Студопедия — Часть 3. Клиническая психология. жения прав и достоинства личности»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 3. Клиническая психология. жения прав и достоинства личности»






жения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняет­ся решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отноше­нии врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не «вторичное» участие оформ­ляется в новых типах взаимоотношения врача и больного — информацион­ный, совещательный, интерпретационный типы являются по своему формой защиты прав и достоинства человека. В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патоло­гии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафи­зическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популя­ции в целом. Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, ста­новится более «прогностической». Доссе (французский иммунолог и генетик) считает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней». Только одно «но» стоит на пути этой светлой перспективы: «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией». Прогностическую меди­цину еще можно определить как бессубъектную, без личностную, то есть спо­собную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и паци­ента. И это действительно реальный и безпрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом.

Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной био­медицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений под­чиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще. Сегодня «этическое» становится фор­мой защиты «природно-биологического» от чрезмерных притязаний культу­ры к своим естественно-природным основаниям. Биоэтика (этика жизни) как конкретная форма «этического» возникает из потребности природы защитить себя от мощи культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение «природно-биологического».

Начиная с 60-70-х гг. XX в., как альтернатива патернализму, все боль­шее распространение приобретает автономная модель, когда пациент остав­ляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и меди­цинским лечением. В этом случае врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу неле­чения; пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее. Таким обра­зом, вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни пациента, в настоящее время на первый план выходит принцип благополучия пациента,


Глава 11. Теоретике-методологические основы клинической психологии ■ 313

который реализуется доктриной информированного согласия — самоопреде­ление пациента зависит от степени его информированности. Врач обязан снаб­дить больного не только всей интересующей его информацией, но и той, о которой, в силу своей некомпетентности, пациент может не подозревать. При этом решения пациента носят добровольный характер и соответствуют его соб­ственным ценностям. Из этого и вытекает нравственный стержень взаимоот­ношений «врач-пациент» в биоэтике — принцип уважения личности. Боль­шое значение приобретает также вопрос об определении начала и конца жизни. Конфликт «прав», «принципов», «ценностей», а по сути человеческих жиз­ней и судеб культуры — реальность современного общества. Конфликт «права плода на жизнь» и «права женщины на аборт», или правовое сознание па­циента, восходящее до осознания «права на достойную смерть», вступающее - в противоречие с правом врача исполнить не только профессиональное пра­вило «не навреди», но и заповедь — «не убий». В отношении аборта как уничтожения того, что может стать личностью, существует три нравственных позиции: консервативная — аборты всегда аморальны и могут быть разре­шены лишь при угрозе жизни женщины; либеральная — умеренная — аб­солютное право женщины на аборт, безотносительно к возрасту плода и уме­ренная — оправдание аборта до наступления определенного развития эмб­риона (до стадии развивающегося плода — 12 недель, когда ткань мозга ста­новится электрически активной).

Активность мозга служит также и критерием смерти. Современная интен­сивная терапия способна поддерживать жизнь пациентов, не способных ни к самостоятельному дыханию, ни к мыслительным процессам. Поэтому возни­кают новые нравственные проблемы, связанные с пациентами, находящими­ся на грани жизни и смерти. Вопрос об эвтаназии обычно возникает, когда пациент необратимо утратил сознание; умирая, испытывает интенсивные не­переносимые страдания, вынуждающие медиков поддерживать пациента в полубессознательном состоянии или когда новорожденный имеет анатомичес­кие и физиологические дефекты, несовместимые с жизнью. Существует боль­шой диапазон мнений: от полной легализации права врача прерывать жизнь больного с его согласия («активная эвтаназия»), до полного неприятия эвта­назии как акта, противоречащего человеческой морали. Существует вариант так называемой «пассивной эвтаназии», когда используется принцип неле­чения, исключающий сам акт умерщвления (отключение искусственных си­стем, обеспечивающих жизнедеятельность, прекращение введения лекарствен­ных препаратов и т. д.).

Этические проблемы аборта и эвтаназии связаны с моральными аспекта­ми репродукции и трансплантации. Современная технология репродукции жизни определяет качественно новые формы взаимоотношений между суп­ругами, родителями и детьми, биологическими и социальными родителями.








Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия