Студопедия — Относительно вопроса о познаваемости мира (второй стороны основного вопроса философии) также есть различные точки зрения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Относительно вопроса о познаваемости мира (второй стороны основного вопроса философии) также есть различные точки зрения






Большинство философов, да и обычных людей. Отвечают на этот вопрос утвердительно. И для позиции этого большинства общеупотребительный термин не сложился. Но есть философы, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название агностицизм.

Не следует отождествлять материализм и признание познаваемости мира, с одной стороны, и идеализм с агностицизмом, с другой. Некоторые идеалисты критикуют агностицизм, а у некоторых материалистов наблюдается примирительное отношение к нему.

Специфика какой-либо философской концепции состоит не только в том, как решается основной вопрос философии, но и в том, какой метод используется в ее создании и развитии.

В философском аспекте метод понимается как некий способ познания, программа действий по исследованию объектов. Поскольку философия обращена к постижению действительности, нужно ответить на два вопроса: что представляет собой действительность и как ее познать?

Исторически сложилось два предельно общих метода: диалектический и метафизический (диалектика и метафизика).

Начала диалектического способа мышления формировались в раннем философском мировоззрении. В нем сложились представления о необходимости рассмотрения мира в его целостности, движении и изменении, истолкования природы и человека как сочетания различных противоположностей. Элементы диалектики наблюдаются в философии Древнего Китая, Древней Индии, в раннем периоде философии Древней Греции (Гераклит – V в до н.э.).

Термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (IV в до н.э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с диалектикой зарождается метафизика. Значение приставки «мета» – «сверх», «над». Таким образом, под термином «метафизика» стали пониматься учения об особой, сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.

Позднее, начиная с Гегеля (ХIХ в.), термин «метафизика» приобретает и другое значение - значение метода, противоположного диалектическому. Как антипод диалектическому способу мышления метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Абсолютизация той или иной стороны объективного противоречия (устойчивости или изменчивости, общего или единичного, необходимости или случайности) ведет, как показывает история философии и науки, к неадекватному пониманию мира.

Например, в европейской философии Нового времени (ХVI- XVII вв.) сложились две гносеологические концепции – рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) ориентировал науку опираться на опыт, познание законы природы на основе обобщения опытных данных. Рационализм (Р.Декарт) предлагал исходить из интуитивно-ясных истин разума и путем дедуктивных рассуждений выводить из них научные знания. Эволюция эмпиризма и рационализма показала, что при некоторых положительных результатах, они в целом метафизически ограничены.

Достижение истины предполагает применение правильного метода. И метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей. На начальных этапах развития науки такой подход был единственно возможным и дал толчок развитию научного познания.

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия