмора, подарков (здесь также имеется доста­точно сильная национальная специфика; есть нации, у предста­вителей которых не принято отчетливо и часто оказывать знаки внимания жене со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Северного Кавказа, а у удмуртов, баш­кир — наоборот);

· конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэф­фективным затратам средств семьи (у некоторых народов Север­ного Кавказа, у калмыков расходы на эти пристрастия супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей некото­рых финноугорских национальностей такие расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

· финансовые разногласия, возникающие на основе не согла­сующихся по разным причинам потребностей супругов в распре­делении семейного бюджета, вклада каждого супруга в материальное обеспечение совместной жизни (у финноугорских и тюрк­ских народов России все эти разногласия строго регламентируют­ся одинаковой долей ответственности за них, которую несут со­гласно национальным традициям и муж и жена, а у народов Се­верного Кавказа такие разногласия просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

· конфликты, ссоры, размолвки на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага (в принципе супруги, от­носящиеся к представителям разных национальностей, заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей, но тем не менее к ним необходимо адаптироваться);

· конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаи­моподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в се­мье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского про­исхождения, а муж — представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

· конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве раз­личий потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби [131].

Есть этнические общности, традиции которых просто не до­пускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обеих сторон в браке, и конфликты у них по этому поводу или малочис­ленны, или регулируются национальными нормами. К ним отно­сятся большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюрк­ские народы.

Есть и этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если они имеют место, то на почве межнациональных различий возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками (как правило, это касается браков между представителями славянских и северокавказских на­родов).

Все разнонациональные семейные пары по степени подвер­женности их конфликтным отношениям можно разделить на оп­ределенные типы.

Благополучная семья —это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтничес­ких отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья — это та, в которой имеются постоянные области, где потребности, интересы, своеобразные националь­но-психологические особенности супругов, детей, других членов семьи приводят к столкновениям, порождая сильные и продол­жительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брач­ный союз может сохраняться длительно благодаря другим факто­рам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья — это брачный союз, в котором противосто­яние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов се­мьи. В подобных семьях супруги занимают непримиримые пози­ции в отношении друг друга, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Такие семьи или сразу же распадаются, или ка­кое-то время находятся на грани распада. Причиной этого могут быть не адаптированные друг к другу традиции супругов разных национальностей.

Невротическая семья характеризуется длительно протекаю­щими ссорами между супругами. Часто причиной этих ссор яв­ляется непрекращающееся противостояние родственников суп­ругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями разных этнических общностей.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 838. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия