Студопедия — Гуманизм. Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож­дения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманизм. Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож­дения






Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож­дения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципи­ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу­манности» — «человеколюбию».

В XIV—XV вв. было принято деление наук на «науки божествен­ные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причем к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образо­ванных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки. Со второй половины XIV в. особое значение придается классической (древнегре­ческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писа­тели стали считаться истинными учителями человечества, особенно вы­сок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов — Гермолая Варвара (1453— 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304—1374). Анали­зируя причины «испорченности» и «безбожия» своего времени, он ука­зал две их основные причины и способы борьбы с ними (табл. 51).

Таблица 51. Истоки гуманизма

Причины испорченности Способы борьбы
Увлечение «натурализмом», т.е. изучением природы, почерпнутое от арабов, в частности от Аверроиса Необходимо опять обратиться к человеку и человеческой душе
Увлечение рационалистическими методами мышления, т.е. диалектикой и логикой Необходимо возвратиться к гуманитарным наукам и их методам

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер­шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Програм­мным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека»1, открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важней­ших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж­но вела к индивидуализму.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Вал­ло (1407—1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так на­зываемого «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина (III в.), оставившего Римскую империю в наследство рим­ским епископам (папам). На этом «документе», в действительности по­явившемся только VIII в., основывались претензии папства на свет­скую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпи­куреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он ис­ходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Бо­жественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование приро­ды. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнрав­ственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что инте­ресы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они свя­заны с личными удовольствиями.

1 Насколько такое отношение к человеку было новым, хорошо видно, если вспомнить название известного средневекового трактата папы Иннокентия III «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния».

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения — Дезидерий Эразм (1467—1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских тек­стов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключитель­ными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество. Улучшение условий жизни людей он свя­зывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспо­щадно критиковал схоластику и схоластов, но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и философии Северного Возрождения за­нимает французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Зна­менем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скепти­цизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В эти­ческих воззрениях он был близок к эпикуреизму.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 766. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия