Студопедия — Общие медицинские эмблемы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общие медицинские эмблемы






К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

 

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

 

 

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

 

 

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

 

 

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

 

 

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.

 

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

 

 

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

 

 

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

 

 

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

 

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4570. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия