Студопедия — Психология эпохи как историческая общность людей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология эпохи как историческая общность людей






 

Понятие психологии эпохи как исторической общности лю­дей. В числе глобальных проявлений человеческой общности наряду с феноменом человечества вторым по масштабу ока­зывается понятие психологии эпохи как исторической общнос­ти людей.

Это понятие служит для обозначения всего многообразия и специфики проявлений общественной психологии в тот или другой интервал всемирной истории, что позволяет говорить о своеобразии психики человека того времени, об исторических особенностях духа времени или о преобладавшем тогда обще­ственном настроении.

Эпохальные исторические особенности общественной пси­хологии позволяют говорить о такой общности психического состояния и поведения людей того или иного времени, которая объединяла их, несмотря на многообразие тех различий, кото­рые их отличали друг от друга.

Гегель о психологических особенностях различных эпох. Гегель одним из первых в истории философской мысли пред­ставил ряд интересных зарисовок психологических особеннос­тей, подмеченных им в характере и поведении людей различных исторических эпох.

Так, Гегель отмечал, например, психологические особен­ности народов различных исторических эпох. Несомненный ин­терес, в частности, представляет его характеристика специфики духа времени, психологии античности в сравнении с эпохой средневековья и эпохой буржуазных революций.

Так, сравнивая исторически сложившиеся черты характе­ра личности современного ему общества с временами антич­ности, Гегель отмечал неразвитость чувства уверенности в себе, нерешительность древних в сравнении с людьми нового времени. Последнее обстоятельство, по мнению Гегеля, нашло свое выражение в ситуации принятия человеком разных эпох ответственного решения.

Характерной чертой поведения в такой ситуации древне­го человека было стремление получить " подсказку" извне и снять тем самым с себя моральную ответственность за приня­тое решение, тем более если бы оно оказалось ошибочным. "...Древние, — писал Гегель, — не поднявшись еще до этой мощи субъективности, до этой силы уверенности в себе, в решении своих дел руководствовались оракулом и внешними явления­ми, в которых они искали подтверждения и оправдания своих замыслов и намерений" [3, с. 69].

Уже в стремлении получить " подсказку" от природных явлений посредством наблюдения за животными, изменениями в погоде или за движением небесных светил сказалась важная историческая особенность психики древнего человека, состоя­щая в высокой степени зависимости этой психики от природы.

Эти же черты отличают, по мнению Гегеля, психику древ­него человека от психологических особенностей эпохи средне­вековья с характерным для последней противопоставлением духовного и морального начала природному началу в челове­ке. В свою очередь, такое противопоставление друг другу пло­ти и духа вызывает психическую деформацию индивида, ведет к развитию нездорового, воспаленного воображения, отрица­тельно сказывается на общем психическом состоянии и психи­ческом здоровье личности. Гегель это наглядно иллюстрирует на особенностях женской психологии различных исторических эпох. " Необузданная сила воображения женщин средневековья, — отмечал он, — нашла выражение своему неистовству в мер­зостях колдовства, в стремлении выместить на других свою ненависть и мелкую зависть. Это и приводило их на костер. Женщины Греции могли выразить свою ярость в вакхических празднествах. Изнемогши телом и воображением, они спокой­но возвращались в круг обычных восприятий и будничной жиз­ни. Дикая менада в остальное время была разумной женщиной" [4, с. 224].

Продолжая сопоставление психических особенностей в по­ведении и состоянии женщин средневековья и древности, Гегель писал: " Там ведьмы, здесь менады, там фантазия представляет себе дьявольские рожи, здесь прекрасного, увенчанного виног­радными лозами бога. Там с этим связано удовлетворение чувств зависти, ненависти и стремления отомстить, здесь — ничего, кроме бесцельного, доходящего до неистовства наслаж­дения; там переход от отдельных припадков безумия к полно­му и окончательному разрушению духа, здесь — возвращение к обычной жизни" [4, с. 224—225].

В. О. Ключевский о специфических чертах общественной психологии в разные периоды российской истории. Глубокий анализ психологических особенностей различных эпох в исто­рии России дает и замечательный русский историк В. О. Клю­чевский, отмечавший при этом влияние на психологию своего времени той или иной выдающейся личности и преобладающе­го общественного настроения.

Так, характеризуя XIV век, он обращается к роли и обра­зу Сергия Радонежского, который увидел основу жизни народа в его вере в себя, приобретающей особое значение в самые кри­тические и трагические моменты его истории.

Историческое значение Сергия В. О. Ключевский видел в том, что он сумел вдохновить нравственно надломленный ино­земным игом народ на борьбу за свое освобождение и духовное возрождение, которое затем стало верованием последующих по­колений [5, с. 17—18].

XVII век, начиная с воцарения Бориса Годунова, Ключев­ский характеризовал как время, окрашенное хроническим на­строением недовольства народных масс, и объяснял это главным образом неустойчивостью политической обстановки в стране, особенно отчетливо проявившейся в период, извест­ный под названием Смутного времени.

В продолжении всего XVII века все " общественные состо­яния" жалуются на бедствия, на свое обеднение, разорение, на злоупотребление властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века остается господствующей нотой в настроении на­родных масс.

Совсем по-другому предстает перед нами психология XVIII века со времени воцарения Екатерины И. В. О. Ключевс­кий не скрывает темных сторон тогдашней правительственной деятельности и общественной жизни: небрежность и злоупот­ребление администрации, недобросовестность судей, праздность и грубость дворянства и т. д.

Однако общее впечатление о настроении того времени, по его твердому убеждению, почти у всех сословий ассоцииро­валось с представлением о всесветной славе Екатерины, о ми­ровой роли России, о национальном достоинстве и народной гордости, об общем подъеме народного духа.

Объясняя природу такого ощущения людьми психологии и настроения своего времени, В. О. Ключевский отмечал, что здесь мы имеем дело не с исторической критикой, а с " обще­ственною психологией, не с размышлением, а с настроением". Люди судили о своем времени не по фактам окружавшей их действительности, а по своим чувствам, навеянным какими-то влияниями, шедшими поверх этой действительности.

" Они, — писал В. О. Ключевский, — как будто испытали или узнали что-то такое новое, что мало подняло уровень их быта, но высоко приподняло их самосознание и самодовольство, и, довольные этим знанием и самими собой, они смотрели на свой низменный быт свысока, со снисходительным равнодуши­ем. Их чувства и понятия стали выше их нравов и привычек, они просто выросли из своего быта, как дети вырастают из давно сшитого платья" [5, с. 290].

Понятие духа времени и настроения эпохи. Наряду с су­ществованием преобладающего в течение известного време­ни или всегда характерного для данного народа настроения правомерно признавать и наличие настроений, которые выра­жают направленность чувств, мыслей и внимания многих на­родов. Эти настроения могут быть достаточно стабильными на протяжении целого исторического периода. В таких случа­ях говорят о духе времени, духовной атмосфере, настроениях эпохи и т. д.

Вероятно, дух времени и духовная атмосфера времени — это понятия однопорядковые. Другое дело, какой смысл вкла­дывать в эти социально-психологические категории. Здесь мне­ния историков, философов, психологов и социологов очень часто не совпадают. Русский историк конца прошлого столетия Н. А. Астафьев, выступавший с позиций христианской идеоло­гии, определял, например, дух времени как совокупность идей данного времени. Основные приметы и проявления духа своего времени он видел, в частности, в " погоне за наживой", в " тира­нии плоти", распространении " порнографической литературы", скептицизме, позитивизме, утилитаризме, материализме, реализ­ме, пессимизме, анархизме и т. д., предлагая единственно воз­можный, по его мнению, выход из духовного кризиса, который состоял в приобщении к " слову Божьему" [6].

Американский психолог Дж. Болдуин сводил дух време­ни к преобладающему настроению какого-либо народа. Под духом времени он понимал духовную атмосферу жизни, а в более мелких вещах — стиль, характеризующий психологию данного народа. Здесь имелась в виду система ценностей, заключающаяся в общественных обычаях, условностях, учреж­дениях, формулах и т. д. [7, с. 108].

Конечно, дух времени включает в себя совокупность всех этих элементов и отражается определенным образом на ат­мосфере жизни отдельных народов. Однако дух времени, как уже отмечалось, не есть психологическая особенность того или иного народа. Он характеризует общие духовные ценности и тот настрой не только ума, идей, но и чувств, которые объеди­няют, связывают не один, а несколько народов.

Естественно, что дух времени характеризует сравнитель­но небольшой диапазон психических проявлений, которые мог­ли бы совпадать в одно и то же время у разных народов, каждый из которых имеет своеобразный психический склад и душев­ный настрой.

Так, характерной чертой духа времени конца XVIII — пер­вой четверти XIX века была атмосфера творческого поиска, смелого дерзания в науке, отрицания догматики и метафизики, доставшихся в наследие от традиций средневековой схоласти­ки и церковной идеологии. Это дает основание говорить об этом времени как о революционной эпохе.

В. Г. Белинский так же характеризует черты духа време­ни того периода. " Дух анализа и исследования — дух нашего времени. Теперь все подлежит критике, даже сама критика", — писал он [8, с. 417].

На фоне преобладающих настроений эпохи, или духа вре­мени, могут наблюдаться в отдельные периоды и ноты, звуча­щие иначе, диссонансом и захватывающие определенные слои общества самых различных стран.

Так, Е. В. Тарле пишет, что " старший современник и друг Пушкина, князь П. А. Вяземский, переживший дни Наполеона, говорил, что постоянный гнет, тревога и неуверенность в завт­рашнем дне царили во всей Европе в течение всей Первой им­перии. Никто не мог знать, что с ним и с его страной будет завтра, не готовит ли Наполеон неожиданного удара" [9, с. 7].

Однако распространенное и даже преобладающее в широ­ких слоях в тот период настроение все же не было единственным и тем более доминирующим умонастроением, а следовательно, и главным признаком духа времени.

Нельзя не согласиться в этой связи с Г. В. Плехановым, который под духом времени, духом эпохи понимал не всякие, а именно преобладающие настроения и притом даже не всяких социальных групп и слоев, а лишь тех, которые задавали тон общественной жизни.

" Когда мы говорим, что данное произведение вполне вер­но духу, например, эпохи Возрождения, — писал Г. В. Плеха­нов, — то это значит, что оно совершенно соответствует преобладавшему в то время настроению тех классов, которые задавали тон общественной жизни" [10, с. 248].

Однако наряду с таким определением духа времени (пре­обладающее настроение тех классов, которые задавали тон об­щественной жизни), на наш взгляд, правомерно и более широкое смысловое употребление этой социально-психологической ка­тегории.

В предельно широком смысле под духом времени, или ат­мосферой эпохи, следует подразумевать всю совокупность основ­ных умонастроений и эмоциональных отношений к материальным и духовным ценностям, характерных не только для классов, зада­ющих тон, но и для всех социальных групп и народов того или иного исторического периода.

Правомерность такого, на наш взгляд, более емкого оп­ределения духа времени диктуется как сложностью духовной жизни общества, которая не сводится к совокупности настрое­ний, так и сложностью и многообразием самих социальных на­строений, в которых возможны сильные противоборствующие тенденции.

Настаивая на более широком определении духа време­ни, мы не снимаем тем самым вопроса о тех настроениях, ко­торые задавали тон, доминировали в общей духовной атмосфере эпохи.

Проблема динамики и формирования преобладающего на­строения эпохи заслуживает всяческого внимания историков, философов, социологов и социальных психологов, поскольку данное явление накладывает значительный отпечаток на всю духовную и материальную жизнь общества.

Несомненный интерес в этой связи представляет харак­теристика форм развития личности, в частности ее доминан­ты, т. е. тех черт личности, которые в данный исторический период выдвигаются на первый план.

Применительно к личности понятие доминанты (очевид­но, по аналогии с соответствующим учением А. А. Ухтомско­го) удачно схватывает не только ее ведущее настроение, но и преобладающее настроение целой исторической эпохи: «Так, в эпоху классического Рима, — писал В. П. Тугаринов, — такой доминантой была гражданственность. Эта же доминанта, хотя, конечно, с другим конкретным содержанием (ответственность перед народом — крестьянством, борьба за его освобождение от крепостного права), характерна для русских передовых де­ятелей прошлого века. Н. А. Некрасов хорошо это выразил:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

В период подготовки Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. такой доминантой личности была свобода. Деятельность Руссо, Вольтера, энциклопедистов про­ходила под знаком борьбы за свободу. В период " Бури и на­тиска" в Германии такой доминантой была индивидуальность» [11, с. 96].

Социальная обусловленность преобладающего настроения эпохи. Закономерность развития и смены общественно-эконо­мических формаций позволяет понять причины и условия воз­никновения и существования в течение определенного времени общих для ряда народов духовных ценностей и умонастроений. Соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил в условиях становления той или иной общественно-экономической формации создает атмосфе­ру духовного подъема, способствует утверждению, распрост­ранению и сохранению жизнеутверждающих, оптимистических настроений, захватывающих многие народы и характеризующих дух эпохи.

Наоборот, развитие той или иной формации по нисходящей линии, последние завершающие этапы, когда особенно ярко про­являются ее противоречия и антагонизмы, обычно окрашены ат­мосферой сомнения, неверия, скептицизма и пессимизма, переходящего в отчаяние и захватывающего самые широкие слои общества. Так, настроения тревожного ожидания, пессимизма и отчаяния характеризовали последнее столетие существования рабовладельческой формации и послужили одним из факторов (психологической почвой) возникновения христианской идеологии. Феодальная общественно-экономическая формация, в свою очередь, имела свое восходящее и нисходящее развитие. Первая половина ее истории окрашена стремительным и победоносным распространением христианской идеологии, утверждением рели­гиозных догматов и веры, сопровождавшихся духовным подъе­мом, перераставшим нередко в массовый экстаз.

Однако по мере углубления социально-экономических, по­литических и идеологических противоречий феодальной форма­ции, а также по мере откладывания обещанного христианским учением рая на земле (связываемого сначала с первым, а затем со вторым пришествием Христа) своеобразный средневековый религиозный оптимизм постепенно иссякал, подтачивался зарож­давшимися настроениями сомнения, а затем и откровенного не­верия. Скептическое отношение к религиозным ценностям становится ведущим, господствующим настроением позднего фе­одализма и является логическим и психологическим мостом к духовному генезису капитализма.

Буржуазный оптимизм. Для эпохи поднимающегося капи­тализма характерно оптимистическое умонастроение. Оно на­ходит свое закономерное выражение в искусстве и литературе эпохи Возрождения (вспомним хотя бы жизнерадостные новел­лы Боккаччо и другие произведения итальянской литературы), в философии, во взглядах буржуазных идеологов. Оптимизм при этом выражается как прямо, в доказательстве превосходства жизнеутверждающего мировосприятия перед скептическим и пессимистическим, так и косвенно, в развитии материалисти­ческой философии, распространении убеждения в познаваемо­сти мира, в признании общественного прогресса.

Одним из первых выразителей оптимистического умонас­троения эпохи поднимающего капитализма был прогрессивный нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза. Он под­черкивал преимущества и ценность жизнеутверждающего ми­ровоззрения в сравнении с пессимистическим и отдавал, естественно, предпочтение светлым, радостным чувствам, пе­реживаниям и настроениям в сравнении с отрицательными. " Ве­селость не может быть чрезмерной, — писал он, — но всегда хороша, и наоборот — меланхолия всегда дурна" [12, с. 557].

Выразителем крайнего оптимизма был немецкий философ-идеалист Лейбниц, считавший существующим мир наилучшим.

Оптимистическим было представление о тенденциях ис­торического процесса, развитое во взглядах французского фи­лософа-просветителя XVIII века Жана Антуана Кондорсе, который считал историю продуктом разума, буржуазный строй вершиной разумности и " естественности", а перспективу про­гресса этого строя и возможности совершенствования челове­чества безграничными.

От рационализма к иррационализму. За оптимизмом XVIII века во многом стоял рационализм с его верой в разумность человека и общественных отношений. Однако по мере осозна­ния противоречий буржуазного социума на смену ему стало приходить другое общественное настроение, связанное с доми­нирование пессимизма и иррационализма во второй половине XIX — начале XX веков. Это нашло отражение в философских и психологических воззрениях мыслителей того времени.

Иррационализм явился непосредственной реакций на кри­зис рационалистического объяснения сознания в философии Кан­та, Гегеля и психологии Гербарта.

А это, в свою очередь, отражало определенную переоцен­ку установок, связанную с пересмотром представлений о при­роде буржуазного общества. Если рационализм в объяснении общественных отношений выражал уверенность идеологов бур­жуазии XVIII века в торжестве разума, возможности " разум­ного" общества, " разумного государства", общественного мнения и т. д., то по мере спада революционной волны вместе с противоречиями буржуазного общества обнажалась и его " не­разумность", а вместе с ней и несостоятельность рационализ­ма. "...Подготовлявшие революцию философы XVIII века, — писал Ф. Энгельс, — апеллировали к разуму как к единствен­ному судье над всем существующим. Они требовали установ­ления разумного государства, разумного общества, требовали безжалостного устранения всего того, что противоречит веч­ному разуму... Этот вечный разум был в действительности лишь идеализированным рассудком среднего бюргера, как раз в то время развившегося в буржуа. И вот, когда французская рево­люция воплотила в действительность это разумное общество и это разумное государство, то новые учреждения оказались... отнюдь не абсолютно разумными. Государство разума потер­пело полное крушение" [13, с. 110].

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1065. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия