Студопедия — Занятие 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ






1. Возникновение и истоки русской философской мысли.

2. Славянофильство и западничество в истории русской философии XIX века.

3. Религиозное направление русской философской мысли (Соловьев, Бердяев)

4. Философия русского космизма.

5. Идеи политического радикализма в социальной философии России (Революционный демократизм Белинского, Герцена, Чернышевского. Народничество и анархические воззрения Писарева, Ткачева, Лаврова, Бакунина, Кропоткина).

6. Марксизм в России.

7. Значение русской философии.

 

Основные понятия

Протофилософия, славянофилы, западники, историософия, Соборность, Всеединство, софиология, бого­человечество, интуитивизм, космизм, ноосфера, народничество, анархизм.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий: биографии. Идеи. Труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2002.

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Гулыга А. В. Творцы русской идеи [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 2006.

Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для студ. вуз. - М.: Высшая школа, 2002.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Сербиненко В. В. Русская философия [Текст]: курс лекций. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006.

 

1. Истоки русской философии

В условиях традиционного общества может сложиться протофилософия. Что касается философии, то она становится реальностью только при определенных условиях. Поэтому вряд ли право­мерно датировать возникновение русской философии эпохой языче­ской культуры мифа, хотя и есть смысл проследить ее истоки, ухо­дящие корнями в это время. Философская мысль, реализуя пред­посылки, складывается в процессе христианизации духовной жизни Руси. Она носит нравственную направленность, обеспечивая возможность " уразуметь невежество свое" и формировать достой­ное поведение.

В становлении русской философии внесли свой вклад митропо­литы: Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. " Слово о законе и благодати" - одна из первых попыток рассмотреть соот­ношение права и закона. С точки зрения Иллариона право сопря­жено со свободой человека, а закон — " с суетой земных страстей". Закон закрепляет рабство, право утверждает свободу. В Ветхом завете доминирует Закон, в Новом завете - Право (благодать). Ветхий завет сменяется Новым заветом, закон - правом, рабство - свободой. И в этой смене есть суть развития истории человечества.

Позицию равновесия светской и духовной власти отстаивал ду­ховный наставник Владимира Мономаха - Никифор Грек. Человек представляет не только небесную и тленную, божественную и тварную сферы, но и объединяет их. Через человека эти сферы сооб­щаются друг с другом. Посему светская и духовная власть должны не противостоять, а дополнять друг друга, находиться в состоянии равновесия.

Рассматривая соотношения разума и чувства, Климент Смоля­тич отдает предпочтение разуму, ибо чувства - опора души, а ум - ее руководитель.

Русское философствование - это рациональная форма освоения мира, но в ипостаси, отличной от классического, европейского рационализма, уходящего корнями в схоластику средневековья. Этот рационализм тяготеет не столько к академизму, сколько к практике. Возможно, это — одно из объясне­ний того, что в лоне русской философии зародились концепции различной направленности, но не сложилось ни одной законченной философской системы, за исключением философии всеединства В. С. Соловьева.

Развитие русской философской мысли проходило в противо­стоянии двух тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. Первоначально эти тенденции проявляются внутри духовенства, которое раскалывается на иосифлян (сторон­ников централизации и упрочения светской власти) и нестяжате­лей, ратующих за духовное обновление русской церкви на пути укрепления духа, а не усиления отвлеченного рассудка. Разум должен быть не средством достижения истины, а способом возвы­шения чистой веры (Нил Сорский).

Позже противостояние отмеченных тенденций нашло свое вы­ражение в противоборстве славянофилов и западников.

 

2. Славянофильство и западничество

в истории русской философии XIX века

К середине XIX века вызревают все предпосылки для станов­ления оригинальной русской философии. Причин для быстрого разви­тия русской философии именно в это время можно назвать не­сколько:

1 - оно связано с патриотическим подъемом в стране, вы­званным победой над Наполеоном. Задача теоретического осмысления своеобразия исторического бытия России, ее правового строя, общественного уклада встала с особой остротой.

2 - первая половина XIX века характеризовалась подъемом духовной жизни в стране, усилением влияния право­славия на образованную часть русского общества. Это время, связанное с под­вижнической деятельностью святого Серафима Саровского, с воз­вышением Оптиной Пустыни, сыгравшей уникальную роль в ис­тории русской культуры. Традиционная для русской мысли задача - попытаться удержать духовный опыт России в формах рационального знания, учесть его в философ­ских, этических, правовых теориях - стала обостренно актуаль­ной в условиях становления национального имперского самосоз­нания.

3 - развитие мировой философии, достигшее вершины в Германии, впервые выработало методологические средства, которые позволяли, по крайней мере, поставить саму задачу выразить ду­ховный опыт христианства в формах научного понятия. Диалек­тические умопостроения немецких классиков впервые позволили без упрощения, удерживая все аспекты проблемы, выразить смысл понятия свободы, добра, справедливости, истины, сущностно зна­чимые для русского философского и философско-правового мыш­ления, восходящего к традиции " Слова о законе и благодати".

В зависимости от ориентации на западные или национальные традиции, в зависимости от отношения к русской культуре, оценке ее всемирно-исторического значения, русские философы прошлого века разделились на западников и славянофилов.

" Философические письма" Петра Яковлевича Чаадаева (1794— 1856) стали первой историософской концепцией западничества. Согласно Чаадаеву, всемирная история - это процесс зримого во­площения на земле Царства Божия. Идеал деятельности по пре­образованию жизни, общества, человека в соотвествии с принци­пами христианства Чаадаев усматривал в католической церкви. Именно европейский, католический в прошлом или на­стоящем, мир для него является историческим. Православная Россия для Чаадаева осталась вне истории. Россия отделена от просвещенного человечества плотной стеной непонимания. Стоит заметить, что позже, в " Апологии сумасшедшего" Чаадаев отка­зался от этих взглядов.

В дальнейшем идеи западничества в той или иной форме выра­жали В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский. Круп­нейшими представителями западничества были А. И. Герцен и Б. Н. Чичерин.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) выступал за рево­люционные преобразования социально-политического уклада в России по примеру Запада. При этом он призывал учитывать специфику русских тради­ций и уклада, разрабатывая учение о своеобразном " русском со­циализме";.

Герцен был активным сторонником философии Гегеля, которую стремился переосмыслить с позиций материализма (" Письма об изучении природы"). Согласно Герцену " истина должна доказы­ваться не одним мышлением, а мышлением и бытием". Единство мышления и бытия, обнаруживающее себя в историческом развитии философии, находит свое наиболее полное воплощение в телесном существовании природы. В процессе познания оно должно про­явить себя в тесном союзе философии и естествознания: " философия без естествознания также невозможна, как естество­знание без философии".

Выдающийся русский философ и правовед Борис Николае­вич Чичерин (1828-1904) может быть назван крупнейшим в ла­гере западников представителем философского идеализма. В сво­ем философском развитии он проделал значительную эволюцию, постоянно имея своими научными ориентирами труды классиков немецкой философии. Вместе с тем Чичерин всегда стремился к переосмыслению философии Гегеля. Знаменитую гегелевскую триаду (тезис-антитезис-синтез) он заменяет четырехчленом: а) единство, со­держащее в непосредственной слитности общее и частное; б) и в) распад единства на отвлеченное общее и частное и г) высшее и конечное единство обоих. Этой схемы он придерживался во всех своих философских построениях. Наиболее ярко это выра­жено в книге " Положительная философия и единство науки", где русский ученый стремился показать единство законов разума и законов бытия.

Для Чичерина " полнота" бытия абсолюта — это не конечный, а начальный момент философствования: " нельзя начинать с край­него отвлечения чистого бытия". Первоначальное единство стано­вится основой всего сущего или производящей причиной, — оно есть " субстанция". Чичерин без колебаний отождествляет метафи­зическое понятие Абсолюта с религиозным понятием Божества. " Абсолютные начала бытия, - утверждает Чичерин, - не могут быть поняты только, как отвлеченная категория". Таким образом, учение об Абсолюте у него переходит в религиозное учение, в учение о Творце мира и Промыслителе.

В этике Чичерин признавал абсолютное значение личности и развивал учение о " метафизической сущности" чело­века. Смысл свободы человека — реальность которой категориче­ски утверждается непосредственным чувством — заключается в возможности для человека возвышаться к сознанию безусловной своей сущности и тем самым — к сознанию своей независимости от чего бы то ни было, кроме самого себя. Человек может счи­таться свободным единственно вследствие того, что он носит в се­бе абсолютное начало.

Славянофильство как оригинальное развитие философской мысли, как и западничество, прошло под знаком влияния " Фило­софических писем" П. Я. Чаадаева. С точки зрения автора этих писем, Россия, замкнувшись в своем религиозном обособлении, от­стала от " энергичного Запада, воздвигнувшего храм современной цивилизации". Когда Европа перестраивалась на базе католицизма, Россия продолжала пребывать в состоянии спячки. Но из этого во­все не следует, что, проснувшись, она должна устремиться вслед за Западом, пройти тот же исторический путь. Чаадаев верит, что у России есть будущее, есть свое культурно-историческое предназна­чение. России предстоит " ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество".

Самобытность России была объектом философского анали­за К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Каж­дый из них внес свой вклад в формирование концепции славя­нофильства.

Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) получил европейское образование, слушал лекции Гегеля, Шеллинга. Его работы " О ха­рактере просвещения Европы и его отношение к просвещению в России", " О необходимости и возможности новых начал для фило­софии" отвергают западный путь развития за господство в нем ка­толицизма. Католицизм Киреевский рассматривал как отклонение от истинного христианства. Для католика нормой становится ак­тивность, перерастающая в насилие. Умственный рационализм яв­ляется предпосылкой политического рационализма. Что касается русского просвещения, то оно изначально ориентировано на то оп­тимальное сочетание разума и веры, которое направлено на под­держание естественного отношения русского человека к природе, обществу и миру, где " созидание каждой личности созидает всех и жизнею всех дышит каждая личность", а посему философия долж­на опираться на " верующий разум".

Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) полагал, что рус­ский народ самобытен. Он лишен стремления к власти. Регламен­том общины является нравственный закон. Община предпочитает путь мира, следуя заповедям Христа. Что касается государства, то, в отличие от Запада, оно вызвано не внутренней необходимостью пресечь войну всех против всех, а внешними обстоятельствами за­щиты отечества. Для этого русичи и призвали варягов, вверив им политическую власть, сохранив в чистоте свое естественное право. В результате возник своеобразный симбиоз. Страна живет с ориен­тиром на естественное право и власть авторитета, а государство живет по своим декретам, опираясь на авторитет власти. Страна (община) живет миром, а государство насилием. Этот союз разрушил Петр I. Своими реформами он превратил " подданного в раба", что позволило " злонамеренным людям" пре­вратить Россию в " свой домашний Запад". Настало время возро­дить прежний принцип " взаимного невмешательства" в дела друг друга. Народ следует оградить от насилия, и тогда монархия обезопасит себя от революционных катаклизмов.

Идею самобытности русского народа развивает и Алексей Сте­панович Хомяков (1804-1860). Исследуя роль различных религий в мировой истории, он делит все религии на две группы: кушит­скую и иранскую. В качестве основания он берет отношение сво­боды и необходимости. Кушитство строится на началах необхо­димости, превращения людей в исполнителей чужой воли. Оно обращено к. внутреннему миру человека и требует от него созна­тельного выбора между добром и злом. Наиболее полно сущность иранства выражает христианство. Но христианство раскололось на католицизм, православие и протестантизм. И " начало свободы" уже не принадлежит всей церкви. Католицизм подменяет свободу догматом о свободе. Напротив, протестантизм абсолютизирует свободу индивидуального начала. И только православие, как счи­тает А.С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходи­мость, опираясь на любовь к Богу и его истины, на любовь ко всем, кто любит Бога.

Гармоническое единство свободы и необходимости послужило методологическим принципом построения концепции соборности. Соборность - это не физическая совокупность людей, а их духов­ное единство. Стержнем соборного сознания является верующий разум, требующий не противостояния религии и философии, а их единства. Это единство подпитывает естественную разумность и цельность русской культуры, замешанных на любви сердца, веры и надежды, а не холодного расчетливого рассудка.

От славянофильства неотделимо творчество Николая Яков­левича Данилевского (1822-1885), автора концепции культурно-исторических типов. Данилевский выдвинул идею о наличии мно­жества несхожих культурно-исторических традиций. Нет единой общечеловеческой цивилизации, а есть культурно-исторические типы: египетский, китайский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и европейский. Что касается других народов, то они либо играли роль разрушителей " дряхлых цивилизаций" (монголы, турки), либо были " этногра­фическим материалом" для других культурно-исторических типов (финны).

Европейский тип достиг своего расцвета и, похоже, должен ус­тупить место на культурном Олимпе славянскому типу. В отличие от предшествующих культурно-исторических типов славянский тип способен воплотить не одно, а несколько начал: религиозное, научное, экономическое и политическое, и тем самым обеспечить дальнейшее развитие человечества. Первые шаги осуществления славянского культурно-исторического типа связаны с избавлением от губительного " европейничанья", привитого петровскими ре­формами.

Идеи Данилевского выражает его последователь, идеолог " рус­ского византизма" Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891). Каждый культурно-исторический тип имеет стадии циклического развития: первичной " простоты", " цветущей сложности" и " вто­ричного упрощения". На последнем этапе прослеживается " утрата прежних строгих морфологических очертаний", выравнивание сфер жизни общества. Но то, что принимают нередко за процесс, есть распад, разложение, переход в " неорганическую нирвану". Задача России заключается в том, чтобы сохранить свой потенци­ал, уберечь себя от влияния со стороны западного " всесмешания". России суждена особая миссия — создание славяно-азиатской ци­вилизации.

3. Русская религиозная философия

Русская религиозная философия представляет собой наивысшее достижение отечественного философского мышления, оказавшего значительное влияние на развитие как национальной, так и евро­пейской культуры. У истоков русской религиозной философией стояли Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) формулировал идею все­мирного братства. Но он понимал и выражал ее по-своему, прежде всего как православный мыслитель, непосредственно связывая с идеалом человека. В противоположность европейскому идеалу самостоятельного и не­погрешимого человека - человекобога, он говорил о славянском " всечеловеке", который стремится к братству всех людей, лишь поскольку оно осуществляется в Богочеловечестве Христа. На этой глубоко пережитой и прочувствованной идее соборного единства во Христе основана, по Достоевскому, вся рус­ская культура. Что для европейского человека является результа­том исканий, направляемых разумом, то для русского — глубоко органично и имманентно. Отсюда — вера в спасительную миссию России и русского наро­да-богоносца, пусть в искаженных и превращенных чертах, но все же воплощающих то, что составляет потаенную истину европейской культуры — духовность и соборное единство всех людей.

Друг и последователь Достоевского Владимир Сергеевич Со­ловьев (1853-1900) по праву считается крупнейшим русским фи­лософом. В своем творчестве он попытался создать мировоззренческую систему, которая связала бы воедино достижения антич­ной и немецкой классической философии с основами православ­ного мышления. В диссертации " Критика отвлеченных начал" и в монографии " Чтения о Богочеловечестве" он из­лагает свою философию всеединства. Центральное понятие философии Соловьева - понятие Все­единства, которое разрабатывалось им под непосредственным влиянием идей Шеллинга. Ставя вопрос о том, что есть истина, Соловьев прежде всего определяет истину как действительное бы­тие, как истинно-сущее. Истинно-сущее, по Соловьеву, это, во-первых, множество всего того, что существует, т. е. " всё". Во-вторых, истинно-сущее не есть многое, а есть единое, поскольку истина едина, а не множественна. Таким образом, достигается наиболее точное определение истинно-сущего, которое " будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее содержит в себе всё, или истинно-сущее есть всеединство". В своем развитии Всеединство проходит ряд ступеней. Первое единство - Логос, воплощенный в Христе, второе - София, которая трактуется как душа земного мира, " тело Божие", " божественное человечество Христа", " идеальное, совершенное человечество, вечно заклю­чающее в цельном божественном существе или Христе". С софиологией Соловьева непосредственно связано его учение о познании истины и о природе богочеловечества. Русский мыслитель полагает, что истинное знание является результатом синтеза эм­пирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи, где рациональная форма, не теряя свои возможно­сти, обогащается Привнесением " жизненного начала". Новая философия должна соединить восточное понимание и западное знание. Она должна осуществить универсальный синтез науки, философии и религии.

Целью и смыслом исторического процесса является одухотво­рение человечества, единение Бога и человека, становление бого­человечества. Христос открыл человеку подлинные ценности, создал человеку условия нравственного совершенствования. Приобща­ясь к учению Христа, люди обретают подлинную одухотворенность. Воплощенный в человеке Бог, перемещаясь из центра вечности в центр исторического процесса, становится объединяющим началом " вселенской церкви" и монархического государства, слияние кото­рых должно привести к образованию " свободной теократии". В по­следний период философского творчества В. С. Соловьев выражает сомнение, что теократия в форме христианского государства при­ведет к царству Божиему. Это может оказаться " последним актом исторической трагедии", когда " имя Христа будет присвоено чело­вечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу", ибо истинным интересом такого правления будет не любовь к ближнему, а тщеславие.

Ряд идей В. С. Соловьева нашли свое развитие в персонализме Н. А. Бердяева и интуитивиз­ме Н. 0. Лосского, в работах других религиозных философов.

Николай Александрович Бердяев (1874-1946). Его перу принад­лежат работы: " Смысл творчества", " Смысл истории", " Новое сред­невековье", " О назначении человека", " Судьба человека в современ­ном мире", " Дух и реальность", " Экзистенциальная диалектика боже­ственною и человеческого", " Самопознание" и др. Бердяев - верующий, но и в религиозной жизни он сохраняет свободу искания и свободу творче­ства. Объектом пристального внимания русского мыслителя был человек. Но его волновало не столько трагедия человеческого су­ществования, сколько свобода творчества человека, его способ­ность к проектированию и самопроектированию. Творчество не оправдывается религией, а само есть религия, есть подлинное основание смысла жизни. Основание первичности духа как творче­ской реальности и составляет задачу философии. Философия должна соединить теоретический и практический разум, обеспе­чить достижение целостности в познании. В этой целостности ра­зум соединяется с волей и чувствами, избегает рационалистической рассеченности.

По своим воззрениям Соловьеву и Бердяеву близок Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Свою концепцию он называет интуитивизмом, основания которого изложил в работе " Мир как органическое целое". Мир — это универсум, где " все существует во всем". Бытие мира самодеятельно. Оно имеет внутренний источник развития, а посему познание мира есть " уяснение глубинного соот­ношения мировых элементов, их гармонической связи и эволюции". И познание мира обеспечивается только интуицией. Интуиция по­стигает саму суть мира, сущность его жизни, ибо, как целостное знание, она охватывает чувства, разум и волю.

Одним из крупнейших ученых-энциклопедистов, выдающимся философом и богословом был Павел Александрович Флоренский (1882-1937). В своих работах, среди которых наибо­лее значительными являются " Столп и утверждение Истины" и " У водоразделов мысли", Флоренский развивает учение Соловьева о Всеединстве и Софии-Премудрости Божией, с которой связывал традиционного для русского народа представление о мире как ор­ганичном целом, имеющем основание в пронизанности мира Божиим Замыслом и Силой. Центральная тема философии Флоренско­го – о воплощении Бога Слова и соединении человека с Христом в таинствах церкви. Цель человека состоит в том, чтобы Силою Божиею реализовать себя в мире как воплощения образа Божия, что­бы достичь действительного освящения, из грешного человека стать освященным, святым. При этом религиозно-культовая, литургиче­ская деятельность человека является онтологически первичной, а значит должна определять и освящать собой его мировоззрение, хозяйственную и художественную деятельность.

К числу мыслителей, духовно близких П. А. Флоренскому, следует отнести и Сергея Николаевича Булгакова. Бытие мира Булгаков рассматривал как процесс, непосредственно продол­жающий неточный творческий акт Бога. Бытие есть непрестанно длящееся творение, совершаемое при активном участии самой ма­терии. Отсюда вытекала одна из важнейших тем философии Булгакова - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленно­сти его бытия.

Видным представителем русской религиозной философии был Семен Людвигович Франк (1877-1950). Как и у В. С. Соловьева научная система Франка представляла собой попытку интерпре­тации христианского миропонимания и нравственных идеалов православия на основе высших достижений европейской и рус­ской философской мысли. Основу онтологии Франка составля­ет понятие всеединства, разработанное под влиянием идей Ф. В. Й. Шеллинга и В. С. Соловьева. Всеединство понимается им как единство бытия и Абсолюта. Мысль о всеединстве состав­ляет основу всякого знания о мире и человеке. Однако всеединст­во, как доказывал в своих работах Франк, не может мыслиться с помощью средств рационального познания. Путь к его постиже­нию - интеллектуальная интуиция, мистический и религиозный опыт. Франк особенно подчеркивал роль последнего: религиоз­ный опыт, согласно Франку, есть знание о том, что кроме види­мого, доступного слоя бытия имеется еще иной, более глубокий слой, приобщаясь к которому человек убеждается в реальности всемогущества всеблагой божественной воли, несмотря на господ­ство зла в мире и бессмысленность жизни. Такого рода познания составляет изначальную целостность с Абсолютом, поэтому оно — источник всякого достоверного знания человека о себе и мире. Укорененность человека в Абсолюте всеединства дана, согласно Франку, не посредством сознания, а в самом его бытии. Высшее познание человек осуществляет именно через интуицию своего бытия. Эта высшая интуицию, являющая одновременно высшим духовным бытием, положена в абсолютном всеединстве.

Задачу этики Франк видел в том, чтобы включить в систему этического знания живой опыт общения с Абсолютом. Становление и нравственное совершенствование личности связа­но с преодолением ею онтологического зла. Человек как " само­раскрывающаяся реальность" укоренен в мире, а тайны мира заключены прежде всего в самом человеке. Мир " очеловечен" и постичь его вне человека невозможно. Человеческая личность является абсолютной самоценностью в мире, не подчиненной общей ценности общества и культуры, а равнозначной ей. Лич­ность есть воплощение божественного начала в мире, а потому она священна. Долг человека - целеустремленная деятельность по саморазвитию в себе личностного начала. Само бытие лично­сти состоит, согласно Франку, в ее самоопределении и самопре­одолении. Последнее требует, чтобы личность, если только она действительно желает быть личностью, должна постоянно су­дить себя. Это возможно, поскольку двойственная природа лич­ности, сочетающей в себе божественное и земное начало, позво­ляет ей как бы дистанцироваться от самой себя и совершенствуясь, преодолевая свое чисто земное начало, приближаться к бо­жественному идеалу.

Выдающимся русским мыслителем был Иван Александрович Ильин (1883—1954), оказавший наиболее значительный вклад в разработку русской национальной идеологии. Смысл философии, по Ильину, состоит в познании Бога и бо­жественной основы мира, в изучении истины, в постижении добра и красоты как сущностей, исходящих от Бога. Ильин объяснял ду­ховный упадок в обществе недостаточной твердостью веры в наро­де, высказывая надежду на будущий подъем православия. В рабо­тах Ильина представлены глубокие размышления о предпосылках духовного обновления человека — о вере, о знании, о любви, сво­боде. В качестве важнейшей социальной ячейки всего сложного об­щественного организма, следуя традиции, идущей от Аристотеля, ученый выделяет семью, так как именно через нее личностью по­стигаются и усваиваются все истоки духовной жизни. Семья есть первое лоно любви и веры. В семье человек осознает себя свобод­ным существом.

Суть свободы, по Ильину, состоит в том, чтобы через лю­бовь самому увидеть, через очевидность - самому уверовать. Свобода есть самостоятельная, самобытная творческая любовь и вера. Без любви и веры невозможно правосознание, необходи­мое для построения и функционирования государства. Глубин­ным и существенным в человеке является дух, духовное состоя­ние, обращенное на познание истины, на общение с Богом. Дух - объективно значимое в душе человека, источник правосозна­ния, истинного патриотизма как основы здоровой государствен­ности великой России.

Настоящий философ, как утверждал Ильин, должен сначала - быть, потом - действовать и лишь затем философствовать. Из та­кой мировоззренческой установки Ильина вытекает и ряд важней­ших следствий для понимания предмета философии и философии права. Во-первых, философия есть наука вырастающая из духовно­го опыта человека, а важнейшей задачей философа является — развивать этот опыт, совершенствовать и обогащать методы и на­выки работы с ним. Философия должна стать деятельностью при­дающей человеческому бытию предельную предметность и очевид­ность. При этом важно иметь в виду, что, по Ильину, ни один ло­гический аргумент, никакое самое развернутое теоретическое обос­нование еще не могут привести к пониманию бытия и смысла жизни. Это, конечно, не значит, что надо отказаться от аргументов, от логики рационального обоснования философских суждений. Следу­ет избавиться от абсолютизации этих инструментов, используемых философом в своей работе, признать, что логическое основание не всесильно. Путь к истине, по Ильину, человек может пройти, толь­ко опираясь на силу присущих ему духовных, нравственных спо­собностей. Таким образом, путь к очевидности, то есть к разумному и отчетливому постижению высших ценностей человеческого бытия лежит через накопление и освоение духовного опыта личности.

Человека Ильин рассматривал с двух точек зрения — с точки зрения душевной и с точки зрения телесной, отсюда и все правила человеческого поведения разделяются на две большие группы норм: к первой относятся все нормы моральные и религиозные, а ко вто­рой группе — нормы правовые и нормы нравственные. Требования справедливости возникают из сочетания обеих норм и должны рас­сматриваться раздельно.

Ильин был убежденным сторонником целостности и неделимо­сти России, сильного государства, отстаивая огромную роль госу­дарственных начал в историческом прошлом России и в ее буду­щем. Философско-правовые идеи Ивана Ильина являются важной составляющей возрождающегося русского национального самосоз­нания.

4. Философия русского космизма

Своеобразным продолжением идей соборности и всеединства явилась философия русского космизма, в частности философия общего дела. Русские философы в числе первых обратили внима­ние на то, что человек оказался заложником науки и цивилиза­ции, что он потерял возможность держать собор со всем миром - космосом. Специфика русского космизма в том, что он рассмат­ривает космос как дом, в который еще надо вселиться, но не по­одиночке (концепция восточного космизма), а всем миром, чисто по русскому обычаю.

Русский космизм выдвигает систему " Сродности — Соборности — Всеединства — Софийности — Общего дела – Ноосферы", где родство мира и человека создает условие для соборности, олицетворяющей паритетные отношения мира и человека, их согласие. В свою очередь, соборность как иде­ал согласия выступает началом всеединства на основе совести, со­страдания и благоговения (человеческого в человеке). Всеединство реализует со-творчество Бога и человека, осуществляет софийность как воплощение мудрости природы творимой и природы творящей, их коэволюции. И, наконец, общее дело - это высшая цель и орга­низация человеческой деятельности, которой предшествует срод­ность, соборность, всеединство, софийность, и которая закладывает предпосылки ноосферы как диалектического отрицания биосферы, связанного с возникновением и развитием человечества.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) идею " Общего дела" он вынашивал более 50 лет, полагая, что этот план одновременно великий и простой. Русский мыслитель верил в силу человеческого разума и науки. С точки зрения русского мыслителя идея " Общего дела" — это идея регуляции природы, управление ее слепыми силами. В этом процессе должны найти свое место наука и техника, философия, история и искусство. Сообща они должны устранить противостояние в системе " человек - природа" и обеспе­чить их гармоничную взаимосвязь. Человек не должен быть ни ра­бом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, ее во­лей. Посему вопрос стоит не о возврате в лоно природы, а о ее ра­зумном упорядочении.

Регуляции с помощью Разума подлежат человек, Земля, Сол­нечная система и вся Вселенная. Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления; радикально ис­пользовать недра Земли и энергию Солнца. Можно превратить Землю в космический корабль Вселенной. Можно преодолеть смерть и совершить патрофикацию (воскресить умерших) и решить проблему заселения космоса и освоения Вселенной. Все это можно, ибо по своему призванию человек - творец, воскреситель и регуля­тор, Субъект Общего дела. Что касается Бога, то это не потусто­ронняя сила, творящая мир из ничего, а Верховный Разум, дейст­вующий через волю и сознание людей.

По мнению Н. Федорова, философия Общего дела должна вне­сти смысл в человеческую жизнь и историю человечества Она должна внушить веру в беспредельные возможности человечества.

 

5. Идеи политического радикализма в социальной философии России

Революционные демократы. В 40-60 годы XIX века выдви­нулась новая общественная сила с претензией организовать на­родные массы на " святое дело" — революцию. Идеологом этой силы можно считать Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848).

Свою первоначальную позицию Белинский определяет как " прекраснодушную войну с действительностью". Путь к измене­нию общества он видит в нравственном совершенствовании инди­видов. Просвещение - движущая сила общественного прогресса. В 1836 году Белинский под влиянием М. А. Бакунина увлекается этическим идеализмом Фихте, освобождаясь от влияния поэтиче­ской натурфилософии Шеллинга. Все это приводит Белинского к отрыву от эмпирической реальности и утверждению позиции " аб­страктного гуманизма" на основе религиозности. Евангелие он рассматривает как книгу вечной истины, в которой все сказано и все решено. Его философские взгляды претерпели значительные изменения: от абсолютизации известного гегелевского тезиса о разумной действительности и, примирившись с русской действительностью, возвел в культ все­общее, до признания уникальности человеческой личности.

Увлечение немецкой классической философией сменяется уто­пическим социализмом. Он уже верит, что придет время, когда не будет деления людей на бедных и богатых, когда все люди будут братьями. И он лично готов всячески приближать это время. Его не смущает физическая ликвидация угнетателей ради будущего блага угнетенных. " Что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов", - заявлял он. Усилиями публицистики Белинского меняется представление о революции. Она обретает не философский, а физический смысл. Это уже не инструмент государственного переворота (декабристы), а организация войны угнетенных против угнетателей. И, организуя эту войну, следует исходить из положения, что " люди глупы и их насильно надо вес­ти к счастью".

Несколько в стороне от политичес







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1663. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия