Студопедия — Типы цивилизаций в древности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы цивилизаций в древности






Новые исторические исследования во многом изменили наши представления о ранних этапах истории человечества. Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили вглубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения “городских цивилизаций”. Но парадокс —временные дистанции возрастают, а сами древние цивилизации становятся нам все ближе и нужнее. Ибо без достижений древних цивилизаций наш мир немыслим. В силу своей плодотворности древние цивилизации представляются хотя и уникальными, но крепко связанными преемственностью с современным миром. К ним восходят многие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре человечества. Черпая из этого богатейшего источника, важно понять мудрость наших далеких предков, причины их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивы благородных и безнравственных поступков.

При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытности, так и от цивилизаций, пришедших на смену.

Древние цивилизации —это явление, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является —догосударственному, догородскому, дописьменному состоянию общества и культуры. Мы восхищаемся чудесами и первобытной культурой человечества —от пещерных и наскальных изо-

— 18 —

бражений до мегалитов Стонхенджа (Великобритания), изучаем их, постигая скрытые тайны, но сознаем, что люди, создавшие эти шедевры, не поведуют нам, какими словами называли они события и окружающий их мир, что завещали будущим поколениям.

А между тем уже приход к власти Саргона Древнего известен нам по письменным документам как драма с сюжетом, с “интригой”. Мы имеем представления о личности Аншурбанипала и Цинь Шихуаяди, понимаем мотивы Ашоки и Эхнатона, до интонаций угадываем настроения греко-римского мира. И дело не только в письменности. По сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии человеческой деятельности. Мир городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создает такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было. И по этому признаку самая архаическая цивилизация ближе к Афинам Перикла, к Риму Августа, чем к, казалось бы, “вчерашней”первобытности. Такова нижняя граница единства. Верхняя граница определена тем, что древние цивилизации —древние не столько по временному признаку, сколько по своей сути. Они наследовали от первобытных культур характерные для последних мифологические модели мышления, речи и действия гораздо более непосредственно, чем более поздние цивилизации.

Не менее впечатляющими выглядят и географические границы древних цивилизаций. Это не только классические цивилизации Востока и античного Запада, но и культуры Африки, центральной Азии, Дальнего Востока, Мезоамерики и Перу. Поразительно не схожи они друг с другом, но и удивительно органично спаяны. Более привычные стереотипы античных обществ, лучше известные нам события их политической истории, мифы и легенды Эллады, историки и философы Греции и Рима не должны заслонять достижения других цивилизаций Земли.

К примеру, все более отчетливо высвечиваются африканские истоки в культуре Древнего Египта. С другой стороны, легкость и глубина восприятия египетской цивилизации соседними африканскими народами —свидетельство изначальной включенности Египта в единый мир древнейших культур Африки (Цивилизации: Нок и Мероэ, Аксум, Ифе, Йоруба, Суахильская).

Или индейские цивилизации. Они родились самостоятельно, на местной почве, не испытав на себе существенных влияний древних народов

Старого Света, и до прихода европейских завоевателей в ХУ1 в. успели пройти долгий и сложный путь эволюции.

“Встреча”двух миров, столь непохожих друг на друга, предоставила уникальную возможность сопоставить пути развития независимых моде-

— 19 —

лей эволюции древних цивилизаций в Старом и Новом Свете.

Путь, пройденный древними цивилизациями, необычно долог и многообразен и не укладывается в формационную пятичленку. Это путь не только развития и совершенствования производительных сил, но и путь от мифологических представлений к логике Аристотеля, к морали Конфуция и

Зороастра, к метафизике Упанишад. С эпохой древности связано не только рождение таких мировых религий, как буддизм и христианство, но и появление платоновско-аристотелевской метафизики, на уровень которой европейская мысль не выходила вплоть до Ф.Бекона.

Кроме того, это и путь от древнейших форм художественного творчества к утонченному искусству, предполагающему и индивидуальное авторство, и взыскательность знатока, а также к теории поэтики, к психологии изобразительного искусства.

Вышедший из лона древних цивилизаций мир, где люди разделены не столько по этническому, географическому и культурному, сколько по конфессиональному признаку —это уже мир средневековья.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1030. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия