Студопедия — Повседневность и экзистенциальные проблемы философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Повседневность и экзистенциальные проблемы философии






Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев-
ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди-
видуального бытия. Повседневный мир, предлагающий расту-
щему человеку более или менее сбалансированный набор сте-
реотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает
полной бесконфликтности развития сознания, не создает пси-
хологической «ваты», в которую можно упаковать душу, со-
хранив ее тем самым от противоречий и ударов.

Во-первых, сам «набор» установок обыденного сознания
включает множество противоречащих друг другу утвержде-
ний, ставя индивида перед необходимостью выбора той или
иной «максимы» в конкретной ситуации. Во-вторых,
жизнь, развиваясь и меняясь, порождает новые ситуащш.не
предусмотренные существующей житейской мудростью.
Это особенно характерно для переломных эпох, когда ста-
рые ценности и культурные установления рушатся, созда-
вая нормативно-ценностный хаос, а новые только вызрева-
ют в подспудных глубинах массового сознания. В-третьих,
каковы бы ни были морально-психологические «выходы»,
предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их
без собственного личного прочувствования и осмысления.

Повседневная жизнь — это не только привычное, спо-
койное, «накатанное» существование, при котором изо дня
в день и из года в год воспроизводятся одни и те же эмоци-
онально-нейтральные ритуалы (встал, почистил зубы, по-
шел на работу, посмотрел телевизор и т. д.). Это и откры-
тия, и потрясения, и разочарования, и восторги. «Высшие
точки» нашего бытия, наиболее сильные страсти посещают
нас все в том же.повседневном мире, а не в романтическом
раю, и не в заоблачных теоретических высях. Именно в
рамках самой обыденной повседневности мы оказываемся
перед лицом фундаментального выбора, определяющего
«быть или не быть», обязывающего нас избрать самих себя
(каким быть?). Среди каждодневной суеты приходят вы-
сшие жизненные откровения.

Спектр экзистенциальных проблем чрезвычайно широк.


Важнейшая — это сама жизнь, ее онтологическая укоре-
ненность в других измерениях действительности, выходя-
щих за рамки повседневного мира (Бог, Космос, потусто-
роннее). Жизнь, которая складывается как некая судьба,
путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе
моментов неизбежности, случайности и свободного выбора
самого человека. Жизнь, которая проходит фазы детства,
юности, зрелости и старости, всякий раз принося человеку
новые радости и печали.

Жизни противостоит смерти (или продолжает ее?). Это
другая экзистенциальная проблема, не сходящая со страниц
философских исследований. Смерть это то, что обессмысли-
вает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и
значение. Смерть пугающая и избавляющая, ненавистная и
желанная. Означающая окончательное исчезновение или
новое истинное рождение. Темы жизни и смерти ставят воп-
рос о человеческом «я». Кто я? Смертен я или бессмертен,
множествен или един? Как складывается мое «я»? оно пол-
ностью зависит от мира других или обладает потенциями
уникальности, индивидуальности, свободы? должен ли я
любить самого' себя, и что значит моя любовь к себе в кон-
тексте моих отношений с другими?

Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк-
зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле-
мами добра и зла, моральности и аморальности. Могу ли я
правильно понять другого человека, и как я воспользуюсь
••этим пониманием? могу ли я сопереживать другому, а он, в
свою очередь, мне? вечно ли одиночество, столь тяготящее в
наши дни.многих и многих, или же оно преодолимо, что де-
лает возможным некое «светлое братство» человеческих душ,
дружно живущих без зависти, ненависти и жестокости?

Экзистенциальные проблемы философии — выговорен-
ные в словах самые интимные и тонкие человеческие пере-
живания, голос отчаяния и голос надежды. Например,
страх и стыд — эти «темные» состояния души — много-
кратно обсуждались в контексте как религиозных, так и
безрелигаозных представлений. Философы часто берутся
говорить вслух о том, что люди скрывают от самих себя,
стараясь соответствовать некоему социальном] эталону. Од-
нако темой экзистенциальной философии, не чурающейся
страха и стыда, является также любовь — великая светлая
творческая сила, любовь во всех ее проявлениях и ипоста-
сях — от влечения полов до любви к Богу и Отечеству.

Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво-
бода,
вопрос о мере человеческих возможностей и тех объ-


ектпвных и субъективных ограничителях, которые стоят на
ее пути. Свобода и необходимость, свобода и запрет, свобо-
да и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь —
вот лишь несколько ракурсов, в которых может быть рас-
смотрена человеческая свобода, выступающая для цивили-
зованного человечества как признанный идеал социального
и индивидуального бытия.

Экзистенциальная проблематика, постоянно возникающая
в ходе повседневной жизни, всегда интересовала философов.
В древности индуистская ведическая традиция органично
включала в себя вопросы, связанные с судьбами индивиду-
ального «я», его жизни и посмертья, его нравственного пути
и пределов свободы. В Европе тему человека впервые поднял
Сократ, исследовавший пути к добродетели и возлагавший
надежду на спасающую роль знания. В яркой и недвусмыслен-
ной форме важнейшая экзистенциальная проблема — счастье
- была выражена Эпикуром и впоследствии подробно обсужда-
лась поздними стоиками: Сенекой, Марком Аврелием.

Средневековая философия рассматривала экзистенци-
альные проблемы в рамках религиозного христианского ми-
ровоззрения. Для нее характерны религиозно-нравственный
поиск, постановки вопросов богооставленности, н грехе,
Христе и дьяволе, о смысле жизни и смерти, о путях добра
и зла. Эти вопросы не были абстрактными, они непосредст-
венно проецировались на повседневную жизнь. Мир обы-
денности, увиденный через Бога, — вот специфика экзи-
стенциального поиска средневековья.

Эпоха Возрождения возрождает античную тему человека,
предающегося радостям и горестям повседневной жизни без
ежеминутной оглядки на потустороннее. Лучшие умы Воз-
рождения описывают повседневность как клокочущий вулкан
страстей. Предметом экзистенциального анализа выступают
алчность, глупость, властолюбие, похоть, страх, смех. Вместе
с тем фшюсофы-возрожденцы ставят в полный рост тему че-
ловеческого достоинства, которая, к сожалению, во многом
забыта авторами последующих поколений. На страницах воз-
рожденческой литературы мы встречаемся с человеком дерза-
ющим, желающим, действующим, обладающим гордостью и
обуянным гордыней - т. ё. с живым «сыном своего време-
ни», каким он являлся в своем повседневном бытии.

В Новое время философия надолго отворачивается от
индивидуальных экзистенциальных проблем, сосредотачи-
вая свое внимание на поисках идеального научного метода,
позволяющего проникнуть далеко за рамки повседневного
мира, приблизиться к сути вещей, к тем логически строгим


законам, которым буйный обыденный мир почему-то не
всегда подчиняется. Однако в этот период рождаются раз-
мышления Блеза Паскаля о ничтожестве и величии челове-
ка, пристально изучает страсти и аффекты Давид Юм, рас-
сказывает своим читателям об индивидуальных нравствен-
ных переживаниях и тайных уголках души Ж.-Ж. Руссо.

В XIX в. Л. Фейербах, с одной стороны, и С. Къеркегор,
с другой, изучают глубинные внутренние переживания лично-
сти, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально проти-
воположные пути выхода из страхов к любви и гармонии.

Однако наибольшего внимания экзистенциальные про-
блемы удостоились в нашем столетии, породившем целое
направление экзистенциализма, хотя исследованием по-
вседневных смысложизненных переживаний человека зани-
маются и другие философские течения.

Работы М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета положили
начало обсуждению темы человеческого бытия, которое
концентрирует в себе суть мирового бытия, но, тем не менее
(а, может быть, именно поэтому) в корне отличается от бы-
тия вещей, от отношений вещных, -предметных по своему
характеру. Поиск своего истинного «я», судьба, развитие
человека во времени — все это экзистенциальные вопросы,
активно обсуждаемые в XX в.

М. М. Бахтин и М. Бубер развивали другую экзистенци-
альную тему, тесно связанную с первой: восприятие себя и
восприятие другого, диалогичность общетш, возможности и
пределы понимания.
Обе эти темы объединил в своих фило-
софских изысканиях Ж.-П. Сартр, выдвинувший на первый
план идею абсолютной свободы и абсолютного одиночества
человека среди других людей.

Проблема «человек и Бог» поднималась в современной
протестантской философии (К. Барт), в христианском
персонале (Э. Мунье), в русской философии (Н. Бердя-
ев, С. Л. Франк и др.).

Большую роль в разработке экзистенциальной пробле-
матики сыграло психоаналитическое направление, образо-
вавшее впоследствии ряд синтезов с другими философски-
ми концепциями. Философия здесь тесно переплелась с
психологией. Особо можно выделить вклад таких авторов,
как Э. Фромм и В. Франкл, чьи работы посвящены пробле-
мам человеческой свободы, счастья, поиска высших ориен-
тиров, способам выхода из моральных и психологических
кризисов, столь характерных для людей XX в.

Стоит подчеркнуть, что марксизм, многие годы сущест-
вовавший в нашей стране в качестве официальной, единст-


веггно верной философии, 'практически не обращался к эк-
зистенциальным проблемам. Появившись в XIX в. как мак-
росоциологическое учение, он рассматривал общество как
объективный, закономерно функционирующий организм, не
снисходя до «индивидного» и «индивидуального» уровня
его действия. Практически все «экзистенциальные идеи»,
появившиеся в нашей философии в 70-80-х гг., были заим-
ствованы у западноевропейских авторов, ибо сама принятая
в советской философии метода не располагала к анализу
бытийных переживаний.

Сыграли свою роль и идеологические установки, не поощ-
рявшие рассмотрение «упаднической тематики», связанной со
смертью, одиночеством, страданием, религиозной верой. Ра-
зумеется,
это не означало, что в повседневной жизни не было
экзистенциальных проблем. Они есть всегда и всегда имеют
спектр конкретных решений в массовом сознании. Еще тол-
ком не изучен вопрос о том, каковы же были идейные, мо-
ральные и психологические механизмы, действовавшие в на-
шей стране на протяжении семи десятилетий и помогавшие
«среднему человеку» осуществлять свой «экзистенциальный
баланс» в условиях фактического запрета религии и практи-
ческого отсутствия психологической службы. Впрочем, отно-
сительно сегодняшнего дня мы можем задать такой вопрос с
неменьшим основанием, ибо переживаемый ныне период ха-
рактеризуется еще и тотальным идейно-нравственным упад-
ком. Однако это тема другого исследования.

Для философского разговора об экзистенциальных про-
блемах нужен определенный язык. Это язык не столько же-
стко связанный с· предшествующей философской тради-
цией, как тот, которым пользуются для рассмотрения гносе-
ологических или логических вопросов. Это язык, легко
принимающий в себя наряду с философскими и религиоз-
ными терминами понятия психологии, обыденные выраже-
ния, образные сравнения, метафоры. Он предполагает сво-
бодную, раскованную речь, способную гибко и разносторон-
не обрисовать свой текучий и многосложный предмет —
экзистенциальные переживания. Чувства и состояния, труд-
ноуловимые в слове, должны здесь, тем не менее, обрести
свое вербальное воплощение, и поэтому философ вправе
прибегать к любым доступным ему выразительным средст-
вам, чтобы суметь проанализировать то, что в принципе до
конца не выразимо и не разложимо. Такого рода анализ ни-
когда не может достичь полноты, и экзистенциальные раз-
мышления напоминают движение к горизонту, который по-
стоянно отодвигается от нас и все время остается впереди.


Специфика языка предполагает и своеобразную форму
исследования.
В письменной речи — это жанр эссеистшш,
позволяющий автору говорить от себя, не будучи скован-
ным внешними канонами. В устной, речи — это лекция-бесе-
да, живой обмен мнениями и впечатлениями, активная об-
ратная связь.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 993. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия