Студопедия — Тренируемся. № 350.Как вы думаете, влияет ли возраст аудитории на выбор названия темы?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тренируемся. № 350.Как вы думаете, влияет ли возраст аудитории на выбор названия темы?






 

№ 350. Как вы думаете, влияет ли возраст аудитории на выбор названия темы?

№ 351. Отличается ли выступление перед профессионально однородной
аудиторией от выступления перед профессионально разнородными слушателями? Расскажите, в чем особенность этих выступлений.

№ 352. Зависит ли выбор типа речи от цели выступления? Обоснуйте свой ответ.

№ 353. Проанализируйте отрывок из речи И.С. Тургенева, произнесенной на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве. Выполните задания.

Мм., гг.! Сооружение памятника Пушкину, в котором участво­вала, которому сочувствует вся образованная Россия и на празднование которого собралось так много наших лучших лю­дей, представителей Земли, правительства, науки, словесно­сти и искусства, — это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов. Постараемся в немногих чертах определить смысл и значение этой любви.

Пушкин был первым русским художником-поэтом. Художе­ство, принимая это слово в том обширном смысле, который включает в его область и поэзию, — художество, как воспроиз­ведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физионо­мию, — составляет одно из коренных свойств человека. <...> Дикарь каменного периода, начертавший концом камня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голо­ву, уже перестал быть дикарем, животным. Но только тогда, ког­да творческой силою избранников народ достигает сознатель­но полного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии — он тем самым заявляет свое окончательное право на собственное место в истории; он получает свой духовный облик и свой голос — он вступает в братство с другими, при­знавшими его народами. Недаром же Греция называется роди­ной Гомера, Германия — Гете, Англия — Шекспира. <...>

Пушкин, повторяем, был нашим первым поэтом-художни­ком. В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливают­ся два основных ее начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало, — осмелива­емся мы прибавить. У нас же, русских, позднее других вступив­ших в круг европейской семьи, оба эти начала получают особую окраску; восприимчивость у нас является двойственностью: и на собственную жизнь, и на жизнь других западных народов ее всеми ее богатствами — и подчас горькими для нас плодами; а самодеятельность наша получает тоже какую-то особенную неравномерную, порывистую... зато гениальную силу: ей при­ходится бороться и с чуждым усложнением, и с собственными противоречиями. Вспомните, мм., гг., Петра Великого, натура которого как-то родственна натуре самого Пушкина. Недаром же он питал к нему особенное чувство любовного благогове­ния! Эта двойственная восприимчивость, о которой мы сейчас говорили, знаменательно отразилась в жизни нашего поэта: сперва рождение в стародворянском барском доме, потом иноземческое воспитание в лицее, влияние тогдашнего обще­ства, проникнутого извне занесенными принципами; Вольтер, Байрон и великая народная война 12-го года; а там — удаление в глубь России, погружение в народную жизнь, в народную речь, и знаменитая старушка-няня с ее эпическими рассказами... Что же касается до самодеятельности, то она в Пушкине возбудилась рано, и, быстро утратив свой ищущий, неопределенный характер, превратилась в свободное творчество. <...>

Возвратимся к Пушкину. Вопрос: может ли он назваться поэтом национальным, в смысле Шекспира, Гете и др., мы оставим пока открытым. Но нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному гением. <...> Мы находим в языке, созданном Пушкиным, все условия живучести: русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник.

Именно русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка – это прямодушная правда, отсутствие лжи и фальши, простота, эта откровенность и честность ощущений — все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, но и тех иноземцев, которым он стал доступен. <...>

…заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя по­эзии глубоко в русскую землю; и если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это светлое знамя, то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в вышине во­друженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благород­ный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столи­цы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом — так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед извая­нием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Пусть это по­следнее слово не удивит вас, мм., гг.! В поэзии — освободи­тельная, ибо возвышающая, нравственная сила. Будем также надеяться, что в недавнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, ста­нет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бес­сознательно лепечущих уст: “Это памятник — учителю! ”

1. Выделите начальную и заключительную часть выступления. С какой целью И.С.Тургенев использует именно эти речевые конструкции?

2. Охарактеризуйте логику построения текста, его содержательность и
глубину. Какова основная мысль автора?

3. Какими средствами автор достигает эмоциональности? Можно ли в этом тексте найти особенности, позволяющие говорить об индивидуальной манере изъяснять свои мысли — об идиостиле? Подтвер­дите свою точку зрения.

4. Согласны ли вы с И.С. Тургеневым? Расскажите о своем отношении к А.С. Пушкину.

№ 354. Вашему другу нужно выступить с докладом на научной конференции, помогите ему подготовить устное сообщение. Расскажите о том, как заинтересовать слушателей с самого начала своего доклада, и о том, каким
образом лучше закончить свою речь.

№ 355. Выберите одну из следующих тем выступления:

1. Нужна ли классическая музыка современному молодому человеку?

2. Что важнее для человека, искусство или наука?

3. Интересна ли русская классика современному читателю?

4. Легко ли сегодня быть молодым?

Продумайте план. Подготовьте тезисы. Выступите перед сокурсниками. Оцените свое выступление.

№ 356. Вспомните два ваших выступления: одно — принесшее вам чувство морального удовлетворения и, может быть, гордости за самого
себя, а другое — разочарования, неудовлетворения и т.д. Проанализируйте обе ситуации.

№ 357. Прочитайте текст, представляющий собой запись выступления кинорежиссера С.М. Эйзенштейна ко Дню Победы — 9 Мая 1945 г. Выполните задания.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия