Студопедия — Физическая культура в эпоху первых политических образований
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Физическая культура в эпоху первых политических образований






Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и в древних рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии и Северного Причерно­морья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы исарматы, имевшие поселения на севере Черного моря и кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели различными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно-физическим воспитанием юношества. Римский писатель V века Апполинарий Сидоний писал о скифах: " У них страшные и верные руки, наносящие легкими копьями неизбежную смерть".

Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и шитом, умело вели рукопашный бой, о чем сообщает древнеримский историк Корнелий Тацит. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

У всех племен во времена празднеств практиковались состязания всадников, призовая стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные специально для игр.

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен в целях отражения опустошительных набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной.

По свидетельству многих авторов, славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой. Современники отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые они устраивали в честь языческих богов Свагора, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В про­грамму обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, изображавшие приемы их приручения, культовые игры - горелки, прыжки через костер, " чур" и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах-обрядах погребения павших воинов.

По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения с признаками рабовладельческого типа физической культуры, сложились в Закавказье, Средней Азии и Северном Причерноморье.

Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв. до н.э.). Многочисленные войны, которые вело государство, требовали от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной боевой силой была конница, поэтому конное дело было высоко развито. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках, фиксировались результаты прыжков коня с всадником. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.

Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали Армения и Грузия. В Древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, основу армии составляло крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет под руководством опытных воинов обучались искусству верховой езды, фехтования, стрельбы из лука, кулачного боя и борьбы. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой эллинов и римлян, многое перенимали у них и в области физического воспитания. Известно, что армянские атлеты участвовали в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.

В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные эллинами как города-колонии. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспита­ния, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные - в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках колесниц. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.

1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-X1V вв.)

В IX в. на территории Восточной Европы возникло государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси знаменовало переход славянских и иных племен, проживавших на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, который характеризовался разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.

Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, управлявшие отдельными регионами страны. Во время боевых междоусобных действий, для отражения военных набегов и участия в военных походах к основному составу княжеской дружины, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому в физическом воспитании не было резкой классовой дифференциации. Феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и сами нередко занимались ею.

В X1-XIV вв. Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро-монголами - более 160 войн, не считая междоусобных. Эта борьба требовала от народа высоких физических качеств - выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это в значительной мере определяло военно-прикладную направленность системы физического воспитания, хотя, наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудовой деятельностью, зимними и летними развлечениями и играми.

Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются древнеславянские летописи - Ипатьевская, Лаврентьевская и другие, такие литературные памятники как " Повесть временных лет", " Слово о полку Игореве", былины и сказания о русских богатырях, народные пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широкой популярностью пользовались борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, верховая езда, плавание и гребля. В Лаврентьевской летописи есть свидетельство об играх с домашним быком.

Повсеместно была распространена борьба. Фрески с изображением борцов до сих пор сохранились в Софийском соборе Киева. В ряде княжеств распространилась славяногорицкая борьба.

Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - " ошарашники", дротики-сумецы. Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов, что нашло отражение в пословицах - " не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся", " силач силачом, а ловкость и сноровка свое возьмут".

Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - " сам на сам" и групповые - " стенка на стенку". Одиночные бои чаще всего применялись для разрешения споров. В групповых кулачных боях сходились деревня на деревню, улица на улицу, слобода на слободу. Участники делились на " стены" по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши - с взрослыми. Существовал целый ряд и других неписаных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, - " лежачего не бить", " подножек не ставить", " биться лицом к лицу", " со спины не нападать", " заначку в рукавицу не класть", " в схват не браться", " на чужую сторону не переходить" и др. Таких правил насчитывалось около 20-ти, что свидетельствует о попытках регламентировать кулачные бои как средство физического воспитания. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин.

Популярность борьбы и кулачного боя в народе подтверждается пословицами " без борца, да бойца - нет венца", " кулачный боец - добрый молодец".

В зимнее время, особенно в северных княжествах, были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, " взятие снежных крепостей". Летом играли в бабки, городки, чурки, набивные мячи; бытовали игры на преодоление сопротивления, с элементами погони и поиска (бег взапуски, " прятки") и др.

Издревле в народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имевшиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в проруби.

Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом. В скандинавских сагах имеется запись о том, что славянский флот из 760 ладей в августе 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. О размерах ладей можно судить по тому, что в каждой находилось по 44 воина и 2 лошади.

Несмотря на то, что после крещения официальной религией стало христианство, в большинстве регионов продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Сложились определенные формы их проведения, дни календаря, например, 16 февраля - день " встречи зимы с весной", 26 июня - день Купалы, Судя по летописным данным игрища, носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев, а иногда приурочивались даже к христианским праздникам.

У феодалов, составлявших старшую дружину князя, сложилась своя система военно-физической подготовки. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовались бег на большие расстояния, упражнения в лазаньи, борьба и кулачный бой.

Периодически при дворах Великого и удельных князей устраивались " конные ристания", в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метание копий, фехтование и борьба. О так называемых " турнирах знати" - " господарских утехах" - организуемых в княжеских дворах и фактах посвящения боярской молодежи в рыцари, упоминается в Ипатьевской летописи.

Представление о физическом воспитании и физической подготовке феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Отличный охотник, он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже, зубрами. Митрополит Никифор, в одном из писем, упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Сам Мономах писал, что сотни, раз скакал из Чернигова в Киев, к отцу, преодолевая за день 140 км. Он со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В " Поучении детям своим" Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться " ни рати, ни зверя". " Поучение" - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания представителей господствующего класса.

Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, объединив три четверти его территории. Но после его смерти междоусобицы обострились. Феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом на плечи народа легло монгольское иго. Русичи были оттеснены завоевателями в лесные дебри северо-востока, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены прямых контактов с Европой. В этих условиях Русь смогла, с одной стороны, сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе, и в области культуры физической, с другой - более чем двухвековое иго стало причиной экономической, культурной и политической отсталости.

1.4. Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

Необходимость освобождения от татаро-монгольского ига, защиты от завоевателей с Запада, потребность выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели в XV веке к объединению русских княжеств. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой.

Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространились среди населения вошедших в состав государства территорий. Вместе с тем, некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, регламентации правил проведения состязаний и игр, дифференциации отдельных видов упражнений. Так, выделились разновидности борьбы - в схватку, не в схватку, на поясах (кушаках). То, что не оправдывало себя на практике, постепенно изживалось, то же, что оказывалось ценным - повсеместно распространялось. Помимо традиционных, известных в прошлом средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазанье по столбам, перетягивание каната, лапта, кила - игра, похожая на футбол.

Однако народная физическая культура развивалась стихийно, самобытно. Закрепощенный народ не имел возможности осуществлять организованное и систематическое физическое воспитание. Более того, окрепшая к тому времени, православная церковь, рассматривала игры и развлечения народа как проявление язычества и объявляла их греховными. Против них были направлены свод церковных законов " Стоглав" (1551 г.), 92-я глава которого именовалась " Об игрищах эллинского беснования", и книга житейских правил " Домострой" (1580 г.). Мусульманская религия, распространенная среди некоторых народов Поволжья, также проповедовала аскетизм, объявляя игры и физические упражнения делом не угодным Аллаху. Против народных форм физического воспитания выступала и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал в угоду церкви указ, запрещающий народные игры и забавы. if Содержание физического воспитания феодалов определялось задачами подготовки их к военному делу. Для этого по-прежнему использовались упражнения прикладного характера, прежде всего - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей с малых лет готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Кроме военно-прикладных упражнений в физическом воспитании детей практиковались игры в мяч, шахматы и шашки, катания на санях с гор, на качелях, и другие подвижные игры и забавы.

Одним из наиболее распространенных развлечений в быту дворян и бояр стали " потехи", на которых выступали борцы, кулачные бойцы, скоморохи-акробаты, канатоходцы, участники поединков с медведем, просто силачи, чаще всего из числа крепостных крестьян.

Организованная физическая подготовка войск до XVII в. не проводилась. Но уже к началу XVII века, в связи с усовершенствованием огнестрельного оружия и зарождением линейной тактики, возросла роль пехоты. Для ее подготовки русский полководец Скопин-Шуйский разработал в 1647 г. руководство - " Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в котором предусматривал строевую и физическую подготовку, обучение бегу, плаванию, стрельбе, преодолению препятствий. Особое место в русском войске занимали лыжные рати. По своему характеру обучение русских воинов было более разнообразным, чем основанная на строевой муштре, подготовка войск Западной Европы.

Рост и укрепление Русского государства повысили потребность в просвещении масс. Появилась медицинская и педагогическая литература, в которой отражались и вопросы физического воспитания. Для развития теории физического воспитания наибольшее значение имел труд ученого монаха Епифания Ошвинецкого, жившего в середине XVII века, - " Гражданство обычаев детских". Выделив в нем главу " О игрании", Славинецкий сделал первую попытку классифицировать игры детей и выяснить их ценность для физического и нравственного воспитания. Он разделил игры на пригодные и непригодные для воспитания. К первым отнес те, которые развивали силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. Непригодными назвал игры в кости, карты и иные азартные игры, развивающие ко­рысть, тщеславие, принуждающие ко лжи и обману. Славинецкий ошибался, относя к непригодным борьбу, плавание и лазанья, по-видимому, считая их опасными для здоровья и жизни детей. Но в целом его труд был прогрессивным явлением, поскольку отражал идеи новой, гуманистической педагогики.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1963. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия