Студопедия — ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в






В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие воспринималось как важнейший устой государства, обеспечивающий величие и славу России. Православие считалось основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60–70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, князь В.П. Мещерский. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в консервативном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и способствовал формированию в этом духе общественного мнения.

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они ратовали за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа, расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они в целом были готовы к сотрудничеству с властью. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора «адресов» – ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, князь Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, князья Петр и Павел Д. Долгоруковы). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Радикалы не имели широкой социальной основы. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества («разночинцы»).

Поскольку их деятельность носила откровенный антиправительственный характер, то в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. можно выделить три этапа: 60-е годы – складывание революционной идеологии и создание тайных кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80–90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группировки; в середине 90-х годов – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями крайне оппозиционно настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники». Немногочисленные крестьянские беспорядки в 1861–1862 гг. активизировали радикалов, которые надеялись на широкомасштабный крестьянский бунт.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал условия отмены крепостного права. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за форму проведения крестьянской реформы, мечтал о социализме, но в отличие от Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.

На основе его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. Крайние радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях они стремились распропагандировать население в пользу революции, агитировали за кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества.

«Земля и воля» (1861–1864). Своим программным документом «землевольцы» считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала потенциальных бунтовщиков от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой более-менее крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на императора Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить бунт и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинен в «предательстве» и убит. Полиция вычислила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан как уголовный преступник.

На рубеже 60–70-х годов, во многом на основе идей Герцена и Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у «демократически» настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом «служение народу». Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их идеологами – М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым – были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества – бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала основой теории анархизма.

Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» – радикально-революционная часть интеллигенции.

Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков («профессиональные революционеры»), захватив государственную власть, быстро заставят народ заняться социалистическим переустройством.

В 1874 г., опираясь на идеи Лаврова, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с консервативным настроением крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы, зачастую самими крестьянами.

«Земля и воля» (1876–1879). В 1876 г. оставшиеся на свободе участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было осуществлено второе «хождение в народ» — с целью длительной агитации среди крестьян. «Землевольцы» также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Плеханов, призвавший «бороться за землю и волю для крестьян и рабочих». Полиция разогнала демонстрацию. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Плеханову удалось скрыться от правосудия.

В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако под влиянием адвокатской демагогии суд присяжных оправдал ее, а Трепов был вынужден уйти в отставку. Появившаяся у революционеров уверенность в безнаказанности усилила их антигосударственную деятельность.

Часть народников вновь вернулись к террористической практике. К этому их побуждали и слабость правительства, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли». В 1879 г. часть «землевольцев» (Плеханов, Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879–1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля». В том же году другая часть «землевольцев» создала организацию «Народная воля» (1879–1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в «Исполнительный комитет» – центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в крестьянах. Своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX–XX вв. их последователи – партия социалистов-революционеров.)

«Народовольцы» провели ряд террористических акций против представителей власти, но главной своей целью считали цареубийство. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. В ответ на террор правительство стало активнее бороться с революционерами. Большинство «народовольцев» было арестовано. Оставшаяся на свободе Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Наоборот, он вызвал сплочение общества и массовый народный гнев в отношении революционеров.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80–90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах. Либеральные народники требовали передачи всех остатков помещичьей земли крестьянам и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению радикальных реформ. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Среди идеологов либеральных народников были Н.К. Михайловский и Н.Ф. Даниельсон.

Радикалы в 80–90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу будущего переворота.

Бывшие активные участники «Черного передела» Плеханов, Засулич, Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату. Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883–1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков. Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Рабочее движение в России. Рабочее движение в 70–80-х годах развивалось стихийно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования – повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В 1886 г. был издан закон о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. Вскоре был издан закон о сокращении рабочего дня до 11, 5 ч.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата.

Среди находившихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая главные положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с Лениным) выступали за создание политической партии, которая встала бы на путь захвата власти, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали сосредоточить усилия на более реальной борьбе за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1083. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия