Студопедия — Глава I. Зачем нужна философия? 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава I. Зачем нужна философия? 14 страница






и познание регулярностей на феноменологическом уровне должно дополняться

познанием генетических, производящих причинных связей. Познавательный процесс,

идущий от следствий к причинам, от случайного к необходимому и существенному,

имеет целью раскрытие закона. Закон же детерминирует явления, а потому познание

закона объясняет явления и изменения, движения самого предмета.

 

Здесь происходит, по всей видимости, использование установки на познание одной

стороны предмета (сущности, закона), однако эта установка кардинально отличается

от метафизического подхода; в диалектике это такая " односторонность", которая

органично включена во всесторонность, целостность, системность.

 

Итак, принцип системности образуют по крайней мере следующие императивы: 1)

всесторонности, 2) субстанциальности и 3) детерминизма.

 

Принцип системности, который мы рассмотрели, нацелен на всестороннее познание

предмета, как он существует в тот или иной момент времени; он нацелен на

воспроизведение его сущности, интегративной основы, а также разнообразие его

аспектов, проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными

системами. Здесь предполагается, что данный предмет отграничивается от своего

прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более направленного

познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в этом случае -

законный прием познания.

 

Но такое отграничение является временным, условным. Стремление завершить

познание предмета только этими рамками сталкивается с противоречием, поскольку

нет полной всесторонности, если остается вне поля зрения такая сторона, как

генезис предмета. Иначе говоря, сам принцип всесторонности требует выхода за

пределы данного состояния предмета и выявления его истории.

 

Можно сказать, что принцип объективности с его требованиями активности и

конкретности ведет через причины системности к рассмотрению самой истории

объекта, его бытия в прошлом. В этом плане принцип историзма расширяет и

углубляет представления о познании данного предмета.

 

Принцип историзма, как и другие философско-методологические принципы, является

мировоззренческим в том смысле, что имеет теоретическое основание; им служит

теория развития. Историзм базируется на представлениях о сущности развития, о

прогрессе, синтезировании, взаимосвязи качества и количества, причинности и т.п.

 

Исторический подход к познанию явлений действительности подвергался осмыслению и

осуществлялся в рамках различных философских направлений. Среди них можно

выделить историзм эмерджентистский, градуалистский, диалектико-

материалистический, натуралистский и т.п. Их положительные стороны и недостатки

являются следствиями особенностей соответствующих концепций развития. Кроме

того, встречаются иные типы историзма, например, историзм эмпирический и

логицистский, историзм, опирающийся на индивидуализирующий способ исследования и

историзм, ограничивающий себя генерализирующим методом познания. Целостное

познание направляет внимание на охват эмпирии и сущности истории, на взаимосвязь

индивидуализирующего и генерализирующего методов исследования.

 

Научный и вместе с тем гуманистический историзм неотделим от практической

деятельности человека, от ориентации на органическую связь " исторического" и

" человеческого" (см.: Зотов А.Ф. " Мировоззрение на рубеже тысячелетий" //

Вопросы философии. 1989, № 9).

 

Взаимосвязь " человеческого" с " историческим" хорошо показана известным русским

философом Н.А. Бердяевым в книге " Смысл истории". Он писал: " Человек есть в

высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и

историческое находится в человеке. Между человеком и " историческим" существует

такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая

конкретная взаимность, что разрыв их невозможен. Нельзя выделить человека из

истории, нельзя взять его абстрактно и нельзя выделить историю из человека,

нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески. И нельзя

рассматривать человека вне глубочайшей духовной реальности истории... В

" историческом" подлинном смысле раскрывается сущность бытия, раскрывается

внутренняя духовная сущность мира, а не внешнее только явление, внутренняя

духовная сущность человека. " Историческое" глубоко онтологично по своему

существу, а не феноменально. Оно внедряется в какую-то глубочайшую первооснову

бытия, к которой оно нас приобщает и которую делает понятной. " Историческое"

есть некоторое откровение о глубочайшей сущности мировой действительности; о

мировой судьбе, о человеческой судьбе, как центральной точке судьбы мировой...

Подход к ноуменально " историческому" возможен через глубочайшую конкретную связь

между человеком и историей, судьбой человека и метафизикой исторических сил. Для

того чтобы проникнуть в эту тайну " исторического", я должен прежде всего

постигнуть это историческое и историю, как до глубины мое, как до глубины мою

историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую

судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину" (Бердяев

Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969. С. 23 -

24). Приобщаясь к внутренней тайне " исторического", отмечает далее Н.А. Бердяев,

можно раскрыть в себе самом не пустоту своей уединенности, в противоположении

себя всему богатству мировой исторической жизни, а " опознать все богатства и

ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю индивидуальную судьбу с

всемирной исторической судьбой. Поэтому настоящий путь философии истории есть

путь к установлению тождества между человеком и историей, судьбой человека и

метафизикой истории" (там же. С. 25).

 

В бердяевском представлении о соотношении " исторического" и " человеческого"

много верного. Научная концепция философии, ставящая во главу угла человека,

призвана диалектически осмыслить эту взаимосвязь. Нужна материалистическая

интерпретация историзма, сопряженного с Абсолютным духом Г. Гегеля и Творческим

духом Н. А. Бердяева. Основная канва такой интерпретации уже есть, и она

заключена в концепции исторического преодоления отчуждения человека.

 

Взаимоопределение " исторического" и " человеческого" является одним из

существенных моментов, отличающих понятия " историзм" и " исторический метод".

Историзм есть мировоззренческий принцип познания, и как таковой он сочетает в

себе научную сторону, ориентированную только на объект, с аксиологической

стороной, вовлекающей в познание человечески-ценностный подход, человеческую

заинтересованность и человеческую деятельность.

 

В отличие от принципа историзма исторический метод всецело сфокусирован на

конкретном предмете познания, т. е. отвлечен от аксиологических моментов. Он не

нагружен человечески-ценностным содержанием и в этом смысле не является

мировоззренческим. Кроме того, его сфера применения ограничена наукой.

 

Философский принцип историзма представляет собой один из необходимых элементов

диалектики, в нем заключено требование к познающему субъекту рассматривать

материальные системы в их динамике, развитии.

 

Принцип историзма позволяет, например, не только вскрыть начальный период

существования государства, но и вместе с тем установить главную сторону его

сущности. Эта сущность обнаруживается не сразу, она скрыта за множеством других

его сторон; при внешнем подходе кажется, будто государство всецело надклассово,

общенародно, будто оно исполняет только функции по регулированию, координации и

управлению социальной жизнью. Таковые действительно имеются. Но принцип

историзма помогает глубже разобраться в явлении; основное назначение государства

- быть орудием в руках господствующей социальной группы. Все последующее

развитие государства с момента возникновения демонстрирует эту его главную

сущность.

 

Государство прошло в своем развитии несколько этапов. На этапе рабовладения

эксплуататоры владели не только всеми средствами производства, но также и

людьми. Этот этап сменил феодализм с его крепостным правом. Крепостник-помещик

не считался владельцем крестьянина как вещи, а имел лишь право на его труд и на

принуждение его к отбыванию известной повинности; крестьянство " накрепко"

" прикреплено" к земле (отсюда само название - " крепостное" право, " крепостные").

Следующий исторический этап государства - капиталистический, буржуазный.

Работник становится юридически свободным, но он экономически вынужден идти к

собственнику средств производства; товаром здесь становится сама рабочая сила.

На всех этих этапах сущность государства оставалась одной и той же.

 

Помимо этапов развития данное явление имеет разные формы: монархия (как власть

одного), республика (как отсутствие какой-либо невыборной власти), аристократия

(как власть небольшого сравнительно меньшинства) и демократия (как власть

народа). Они наблюдаются на каждом из исторических этапов. Парламентаризм

буржуазной республики, конечно, прогрессивнее буржуазной монархии. Но и здесь

государство не есть выражение народной воли. Капитал, раз он существует,

господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое

избирательное право сущности дела не меняет.

 

Можно выделить целый ряд познавательных императивов, которые способны в своем

комплексе составить диалектико-логический принцип историзма. Прежде всего,

конечно, формулируется самое общее, фундаментальное требование, которое выражает

принцип историзма в его целостности: рассматривать предметы, процессы в их

развитии, изменении, самодвижении. Это означает требование брать материальные

системы во временном их аспекте, как изменяющиеся во времени; если эта система

существует в настоящий момент, то - в аспекте прошлого, настоящего и будущего.

 

Данный общий регулятив познания конкретизируется (распадается, расчленяется) на

множество более конкретных познавательных императивов.

 

Исходным будет требование качественной, или сущностной, ретроспективности. В

научном познании этот регулятив специфицируется в виде принципа познавательной

ретроспекции (возвратного анализа) и принципа актуализма. В главной же своей

сути он присущ любому виду познания, если оно стремится к объективности. Но

наиболее остро необходимость в таком требовании ощущается в науке.

" Исследователь любой области науки, - констатировал П. В. Копнин, - постоянно

сталкивается с проблемой, как надо подойти к изучению предмета, с чего начать

воспроизведение его истории в мышлении. Чтобы вскрыть сущность предмета,

необходимо воспроизвести реальный исторический процесс его развития, но

последнее возможно только в том случае, если нам известна сущность предмета.

Например, познание сущности государства предполагает знание истории его

возникновения и развития, но к изучению истории государства нужно подойти с

определенным знанием его сущности как общественного явления, иначе за

государство можно принять родопле-менную организацию первобытнообщинного строя"

(Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического

исследования. М., 1973. С. 161).

 

В научном познании этот круг разрывается посредством применения специфических

(т. е. относящихся к сфере научного познания) диалектико-логических средств,

устанавливающих " начало" предмета исследования, формулирующих достаточно строгие

критерии такого " начала". В общем же принципе, каковым является принцип

историзма, необходимым выступает требование иметь некоторое предварительное

представление о сущности предмета в настоящий момент и под углом зрения этого

представления устанавливать исходную стадию его развития, исходный момент его

истории. Явление ведет свою историю, считает В. П. Кохановский, с того момента,

когда оно: а) возникает как целое, хотя еще и не законченное, не завершенное,

как внутренне самостоятельная, качественно своеобразная система всех своих

" снятых" предпосылок, ставших ее элементами (объединенных в целое главным

элементом), хотя эта система еще полностью не оформлена, не развита; б)

встречается не спорадически, эпизодически, как аномалия, не в виде исключения, а

систематически, регулярно; приобретает определенную прочность, известную

устойчивость и достаточную широту распространения; однажды возникнув, появившись

где-либо, уже не исчезает, а развивается вширь и вглубь на основе своего

собственного внутреннего источника (основного противоречия), т. е. когда имеется

в виду дальнейшее поступательное движение, в процессе которого данное явление

успевает в определенной мере развернуть свою сущность.

 

Требование сущностной ретроспективности предполагает дальнейшее движение

познания: конкретизировав на рубеже становления предмета первичное представление

о его сущности, познание должно идти к его обогащению последующей историей

предмета и на этой обогащенной основе вырабатывать более глубокое понимание

настоящего. Так во взаимодействии настоящего и прошлого может осуществляться и

осуществляется взаимокорректировка представлений о сущности объекта познания.

Благодаря этому создается основание для более конкретного последующего

рассмотрения его истории.

 

Вторым императивом принципа историзма является требование рассмотрения

предпосылок возникновения предмета. Такое требование будет вторым, а не первым

потому, что прежде чем познавать предпосылки чего-то, необходимо хотя бы в самых

общих контурах знать существо этого " чего-то", иначе поиск предпосылок

превратится в бесцельное занятие. Для определения предпосылок привлекаются

категории детерминизма: " причина", " полная причина", " условие", " основание".

Отмечая, что не все из предпосылок (начал) сущности имеют одинаковое значение

для происхождения вещи, Аристотель писал: " Для всех начал общее то, что они суть

первое, откуда то или иное есть, или возникает, или познается; при этом одни

начала содержатся в вещи, другие находятся вне ее" (" Метафизика" // Соч.: в 4 т.

М., 1976. Т. 1. С. 145). Предпосылки входят затем в снятом виде в содержание

предмета, воспроизводятся им. В социальной действительности совокупность

объективных условий (или предпосылок), выступающая реальной возможностью,

превращается в действительность посредством субъективной предпосылки -

человеческой деятельности. Деятельность, отмечал Гегель, есть " движение,

выводящее предмет из условий, в которых он имеется в себе, и дающее предмету

существование посредством снятия существования, которым обладают условия"

(" Энциклопедия философских наук". М., 1974. Т. 1. С. 327). В процессе

последующего развития предмет может попасть в новые условия, выполняющие роль

предпосылок развития более многообразной сущности предмета. Но в рассматриваемом

императиве речь идет о генетических, а не о динамических предпосылках.

 

Третий императив выражается в требовании применять в ходе познания предмета

основные законы диалектики. Здесь реализуется несколько нормативных правил (или

установок познания), вытекающих из общетеоретической концепции диалектики: а)

направлять движение мысли от качества к количеству, затем к их единству (т. е.

выявлять качественные изменения в структуре и элементах системы, в ее

подсистемах, их количественные характеристики, атакже меру или безмерность

системы); б) обнаруживать скачки, определять их типы и виды (постепенные или

взрывообразные, одинарные или интегральные, и т.п.); в) раскрывать

преемственность состояний в развитии предмета (при отрицании-трансформации,

отрицании-снятии и отрицании-синтезе); г) ориентировать мысль на обнаружение

полного или ограниченного проявления закона отрицания отрицания; д)

акцентировать внимание на раскрытии противоречивости предмета (установка на

раздвоение единого и познание противоречивых частей его); е) ориентировать

познание на выявление конкретных типов и видов противоречий объекта (внутренних

и внешних, их своеобразного соотношения, конструктивных и деструктивных, и

т.п.). Следование этим и некоторым другим, более частным, установкам познания

способно обеспечить достижение многосторонней характеристики истории

рассматриваемого предмета.

 

Приведенные познавательные правила неравнозначны. Из-за большой значимости для

понимания диалектики развития установки на выявление его противоречивости эта

установка может выделяться в качестве относительно автономной и

квалифицироваться как самостоятельный принцип диалектического мышления.

 

Четвертым императивом принципа историзма выступает требование выделять этапы

(стадии, фазы, периоды) развития предмета, устанавливать их естественную

последовательность и выявлять диалектику общего и единичного в этом процессе.

 

Отчасти в предыдущем императиве затрагивалась эта сторона предмета (в установках

на преемственность и скачки). Теперь же эти установки берутся с иным акцентом и

фокусируются на градации целостного процесса исторического развития. Помимо

ориентации целостного процесса исторического развития. Помимо ориентации

познания на выявление качественного своеобразия этапов данный императив

нацеливает на моменты преемственности этапов, состояний. Существуют переходные

периоды (или моменты) от одного исторического этапа к другому. Возможна

трактовка всего исторического процесса от возникновения предмета до настоящего

его этапа как переходного состояния. Выявление " переходностей" есть форма

обнаружения взаимосвязей в историческом процессе.

 

Установление взаимосвязей этапов (фаз, стадий, состояний) ведет мысль к познанию

закономерности развития. Ее итогом представляется следующая (пятая по счету)

рекомендация: рассматривать объект " с точки зрения процесса развития

закономерного, т. е. характеризующегося определенными законами перехода от

одного исторического состояния объекта, с одной структурой, к другому его

историческому состоянию, с другой структурой" (Грушин Б. Историзм / Философская

энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 352 (выделено курсивом в цитате нами. - Авт.).

Принцип историзма опирается на такую концепцию исторического процесса, в которой

закономерность, необходимость неотрывна от вариативности, от многообразия

возможностей и случайностей. Между тем до сих пор существует взгляд, согласно

которому история общества является фатальной, а законы общества - однозначно

необходимыми. С этой точки зрения сталинизм как особая политическая и

экономическая система, утвердившаяся в нашей стране с конца 20-х - начала 30-х

годов XX столетия, с его ошибочными и антигуманными методами решения проблем

являлся абсолютно фатальным и якобы оправдываемым историей. Однако объективный

анализ прошлого отводит случайностям и вероятности важное место в ряду факторов,

детерминирующих тот или иной поворот истории. Если брать историю становления

социализма в СССР, то как показывают исследования (см., напр.: Гордон Л. А.,

Клопов Э.В. " Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что

случилось с нами в 30 - 40-е годы". М., 1989), в конце 20-х годов у нас

действительно была необходимость в индустриализации, но в то же время имелись и

разные возможности, по крайней мере две, движения к этой цели; был избран,

однако, далеко не лучший вариант развития. При выборе же значительную роль

играют случайности, в качестве которых могут рассматриваться характер личности,

стоящей во главе движения, своеобразие мотивов, интересов этой личности, ее

ближайшего окружения, отдельных социальных групп, преломление в их сознании

информации о международной обстановке и т.п.

 

Историзм рассмотрения требует такого подхода к истории, при котором учитывалась

бы в полной мере возможность альтернативного движения истории. Помимо того,

историзм требует не просто описания, констатации имевших место событий, но

применения таких приемов, даже при обыденном познании, как мысленный эксперимент

(с его мыслительным приемом: " а что было бы, если бы..."). Таким образом,

вероятностный подход к истории, связанный с критикой истории, оказывается

существенным компонентом историзма как диалектического принципа познания.

 

Шестым императивом принципа историзма является требование определять направление

и характер развития или изменения предмета (прогрессивное, регрессивное или

одноуровневое; гармоничное, дисгармоничное или конфликтное; динамичные изменения

или стагнация (от лат. stagnum - стоячая вода (застой), и т.п.). Конечно,

общество в целом находится в процессе прогрессивного развития. Однако это не

исключает вероятности конца данной линии развития. Ведущая линия развития

человеческой циви-лизациина прогресс связана, как показывает история, с

временными отступлениями от этой направленности. Диалектико-логический анализ

должен улавливать сложность и противоречивость любого, в том числе и

социального, развития.

 

Приведенные установки принципа историзма подводят познающее мышление к выявлению

главной тенденции развития системы. Следующим императивом и является требование:

раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее.

История становится в этом отношении будущим, вернее, служит будущему.

Деятельностный подход к объекту познания требует содействия всему тому, что

прогрессивно, что соответствует высшим ценностям человеческой цивилизации.

" Подлинно исторический подход к выявлению тенденций дальнейшего развития

исследуемого явления состоит в том, чтобы, во-первых, изучить и проанализировать

по возможности все имеющиеся пути его дальнейшего развития, во-вторых, выделить

главный путь, основную тенденцию развития, в-третьих, практически реализовать

эту тенденцию, создать все условия для его быстрейшего осуществления"

(Кохановский В. П. " Историзм как принцип диалектической логики". Ростов-на-Дону,

1978. С. 136). В третьем своем моменте данный императив объединяет познание и

практику, становится императивом практической деятельности.

 

И еще одно требование включается в содержание принципа историзма: требование

изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и

положений. Поскольку те или иные положения, понятия развиваются в дискуссиях,

спорах, в столкновениях различных взглядов, постольку к субъекту,

интересующемуся историей объекта, предъявляется требование самостоятельно, со

своей точки зрения, анализировать всю историю данного спора.

 

Философско-диалектический принцип историзма является одним из важнейших

элементов доказательства положений, которые отражают сущность предмета в данное

время. Он призван охватить не только общее, но и своеобразное, особенное в

истории, не только вошедшее в предмет в процессе его развития, но и оказавшееся

свернутым или исчезнувшим в истории. И если верно, что все есть история, то

столь же верно, что настоящее есть история. Все богатство, вся уникальность

истории должны служить целям максимально точного и глубокого познания

изменяющейся материальной и духовной действительности. Одним из важнейших

предпосылочных принципов познания является принцип диалектической

противоречивости принцип диалектической противоречивости познания.

 

Познавательно-диалектические противоречия, как и предметные (" онтологические")

противоречия, выступают источником развития, в данном случае - источником

развития знания. Они могут быть двух видов: 1) философско-гносеологические и 2)

логико-методологические. Первые связаны с соотношением субъекта и объекта,

вторые - с соотношением сторон познавательной деятельности (см.: Горский Д. П.

" Принцип диалектической противоречивости познания" // " Диалектика научного

познания. Очерк диалектической логики". М., 1978. С. 35 - 39).

 

Вычленение логико-методологических противоречий основано на общем

методологическом принципе раздвоения единого и познания противоречивых частей

его. Этот принцип ориентирует на осуществление взаимосвязи разных сторон

познания в целях отражения противоположностей предметного противоречия сначала в

их раздельности, а затем в синтезе.

 

Нацеленность на мысленное воспроизведение предметного противоречия обусловливает

одну из важных черт диалектического познания: в его результате, в итоговой

познавательной структуре должно быть отражено предметное противоречие.

 

Если, к примеру, познается такой феномен, как питекантроп, то мышлением должны

быть уловлены и его тенденция к устойчивости, и тенденция к изменчивости (в

направлении к homo sapiens). Его внутренняя противоречивость может быть

зафиксирована в двух суждениях: " Питекантроп - не человек (животное)" и

" Питекантроп - человек". Переходность, таким образом, схватывается в двух

утверждениях, взятых в разных отношениях (первое - по отношению к человеку,

второе - по отношению к животному). Диалектическое мышление должно уловить

момент переходности, противоречивости развития, что и констатируется в

противоположных суждениях.

 

Логико-методологические противоречия охватывают не только явно развивающиеся

материальные системы, но и (и поэтому они " шире" предметных противоречий

развития) структурную противоположность относительно статичных материальных

систем (как это име? т место при познании двойственной природы электрона). Здесь

отражается не источник развития, а взаимоисключающие свойства, находящиеся в

единстве и выражающие сущность явления.

 

При диалектическом познании не только его результат, но и его первичный,

исходный этап оказываются противоречивыми; они связаны с выявлением антиномии-

проблемы.

 

Антиномией принято называть появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но

одинаково обоснованных суждений. Примерами могут служить: " Целое больше суммы

своих частей - целое равно сумме частей"; " Вирусы есть живые существа - вирусы

не есть живые существа". Движущей силой развития знания эти пары утверждений

являются не сами по себе; в этом случае они оказываются взаимоисключающими, из

двух утверждений одно подлежит немедленному отбрасыванию. Если же они становятся

моментами процесса познания систем, в них обозначенных, то они могут выступать

как форма фиксации проблемы, которую требуется решить. В таком случае они

являются антиномией-проблемой, разрешаемой, в отличие от формально-логического

противоречия, не немедленно, а лишь посредством дополнительного, подчас весьма

длительного изучения вопроса.

 

И. С. Нарский, со всей определенностью поставивший вопрос о познавательном

значении антиномий-проблем и в связи с этим о диалектике познания, детально

рассматривает их эвристическую функцию на ряде конкретных примеров. Как отмечает

он, в антиномиях-проблемах констатируется не совокупность одновременно истинных

утверждения и его отрицания, но проблема, которая подлежит исследованию.

 

Такой антиномией являются положения: " Капитал возникает в обращении" и " Капитал







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 527. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия