Студопедия — Основные концепции происхождения философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные концепции происхождения философии






Одно из первых требований философской культуры сводится к тому, что каждый, кто претендует быть философом, обязан давать отчёт себе и людям, почему и ради чего он философствует. Так и поступали философы, начиная с самых первых. Пифагор, автор термина «философия», отец математики, был ярым приверженцем мифологии: род свой вёл от бога Гермеса и будто бы предъявлял доказательство тому (золотое бедро), прославился в молве людской сверхъестественными способностями, будто бы мог остановить бурю, шторм и т.д. и т.п. Всё это легенды, а сам Пифагор считал своим главным достоинством умение видеть прекрасное в мире и в человеке. По его мнению, мудрость – это знание прекрасного, первосущего и божественного. Первосущим для него являлась природа чисел и пропорций, всё есть число, - провозглашал он. Задача философии, по его убеждению, - устремить душу человека к мудрому, божественному, суть которого в гармонии чисел и пропорций. Усвоивший такую философию человек способен понять и почувствовать, что мир, несмотря ни на что, в сущности своей прекрасен, в нём царит гармония и звучит небесная музыка сфер. Люди должны жить в согласии с прекрасным миром и между собой. Это был VI век до н.э., самое начало философии, а вот в IV веке до н.э. другой великий философ Аристотель, Александр Македонский древнегреческой философии, как его называют, понимал причину и цель философствования по-другому. Во-первых, философия существует для самой себя, для познания первых начал и причин, в числе которых находится и Бог. Во-вторых, философствование начинается с удивления, изумления, но не загадочного или необычного, а с удивления самого простого и обычного, когда в нём вдруг открываются необозримые горизонты и потрясающие глубины единственного реального мира, которому мы, люди, принадлежим душой и телом. В-третьих, мудрость есть наука о первых причинах и началах, наиболее общих и максимально познаваемых, ибо с помощью их и на их основе познаётся всё остальное.

Перед нами два разных понимания происхождения философии и её назначения. Точка зрения Пифагора – хорошая иллюстрация для мифогенной концепции происхождения философии. Её предложил в XIX веке Г.Гегель. Точка зрения Аристотеля иллюстрирует другую концепцию – сциентистскую, которую разрабатывали позитивисты и которая наиболее популярна сейчас.

Мифогенная концепция выводит философию из развития мифологии, а сциентистская считает, что философия возникла в результате накопления и обобщения научных знаний о мире. Пример Пифагора и Аристотеля показывает, что обе концепции определённый смысл имеют, но ни одна из них полного объяснения происхождения философии дать не может. Конечно, философия не могла возникнуть где-то в стороне от мифологии, исторически первого мировоззрения у всех народов. В становлении взглядов и учений ряда философов мифология сыграла разную, но заметную роль (у Фалеса, Пифагора, Платона и др.). И если Аристотель допускал, что человек, который любит мифы, является до некоторой степени философом, то Гераклит, самый оригинальный античный философ, начисто отвергал мифологию, считал Гомера обманщиком, достойным изгнания из общественных мест и наказания розгами.

Не срабатывает и сциентистская концепция, так как кроме Фалеса, Демокрита, Аристотеля было немало античных учёных, которые не занимались философским творчеством (например, Эвклид, Архимед, Гиппократ и др.) И очень важно иметь в виду, что эта концепция не применима к философии Древнего Востока (Индии и Китая). Осознание недостаточности мифогенной и сциентистской концепций по отдельности привело к мысли объединить их в гносеомифогенную концепцию, которая, учитывая роль мифологии и накопления научных знаний, прибавляет к ним ещё один фактор – житейскую мудрость, итожащую повседневный нравственный опыт. Получается довольно громоздкая конструкция, и непонятно, как она работает в истории.

В последнее время стали обращать внимание на роль нравственной потребности в генезисе философии, что, конечно, очень верно, если правильно понимать мудрость. Считают, что философия взяла на себя заботу о душе человека и его нравственности – тоже очень правильно. У этих взглядов есть достойный предшественник – ещё одна, четвёртая концепция происхождения философии, автором которой был немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883 – 1969). 23 февраля 2008 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого выдающегося мыслителя современности. Его концепция столь значительна, что заслуживает особого рассмотрения.

После окончания Второй Мировой войны К. Ясперс опубликовал в 1948 году свой капитальный труд «Истоки истории и её цель». В нём обсуждается, когда и почему возникает мировая история, в чём её смысл и назначение и почему в ХХ веке она привела к двум мировым войнам и поставила под вопрос дальнейшее существование человечества. Ясперс считал, что становление мировой истории произошло в период между VIII и II веками до н.э. Он бросил вызов Гегелю, который полагал, что мировая история начинается с появления христианства, и К. Марксу, для которого мировая история – итог экономического развития мирового рынка и т.п.

По мысли Ясперса, главное условие мировой истории – человек, а в VIII-II веках до н.э. (Ясперс называл это время осевым временем) произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Новый человек осознаёт бытие мира в целом, самого себя и свои границы, ставит перед собой высшие цели. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Впервые появились философы, человек отважился искать опору в самом себе. Он может теперь внутренне, в мысли своей противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В осевое время произошло открытие того, считал Ясперс, что позже стало называться разумом и личностью.

Всё это происходило одновременно и независимо друг от друга в Древней Греции, Индии и Китае. Суть происходивших изменений Ясперс называл одухотворением бытия человека. Появляется духовность, находящая себе выражение двоякое: более простое и доступное всем в религии и интеллектуально насыщенное, разумом осмысленное в философии.

Духовность отныне образует ось истории: отклоняющиеся от неё народы и цивилизации обречены на упадок и гибель. Примеров тому в истории много, нависает опасность и над современной цивилизацией.

Таким образом, Ясперс обнаружил главное условие возникновения философии – появление духовности. Его явное преимущество перед другими условиями, мифологическим и научным, заключается в том, что оно присуще всем, кто встаёт на философский путь, стремится к мудрости.

Концепция Карла Ясперса до сих пор не получила должного признания у наших философов. Ясперс был непримиримым противником тоталитаризма в любых его видах – и это мешало в прошлом по достоинству оценить его идею осевого времени, а сейчас мешают неясности относительно понятия духовности. Попробуем разобраться в этом.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2081. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия