Студопедия — Лекция 1. Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 1. Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания






 

 

1. Понятие философии. Специфика и структура философского знания.

2. Философия как теоретическая форма мировоззрения.

3. Значение философии в культуре и жизни человека.

 

В русскую культуру слово «философия» пришло с греческого языка. Оно переводится как «любовь к мудрости». В древнегреческих текстах, относящихся к 5-4 в.в. до н.э., был найден термин «философия». Известный древнегреческий философ Платон называл философией то, чем занимаются философы, т.е. обозначал данным словом род их деятельности. В Древней Греции слово «философ», фигурирующее еще в 6 в. до н.э., ввел Пифагор, который называл «философами» людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Пифагор разъяснил, почему он называл философов только «любителями мудрости», а не мудрецами. Он считал, что знание и истина доступны только Богу, только Бог – мудрец в полном смысле слова. Люди же могут любить ее, стремится к ней, но достигнуть мудрости не в силах.

В «Новой философской энциклопедии» дается следующее определение философии: философияособая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни1.

Из этого определения следует, что философия изучает мир и человека. Она ориентирована на его целостное видение в отличие от других наук, изучающих какие-то части, аспекты действительности. Философы ставят вопросы о смысле жизни и цели человеческого существования, что не входит в компетенцию частных наук. Итак, своим объектом изучения философия делает универсум, т.е. все существующее. Предметом же философии являются всеобщие основания бытия, фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение его к природе, обществу и духовной жизни.

Философия как форма культуры и как познавательная деятельность отличается от других форм культуры. Давно идет дискуссия о том, является ли философия наукой или она

1 Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т.4. С. 195.


нечто отличное от нее? Можно сказать, что до первой трети 19 века ответ на этот вопрос напрашивался сам собой: философия, бесспорно, является наукой. До этого времени философия благодаря трудам Аристотеля, который назвал ее «царицей наук», прочно удерживала свои позиции, но философы-позитивисты усомнились в важности и необходимости подобного научного знания, объявив философию ненаукой. Однако философия не только доказала, что она нужна, но и то, что она отличается от науки, при этом выполняет важные функции в культуре и в системе отношений «философия – наука».

Почему некоторые мыслители, а именно философы-позитивисты, отказали философии в праве называться наукой? Дело в том, что они считали философию наукой, оторванной от жизни человека, от его реальных нужд. Позитивизм – направление в философии и науке, исходящее из позитивного (т.е. данного, фактического, несомненного) знания, а не из метафизических рассуждений. Главным лозунгом позитивизма является утверждение: каждая наука – сама себе философия. Позитивисты считают, что философия как особая наука не нужна. Все подлинное знание может быть получено частными науками. Философские вопросы, по мнению позитивистов, - это пустые, бессмысленные вопросы, не имеющие никакой познавательной ценности. Источник действительного знания лежит в специальных науках. При этом позитивисты ценили лишь естественные науки, считая несовершенными и неточными гуманитарные науки и дисциплины.

Чем же отличается философия от науки? Объектом изучения науки является природа, социальные явления, история, человек. Каждый вид науки – это своего рода обрывок знания. Философия дает базу, систему знаний о мире как целом, это целостное знание.

Философия ищет Истину и смысл мира, а не истины. Восприятие мира как ценности или смысла – это не научное восприятие, не приспособление к необходимости, а творческий акт, считает русский философ Н. Бердяев2.

Однако в философии так же, как в науке есть понятия, категории, законы, теории и методы познания. Но философия в отличие от науки представляет собой ценностное знание, поскольку в нем содержится не только объяснение мира, но и его оценка, конструирование нового мира. В философии важен вопрос не КАК, а ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ. Другими словами, философ вопрошает о смысле бытия, ставит метафизические вопросы, т.е. вопросы, лежащие

«после-физики», за пределами мира явлений, всматривается в сущность бытия.

В религии, однако, также существует метафизический компонент. Возникает вопрос: в чем же тогда специфика философии? Особенность философии заключается в том, что философия – это разновидность логически обоснованного знания, а религия основана на вере.


Философия строится на аргументации и доказательствах; она - продукт свободного творчества мыслителей и воплощается только в знании. Религия связана с культом и церковной организацией.

Философия, по мнению И.А. Ильина, виднейшего русского философа, - это систематическое познавательное раскрытие того, что составляет самую глубокую основу жизни. Сама жизнь в ее истинном смысле и содержании составляет ее источник и является ее предметом, тогда как ее форма, задание, приемы, категории, итоги – все это делает ее наукой в строгом и подлинном значении.

Философия родится от жизни духа, от его страдания, созерцания и жажды. Философия в ее первоначальной, опытной стадии разлита в душах всего народа. Каждый человек независимо от образования, личной одаренности становится участником национального философского и метафизического дела, поскольку он ищет в жизни истинного знания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершает подвиг мужества, бескорыстия или самоотверженности, молится Богу добра, растит в себе или других правосознание и политический смысл или даже просто борется со своими, унижающими дух слабостями. Такой человек по сознанию своему, может, и не является философом, но по духовному опыту своему

– он уже философ.

И.А. Ильин считал, что истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к Нему. Настоящий ученый знает, доколе простирается его знание, и потому он духовно скромен. Коперник писал:

«Созерцая мысленно великолепный порядок мироздания, управляемый с божественной премудростью, кто не почувствовал бы, что постоянное созерцание его и, так сказать, интимное общение с ним возводят человека к Высшему и к восхищению перед всезиждущим Строителем вселенной, в котором пребывает высшее блаженство и который есть венец всякого добра…». И совсем неожиданно у Ч. Дарвина: «В состояниях самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога»3.

Итак, философия – это наука, хотя и специфическая. Задачей любой науки является получение знания, в данном случае знания о месте человека в мироздании, о бытии в целом. Философское знание отличается сложностью структуры. Все философские идеи и теории упорядочиваются по содержанию и по времени.

Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философии и философия истории, философия религии, философская антропология, аксиология, философия культуры, логика, философия науки, история философии и т.д.

 

 

3 Цит.по: Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М.: Эксмо, 2007. С. 148-149.


Философские учения делят по школам, направлениям и течениям, которые представляют собой разные философские традиции. Например, западноевропейская традиция представлена школами (Ликей, Академия, Баденская философская школа и т.д.), течениями (рационализм, эмпиризм, «философия жизни»), направлениями (материализм и идеализм в онтологии). Западноевропейский тип философствования неоднороден и представлен в свою очередь также разными традициями: античная философия, средневековая и т.п. В соответствии с этим философские учения принято делить по историко-культурным периодам в разделе «История философии»:

1. Античная философия (к.7 в. до н.э. – 6 в. н.э.);

2. Средневековая философия (2-14 в.в.);

3. Философия эпохи Возрождения (14-16 в.в.);

4. Философия Нового времени (17 в. – 70 г.г. 19 в.в.);

5. Философия Новейшего времени или современная философия (30е г.г. 19 в. – наст. время).

 

 

Философия, помимо того, что она является определенной областью знания, «царицей наук», по Аристотелю, представляет собой и мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Мировоззрение – социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: мифологическое; религиозное; философское; жизненно-практическое.

Мифология – исторически первая форма систематизированного мировоззрения. Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфически образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф содержит в себе рассказ о прошлом и одновременно объясняет настоящее и будущее, т.е. миф включает диахронический и синхронический аспекты. Миф устанавливает связь человека и природы, общества и индивида. Миф анимистичен, так как построен на одушевлении природы.

Религия – вторая историческая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Однако мифология отлична от религии. Для религии характерно трансцендентное представление о Боге, развитая культовая система. Культ – это особая духовная практика, которая призвана соединить верующего с высшим миром, сверхъестественным миром,


позволяет ему быть услышанным божественными силами. Мировоззрение в религии приобретает характер вероучения, основываясь на догматах и религиозных авторитетах.

Мифологически-религиозное мировоззрение носит духовно-практический характер. Мировоззренческие идеи выступают в форме образов и символов. На смену образу и символу впоследствии приходит Логос – разум, так возникает теоретическая форма мировоззрения, которой стала философия. Возникнув в 6 в. до н.э. одновременно в 3 регионах Земли – Индия, Китай, Др. Греция – философия отразила потребность понять мир и человека с позиций знания, разума. Она зарекомендовала себя как поиск мирской мудрости, мудрого образа жизни. Мировоззрение в философии выступает в форме знания. При этом формой развития философии выступает проблемное знание.

Жизненно-практический тип мировоззрения складывается стихийно и основывается на здравом смысле, повседневном опыте. Это т.н. «жизненная философия». Этот уровень мировоззрения не отличается глубиной, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки противоречия, устойчивые предрассудки, изжившие себя обычаи.

Мировоззрение человека можно представить в виде схемы, по которой можно понять, что философские принципы занимают ключевое положение при характеристике мировоззренческих установок человеческой личности. Мировоззрение может учитывать данные науки и технического прогресса, но строится оно на иных началах, нежели, например, наука. Мировоззрение отвечает на запросы человека и формирует эти запросы. Философия и религия говорят о «зачем», наука отвечает на вопрос «как». Мировоззрение, таким образом, говорит не только о том, что есть, но и о том, что нужно человеку, что он считает нормой, в чем видит правду.

 

 

Философия играет важную роль в культуре и жизни человека.

Философия является важным фактором единства общечеловеческой культуры и культуры той страны, в которой появляются какие-то философские учения. Мир дан человеку как совокупность разнородных явлений, а главная задача философии – представить его как нечто целостное, единое, имеющее один источник и основание (arche), которое и стремятся познать философы. При этом философы не стремятся просто суммировать все знания, выработанные различными науками, они перерабатывают его и выстраивают целостную картину мира. Такое целостное видение мира необходимо, так как является мировоззренческим основанием для всех видов деятельности и для всех наук4.

 

4 Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии. Новосибирск, 2004.


Философия пытается познать и постигнуть общие основания человеческой деятельности и культуры. Большинство людей не задумываются о них, не относится к ним критически. Они бессознательно воспринимают навязанные им принципы организации их жизни. А между тем, наше бытие зависит от того, что мы о нем думаем, как понимаем, в каком направлении пытаемся изменить свою жизнь, куда мы стремимся. Жизнь постоянно меняется. Лучшие умы пытаются направлять эти изменения таким образом, чтобы жизнь становилась интереснее, безопаснее, лучше. При этом каждый должен принимать участие в этой работе, если он, конечно, понимает, что происходит; должен бороться за свои интересы, права. В противном случае его жизненные интересы вряд ли будут учтены, а жизнь будет казаться бессмысленной и пустой. Изучение философии призвано помочь занять первую, активную позицию в жизни, потому что философия создает целостную картину единого мира (универсум), в котором мы живем. Это наш общий мир, многообразный и многомерный. Понять его непросто, но возможно, если приложить к этому усилие.

Для начала нужно увидеть его через призму упорядочивающих, систематизирующих философских категорий и понятий, научиться понимать смысл философских рассуждений, разобраться во множестве связей между отдельными уровнями и измерениями универсума, понять его зависимость от человека, то есть приобщиться к достижениям мировой философской мысли. Однако не следует принимать эти достижения в качестве неизменных догм. Следует понять, что философские учения – это разнородные субъективные попытки проникнуть в сущность меняющегося бытия, такие «решения» вечных вопросов, которые не только допускают, но и требуют новых решений, можно заниматься философией и поискать каких-то решений для собственной жизни.

Философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. Философия рационализирует, осмысляет определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ, а разные формы культуры - в одну культурную традицию. Другими словами, философия выполняет в культуре интегрирующую функцию.

Философия выполняет методологическую функцию, являясь базой для развития частных наук. Именно философами были выявлены основания и нормы познавательной деятельности, созданы методы теоретического мышления, которыми пользуются частные науки.

Э. Фромм писал о том, что одной из насущных потребностей человека является потребность в ориентации, т.е. в необходимости иметь какую-то картину мира. Человек обнаруживает вокруг себя много озадачивающих явлений, он, обладая разумом, должен находить в них смысл, включать в какой-то контекст, который может понять и который даст


ему возможность мысленно оперировать им. Удовлетворение данной человеческой потребности, по Фромму, связано со счастьем и спокойствием человека.

Картина мира зависит от развития разума, знаний, способности к объективности. В этом, мы полагаем, могут помочь занятия философией. Кроме того, философия может предложить некоторые ответы, удовлетворяющие потребность человека в системе ориентации. Не стоит забывать, что картина мира дает не только определенную систему мышления, но и придает смысл существованию человека и его положению в мире. Философия соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Тем самым философия становится мировоззрением и выполняет в жизни человека мировоззренческую функцию.

Одним из важнейших компонентов человеческой духовности является мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Значение мировоззрения заключается в том, что оно выступает объединяющим (интегрирующим) компонентом, который обеспечивает целостность общественного и индивидуального сознания. Через мировоззрение общественное сознание воздействует на человека. Благодаря мировоззрению все стороны человеческой деятельности взаимосвязаны и представляют собой реализацию осмысленной жизненной позиции, которая является одним из важнейших признаков личности. Главное проявление ставшей личности – это наличие у человека мировоззрения. Именно мировоззрение выступает духовным стержнем личности. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает о себе: кто я? Зачем явился в этот мир? В чем смысл моей жизни? Только выработав определенное мировоззрение, личность осознанно действует и реализует свою сущность. Философия играет огромную роль в выработке у человека позитивного мировоззрения. Курс философии поможет студенту представить свое место в бытии, исходя из определенного мироощущения, разобраться в важнейших насущных проблемах бытия, стоящих перед каждым здравомыслящим человеком, осознанно вести себя и действовать соответственно собственной мировоззренческой позиции в разнообразных жизненных коллизиях, четко видя ответственность за свои поступки. Таким образом, значение философии огромно. Идеи определяют существование мира и человека, а значит важно, какими идеями, идеалами живет каждый человек. И. Кант писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире

– и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком»5.

 

 

5 Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964. Т.2. С. 206.


Философия является фундаментом подготовки будущих специалистов. От того, " как" и " какой" фундамент будет заложен, зависит их судьба, поскольку это неизбежно скажется на их дальнейшей работе и жизни в целом. Современная действительность настоятельно требует, чтобы целостный философский подход, объединяющий в себе как познание, так и поиски смысла жизни, основывался на приоритете идеи священности не общества или государства, а достоинства человека. И философское знание сегодня выступает необходимой составляющей профессиональной компетенции специалиста. Преподавание философии в вузе призвано сформировать культуру будущего специалиста, которая предполагает возможность развития и совершенствования творческих потенций личности при решении нестандартных задач. Человеку, получающему профессиональное образование, особенно на переломных этапах истории, необходимы основополагающие смысложизненные ориентиры, формированию которых способствует изучение философии. Изучение философии дает будущим специалистам знание о формах мышления, о логике научного мышления. Все, даже самые абстрактные формы логики, как известно, отражают формы практики. В философских же категориях, в которых осуществляется движение научной мысли, отражены универсальные свойства практических способов деятельности. Этим и объясняется особый статус философии в формировании духовной культуры человека как личности.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличается философия от естественных наук? Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

2. Какие характерные признаки присущи мифологии как типу мировоззрения.

3. Что отличает религию как особый тип мировоззрения?

4. Каковы особенности философского мировоззрения?

5. Что такое мировоззрение? Чем оно отличается от мировосприятия и мироощущения?

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 5418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия