Студопедия — Вспомните, в чем особенность художественного текста (см. стр.7). Прочитайте известное вам стихотворение С. Есенина “Пороша”. Выполните задания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вспомните, в чем особенность художественного текста (см. стр.7). Прочитайте известное вам стихотворение С. Есенина “Пороша”. Выполните задания






Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1. Прочитайте. О чем этот текст? Свое первое впечатление запишите.

2. Прочитайте название произведения. Вспомните современное значение этого слова: “слой только что выпавшего снега”; восстановите историческое, этимологическое значение этого слова: оно восходит к слову порох, что означает “пыль”. Уточните тему этого текста. Можете ли вы сказать, что это произведение о зимней природе, только что выпавшем легком снежке?

3. Тема текста может состоять из нескольких подтем, как правило, разделенных абзацами. Выделите грамматические основы предложений каждого абзаца. Определите подтемы этого произведения.

4. Опишите картину, которую вы, читатель, видите, при восприятии каждого четверостишия.

5. Определите число глагола еду. Скажите, есть ли у лирического героя спутники? Определите род существительных лес, сосна. Обратите внимание, что автор рядом с этими словами использует глагольные лексемы: дремлет, подвязалася (косынкой). Вспомните, что этот литературный прием называется олицетворением, поэтому задача читателя нарисовать образ человека. Кого вы увидели, прочитав второе и третье четверостишие?

6. Ритм двух последних строк третьего четверостишия и повторение звука [д] напоминает звук метронома или удары капель водяных часов. Какой образ возникает в сознании читателя?

7. В последнем четверостишии автор использует символ дороги (со значением жизненного пути человека) и перефразирует известное выражение “скатертью дорога” (стелет шаль), используя его в прямом значении – желать доброго пути. Подумайте, какую основную мысль сообщает нам автор, о чем он повествует нам, читателям.

8. Вспомните, было ли в вашем опыте переживание расставания, прощания с близкими. Какие чувства вы испытывали?

9. Сформулируйте идею этого произведения.

10. Сопоставьте свое первое впечатление от текста и то понимание, которое возникло после вдумчивого чтения. Какой вывод вы, читатели, сделаете для себя? Как, на ваш взгляд, нужно читать художественный текст?

 

№ 99. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака “Никого не будет в доме”.Вспомните, в упражнении № 46 мы читали статью ученого об этом произведении. Постарайтесь понять мысль автора, для этого надо выполнить задания.

Никого не будет в доме, /з-с-з-р-р-р/

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

 

Только белых мокрых комьев /м-м-м-к-х-р-р-р/

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

 

И опять зачертит иней, /и-з-и-з-и-з/

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

 

И опять кольнут доныне /и-и-и-и/

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

 

Но нежданно по портьере /р-д-р-ш-ш-ш/

Пробежит сомненья дрожь, -

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

 

Ты появишься из двери /ш-д-р-ш/

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

 

1. Восстановите интонационный рисунок стихотворения. Запишете текст в строчку, расставив определенные знаки: / - небольшая пауза; // - долгая пауза в конце предложения; /// - пауза перед новым четверостишием; ↓ - нисходящая интонация; ↑ - восходящая интонация.

Никого не будет в доме↓ / Кроме сумерек ↓ // Один ↑ / Зимний день в сквозном проеме / Незадернутых гардин ↓ /// Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк моховой / Только крыши ↓ / снег ↓ / и / кроме / Крыш и снега / никого ↓ /// И опять зачертит иней ↓ / И опять завертит мной / Прошлогоднее унынье / И дела зимы иной ↓ /// И опять кольнут доныне / Неотпущенной виной / И окно по крестовине / Сдавит голод дровяной ↓ /// Но нежданно ↑ по портьере ↑ / Пробежит сомненья дрожь ↑ // Тишину шагами меря ↓ // Ты / как будущность / войдешь ↓ /// Ты появишься из двери / В чем-то белом↑ / без причуд ↑ // В чем-то ↑ / впрямь из тех материй ↑ / Из которых хлопья шьют ↓ ///

2. Определите общий тон стихотворения, как меняется интонационный рисунок стихотворения?

3. Подчеркните те слова, которые выделяются интонационно. Какое впечатление они у вас вызывают?

4. Уточните звуковой рисунок произведения, выделите преобладающие звуки каждого четверостишия.

Какие ассоциации у вас вызывают повторяющиеся звуки [з-с], [р-р], [м-м], [к-х], [и-и], [з-з], [д-р], [ш-ш]?

5. Определите место и состояние лирического героя.

6. Опишите, что видит герой.

7. Найдите разговорные слова, определите их значение, с какой целью употребляет их автор?

8. К кому обращается лирический герой?

9. Как вы поняли, почему произошла смена настроения лирического героя?

10. Кто появился в комнате героя? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на первое и предпоследнее четверостишие. Выделите грамматические основы. Каков их характер, односоставные или двусоставные? Определите род имени существительного – подлежащего день и дрожь.

11. Какое настроение вы испытывали, когда встречали любимого человека?

12. Сформулируйте основную мысль автора.

 

№ 100. Прочитайте рассказА.Платонова “Неизвестный цветок”. Выполните задания.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

“Может, это цветок скучает там по своей матери, как я”, – подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

– Отчего ты такой?

– Не знаю, – ответил цветок.

– А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

– Оттого, что мне трудно, – ответил цветок.

– А как тебя зовут? – спросила Даша.

– Меня никто не зовет, – сказал маленький цветок, – я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

– Тут камень, тут глина! – сказала она. – Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

– Не знаю, – ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

– Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

 

1. Перечитайте текст внимательно. Определите по названию тему этого текста.

2. Выделите грамматические основы каждого предложения.

3. Найдите случаи инверсии, нарушения порядка слов, обратите внимание на то, какие слова выделяет автор. Что, на ваш взгляд, для него ценностно?

4. Найдите случаи переносного употребления слов, например: как дедушка-сеятель, ветер носил семена; капли дождя сходили по верху земли; цветок поднимал листья и т.п.

5. Автор этого текста использует прием олицетворения. Вам необходимо словесно нарисовать портрет того, кого создал А. Платонов. Для этого определите род существительного цветок. Каким вы представляете себе мужчину, о котором говорит автор? Опишите его жизнь и характер.

6. Автор использует много символов в этом тексте. Определите, что символизирует цветок, ветер, дети, пустырь, звезда?

7. Найдите в тексте вступительную часть, зачин, развитие действия и концовку, определите их границы.

8. О чем сообщается во вступлении? Где начинается развитие действия? Чем заканчивается эта история?

9. Найдите самый напряженный момент в развитии действия, определите, какие события вызвали у вас сильное переживание?

10. Опишите свое чувство, чем оно было вызвано?

11. Каков, на ваш взгляд, замысел автора?

 

№ 101. Сопоставьте два художественных описания грозы. Опре­делите, какими языковыми средствами реализуются в этих тек­стах такие качества художественной речи, как эмоциональность и экспрессивность.

а) Летняя гроза

Синие чистые дали

Между зеленых ветвей

Бело-Молочными стали...

Ветер играет смелей.

Говор негромкого грома

Глухо рокочет вдали...

Всё ещё веет истома

От неостывшей земли.

Птицы кричали и смолкли:

С каждым мгновеньем темней.

В небо выходит не полк ли

Сумрачных страшных теней.

Вновь громовые угрозы,

Молнии резкий зигзаг,

Неба тяжелые слезы

Клонят испуганный мак.

Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч...

Русское, буйное лето,

Месяцы зноя и туч! (В. Брюсов)

б) Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо тем­неет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?

Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край ее вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами!

(И. Тургенев)

1. С каким настроением каждый автор описывает грозу?

2. Вспомните, в каких художественных произведениях описание грозы вызывает чувство настороженности, страха.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия