Студопедия — Ассирийское господство в Египте и его свержение. Египет в правление XXVI (Саисской) династии. Псамемметих и его приемники
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ассирийское господство в Египте и его свержение. Египет в правление XXVI (Саисской) династии. Псамемметих и его приемники






Сражение при Элтеке дало повод для беспокойства царей Ассири о положении в Египте. Не смотря на удачную военную деятельность Тахарки, ассирийцы начали планирование установления своей власти над Египтом и Нубией. В реальности ситуация была сложнее. Напатские цари Тахарка и Танутамон (с 664 г. до н. э.) продолжали осуществлять попытки по возвращению власти над Египтом, но с переменным успехом. Ассирийцы не пытались уже установить системное управление в Египте. Они вполне были довольны признанием зависимости местных пра­вителей. По Геродоту мы можем судить как назывался этот период.»Додедархия, т.е. правления двенадцати царей, поделивших между собой Египет. Среди них постепенно выделяются своей разумной и целеустремленной политикой правители Саиса Нехо I и Псамметих I.

 

В 663 г. до н. э. Египет являлся полем для войны между Ассирией и Танутамоном, который терпит в ней поражение. В это же время Псамметих I увеличивает территорию своих владений и в результате под его властью оказывается вся дельта Нила. Но ассирийские правители не мешают его деятельности, исходя из того что в Египте лучше иметь только с одним Псамметихом не пустит в Египет царей Напаты. К 656 г. до н. э. весь Египет был во владении Псамметиха I.

После распада Египта египетская экономика стала децентрализованной. Теперь земельные наделы государственных субъектов, которые входили в единую государственную систему, стали независимыми. Более того, число таких самостоятельных земельных наделов непрерывно увеличивалось.

«Лишившиеся государственной поддержки рядовые земле­дельцы были теперь предоставлены сами себе: не имея возмож­ности получать необходимое им напрямую от государства, они вынуждены приобретать его на рынке»[2]. Можно заключить, что теперь в Египте видоизменяется денежное обращение по сравнению с другими эпохами. «Прекращение общегосударственных смотров приводит к тому, что трудовые занятия, как правило, передаются по наслед­ству от отца к сыну. Таким образом, профессио­нальные разряды трудового населения превращаются в своего рода замкнутые касты, которые описывали наблюдавшие египет­ское общество греческие авторы»[2]. Можно обнаружить отсталость Египта в том что в соседних странах Азии железный век, а в Египте бронзовый. Естественно меняется идеология. Теперь население Египта перестало видеть в царской власти, что-то всемогущее и всеспасающее, также в их представлениях снижается утверждение того что царь посредник между Богом и людьми. «Полномочия жрецов, которые раньше могли в той или иной мере сочетаться с другими занятиями (прежде всего с госу­дарственной службой), теперь отделяются от них более жестко, и жречество превращается в особую корпорацию, очень важную ввиду принадлежащих ей знаний в ритуальной сфере»[6]. «Саисское возрождение» после господства ассирийцев.

 

Рис. 2. Голова статуи начальника царских работ Псаметих-Нейт. Саисская эпоха

 

Труден был путь к власти саисской династии поскольку на севере была величайшая и сильнейшая держава Асархаддона и Ашшурбанипала, противостояние которой было не реально, а с юга на роль объединителей претендовали фараоны единокультурного и единоверного царства. Если принять в соображение общий упадок Египта, обнаружившийся к этому времени и вследствие естественной дряхлости трехтысячелетнего государства, и в виду смут, потрясавших его уже несколько поколений, то нельзя не признать, что задача саисских фараонов была не легче освободителей XVII—XVIII дин., и много труднее, чем у основателей Среднего царства. Только братоубийственная война с Шамашшумукином[88], ослабление Ассирии и отдаленность Эфиопии сделали возможным ее благоприятное разрешение, и Псамметих считает свое царствование со смерти Тахарки, хотя в то время (664) Фивы находились еще во власти Тануатамона[89] и признавали власть последнего по крайней мере 8 лет.

Вот что можно сказать о грядущих взаимоотношениях Псамметиха и его преемников к Азии о попытках возродить там египетскую власть. Они имели лишь временный успех, хотя несколько лет фараон и мог гордиться своими угодьями на Ливане и владычеством на Кипре. Создание флота на Средиземном море, а также наводнение Финикии египетской культурой, не говоря уже о том, что сближение с греками нашло себе здесь новые пути и способы. Оазы удержали своих князей. В собственном же Египте были произведены внутренние реформы в интересах централизации. Городские наследственные князья и мелкие царьки заменяются царскими чиновниками, причем восстановляется древнее административное деление на номы. Верхний Египет, начинавшийся теперь к югу от Ермополя, управлялся «начальником Юга», как некогда при VI династии. До нас дошло несколько памятников от царских номархов; мы видим их и в Ираклеополе, и в Фарбейте, и в Эдфу, и в Бехбейте. Интересная статуя одного из них, современника Псаметиха I, Неснауиоу находится в Берлинском музее и имеет на себе надпись с перечислением девяти областей, полученных одна за другой в управление этим чиновником[1]. В Фивах теперь были самые запутанные условия. Еще со времени XXIII дин. древний град Амона превратился в духовный лен, управляемый жрицей, заключавшей свои имена в царские овалы и носившей титулы: «супруги бога», «служительницы бога», «руки бога». При ней состоял огромный штат чиновников, и значительные владения ее были разбросаны по всему Египту. На ряду с ней мы встречаем при XXIV и XXV дин. и настоящих фиванских номархов: Несупта него сына Монтуемхета; последнего Ассурбанипал даже называет царем Фив. Он носил тоже жреческий титул: был 4-м жрецом Амона, тем не менее титуловался «верховным жрецом всех богов юга и севера», оставляя в тени «первого жреца Амона». Таким образом, Псаметиху пришлось считаться с этими силами. Монтуемхета и его преемника (может быть, младшего сына) Петигора мы потом встречаем и при нем в качестве «князей Фив, начальников юга»; очевидно, они подчинились саисскому объединителю.

Номархи — чиновники, кажется, теперь имели большие права и обладали большим достатком. Их гробницы нередко поражают роскошью, саркофаги — сложностью и тщательностью отделки, дороговизной материала. Они непосредственно строят храмы и ставят свои статуи, что, по-видимому, теперь вообще перестает быть безусловной привилегией фараона; до нас дошло много документов частных лиц, жертвовавших богам поземельные участки и сооружавших священные здания. Конечно, традиционно, и на этих документах изображается весьма часто царь, как идеальный правоспособный жертвователь.

Наряду с номархами Египта этого времени нам известно достаточное количество других чиновников. Есть у нас несколько визирей, немало придворных и т. п. Совместительство практиковалось в самых широких размерах: одно и то же лицо могло быть и верховным жрецом, и адмиралом флота, и начальником врачей. Должности и чины, невидимому, смешивались. Любили возрождать старые чины древнего мемфисского двора. В виду военного характера эпохи, большое внимание обращалось на армию, флот и охрану страны.

Наемники, конечно, приносили с собою и свои верования и культы. «Нам известно о существовании храмов финикийских и эллинских божеств, дошли изображения синкретического характера, например, находящаяся в Каирском музее и недавно изданная М. Мюллером плита из Дафнэ с изображением азиатского божества светил на льве, с совершающим пред ним обряд жрецом»[1]. Можно с уверенностью сказать, что эти народы подвергались египетскому влиянию, что и доказывает это изображение. Но влияние продолжало распространятся среди иностранцев и даже египетские культы теперь входили в их культуру.

Рис. 3. Портрет неизвестного жреца. Скульптура саисской эпохи

Содержание большой армии и флота, составляя едва ли не главную заботу фараонов саисской династии, требовало огромных затрат. Для страны, разоренной вековыми смутами, они конечно были тяжелы, и отсюда стремления отыскать источники доходов, что было одной из причин, заставивших Амасиса наложить руку на храмовые доходы и тем обусловить себе у жрецов плохую память, а своей династии гибель. «Этот беглый обзор саисского государства может заставить думать об этой эпохе как о наиболее космополитической в египетской истории, о такой, когда, по вкоренившимся представлениям, Нильская долина якобы впервые была открыта для иностранцев, чтобы быть нагодненной и перерожденной ими, когда фараоны не могли ни в чем обойтись без греков и семитов, когда они едва ли не превзошли лидийских царей в филэллинстве, жертвуя доспехи в греческие храмы, вопрошая греческие прорицалища, строя греческие колонии, принимая депутации по поводу олимпийских игр и, в свою очередь, давая грекам материал для подражания, доходившего до распространения в Элладе египетских имен. Однако мы глубоко ошибемся, если будем считать эту эпоху космополитической или недостаточно национальной»[2].

«Египтянам этого времени было мало обожествлять людей. Внешнее благочестие делается весьма интенсивным и мелочным и доводит до крайности культ животных. Теперь уже чтут не один избранный экземпляр священного животного, а весь род; Египет начинает покрываться кладбищами кошек, обезьян, ибисов, кобчиков, которых бальзамируют, кладут в саркофаги или другие вместилища, сопровождая надписями и росписями, как на человеческих гробах. Погребать животных считалось богоугодным делом. С этого именно времени и датируется та мелочность, которая поражала классических писателей и которой были чужды более древние времена. Что касается культа Аписа, подобия и воплощения Пта, то это время было для него особенно благоприятным, и ни от одной эпохи до нас не дошло столько текстов из усыпальниц аписов в Серапее, как от этой. Здесь и официальные надписи с указаниями, когда тот или другой Апис родился, сколько лет жил, из какого города происходит и т. п., и памятные доски многочисленных паломников, приходивших поклониться странному божеству»[6].

«Искусство этого времени соответствует общему направлению эпохи, но вместе с тем обнаруживает замечательный подъем. Цари строили много, но, к сожалению, до нас сохранилось мало; во всяком случае, замечательные колоннады со сложными капителями птолемеевских храмов коренятся в саисской эпохе и представляют реакцию против архитектуры Рамессидов. Скульптура, взявшая за образец статуи Древнего царства, выработала особый стиль в трактовке голов из твердого темнозеленого камня; некоторые из них поражают изяществом и реализмом, равно как тонкие работы из камня и пасты, представляющие идольчики и фигурки. И здесь замечается реакция против фиванского искусства: в барельефах фигуры не нагромождаются друг на друга в виде силуэтов, а изображаются рядом. В этом отношении особенно характерно для данной эпохи появление на стенах гробниц знакомых нам из Древнего царства изображений полевых работ, сельских сцен и т. п. Это иногда простые копии эпохи пирамид (например, гробница некоего Аба у Фив, скопировавшего для себя барельефы с гробницы вельможи Древнего царства в Сиуте, носившего то же имя), но сейчас же выдающие свое саисское происхождение большим реализмом и отсутствием надписей. В храме у пирамиды царя V дин. Сахура в Абусире уже давно справлялся культ богини «Сохмет царя Сахура». Теперь прекрасные скульптуры этого храма служили образцами; на них учились, что доказывается нанесенными на барельефы сетками и гипсовыми слепками с больших фигур»[1].

Псамметих I (656-610 гг. до н. э.) стал первым царем XXVI династии (656-525 гг. до н. э.), время правления которой часто называется «саисским возрождением» (по ее «родовому гнезду» и столице Египта этого времени — г. Саис[90] — и исходя из того, что это был последний длительный период восстановления египет­ской государственности). Объединив Египет, Псамметих I обнаружил, что реальная власть в стране (в т.ч. военная мощь) во многом остается в руках правителей отдельных номов. Чтобы упрочить свое положение, он привлек к себе на службу большое число иноземных наемни­ков (жителей Восточного Средиземноморья, Карии — области на юго-западе Малой Азии, и в особенности греков). В стратегиче­ских пунктах на границе Египта и в дельте Нила появился целый ряд поселений этих наемников (Элефантина на юге, Мареа — на западе дельты, Дафны — на ее востоке), среди которых уже в кон­це VII в. до н. э. выделяется Навкратис — важнейший опорный пункт греческих торговцев в Египте.

 

Рис. 4. Бронзовая статуэтка Такушит. Саисская эпоха

Особую ценность для егип­тян, которые традиционно не были морским народом, представ­ляли мореходные навыки греков и финикийцев: ок. 600 г. до н. э. финикийские наемники на службе у преемника Псамметиха Нехо II впервые в мировой истории совершили трехлетнее плавание во­круг Африки, выйдя из Нила в Красное море по прорытому в это время каналу и вернувшись через Гибралтарский пролив и Средиземное море. Кроме того, ок. 655 г. до н. э. Псамметих I за­ключил союз с Гигесом — царем Лидии (государства на западе Малой Азии), который, как и фараон, должен был опасаться мо­гущественной Ассирии. В 620-е гг. до н. э. по Восточному Средиземноморью прокати­лась мощная волна нашествия кочевников-скифов. Псамметиху I удалось предотвратить их вторжение в Египет, однако их появле­ние в Передней Азии нанесло тяжелый удар Ассирии. В результа­те этого она утратила свои владения в ВосточномСредиземноморье, где немедленно постарался утвердиться Египет. При этом Псамметих I и его преемник Нехо II (610-595 гг. до н. э.) стреми­лись не только обеспечить себе источники поступления дани, но и предотвратить появление вблизи границ Египта новых мощных государств.

В 610-609 гг. до н. э., чтобы оказать предельно ослабленной и уже неопасной Ассирии помощь в ее последних попытках проти­востоять Нововавилонскому государству, Нехо II занял всю тер­риторию Восточного Средиземноморья вплоть до верхнего тече­ния Евфрата (где в районе г. Харран еще держались позиции ас­сирийцев). При этом он нанес близ г. Мегиддо (др.-евр. Армагеддон — букв, «место у Мегиддо») тяжелое поражение Иудее, царь которой Иосия пытался сопротивляться фараону, уповая на помощь бога Яхве.

 

Рис. 5. Рельеф из гробницы За-Нефера. Саисская эпоха

Это поражение убедило преемников Иосии в том, что Египет в это время являет собой несокрушимую силу (благодаря помощи то ли Яхве, то ли, наоборот, его злейшего врага), и на несколько десятилетий Иудея стала союзником егип­тян.

Более прочными оказываются позиции Египта в Нубии, юж­ная часть которой (прежде всего район 4-го порога с центром в Напате) остается под властью царей — преемников XXV дина­стии. Ок. 593 г. до н. э. Псамметих II совершает на Напату поход, прочно закрепив за собой области к северу от 2-го порога. Эти ру­бежи египетских владений были не всегда спокойными (следив­шим за ними правителям Элефантины приходилось то отражать нападения из Нубии, то пытаться возвращать бежавших в Напату мятежников или дезертиров-наемников); однако в целом при ца­рях XXVI династии серьезной угрозы Египту с юга не было.

Преемник Априя Амасис к концу 560-х гг. до н. э., после смерти Навуходоносора II и начала внутренних неурядиц в Вавилоне, перестал соблюдать договоренность с этим государ­ством, благодаря которой он пришел к власти. Ок. 560 г. до н. э. он захватывает Кипр; еще раньше возобновляет тесные контакты с греками, которым способствовала его женитьба на Ладике — до­чери царя греческой колонии Кирена в Ливии — и которые обе­спечили ему славу филэллина («друга греков»). При Амасисе Навкратис становится крупнейшим торговым центром; Египет, как колыбель древнего знания, посещают греческие мыслители (например, афинянин Солон); наконец, отряды греческих наем­ников вновь становятся на службу фараону.

 

 

Рис. 7. Царь Нектанеб II под защитой бога Хора. Культовое изображение

Рис. 8. Рельеф Псамметиха I совершающего подношения Ра-Хорахте. Гробница Пабаса

 

Благодаря этим контактам с греками нам через посредство их авторов (прежде всего Геродота) известно об Амасисе очень мно­гое. В среде египетской элиты он пользовался прочной репутаци­ей выходца из простонародья, добившегося успеха благодаря хи­троумию и грубоватому юмору и, помимо этого, не отличавшегося благочестием и любившего простые удовольствия. Сам он отно­сился к такой репутации спокойно, требуя от приближенных и подданных почтения не к присущим ему личным качествам, а к своему царскому сану. При этом он был одним из немногих пра­вителей Египта I тыс. до н. э., сделавших серьезную попытку вос­становить централизацию египетского хозяйства под контролем государства; эта попытка добавила много неприязни к Амасису со стороны номовой знати, не желавшей делиться своим богатством с царем. По-видимому, в течение всего царствования Амасиса в Египте существовала мощная оппозиционная группа, считавшая его узурпатором и ждавшая удобного случая, чтобы его низло­жить.

В середине 550-х гг. до н. э. Амасис восстанавливает старый военный союз Египта с Лидией, где в это время правил царь Крез: вероятно, этот союз исходно должен был быть направлен против Вавилонии, однако в 549 г. до н. э. Лидия была захвачена новым Персидским государством во главе с Киром II. В 530-е гг. до н. э. под его ударами гибнет Новый Вавилон, и Персия становится главной внешней угрозой для Египта. Против нее Амасис пробует заручиться союзом с правителем о. Самос Поликратом, распола­гавшим сильным флотом в Эгейском море, однако в итоге, по-ви- димому, осознает его бесперспективность (по легенде, известной в передаче Геродота, Амасис порвал с Поликратом, славившимся своей удачливостью, полагая, что она в конце концов навлечет беду на него самого и на его друзей).

К середине 520-х гг. до н. э. Египет остается единственным государством Ближнего Востока, еще сохранившим независи­мость от Персии. Между тем становится ясно, что ее нападения следует ждать в ближайшее время, и в среде враждебной Амасису египетской элиты складывается легенда о родстве низложенного им Априя с персидской династией Ахеменидов, принадлежащий к которой сын Кира Камбис придет в Египет и низложит узурпа­тора [2].

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 877. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия