Студопедия — Россия на рубеже XVI-XVII веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Россия на рубеже XVI-XVII веков






Обострение политических, экономических и социальных противоречий. На рубеже XVI-XVII вв. Россия переживала острейший системный политический, социально-экономический и духовно-нравственный кризис, который до основания потряс Русское государство. Выражением этого кризиса стало так называемое Смутное время.

Смутным временем чаще всего называют промежуток времени между началом правления Бориса Годунова и утверждением династии Романовых 1598-1613 гг. В Смутное время в стране по-существу происходила Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

В Смутное время решался вопрос о том, быть или не быть Российскому государству, так как страна переживала национальную катастрофу и оказалась на грани утраты национального суверенитета. Кровавые конфликты, беспринципная борьба за власть, резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, иностранная интервенция – эти и другие явления были непременными атрибутами Смуты. Смутное время вовлекло в свою орбиту буквально все слои российского общества, не оставив никого равнодушным к происходившим событиям: бояр и служилых людей, казаков и крестьян, холопов, посадских людей и духовенство.

Историческая литература о причинах и содержании Смутного времени. В разное время в литературе неодинаково объяснялись причины Смутного времени. Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С.М. Соловьев считал одной из причин Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными.

Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением царской династии в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание Смуты видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. С.Ф. Платонов определял ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил. В советской исторической науке понятие «Смута» вообще отвергалось. События начала XVII в. советская историография характеризовала как «Первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией».

Причины Смутного времени. Современной исторической науке присущ комплексный подход к выяснению причин Смутного времени.Как полагает часть историков, политические причины Смуты крылись в политическом кризисе общества, в борьбе за власть в элите московского общества различных боярских кланов. Пока на престоле находились государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, боярство и население России в подавляющем большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим «, природным государям». Но когда династии прекратили свое существование после смерти бездетного царя Федора Иоанновича, возник династический кризис, и государство оказалось «ничьим», люди растерялись и пришли в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Ивана Грозного, начало Смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной». Подчеркнем еще раз, что именно политическим кризисом, пресечением правящей династии в конце XVI в., и ослаблением монархии, объяснял политические причины Смутного времени известный историк прошлого Н.М. Карамзин.

Главными экономическими причинами Смуты стали экономический кризис в конце XVI в. и усиление крепостнического гнета. Ливонская война и политика опричнины, проводившаяся жесточайшими методами Иваном Грозным, привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и помещики усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводил к бегству последних на окраины. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств Среднего и Нижнего Поволжья, сюда из центральных областей государства устремился широкий поток крестьянского населения, надеявшегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы привела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давил государственный и помещичий гнет на оставшихся на прежнем месте крестьян. Недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности, и, стремиться всеми способами закрепить за собой крестьянское население своих имений.

С другой стороны, инициаторами крестьянского выхода были и сами феодалы. Они переманивали работников друг у друга либо просто силой захватывали крестьян у соседей. Это вело к неравномерному распределению трудовых ресурсов, ссорам и тяжбам, а также разорению помещиков, составлявших основу русского войска. Упадок поместного хозяйства привел в конце века к серьезному аграрному кризису.

Преодолевать кризис правительство предпочитало административными мерами. Уже в конце правления Ивана Грозного начали вводиться заповедные лета – период, в течение которого полностью запрещался переход крестьян от одного помещика к другому. В конце XVI в. указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода, было увеличено число кабальных холопов. Естественно, что создавшееся положение вызывало протест у закабаленных людей, превращало их в своеобразный горючий материал, готовый вспыхнуть от малейшей искры.

Смутное время было порождено и обострением социальных отношений в стране между различными социальными группами: крестьянами и помещиками, феодалами юга и центра, помещиками и вотчинниками, казаками и центральной властью.

За годы опричнины оказались расшатанными духовные и нравственные нормы жизни. Опричнина Ивана Грозного, потрясшая старый уклад жизни и привычные отношения, усилила общий разлад и деморализацию общества. Безрассудные казни и опалы в годы опричнины возвели произвол и насилие в норму, стали способом разрешения противоречий и в последующие годы. По словам С.М. Соловьева, в царствование И. Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего».

Династический кризис. Иван Грозный умер 18 марта 1584 г. Его смерть фактически положила начало династическому кризису.

Как известно, ближайший преемник царя, его старший сын Иван Иванович, был убит своим отцом в 1582 г. в припадке сильного гнева. Но у Ивана IV было еще два сына – Федор и малолетний Дмитрий, которого вместе с матерью Марией Нагой в апреле 1584 г. отправили в Углич, данного ему в «удел».

Законным преемником Грозного стал второй сын Ивана Васильевича – Федор Иванович (1584-1598 гг.), который вступил на трон в полном соответствии с традицией престолонаследия и в согласии с завещанием. Однако ни по своим человеческим качествам, ни по своим способностям, новый царь не подходил на роль правителя страны. По словам Н.М. Карамзина, Федор «не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда: был роста малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неравным шагом от слабости в ногах…».

Федор был слабоумным, болезненным человеком. Его любимым занятием была раздача милости убогим и калекам, многочасовое стояние во время церковных служб, слушанье звона церковных колоколов, за что он получил презрительную кличку от своего отца – «Звонарь». «Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором, находил себе поддержку и утешение только в молитве и в постоянных хождениях и поездках в церкви и в монастыри на богомолье, - писал историк С.Г. Пушкарев. – Таким полумонахом, «избегающим мирской докуки, он остался и на царском престоле».

Сразу же после восшествия Федора на трон началась борьба вокруг царского престола за влияние на слабого царя, при котором был создан своего рода опекунский совет из пяти бояр. Постепенно, оттеснив всех своих соперников, фактическим правителем страны становится царский – шурин Борис Годунов.

Борис Годунов. Борис Годунов (1552-1605 гг.) вел свою родословную от исконно костромских бояр, издревле служивших московским князьям, но не входивших в число высшей знати Московского государства. Поэтому представители старых княжеских и боярских фамилий относились к Борису с недоброжелательностью и завистью, как к «выскочке».

Историки признают, что Борис Федорович Годунов обладал качествами великого государственного деятеля. Он был умным, способным, энергичным и честолюбивым боярином. Современники говорили о Годунове: «Муж зело чуден и сладкоречив», но имеет «ко властолюбию ненасытное желание». Незаурядный политик, Борис умел быть таким, каким требовали обстоятельства. В этом ему помогали природный ум и твердая воля. Осторожный и дальновидный, щедрый и миролюбивый, завоевавший симпатии широких слоев населения, он был коварен и вероломен, льстив и хитер – но именно благодаря этим качествам Борис Годунов сумел достичь вершин власти.

Восхождение Бориса началось после того, как он стал опричником и сблизился с любимцем Ивана Грозного – главой опричников Малютой Скуратовым-Бельским. При покровительстве последнего он получил у Грозного придворный чин сначала «стряпчего», а затем и «постельничего». Быстрой карьере Годунова способствовала и его женитьба на дочери главного царского сатрапа. Несколько позже царь Федор женился на сестре Бориса Годунова – Ирине. Это упрочило положение зятя Скуратова при царском дворе и гарантировало ему получение боярского чина. Став царским шурином, Борис Годунов сосредоточил в своих руках практически все государственные дела и фактически являлся правителем страны. К 1598 г. наиболее серьезные противники Годунова были либо уничтожены, либо пострижены в монахи, что было равносильно политической смерти.

В 1598 г. царь Федор безвременно ушел из жизни, не оставив наследника. «Последний царственный цвет Русской земли отошел от очей всех», – записал летописец.

Со смертью Федора Ивановича династия Рюриковичей прекратила свое существование. К этому времени в живых уже не было и еще одного реального претендента на царский престол – третьего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. 15 мая 1591 г. восьмилетний мальчик погиб при тайных и до конца не выясненных обстоятельствах. Его нашли зарезанным на своем дворе.

Когда весть о гибели царевича стала распространяться по городу, ударил набат. На звон колоколов сбежалась толпа. Мать обвинила в убийстве городские власти. Разъяренные жители Углича совершили самосуд над предполагаемыми душегубами царевича, убив приставленных к царевичу для надзора дьяка Михайло Битяговского, Качалова и других лиц.

Для расследования всех обстоятельств гибели царевича из Москвы была направлена специальная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским. Официальное заключение, вынесенное ею, гласило, что Дмитрий погиб во время приступа падучей (эпилепсии), когда он, играя в «тычку», смертельно ранил себя ножичком. Это объяснение удовлетворило Боярскую Думу, но не народ, в сознании которого укрепилась мысль, что царевич был убит по указанию Бориса Годунова, стремившегося, таким образом, покончить с последним законным наследником престола. Позже миф о чудом спасшемся Дмитрии был использован самозванцами для захвата власти в государстве. Современный анализ всех обстоятельств смерти и политической обстановки в стране показывает, что Годунову эта смерть могла только повредить. И не случайно во главе следствия он поставил представителя знатного княжеского рода, также претендовавшего на престол.

Правительство строго наказало угличан за самосуд, царицу Марью постригли в монахи, а ее братьев отправили в ссылку.

После смерти Федора в стране разразился династический кризис. Чтобы его преодолеть, многие потребовали венчать на царство царицу Ирину, но, неожиданно, для всех, она постриглась в монахи. И тогда патриарх Иов предложил возвести на престол Бориса Годунова. Последний от такого предложения отказывался, и дал согласие на занятие царского трона только под угрозой отлучения от церкви.

В 1598 г. Борис Годунов был избран на престол Земским собором. Состав Собора был широким. В нем приняли участие представители бояр, дворян, приказных людей, купцов, крестьянства. Точное число участников Собора неизвестно. Н.М. Карамзин писал о 500-х представителях, С.М. Соловьев – о 476-ти. В.О. Ключевский называл цифру 512. Современные исследователи считают, что на Соборе присутствовало около 600 участников. Решающую роль в избрании Бориса Годунова на царство сыграла поддержка служилых людей и патриарха Иова. В истории России это был первый факт принародного избрания царя, что должно было стать основой авторитета его власти.

В сентябре 1598 г. Годунов венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Во время торжественной церемонии он дал обещание, что в его царстве не будет нищих и бедных, что он поделится со всеми последней сорочкой. И поначалу, казалось, эти слова сбываются.

Царствование Бориса Годунова. Годунов сразу же повел продуманную и взвешенную политику, направленную на укрепление государственности и крепостного права. Еще, не будучи царем, Годунов сумел добиться относительной политической и социально-экономической стабилизации.

В 1589 г. Борис Годунов учредил в России патриаршество, сделав русскую православную церковь юридически независимой от константинопольской, что повысило авторитет русской церкви и государства. В 1597 г. правительство Годунова обнародовало указ об «урочных летах» – сроке, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Первоначально срок сыска ограничивался пятью годами. В том же году был подписан указ, по которому люди, попавшие в долговую кабалу (кабальные холопы), или служившие по вольному найму (добровольные холопы), прикреплялись к своему хозяину до его смерти. При Годунове была продолжена практика раздачи земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр. Начинается также регистрация землевладельцев и опись обрабатываемых ими земель. Информация заносилась в писцовые книги, где обозначалась принадлежность селян к владениям того или иного помещика. Так процесс закрепощения крестьян получил законодательную основу.

Борис Годунов стремился несколько облегчить положение посадских людей. Многие местности были освобождены им на 3-5 и более лет от податей. От пошлины освобождались и столичные купцы. Служилым людям было выдано двойное годовое жалованье. Годунов пытался развивать российскую промышленность, устранить произвол местных властей, предоставлял торговые льготы для иностранцев. При нем шло активно строительство новых городов, особенно в Поволжье, таких как Самара, Саратов, Царицын. Продолжалось освоение Сибири.

Задолго до Петра Великого Годунов сделал попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжало много иностранных специалистов – военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых (рудознатцев), мастеров. В Англию, Францию и Германию «для науки разных языков и грамотам» впервые было отправлено несколько молодых дворян. Успешно развивалось книгопечатание, благоустраивалась столица, в которой планировалось открытие университета. Некоторые историки считают, что если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то реформы, которые мы связываем с именем Петра Великого, были бы проведены на сто лет раньше. Однако этого не произошло.

Во внешней политике Борис Годунов стремился к победам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. В 1600 г. было подписано русско-польское перемирие сроком на 20 лет. Успешно развивались отношения с государствами Средней Азии. Укреплялась оборона южных границ. Годунов поддерживал мирные отношения с крымским ханом и турецким султаном. В 1591 г. близ Москвы был отбит последний крупный набег крымских татар на столицу. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Иван-города) был заключен мирный договор между Россией и Швецией, положивший конец русско-шведской войне 1590-1593 гг. Россия, согласно договору, вернула себе Иван-город, Ям, Копорье и волость Корелу, т.е. те территории, которые были захвачены у нее в Ливонскую войну. Вернув часть утраченных территорий, что дало ей возможность снова получить выход к морю.

Вместе с тем, находясь на престоле, Борис Годунов обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр. В 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе и реальные претенденты на престол братья Романовы, которые доводились двоюродными братьями Федору Ивановичу. Самый способный и популярный из них, Федор Никитич, под именем Филарета, был подстрижен в монахи.

У Годунова было много различных замыслов, но их осуществлению помешали неблагоприятные обстоятельства. В 1601 г. из-за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай. В стране вспыхнул страшный голод, который продолжался три года. Причиной голода была не только погода. Расшатанное тяжелыми налогами и феодальной эксплуатацией крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, не имело резервов.

Борис Годунов боролся с голодом как мог. Он раздавал бедным деньги, организовывал для них платные строительные работы. Спасая людей от голода, Борис Годунов разрешил временный переход отдельных категорий крестьян от одного владельца к другому, к тому, кто мог прокормить голодных людей, но мысль об отмене крепостного права царю даже не приходила в голову. Надеясь показать пример феодалам, Годунов распорядился бесплатно раздавать хлеб из государственных хранилищ, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. От голода в стране погибло около 500 тыс. человек. Только в Москве число умерших людей составило 127 тыс.

Ухудшение положения народных масс привело к усилению социальной напряженности в стране. В народе росло недовольство политикой Годунова. Распространялись слухи о греховности Бориса. Ему вменялось страшное преступление – детоубийство в 1591 г. Недовольны были и бояре, часть из которых подверглась при Борисе гонениям и опале. Наблюдалось массовое бегство людей из голодных мест. Широкомасштабный характер приняли народные восстания. Нередко голодные люди сбивались в шайки, которые занимались грабежом и разбоем. В окрестностях Москвы под предводительством Хлопка Косолапа в 1603-1604 гг. действовали взбунтовавшиеся казаки и военные холопы, грабившие обозы с продовольствием. Для усмирения отчаявшихся людей под руководством окольничего И.Ф. Басманова были направлены царские войска, которые с большим трудом сумели разбить восставших, но успокоить страну не удалось.

Феномен самозванства и Лжедмитрий I. Смутное время принесло в Россию такое специфическое явление как самозванство. Самозванство – это такое явление, когда человек выдает себя за другое лицо (как правило, знатного рода), и пытается таким образом прийти к власти.

Благоприятную почву для возникновения самозванства в России создала боярская крамола, распространявшая ложные слухи о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. У самозванства были и духовные истоки – это кризис религиозно-нравственного сознания у части русского общества. Самозванство в России можно рассматривать и как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго царя», способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.

Появление самозванства в России связано со следующими событиями. В 1602 г. в Польше появился молодой человек, который выдавал себя за чудом спасшегося сына Ивана IV Грозного – Дмитрия. Когда о появлении мнимого царевича узнали в Москве, правительство Бориса Годунова произвело тщательное расследование, после чего заявило, что самозванец является беглым монахом (дьяконом) Чудова монастыря Григорием Отрепьевым (в миру Юрий).

Юрий Богданович Отрепьев родился в 1577 г. в небогатой дворянской семье. Его отец служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника. Воспитанием Юрия занималась мать. Будущий Лжедмитрий I рано остался сиротой.

Юрий Отрепьев был человеком редких способностей, однако имел мало шансов сделать карьеру из-за незнатного происхождения. Поэтому молодой честолюбец переезжает в Москву и поступает на службу к боярину Федору Никитичу Романову. Последнее обстоятельство едва не погубило его. Когда в 1600 г. Борис Годунов начал гонения на Романовых, которые считались единственными законными претендентами на царский престол (они приходились двоюродными братьями последнего царя из династии Рюриковичей), Юрию, как одному из ближайших слуг, грозили пытка и виселица. Спасаясь от смерти, двадцатилетний Юрий, под именем Григория, постригся в монахи, и бежал в провинцию. Вскоре после скитания по провинциальным обитетелям он вернулся в Москву и был принят по протекции своего деда Елизария Замятни в московский Чудов монастырь, где занимался перепиской книг и получил чин дьякона. Умом и литературным дарованием он добился высокого положения при патриаршем дворе (он стал личным секретарем патриарха Иова), но духовная карьера не удовлетворила юного честолюбца, и в начале 1602 г. он бежал в Польшу, где начал выдавать себя за царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного. По меткому выражению В.О. Ключевского, исследовавшего метаморфозу – превращения инока Григория в царевича Дмитрия, Лжедмитрий I был «только испечен на польской печке, а заквашен в Москве».

В Польше Лжедмитрий I обратился к польским магнатам, в частности, к сандомирскому воеводе Юрию Мнишек, а затем к королю Сигизмунду III, с просьбой помочь взойти на московский престол. Ради поддержки Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал сделать эту религию на Руси государственной, а также пообещал уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и Смоленскую земли.

Польский король не смог оказать претенденту официальную военную помощь, но разрешил ему набрать армию из наемников и добровольцев. Было получено и благословение папы римского. Юрий Мнишек ссудил Лжедмитрия деньгами и, в случае успеха мероприятия, обещал выдать за самозванца свою дочь Марину. Вскоре под знаменами самозванца стали собираться польские авантюристы и искатели легкой наживы, политические московские эмигранты, к которым позже примкнули недовольные Б. Годуновым донские и запорожские казаки, беглые холопы и крестьяне, а также перешедшие на сторону Лжедмитрия царские войска и московские бояре, желавшие с его помощью свергнуть ненавистного царя Бориса.

В октябре 1604 г. «сын Ивана Грозного» с немногочисленным отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) переправился через Днепр и перешел российскую границу около Чернигова, который без сопротивления сдался претенденту. Гарнизоны многих пограничных крепостей практически не оказывали авантюристу сопротивления. На его сторону переходили воеводы других городов. 21(31) декабря 1604 г. под Новгород-Северским произошло первое крупное сражение между отрядом Лжедмитрия и правительственным войском, в ходе которого самозванец одержал победу. Но уже 21(31) января 1605 г. у села Добрыничи царские войска разбили армию Лжедмитрия I. Поляки покинули его, да и сам он собирался бежать уже в Польшу. Однако, несмотря на разгром, движение, вызванное появлением самозванца в России, не заглохло. Вскоре Лжедмитрий вновь набрал немало сторонников.

Не последнюю роль в том, что самозванец, несмотря на разгром, сумел продолжить борьбу, сыграла его поддержка народом. Низы общества надеялись получить от него защиту, а служилые люди и казачество – льготы и привилегии. Фактически население юго-запада заставило продолжать его борьбу.

13 апреля 1605 г. в возрасте 54 лет Борис Годунов неожиданно умирает. По официальной версии, Бориса Годунова постиг апоплексический удар. Некоторые уверяли, что царь лишил себя жизни сам, приняв яд. По другой версии, он был отравлен своими политическими противниками. Народ присягнул его сыну – шестнадцатилетнему Федору, который, как отмечается в современной литературе, был достаточно образован и хорошо подготовлен к выполнению своих царских обязанностей.

Сложившаяся ситуация была использована противниками Годунова в своих интересах. 7 мая под Кромами царское войско, подстрекаемое П.Ф. Басмановым, переметнулось на сторону претендента. 1 июня на сторону Лжедмитрия I перешла Москва и 20 июня 1605 г. он торжественно въехал в столицу.

Оказавшись в Москве, самозванец совершает молебен в Архангельском соборе у гроба мнимого своего отца Ивана Грозного. Он поспешил также заручиться поддержкой инокини Марфы (Мария Нагая), которая «признала» в нем своего сына Дмитрия. Объяснение этого поступка со стороны жены Грозного историки находят в страхе и в желании Марфы вернуть себе прежнее положение царицы.

Приверженцы Лжедмитрия сурово расправились со сторонниками Годуновых. Патриарха Иова сослали в дальнюю Старицкую обитель, а на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство в Успенском соборе. По распоряжения самозванца его эмиссарами были убиты жена Бориса Годунова – царица Мария и 16-летний сын Федор. Царицу Ксению (дочь Годунова) Лжедмитрий I сделал сначала своей наложницей, а затем приказал постричь ее в монахи и заточить во Владимирский монастырь.

Правление Лжедмитрия I. Лжедмитрий I (1605-1606 гг.) оказался деятельным и энергичным правителем. По мнению ряда историков, его правление могло бы оказаться неплохим шансом для страны. Он не поддался попыткам подчинить Россию Речи Посполитой. Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал польскому королю, а предлагал только заплатить за них выкуп. Православие по-прежнему оставалось государственной религией России. Однако такая его политика привела к потере поддержки со стороны внешних сил.

Лжедмитрий I принял титул «императора» и попытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Кроме того, весной 1606 г. он объявил призыв на службу и стал готовиться к походу на Крым, что вызвало недовольство многих служилых людей. При Лжедмитрии было подтверждено крепостное право и лишь было дано разрешение крестьянам, ушедшим от своих крестьян в голодные годы, оставаться на новых местах. Лжедмитрий I возвратил сосланных при Годунове бояр, удвоил жалованье служивым людям, освободил на 10 лет от налогов южные районы страны, но его «милости» тяжелым бременем ложились на монастыри. Чтобы заручиться поддержкой дворян, Лжедмитрий I щедро раздавал им земли и деньги, которые занимал у монастырей. Однако сделанные займы, вместе с просочившейся информацией о тайной католической вере царя, не на шутку встревожили духовенство и боярство. Лжедмитрий терял поддержку и внутриполитической элиты и внутри государства.

Рост казачества за счет выходцев из разных слоев общества, его нежелание возвращаться к производительному труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус привилегированного служилого сословия, заставили Лжедмитрия вывести казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции.

Лжедмитрий I запретил взятки в приказах, заявил, что сам лично, два раза в неделю, в среду и субботу, будет в Кремле принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что он намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Лжедмитрий I обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. При нем была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни.

Лжедмитрий пренебрегал и старомосковским этикетом. Он одевался по-польски, не спал после обеда, разгуливал по улицам столицы, допускал вольности в обращении с боярами, запросто общался с людьми на улицах. Все это вызывало недовольство со стороны консервативно настроенной русской аристократии. Особенно вредило самозванцу его нежелание посещать православные храмы. Число недовольных людей новым царем росло. В этой ситуации нужна была лишь искра для того, чтобы произошел взрыв.

В начале мая 1606 г. к Лжедмитрию I из Польши приехала его невеста Марина Мнишек. Он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя Марина отказалась перейти в православие, что возмутило москвичей. Прибывшие на свадьбу поляки вели себя вызывающе и заносчиво, задирали и обижали москвичей. Тогда 17 мая князь Василий Иванович Шуйский, братья Голицыны, М. Скопин-Шуйский и др. набатным звоном подняли жителей Москвы на восстание. В результате заговора Лжедмитрий I был убит, а его руководитель – В.И. Шуйский «был даже не избран, а выкрикнут царем».

Беда Лжедмитрия заключалась в том, что он был авантюристом, человеком, который ставил перед собой цели, превышавшие средства для их достижения. Как видим, ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. В результате им оказались недовольны крестьяне, феодалы, польский король, православное духовенство. Поэтому-то он легко был свергнут с престола.

Василий Шуйский. Василий Иванович Шуйский правил с 1606 по 1610 гг. Новый царь был маленьким стариком, 53-х лет от роду, с подслеповатыми глазами, начитанный, умный. В жизни его было немало моментов, когда он проявил ценные человеческие качества: мужество и самоотверженность. Почти одновременно с В. Шуйским был возведен на престол и новый патриарх Московский и всея Руси – бывший казанский митрополит Гермоген.

Взойдя на престол, новый царь принес клятву своим подданным, которую закрепил целованием креста в Успенском соборе, дал «крестоцеловальную запись». Василий Шуйский обещал, что без боярского суда отныне никого не приговорит к смерти, не будет отбирать вотчины и имущество у родственников осужденных, слушать ложных доносов, а будет управлять страной с общего совета бояр. По мнению некоторых ученых, таким образом, был создан прецедент ограничения самодержавной власти и сделан шаг к правовому государству. В.О. Ключевский писал, что Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам. В истории российского государства это был первый случай публичной присяги московского царя, но на практике самодержец редко считался с принародно данной клятвой. Правление В.И. Шуйского положило начало новому этапу Смутного времени.

24 мая (3 июля) 1606 г. из Углича в Москву были доставлены и выставлены на всеобщее обозрение в Архангельском соборе останки царевича Дмитрия, который был канонизирован как святой. Однако в стране не прекращались распространяться слухи о чудесном спасении царевича, чему в немалой степени способствовали враги В.И. Шуйского. Сосланный за преданность Лжедмитрию в Путивль князь Г.П. Шаховский, названный в последующем «всей крови заводчиком», привел в смятение жителей города известием о том, что Дмитрий жив и скрывается от врагов. Путивль забурлил. В городе поднялся мятеж против центральной власти. Вслед за Путивлем восстали и другие северские города. Неспокойно было и в Москве, где после убийства самозванца говорили о том, что царевич Дмитрий вновь чудесным образом спасся от рук убийц.

Василий Шуйский не стал общенациональным лидером. Его умения хватило на организацию придворного заговора против самозванца, но не на управление страной, раздираемой социальными противоречиями. Из мероприятий правительства Шуйского наиболее значимым был указ от 1607 г., который увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет. Побег крепостного рассматривался теперь как уголовное преступление. Время правления Шуйского было отмечено и крупным социальным взрывом под руководством И. Болотникова.

Иван Болотников. Иван Исаевич Болотников, год рождения которого точно не установлен, был холопом князя А.А. Телятевского. В молодости он бежал к казакам, был захвачен в плен татарами и продан в рабство на турецкие галеры. В результате поражения, нанесенного турецким галерам немецкими кораблями, Болотников освободился из неволи и оказался в Венеции, откуда через Германию и Польшу возвратился в Россию.

При возвращении на родину через Польшу, он явился в Самборе к некоему Михаилу Молчанову, выдававшему себя за спасшегося царевича Дмитрия. М. Молчанов отправил Болотникова с письмом в Путивль к князю Шаховскому. Последний и доверил ему отряд в 12 000 человек, с которым Иван Болотников отправился в Комарницкую волость, где стал распространять слухи о том, что сам видел Дмитрия, назначившего его воеводою. В южных районах России, под Москвой, Калугой и Тулой, руководитель повстанческой армии повсюду называл себя воеводой «чудесным образом спасенного царевича Димитрия».

Социальный состав движения был очень противоречив и разнообразен, и он почти не отличался от состава сил, поддерживавших Лжедмитрия I. К восставшим присоединились юго-западные области России, жители Нижнего и Среднего Поволжья (около 70 городов), холопы, крестьянство, посадские люди, казачество, стрельцы. Восстание было поддержано антиправительственным выступлением дворянских отрядов. В то же время значительно реже в войске Болотникова можно было встретить аристократов: князей и бояр. Однако увеличилась роль казаков, как главной военной силы движения.

В восстании Болотникова проявился противоречивый характер всего народного движения. Лозунги восставших были направлены не на уничтожение существовавших общественных порядков, а на замену одних обладателей власти и имущества другими.

Войско Болотникова не раз одерживало победы над царскими войсками (под Кромами, Ельцом, на реках Угра, Лопасня и др.). 22 октября 1606 г. Иван Болотников остановился в селе Коломенское, в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, настраивая народ против богатых и знатных, и призывая целовать крест законному государю Дмитрию Ивановичу. В октябре-декабре 1606 г. стотысячное войско Болотникова осадило Москву. К столице подошли также отряды из Тулы и Рязани во главе с дворянами Истомой Пашковым и Прокопием Ляпуновым, выступившими против Шуйского. Но в решающий момент из-за противоречий среди командования повстанцев руководители рязанских и тульских дворянских отрядов Ляпунов и Пашков перешли на сторону правительства, что и предопределило поражение. сторонников «царя Дмитрия». Единое войско Болотникова стало распадаться. Сыграло свою роль и проклятие в адрес восставших со стороны патриарха Гермогена. С Болотниковым остались только князья Григорий Шаховский и Андрей Телятевский, поддерживавшие его до конца.

В связи с переходом дворян на сторону правительства, 2 декабря 1606 г. близ Коломенского Иван Болотников потерпел поражение от войск от талантливого полководца, племянника царя М.В. Скопина-Шуйского (1586-1610 гг.).

И. Болотников отступил к Калуге, а потом в мае 1607 г. к Туле, соединившись там с казачьими отрядами другого самозванца – «царевича Петра Федоровича». За несуществовавшего сына царя Федора выдавал себя терский казак Илейка Муромец.

Царские войска начали осаду города, продолжавшуюся немногим более трех месяцев. По предложению муромского боярского сына Кравкова Тула была затоплена сооруженной запрудой реки Упы. В городе наступил голод. Начались переговоры о сдаче. Болотников явился перед Шуйским, снял с себя саблю, положил ее перед царем, ударил ему челом до земли и произнес клятвенное обещание служить царю верно, до гроба, если тот, согласно целованию, не прикажет его умертвить. Однако Шуйс







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1159. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия