Студопедия — Современные тенденции исследования общественного настроения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современные тенденции исследования общественного настроения






 

От общей концепции общественного настроения к изуче­нию его разновидностей. Несмотря на различные попытки ос­вещения феномена общественного настроения, имевшие место еще в начале XX века в работах главным образом В. М. Бехте­рева и других авторов [3], [4], первый опыт монографического исследования этого явления состоялся лишь в конце 50 — на­чале 60-х годов и был связан с рядом опубликованных нами [7], [14]—[16] и В. В. Новиковым работ [17].

За этим с интервалом в десять с небольшим, а то и в тридцать лет последовали монографические публикации других авторов; Наньо Стефанова из Болгарии в 1975 г. [18]; Д. В. Ольшанского в 1989 г. [19]; Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко в 1996 г. [8].

В нашей монографии (Парыгин Б. Д. Общественное на­строение. М., 1966) была впервые предложена общая концеп­ция данного явления, включающая в себя видение природы и структуры настроения индивида, и главным образом обще­ственного настроения, его динамики и формирования, места и роли в социальной жизни, а также его различных модификаций (настроений личности и различных общностей, группового и массовых настроений, настроений политических, религиозных, экономических и др.).

В книге Н. Стефанова " Общественное настроение. Сущ­ность и формирование" были определены социальные функции, виды, факторы формирования общественного настроения, ме­тоды его эмпирического исследования.

Дальнейший опыт изучения общественного настроения об­наружил отчетливую тенденцию развития внимания и интере­са исследователей к различным формам и видам общественных настроений: к психологии массовых политических настроений (Д. В. Ольшанский) или к феноменологии социального настро­ения как специфической разновидности общественного настро­ения (Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко).

Социальное настроение как предмет социологического ис­следования. Из всего многообразия знаков внимания к феноме­ну общественного настроения, равно как и психологии настроения вообще [20], уделяемого в последние годы рядом исследователей, особый интерес представляет опыт социоло­гического исследования социального настроения, предпринятый известными социологами Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко [8]. Он знаменует собой, на первый взгляд, несколько необычный поворот внимания исследователей этой области научного зна­ния к такому явлению, которое до сих пор было предметом спе­циального изучения главным образом со стороны социальных психологов.

Однако границы между интересами и феноменологией социологии и социальной психологии уже изначально были достаточно прозрачными, и их переход с обеих сторон никогда не квалифицировался в терминах отклоняющегося поведения от рамок профессиональной принадлежности.

Последние же годы обнаружили особенно заметный рост интереса к социальному настроению со стороны не только пси­хологов и социологов, но и представителей других отраслей гуманитарной науки: историков и экономистов, политологов, культурологов, правоведов и др.

Вместе с тем с середины шестидесятых и начала семиде­сятых годов до настоящего времени у нас не было опубликова­но ни одной монографии, которая была бы целиком посвящена этому вопросу в его самостоятельной методолого-теоретической постановке.

Парадоксальность ситуации роста внимания к явлению и проблеме общественного настроения, с одной стороны, и затя­нувшейся неготовности к ее фундаментальному исследованию в современных условиях радикальных перемен и трансформа­ций — с другой, вполне объяснима несомненной трудностью решения данной задачи.

Последняя (т. е. эта трудность) после публикаций, имев­ших место в 60-х и 70-х годах [7], [18], состояла не только в том, чтобы, не повторяя уже сказанного, предложить новый подход к уже известному явлению, но и в том, чтобы увидеть сам феномен социального настроения в новом свете, делающим понятным современный интерес к нему не только психологов, но и социологов и политологов.

Именно так, как нам кажется, понимали свою цель Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, заявляя во введении к сво­ей книге о том, что «речь идет не об анализе некоего " вдруг" обнаруженного факта или явления», а о «способе нового понимания и истолкования сущности и значения доминанты общественного сознания, предвосхищающей действительное, реальное поведение людей» [8, с. 5].

Было бы преждевременно торопиться с окончательным суж­дением относительно того, какова мера решения авторами по­ставленной ими задачи. Бесспорно тем не менее то, что ими представлен достаточно широкий спектр инновационного авторского видения многих сторон исследуемого явления, что позво­ляет говорить как об оригинальности, так и фундаментальности представленного труда.

Здесь рассматриваются теоретические и методологичес­кие основы исследования социального настроения, которое оп­ределяется в качестве объекта социологического знания, а изучение общественного сознания квалифицируется в качестве предпосылки познания социального настроения. Последнее же, в свою очередь, трактуется авторами как доминанта реально­го сознания и поведения.

Представляет интерес и предложенное Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко видение генезиса идей социального настроения, берущих свое начало в философии и психологии. Здесь же до­статочно скрупулезно анализируются сам феномен и природа социального настроения, его сущностные характеристики и типология, его структура и место в системе социологических категорий. При этом социальное настроение соотносится с цен­ностными ориентациями и определено его место в контексте социально-психологических понятий. Авторами предложен оригинальный заряд инновационных подходов и видений фе­номена социального настроения, который открывает широ­кую и долговременную перспективу плодотворной дискуссии по целому ряду поставленных или даже только затронутых ими вопросов.

С одной стороны, не вызывает сомнений трактовка ог­ромной значимости феномена социального настроения как фак­тора всей человеческой жизнедеятельности, в каких бы формах последняя ни проявлялась. С этим связана предложенная здесь концепция данного настроения как " доминанты реального со­знания и поведения" [8, с. 12].

Убедительно звучат такие характеристики сути и специ­фики социального настроения, которые фиксируют его " резуль­тирующий характер", его способность быть продуктом " переваривания прошлого опыта", его " неотложенность" и " ак-туализированность", его способность определять действие и по­ведение людей и др. [8, с. 12—13].

Однако, с другой стороны, когда речь заходит о структу­ре психического настроя, общественного или социального на­строения, обнаруживаются как элементы некоторой недооценки авторами предшествующего опыта исследований этого явле­ния, так и те позиции, которые могли бы стать хорошей почвой для разносторонней дискуссии.

Примером первого может служить перенос опыта иссле­дования общественного настроения применительно к различным видам деятельности тех или иных социальных групп, классов или народов лишь в 70-е и даже 80-е годы так, как если бы это не было начато еще в середине 60-х годов. Такая трактовка снижает, к сожалению, возможность сравнения того, что было сделано тогда и сейчас, а значит, делает не вполне ясными и новейшие тенденции исследований по этому вопросу [8, с. 16].

Аналогично обстоит дело и с трактовкой структуры психического настроя и общественного настроения, представ­ленной двумя срезами — его предметной направленностью и тональной характеристикой или, что то же самое, уровнем и знаком эмоционального накала, время разработки которой по­чему-то переносится лишь в 90-е годы.

Между тем, обращение к первоистокам этой концеп­ции, предложенной нами более четверти века тому назад (см.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 144—145), позволило бы определить те действительные тенденции и инновации в дальнейшем раз­витии данных идей, которые произошли за последние деся­тилетия.

Спорной представляется и авторская концепция структу­ры или структурных " уровней" социального настроения. Для нее характерна попытка предельно расширительной трактов­ки последнего в качестве некоего вместилища столь емких ком­понентов, какими являются такие разнородные явления, как: актуальное знание, историческая память, общественное мне­ние, социальный статус и престиж, социальные роли, воля, убеждения и даже мировоззрение [8, с. 31—32].

В такой трактовке социальное настроение предстает в роли столь же " прожорливой" доминанты сознания, сколь и не­способной к полному " сварению" всех этих достаточно само­стоятельных компонентов в " статической структуре" социально-психологических явлений.

Думается, что здесь авторами не проведена достаточна четкая грань между социальным настроением как психическим состоянием общности или личности и теми факторами, кото­рые участвуют в его формировании и в процессе его перерас­тания в социальное действие.

Следует, однако, отметить, что названная выше трудность или предмет для дискуссии побуждают к плодотворному об­суждению, дают хороший импульс для взятия новых рубежей в развитии социологической, социально-психологической концеп­ции общественного и социального настроения.

Попутно заметим плодотворность, с нашей точки зрения, введения в научный оборот предложенного авторами как по­нимания термина, так и всей концепции социального настрое­ния. Мы согласны с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко в том, что понятие общественное настроение может рассматриваться по отношению к категории социальное настроение как общее к частному [8, с. 17].

Аналогично можно было бы говорить и о ждущих своей специальной и разносторонней разработки категориях полити­ческого, религиозного, экономического, эстетического и дру­гих модификаций общественного настроения.

С авторами можно было бы плодотворно дискутировать и по ряду других позиций, связанных, например, с их утвержде­ниями о том, что " социальное настроение" — это одновремен­но " готовность к определенному действию, часто и само действие" [8, с. 45], что массовое настроение " наименее под­вержено эмоциональным всплескам" [8, с. 49], что доминанта­ми являются " те виды (формы) социального настроения, которые в настоящий период формируются под влиянием эко­номических и политических процессов" [8, с. 51].

Равнозначно ли социальное настроение психологической готовности к действию. Начнем с признания того, что доста­точно часто социальное настроение или массовый настрой на ожидание перемен, например к лучшему, как раз и означает оп­ределенный уровень психологической готовности к началу этих перемен, к их как эмоциональной поддержке, так и поддержке действием. И в таком случае есть все основания согласиться, безусловно, с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко относительно того, что социальное настроение — это одновременно и готов­ность к определенному действию.

Именно к этому случаю можно было бы отнести попу­лярное в свое время высказывание, созвучное настроению того времени: " Главное — начать". Однако на поверку испытания временем может оказаться совершенно недостаточной только такая готовность к переменам, которая в основном сводится к их большому ожиданию. Психологическая готовность к нача­лу того или иного действия почти никогда не бывает равно­значной всему достаточно сложному и противоречивому, при его развертывании во времени, процессу подлинно эффектив­ной деятельности на пути к достижению ожидаемых результа­тов. А это значит, что стартовая готовность к началу действия не тождественна социально-психологической готовности ко всей последующей деятельности [21], [22]. И в этом нам видит­ся один из факторов пробуксовки сегодняшних процессов со­циальной трансформации в России.

Общественное настроение готовности к радикальным пере­менам, преобладавшее в первой половине 80-х годов, уже изначально не было равнозначно подлинной социально-психологической готов­ности к эффективной деятельности в заданном направлении. Это становилось все более очевидно по мере торможения процесса ра­дикального реформирования и стало особенно ощутимо в ситуа­ции затянувшегося социального, экономического, правового, политического, идеологического и духовно-нравственного кризи­са российского общества [23], [24].

О подверженности же массового настроения неожиданным " эмоциональным всплескам" достаточно убедительно свидетельствует трудность его прогнозирования даже на основе впол­не репрезентативных социологических опросов накануне, на­пример, какой-либо выборной кампании.

Виды доминантности социальных настроений. Что каса­ется оценки уровня доминантности тех или иных видов и форм социального настроения и факторов, под влиянием которых они формируются, то здесь, на наш взгляд, необходимо различать два вида возможной доминантности массовых настроений. Один можно было бы назвать преимущественно ситуативной, или ак­туальной, доминантой. Последний, как правило, больше дру­гих обращает на себя внимание и формируется чаще всего " под влиянием экономических и политических процессов". И применительно к этому случаю можно вполне согласиться с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко относительно квалификации ими природы доминирования таких социальных настроений.

Однако возможен и другой, не столько ситуативный, сколько ориентированный на длительную перспективу, но пока не явный, хотя и глубинный слой будущей доминанты общественных настроений. Последний имеет в своей основе не каждодневно ощутимые экономические и политические факторы, а другие, пока менее заметные, но способные со временем набирать силу, — духовно-нравственные. Именно к таким настроениям относятся, на наш взгляд, те духовно-психические состояния людей, которые, по словам Ж. Т. То­щенко и С. В. Харченко, проявляются в " глубинных сдвигах, происходящих в недрах национального самосознания" [8, с. 82].

В связи с этим ими исследуются феномен характера соци­ального настроения и те чувства тревоги и формирования на­строения реванша, которые связаны с критической оценкой людьми современного геополитического положения страны и их озабоченностью по поводу ее будущности. Авторы убеди­тельно показывают не только глубину, но и высокую степень готовности этих настроений к сопротивлению чужеродным, де­формирующим их характер влияниям.

Вместе с тем, они аргументировано предупреждают об опасности любых манипуляций с национально и патриотически окрашенными массовыми чувствами и настроениями, кото­рые обладают огромной и нередко достаточно взрывной силой. Попытка, например, подвергнуть сомнению военные победы со­ветского народа в Великой Отечественной войне, уничижитель­ные оценки ее основных событий, героев битвы обернулись против инициаторов этой затеи, напоминают авторы [8, с. 100].

Ими же дан глубокий анализ возможности или невозмож­ности изменить характер социального настроения. Отмечая свойственную характеру социального настроения в условиях переходного периода склонность к " крайним перепадам", Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко указывают вместе с тем и на его внутреннюю самостоятельность, способность к сопротив­лению обстоятельствам. " С одной стороны, оно (проявление ха­рактера настроения. — Б. П.), — пишут они, — результат политической и экономической нестабильности, а с другой — молчаливая пока еще форма протеста против социальных уни­жений, порожденных шоковой терапией, политическими амби­циями, межнациональными конфликтами" [8, с. 102].

Отсутствие единой национально-объединительной идеи увеличивает амплитуду колебаний в проявлениях социально­го настроения. А потребность духовного обогащения, желание приобрести покой и безопасность, стабилизировать это настро­ение способствуют обращению к религии. Но, как резонно от­мечают авторы, история знает примеры, когда на определенной стадии зрелости социального настроения сами деятели церкви были способны от призывов к смирению и подчинению перейти к прямой поддержке открытых вызовов враждебным силам, как это было во времена Сергия Радонежского, благословившего монахов Пересвета и Ослябю на использование оружия против врага... [8, с. 104].

Однако, вопреки любым влияниям извне, решающим фак­тором формирования и перемен социального настроения в ко­нечном итоге оказывается собственный жизненный опыт народа, который находит отражение в его настроении.

Так, объясняя эффект пульсации, колебания социальных настроений на примере отношения к собственности, Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко вводят в научный оборот понятие " длин­ные волны" социального настроения. Они показывают, что как настроение поворота внимания и интереса к негосударствен­ным формам собственности в период между концом 60-х и до 1991—1992 гг., так и противоположное ему настроение разоча­рования в частной собственности и возврата к государствен­ной уже в 1994—1995 гг. являются закономерным результатом собственного жизненного опыта не только работников предпри­ятий, но и сторонников либеральной ориентации. Из этого де­лается вывод относительно способов измерения амплитуды колебаний " длинной волны" социального настроения. После­дняя, по мнению исследователей, " равна периоду шоковой те­рапии, по результатам которой люди возвращаются к прежним ценностям" [8, с. 157].

Нельзя не согласиться с Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, когда они с полным на то основанием говорят о социальном настроении как об индикаторе глубинных социальных процес­сов, происходящих не только в психическом состоянии масс и различных социальных групп нашего российского суперэтно­са, но и как о показателе формирующихся в их рамках соци­альных отношений, о тенденциях предвидимых перемен и сдвигов не только в сознании, но и в действиях этих масс как в настоящем, так и в предвидимом будущем[22].

И вместе с тем, отдавая дань самой высокой оценке роли социального настроения как индикатора глубинных процессов в динамике психического состояния масс, свидетельства огром­ной силы их эмоционального, энергетического потенциала, спо­собного преодолеть любые преграды на своем пути, необходимо помнить и о том, что социальное настроение в своем спонтанном развитии может вылиться в любые и далеко не всегда про­гнозируемые и контролируемые формы.

Бросая ретроспективный взгляд на превратности и дра­матизм нашей истории во имя лучшего видения перспектив, нельзя не вспомнить во многом пророческие слова Л. Н. Гуми­лева, адресованные оценке феномена пассионарности, или эмоциональной, энергетической одержимости, способной зах­ватить огромные массы людей в те или иные отрезки времени: " Пассионарность может проявляться в самых различных чер­тах характера, с равной легкостью порождая подвиги и пре­ступления, созидая благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию" [24, с. 262].

Наряду с феноменологией массового, как общественно­го, так и социального, в том числе и политически, идеологичес­ки и экономически направленного или окрашенного настроения, необходимо учитывать и всю многосложную гамму интеграль­ных социально-психологических характеристик состояния об­щества в целом. Только соотнося собственно состояние общества (экономическое, правовое, социальное в узком смыс­ле, политическое, духовное и психическое) с его отражением в явлениях общественного и социального настроения, можно ори­ентироваться в оценке его прошлого, настоящего и прогнози­ровать будущее.

 

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 736. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия