Студопедия — ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА






1. Объект, предмет, функции и методы социологии. Структура и уровни социологического знания

2. Система законов и закономерностей в социологии

3. Общественно-исторические и научные предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки

4. Социология в системе общественных наук

 

1.

В повседневной жизни мы часто слышим утверждения следующего рода: «социологами установлено, что россияне в N-ое число раз меньше съедают гамбургеров, чем американцы…», или «социологи подсчитали, что женщина расходует N-ую сумму денег на губную помаду в год …», «по данным социологических исследований «жаворонки» плотнее завтракают, а «совы» любят обильный ужин…» и т. д.. Создается впечатление, что социологи считают, измеряют, сравнивают и… только. Забегая вперед, заметим, что не всякое исследование, претендующее на статус социологического исследования, на самом деле является таковым. Конкретное социологическое исследование – очень трудоемкий процесс, требующий профессиональной подготовки, временных и немалых финансовых затрат. Важно понимать, что «достоверные данные дает только такое социологическое исследование, которое строго опирается на социологическую науку» [1].

Что за наука социология, кто такие социологи, каким образом и для чего проводятся социологические исследования? В результате изучения дисциплины студенты технического вуза должны получить об этом представление.

Понятие «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (учение) и буквально означает «наука об обществе», «обществоведение». Оно было введено французским философом О. Контом в 30-е годы XIX века.

Науку характеризуют два понятия: объект исследования и предмет. Однако один и тот же объект может быть объектом исследования нескольких наук, но каждая из них исследует его сквозь призму собственного предмета. Поэтому особенность науки определяется не объектом, а предметом.

Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. При этом важно понимать, что общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы. Ряд ученых, например, Ж.Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как «совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценнностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной» [2]. Позиция Ж.Т. Тощенко объясняется пониманием того, что только гражданин, член буржуазного общества, имеет права и может быть деятельным субъектом в процесссе жизнедеятельности общества. На ранних стадиях развития общества, в докапиталистическую эру человек не мог быть реальным участником историчексого процесса. Можно согласиться с данной точкой зрения лишь отчасти, хотя бы потому, что люди объединялись в группы, общности, организации и в докапиталистических формациях. Безусловно, это тема для дискуссии. Остановимся на определении объекта социологии как общества в целом и его отдельных элементах в частности.

Объект социологического изучения, т. е. общество, социум, – существует «объективно», независимо от нашего сознания, предмет же субъективен, ибо это по сути отображение объекта в нашем сознании. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.

Четкого определения предмета социологии нет. Изначально социология начала развиваться одновременно по нескольким научным направлениям. Соответственно появилось не одно, а сразу несколько определений социологии, а также различные представления об ее предмете. В истории социологии в отношении к ее предмету сформировались две теоретические позиции: макросоциологическая (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс и др.) и микросоциологическая (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Приверженцев макросоциологических теорий интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование (анализ происходит «от общества к личности»). Микросоциология изучает социальное поведение, межличностное общение, мотивации действий, процессы социализации и индивидуализации личности (т. е. изучает внутренний аспект деятельности личности, «от личности к обществу»). Во второй половине XX века различными социологами предпринимались попытки “примирить” эти две парадигмы. Данную тенденцию можно увидеть в интегральной социологии П. Сорокина. Опираясь на теоретическую возможность и целесообразность объединения структурно–функциональных теорий и теорий социального действия, уже в середине двадцатого века П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Н. Луман продолжают развивать интегративное направление в социологии, которое позволило бы современной социологии отказаться от “имперских попыток” (Э. Гидденс) демонстрации, с одной стороны, “макроэкстремизма” структурных функционалистов, а, с другой, - “микроэкстремизма” бихевиористов, феноменологов, этнометодологов. Отмеченная тенденция интегративизма проявилась в теории “структурации” Э. Гидденса, идее интеграции теории коммуникативного действия и теории систем Ю. Хабермаса.

Американский социолог Н. Смелзер в своем учебном пособии определяет социологию как «научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» [3]. Предметом исследования социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей различного типа и уровня, а также социальные отношения. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки.

Заслуживает внимание определение социологии как науки, изучающей структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, которые протекают в этих структурах [4].

Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Социальное есть результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Понятие «социальное» идентифицируется с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Важно понимать, что общество – это не арифметическая сумма индивидов, изолированных друг от друга. В обществе идет постоянный процесс взаимодействия между людьми, группами. Социальное появляется и проявляется в процессе этого взаимодействия, оказывая влияние на человека, группы, общество в целом, моделируя их поведение, действия, деятельность.

Связи социологии с социальной жизнью, ее общественная ценность определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Количество функций и их порядок авторы разных учебников по социологии представляют неодинаково, что, в свою очередь, можно считать проблемой методологического характера и предметом для обсуждения социологов. В соответствии с целями данного пособия достаточно назвать общепринятые функции социологии:

· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;

· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.

· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;

· практическая (социально-инженерная) – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.

Социологическое знание представляет собой сложную систему, в которой выделяют макро- и микроуровни, соответственно макросоциологию и микросоциологию, о чем уже говорилось.

Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид:

1 уровень – общесоциологическая теория;

2 уровень – теории среднего уровня;

3 уровень – эмпирическая социология.

Два первых уровня относят к теоретической социологии. Однако на первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Парадигма в социологии – глобальное научное направление, в рамках которого формулируются теории, уточняются понятия, отрабатываются методы. Следует отметить, что социология, в отличие от других наук (например, в отличие от физики, где долгое время господствовала одна парадигма – «Ньютоновская физика» и намного позже появилась «физика Энштейна») с момента своего появления и до настоящего времени не имела монопарадигмального статуса. Изначально социология начала развиваться по разным научным направлениям, что можно считать особенностью социологии как самостоятельной науки.

На данном уровне можно говорить о различных подходах: историческом, демографическом, психологическом, поведенческом и культурологическом, с помощью которых социологи анализируют объект исследования – общество (социум).

· Исторический подход позволяет анализировать явления и процессы в обществе в историческом контексте, улавливая связь времен, сравнивая «вчерашнее» и «сегодняшнее» в жизнедеятельности общества, чтобы сделать выводы о «завтрашнем».

· Демографический подход позволяет изучать деятельность людей в связи с особенностями демографических процессов – рождаемости, смертности, миграции.

· Психологический подход – (на стыке между социологией и психологией) позволяет анализировать поведение людей, учитывая их мотивы, ценности, установки, представления о самих себе.

· Поведенческий подход (или бихевиористский) – позволяет анализировать способы управления социальным поведением человека, считая, что оно имеет реактивную природу: социальное поведение человека – это ответ на внешние раздражители и стимулы. При этом субъективные установки (мотивы, ценности) самого человека игнорируются.

· Культурологический подход – позволяет анализировать поведение личности, группы, принимая во внимание общественные правила и ценности, которые, являясь элементами культуры, служат обоснованием социальных норм, регулирующих поведение людей.

Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам. Это, например, теории общественного мнения, бюрократии, труда, политики, социализации и др. или частные, специальные социологические теории: социология рекламы, организационного поведения.

Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент (подробнее о методах речь пойдет в следующей главе).

При рассмотрении социологии в горизонтальном разрезе исследователи дифференцируют науку на большое количество отраслей. Известны три типологии отраслей социологии:

1) по субъектам социальной жизни (социология личности, семьи, поселений и т. д.);

2) по сферам социальной жизни (социология труда, управления, общественного мнения, науки, образования и т. д.);

3) отрасли межнаучного характера, с общей проблематикой с другими науками (экономическая, политическая социология).

Касаясь проблемы соотношения теоретического и эмпирического уровней в социологическом знании, следует подчеркнуть, что социология представляет органическое сочетание теоретических и эмпирических (конкретных) методов. Невозможно пренебрегать теоретической составляющей. Лишь теоретическая модель способна логически объединить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом.

Однако преуменьшать роль эмпирического в социологии также не следует. Специфика социологии, ее отличие от других общественных наук (прежде всего от социальной философии) обусловлено наличием именно эмпирического уровня. Наверное, есть основания утверждать, что любое теоретическое положение социология пытается подтвердить (или опровергнуть) с помощью конкретных цифр и фактов. Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками: является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация; отражает объективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Социологическая информация, несомненно, относится к научной информации. Уточним, что, говоря «социологическая информация», мы имеем ввиду информацию, сформированную в соответствии с требованиями социологической науки, обладающую качеством в «социологическом смысле».

Необходимо различать две разновидности социологической информации в зависимости от уровня обобщения, на котором они функционируют: концептуально-теоретическую информацию и инструментальную информацию. Тип концептуально-теоретической социологической информации включает знания и сведения в формулировках научных теорий и законов и соответствует теоретическому уровню в структуре социологического знания. Тип инструментальной социологической информации включает результаты прикладных социологических исследований в виде знаний и сведений в формулировках описания фактов и соответствует эмпирическому уровню социологического знания. Типы социологической информации находятся в сложном взаимодействии, обусловленном взаимодействием теоретического и эмпирического уровня в социологии. Инструментальная информация содержит описание и объяснение многообразных конкретных проявлений общих закономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально-теоретическая информация определяет логику и схемы, в соответствии с которыми формируются массивы инструментальной информации. Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), которое призвано обеспечить фактическую базу, основу теоретического поиска.

 

2.

Особенность социологии как науки состоит в том, что общественные связи и отношения анализируются на уровне социальных законов и закономерностей. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных процессов, социальных действий. Принято различать:

· законы непрерывного действия (нормы права, этические и нравственные);

· законы-тенденции, действующие в определенный промежуток времени;

· закономерности, действующие как группа социальных законов.

Социальные законы различаются между собой по степени общности, по времени действия, по способу их проявления и другим признакам. Общесоциологические законы касаются общества в целом, выходят за рамки формаций (например, обусловленность социального развития материальными условиями и т. п.). Формационные социальные законы обусловлены особенностями той или иной формации. Особую группу составляют социальные законы, отражающие функционирование и развитие общностей, социальных связей и отношений на разных уровнях организации. Различаются законы функционирования и законы развития, законы статистические и законы динамические и т. д.

Социология изучает социальную реальность, социумы и ее законы, которые по своей природе социальны, т. е. регулируют поведение людей, социальных общностей, определяют общественные отношения и проявляются в социальной деятельности. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми, в конкретных условиях, поэтому они проявляются как законы – тенденции (в отличие от физики или математики, где действие закона проявляется сиюминутно). Тенденции могут выражать функциональную зависимость различных социальных структур, общностей, режим их жизни, относительную устойчивость, т. е. действие закона может проявиться через пять, десять, а то и пятьдесят лет. Чаще всего социолог имеет дело с описанием вероятностных тенденций развития социальных явлений и процессов.

Известны различия законов науки и законов объективного мира. При этом первые характеризуются как приблизительно адекватное отражение последних: законы объективного мира существуют независимо от сознания, воли людей, а законы науки, хотя и носят объективный характер, являются лишь отображением первых в сознании людей. В силу сказанного, хотим мы этого или нет, в науках об обществе всегда присутствует возможность дополнять исследование и выявление объективно существующих связей между явлениями, анализ законов и закономерностей тех или иных социально-экономических и духовно-идеологических процессов или подменять их своеобразным «законотворчеством». При этом было бы ошибочным считать, что подобное «дополнение» или такая «подмена» реализуется умышленно. Вовсе нет. Причина в том, что познание окружающего мира это не пассивное отражение его в сознании социолога, а, прежде всего и главным образом, сложное творческое дело.

Заметим, что за предыдущие десятилетия наше обществоведение достаточно много сделало в области вышеназванной формы «законотворчества». Начало этому было положено под руководством «мудрого отца и учителя всех народов» установлением закона об усилении классовой борьбы по мере продвижения общества к социализму и закона полного соответствия производительных сил и производственных отношений при социализме и многих других законов. Далее процесс законотворчества был успешно продолжен под руководством учителей меньшего масштаба, хотя это не помешало открытию больших закономерностей развитого социализма, говорить о перестроечных процессах, как об объективной закономерности социализма и т.д.

Все это, естественно, не могло не отразиться и на качестве теоретических разработок по разным проблемам социальной действительности. Не требуется особой проницательности, чтобы обнаружить стремление каждого исследователя даже в журнальной статье, не говоря уже о монографиях, открыть, установить, описать одну или несколько закономерностей или законов, регулирующих тот или иной процесс в жизнедеятельности общества. Соответственно, параллельно обозначилась еще одна проблема: общественная мысль постепенно начинает привыкать к тому, что в каждой более или менее теоретической работе должно иметь место ряд объективных законов, открытых автором. От социологов ждут открытий, потрясающих воображение, законов, с помощью которых можно будет точно прогнозировать и определять будущее. Если сенсации нет, то нет и должного интереса: автор рискует прослыть работником в науке недостаточно серьезным, а результаты его исследований не привлекут особого внимания.

Говоря о законах и закономерностях в социологии, важно понимать, что открытие закона – не самоцель. Для социолога важнее выявить связи и зависимости.

Нельзя не согласиться с точкой зрения С.С. Фролова [5], который пишет о том, что социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения (как в обществе в целом, так и в отдельной его части – малой группе, страте). Социальные законы обладают следующими основными признаками:

· закон может вступать в действие только при наличии определенных строго оговоренных условий;

· при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

· условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Таким образом, социальные законы и закономерности имеют свои характерные особенности:

· проявляются только лишь тогда, когда ими охватывается большая масса людей;

· не могут быть математически точными в количественном отношении;

· социальные законы носят стохастический характер;

· определяют основную линию развития социальной системы, но не предопределяют множество случайностей и отклонений.

3.

Социология как самостоятельная наука появилась сравнительно недавно – в первой половине XIX века в Западной Европе. Для того, чтобы понять, почему появление социологии приходится именно на указанный период, необходимо вспомнить исторически значимые события того времени.

Прежде всего, это смена общественно-экономической формации. Многовековые устои феодального общества рухнули, новые социальные нормы находились в процессе формирования – с началом развития капитализма они не могли не измениться. К первой половине девятнадцатого века по западноевропейским государствам уже «прокатилась» волна буржуазных революций, в результате чего монархические формы правления сменились на республиканские, либо на конституционные монархии (что по сути одно и то же). Власть монархических династий была свергнута, крупные феодалы лишились прежнего положения в обществе: власть перешла к новоявленным буржуа. В условиях феодализма существовала система вассальных отношений, при которой выделялось два сословия: феодалы и зависимые от них крестьяне. Феодал, он же крупный землевладелец, должен был заботиться о своей челяди, зависел от погодных условий, был заинтересован в большой (расширенной) семье, обязан был дорожить своим именем, соблюдать традиции, верить в Бога, уважать монарха, дорожить происхождением. Новоявленный буржуа, в отличие от феодала, не был обременен условностями патриархального общества. Буржуа, житель преимущественно городской, вкладывает деньги в крупное машинное производство, а значит, обогащается более быстрыми темпами; от погодных условий при этом не зависит, заботами о челяди, традициями, большой семьей не обременен, ведь в условиях крупного города проще выжить одному или небольшой семьей, причем дети необязательно должны оставаться рядом с родителями. Так были разрушены и нравственные регуляторы общественной жизни: мораль, традиции, религиозные догмы оказались «веригами на ногах» новых «хозяев жизни» – буржуа. Все это не могло не вызывать раздражения у отживающего сословия – крупных феодалов. Поэтому преобразования местами происходили революционным, насильственным путем.

Однако новоявленные буржуа, если разобраться, в большинстве своем это вчерашние феодалы. Со сменой строя не изменилось главное: система неравенства и эксплуатация человека человеком. Капитализм – самая быстротечно развивающаяся общественно-экономическая формация, у которой можно было проследить начало, этап бурного развития и закат, как описал К. Маркс. Менее чем за полвека «за спиной» буржуазии вырос новый класс, способный на революционную борьбу. Если в XVII – XVIII веках нарождающаяся буржуазия революционным путем лишила власти крупных феодалов, то к концу XIX века назревало революционное свержение власти самой буржуазии. Социальная напряженность, обострившаяся в период бурного развития капитализма, могла привести к смене общественно--экономической формации. Скапливая на крупных предприятиях большие массы людей, обобществляя производство, капитализм «сам готовил себе могилу». В девятнадцатом веке в странах Западной Европы классовый конфликт между буржуазией и угнетенным пролетариатом перерастает в классовую борьбу, что предвещает революционный исход событий (достаточно вспомнить такие события, как восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии и т.д.).

В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере, доказав свою способность оказывать влияние на социальные процессы. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и … увеличили угрозу жизни самого человеческого общества.

К началу девятнадцатого века проблема взаимодействия человека и общества становится основной в науке, искусстве, литературе, культуре в целом. Французский философ А. Бергсон справедливо отмечал, что технологическое развитие общества не обеспечивает нравственного совершенства живущих в нем людей; увеличение материальных благ может даже оказаться опасным, если оно не будет сопровождаться соответствующими духовными усилиями. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.

До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Законы в естествознании (теория Ч. Дарвина, клеточная теория строения живого вещества Шлейдена и Шванна) отвергли религиозные домыслы о происхождении человека и законах общественного развития. Географические открытия, сделанные к тому времени мореплавателями и путешественниками, позволили изучать закономерности формирования образа жизни и различия у людей, проживающих на разных территориях.

Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия – конкретной науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию. Такой наукой, оперирующей не только теоретическими выкладками, но и конкретными цифрами, фактами, способной измерять и сравнивать, и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине девятнадцатого века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития эмпирической социологии. Немного позже, в конце девятнадцатого века, начинает развиваться именно эмпирическая социология, что обусловлено попытками разрешения социальных проблем, нетипичными для предшествующего периода способами. Чтобы сгладить назревающую социальную напряженность владельцы крупных предприятий пошли на уступки рабочим: сократили (и зафиксировали на 8-часовой отметке) продолжительность рабочего дня, ввели дифференцированную форму оплаты труда, создали профсоюзы, систему социальной защиты, допустили введение всеобщего избирательного права и функционирование массовых политических партий. В результате, между крупными буржуа и нищими рабочими формируется «средний слой» как сила, выступающая за стабильность и порядок. Это часть общества, заинтересованная в ликвидации социальных проблем, «заказчик» социологических исследований, посредством которых можно было бы получить «лекарства» для «излечения» социума – прогнозы и практические рекомендации.

Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

· сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

· развитие капиталистических отношений;

· географические открытия;

· законы, сформулированные в естествознании;

· технические изобретения;

· высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

· повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.

Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после победы Великой Октябрьской социалистической революции до начала перестроечных процессов.

Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.

Научное направление – позитивизм, созданное О. Контом, существенно отличается от теории К. Маркса. Социология К. Маркса (1818-1883) базируется на диалектико-материалистическом понимании истории, выработанном на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Одной из фундаментальных сторон материалистического понимания является обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. К. Маркс описал перспективы развития капиталистического общества, отстаивая принципы материалистического объяснения истории, предсказав революционный исход событий, в будущем – уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства. Позитивистский же подход О. Конта предполагал идеалистический вариант общественного развития (развитие духовных элементов культуры), соответственно необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно это направление и стало основой новой науки – социологии.

Идеи О. Конта были продолжены Г. Спенсером (1820-1903), который также придерживался методологии позитивизма. Г. Спенсер, как и О. Конт, был сторонником эволюционистской концепции развития общества. Он первым применил в социологии такие понятия, как структура, функция, система, институт. Позднее основные методологические подходы новой науки были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом.

В социологии М. Вебера (1864-1920) основным является учение об идеальных типах. Так М. Вебер назвал теоретическую конструкцию, которая отражает не объективную реальность, а лишь результат мыслительной деятельности самого исследователя. Конструкции этого типа являются ключевыми понятиями, в которых отражаются важнейшие явления и процессы, которые должны применяться для типологической систематизации исторически значимых фактов. Учение М. Вебера об «идеальном типе» получило название «понимающей социологии», так как основано на интерпретации понятий. Принято считать, что научная концепция М. Вебера в некотором смысле противоположна взглядам О. Конта. По мнению М. Вебера, социология как наука способна «понимать», объяснять действия (точнее, социальные действия) индивидов, групп с точки зрения их причинности. О. Конт же отводил социологии несколько иную роль – по его мнению, наука социология способна позитивно влиять на жизнедеятельность общества, соответственно выполнять преобразовательную функцию.

Один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм (1858-1917), считал, что социальную реальность необходимо изучать в совокупности социальных фактов. Социальные факты – это проявления группового и массового сознания, а не индивидуального. Примерами социальных фактов можно назвать язык, моду и т. д. – то, что создано людьми и для людей. Дюркгейм считается сторонником структурнофункционального анализа, идеи «социальной солидарности». Согласно его точке зрения, социология должна быть объективной, свободной от каких-либо предрассудков, идеологических догм и «личностных пристрастий».

Разброс мнений, характерный для начального периода развития социологии, свидетельствует о сложности объекта исследования – общества, а также позволяет выделить два направления в науке макросоциологию (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер и др.) и микросоциологию (М. Вебер и др.). Идеи отцов-основателей новой науки были продолжены и развиты западноевропейскими, американскими, а также российскими учеными.

С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились так называемые национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.

30-е-50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии, когда центр социологических исследований переместился из Европы в США. Это связано прежде всего с событиями, произошедшими между первой и второй мировыми войнами, что вызвало массовую эмиграцию выдающихся ученых сначала из Советской России, а затем и из Западной Европы. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. При этом состояние западной социологии начала XX века характеризуется отсутствием господствующей теории, попытками поиска новой парадигмы (на стыке наук), а также тесной взаимосвязью с политикой. Уместно вспомнить утверждение Р. Арона, отмечавшего, что социология – это наука, занятая непрерывным поиском самой себя.

4.

Разброс мнений относительно назначения социологии, ее функциях, месте, роли в обществе и системе наук, подтверждает ее особый статус и невозможность отождествления с другими науками. Общество как объект изучения выступает в самых разных науках, которые принято называть общественными или социальными. Это история, культурология, политология, этнография, экономическая теория, религиоведение, демография, социальная статистика, антропология, социальная психология. О. Конт в свое время отвел социологии ведущую роль, назвав ее сложнейшей и важнейшей наукой в системе наук. Трудно не согласиться с основоположником социологии, однако представители других на







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 938. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия