Студопедия — ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. Укажите главную особенность восточной философии:а) целостность; б) децентрация; в) иллюзорность чувственной реальности;
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. Укажите главную особенность восточной философии:а) целостность; б) децентрация; в) иллюзорность чувственной реальности;






1. Укажите главную особенность восточной философии:
а) целостность;
б) децентрация;
в) иллюзорность чувственной реальности;

г) все перечисленное верно.

 

2. Укажите автора высказывания: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»:

а) Аристотель;

б) Эпикур;
в) Зенон;
г) Гераклит.

 

3. Основоположником какой философской системы был Платон:

а) материализм;

б) агностицизм;

в) субъективный идеализм;

г) объективный идеализм.

 

4. Назовите автора изречения: «Мыслю, следовательно, существую»:
а) И.Ньютон;

б) Ф.Бэкон;
в) Р.Декарт;
г) Б.Спиноза.

 

5. Ф.Бэкон в качестве ведущего метода познания называл:

а) индуктивный;
б) дедуктивный;

в) логический;

г) исторический.

 

6. Категорический императив в философии И.Канта относится к:

а) теории познания;

б) логике;

в) этике;

г) эстетике.

 

7. Назовите философский метод познания, выработанный представителем немецкой классической философии Г.Гегелем:

а) диалектика;

б) метафизика;

в) индуктивная логика;

г) универсальная математика.

 

8. Кто из русских философов предложил доктрину всеединства, добра и красоты:

а) Л.Н.Толстой;

б) Ф.М.Достоевский;

в) В.С.Соловьев;

г) Н.Ф.Федоров.

 

9. Что означает понятие «экзистенция», от которого произошло название философского течения ХХ века:

а) сущность;

б) существование;

в) бытие человека;

г) все вместе взятое.

 

10. С точки зрения позитивизма, философия –

а) является наукой наук;
б) исследует основы бытия;

в) не является наукой, не имеет объекта и методов исследования;

г) изучат наиболее общие законы природы, общества и мышления.

КЛЮЧ: 1г, 2г, 3г, 4в, 5а, 6в, 7а, 8в, 9б, 10в.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА

 

Занятие 10. ОНТОЛОГИЯ. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ

 

1. Понятие бытия. Основные формы бытия.

2. Проблема субстанции и материи в философии.

3. Современная наука о строении и свойствах материи.

 

Основные понятия

Онтология, бытие, основные формы бытия, субстанция, характеристики субстанции, материя, три концепции природной материи, мегамир, макромир, микромир, космология, антропный принцип, модель Большого Взрыва, однородность, изотропность, электрон, кварк.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Грин Б. Ткань космоса [Текст]: пространство, время и текстура реальности / пер. с англ. Б. С. Ишханова; под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. - М.: Либроком, 2009.

Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории [Текст] / науч. ред. В. О. Малышенко. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2005.

Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания [Текст]: практикум. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2007.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Плотников В. И. Онтология: хрестоматия. - Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический проект, 2004.

 

1. Понятие бытия. Основные формы бытия

Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством быть, существовать занимается особая наука – онтология, что означает " учение о сущем ".

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.

" Бытие" понимается по крайней мере в трех значениях:

1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как " наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь " бытие" однозначно таким понятиям, как " Мир в целом " или " Универсум ";

2 – под " бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы " бытие" в таком понимании обычно называют " абсолютным бытием " - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог;

3 – «бытие» - не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть, актуальное бытие в данный момент.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала.

В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы.

В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно " Есть"; ему противостоит небытие, несущее, " Не есть". Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует.

Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял " истинное бытие " - " мир объективно существующих идей ", которое противопоставлял " чувственному бытию ". Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

В средневековой христианской философии выделяется " истинное бытие" - бытие Бога и " неистинное", сотворенное Богом бытие.

Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила " натурализация" бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как " субстанция", " свободная, чистая деятельность абсолютного " Я", " объективно развивающаяся идея" и т.д.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на:

1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие:

1) бытие духовного (идеального), которое делится на:

а) индиви­дуализированное духовное;

б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

2) бытие социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе исто­рии);

б) бытие общества.

2. Проблема субстанции и материи в философии

Предельно общим признаком категории " бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего.

В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория " субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, " физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, " метафизическое" начало.

Для ученых древности естественные начала нашего мира выступают в форме неких первостихий, названных " земля", " вода", " огонь", " воздух" или мысленных конструкций - апейрон, атом. В Китае упоминаются еще " дерево" и " металл". Причем одна из стихий могла - особенно в науке Древней Греции - приниматься за исходную, фундаментальную. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются и наполняются особым энергетическим началом: греки называли его " пневмой ", индийцы - " праной ", китайцы - " ци ".

Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.

К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.

Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся " абсолютная идея") и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).

Понятие " материя " является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин " материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.

Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике " материя" - обозначение некоторой особой точки поля.

В материалистической философии " материя" является краеугольным понятием. В XVII–XVIII вв. под него подводится научный фундамент. Галилео Галилей придумал лабораторный эксперимент для объективного, безусловно доказательного изучения природных явлений. Исаак Ньютон разработал математический аппарат для точного их описания и, главное, строгого выражения, символической записи законов, которым они подчиняются. Классическая механика, созданная Ньютоном, стала первым образцом подлинно научной теории. С ее помощью не только описывается поведение природных тел в прошлом и настоящем, но и предсказывается, что с ними случится в будущем — при определенных для законов этой теории условиях.

Все дальнейшие открытия классической науки применяли этот метод и эту теоретическую схему к новым классам явлений. Так, Дж. Максвелл раскрыл сущность электромагнетизма, включая полевую природу света. Антуан Лавуазье своей теорией горения положил начало науке химии, а Роберт Бойль с помощью корпускулярной теории (т.е. усовершенствованного атомизма) позволил в дальнейшем правильно объяснять остальные химические процессы. Ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн в 1838–39 гг. выдвинули клеточную теорию единого строения всех тканей растений и животных.

В итоге, классическая наука довольно быстро, на протяжении XIX в. объяснила практически все, что во Вселенной доступно нашим органам чувств, к тому же усиленным оптическими и прочими приборами. На этом этапе развития философии и естествознания материя отождествлялась с веществом. Точнее, с ансамблем важнейших свойств всех макротел: протяженностью, подвижностью, тяжестью (массой покоя), делимостью на равнокачественные части, инертностью, твердостью, непроницаемостью. Известный просветитель барон Поль Анри Гольбах в трактате “Система природы” (1770) дал обобщающее определение материи: “По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-либо образом на наши органы чувств”.

В начале XX в. ту же самую мысль повторил В.И. Ленин: “Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях”.

Сегодня имеется несколько концепций материи. Наиболее распространенная точка зрения формулируется материалистической философией (в физике восходящая к А. Эйнштейну, мечтавшему о “единой теории поля”, утверждавшему в споре с Бором, что “Бог не играет в кости”): материя - объективная реальность. Отсутствие в распоряжении науки единых уравнений для описания микрочастиц и полей не говорит еще, с этой точки зрения, о необходимости “наблюдателя”, “творца” для реального существования вероятностных волновых объектов микромира. Дальнейшее познание должно открыть действительно универсальные для всех уровней организации материи законы. Эти законы позволят объяснить “поведение” отдельных микрочастиц, твердо установить их существование, их независимость от экспериментальной ситуации.

Сторонники Н. Бора утверждают, что микро-, да и мегаматерии нет как таковой без познающего ее субъекта с его экспериментальной техникой и теоретическими представлениями. Качества материи прямо зависят от способа ее измерения. Тот же электрон предстает то волной, то частицей — судя по тому, как его наблюдать. А при измерении импульса частицы неизбежно меняются ее координаты в пространстве. Поэтому если микромир и существует сам по себе, то лишь потенциально. Реальным его существование становится только в условиях научного эксперимента.

Еще одну точку зрения предлагает физик Дэвид Бом в своем труде " Полнота и импликативный порядок". Книга не просто соединяет воедино мириады идей, она дает радикально новую картину мироздания. Его идеи легли в основу так называемой голографической теории. Эта теория дискуссионная, и признается не всем научным сообществом.

Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле – всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, – из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма.

 

 

3. Современная наука о строении и свойствах материи

Материя условно делится на три структурных уровня: мега-, макро- и микромир.

Мегамир - часть материального мира, в которой познание доступно астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию;

макромир - часть материального мира, в которой живет и действует человек и возможно познание путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств человека;

микромир - часть материального мира, в которой для человека невозможно познание путем непосредственного наблюдения.

Деление мира на три структурных уровня проведено в науке для упорядочения количественных характеристик знания. Поскольку количество качественно, то с изменением его масштабов меняются и его свойства. Вместе с тем, между структурными уровнями нет жестких границ, отличия в познавательной деятельности для них чисто методологические и приборные. Следует полагать, что поскольку информационное пространство Вселенной едино, то и знания, получаемые на каждом уровне познания, объединяемы, дополняемы и взаимосвязаны.

Мегамир

Вселенную в целом изучает наука, относящаяся к естествознанию и называемая космологией (от греч. cosmos - Вселенная).

Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.

Целью космологии является поиск законов устройства и функционирования нашего «большого мира» - Вселенной. Предполагается, что поскольку Вселенная едина, то открытые в космологии законы позволят многое понять на Земле. Изучение Вселенной сегодня производится исходя из трех постулатов:

• законы, открытые в физике, действуют во всей Вселенной;

• данные астрономических наблюдений с Земли справедливы для всей Вселенной;

• соблюдается антропный принцип, согласно которому устанавливается зависимость существования человека как сложной живой системы и космического существа от физических параметров Вселенной, в частности, и от фундаментальных физических постоянных, открытых на Земле.

На сегодняшний день существует несколько моделей образования Вселенной.

1. Модель Большого Взрыва. В начале ХХ века российский ученый А.А.Фридман (1888—1925) предложил модель расширяющейся Вселенной. В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл (1889—1953) от­крыл наличие так называемого красного смещения в спектрах галактик и сформулировал закон, позволяющий установить скорость движения галактик относительно Земли и расстояние до этих галактик.

В 1960 г. был получен и проанализирован спектр радиога­лактики, которая, как оказалось, удаляется от нас со скоростью 138 тысяч километров в секунду и находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет. Изучение галактик привело к вы­воду о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик. Данная модель выделяет свойства Вселенной: однородность (свойства одинаковы во всех точках), изотропность (свойства одинаковы во всех направлениях), горячая, расширяющаяся, скорость света в модели принята неизменной.

Согласно этой модели, в расширяющейся Вселенной на ранней стадии ее развития и вещество, и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение в результате Большого Взрыва привело к постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем, в результате гравитационной конденсации (уплотнения, сгущения) образовались протогалактики (первичные галактики, т.е. образовалась непрерывно-дискретная форма существования материи), галактики (галактика - звездная система), звезды (светящиеся газо-плазменные шары, подобные Солнцу) и др. космические тела.

Сегодня модель, основанная на теории Большого взрыва, выглядит следующим образом:







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2138. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия