Студопедия — Многообразие религий и философско-религиозные системы мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Многообразие религий и философско-религиозные системы мысли






На протяжении значительного отрезка человеческой истории существовало огромное количество религиозных форм и верований. В науке имеются различные виды типологизации религиозных феноменов в зависимости от мировоззренческой концепции их составителей.

Материалисты исходят из веры в истинность и универсальность теории эволюции. В ней рассматривается развитие религии от низших форм (фетишизма, анимизма, тотемизма, магии и пр.) через политеизм к высшей - монотеизму. При этом наиболее распространена схема классификации, в основе которой лежат географический и этнографический принципы. В этой связи авторы различают: ранние (родоплеменные, первобытные) формы религии; национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, зороастризм и т.д.); мировые религии (буддизм, христианство, ислам); нетрадиционные религии и секты. Но применение теории эволюции к столь специфической стороне жизни, как религиозная, не объясняет деградации религиозного сознания в наиболее развитых современных обществах и появлению в них низших форм религии (например: оккультизма и магии).

Религиозные традиции тесно связаны с национальной культурой народов, а иногда и во многом определяют ее. Тогда о той или иной религии говорят как о традиционной или культурообразующей религиях для данного народа. Например, армяно - григорианское направление христианства у армян, синтоизм у японцев, Православие у русских. В продолжение долгого ряда поколений принятая народом религия формирует особенности общения и быта, семейных отношений и государственности. Даже в современных светских государствах, как, например, в Италии, Турции или Индии, традиционная религия во многом определяет социальные отношения, особенности духовной жизни общества.

Нетрадиционные религии, как следует из термина, определяются в отношении к традиционным религиям. Несмотря на культурно - генетическую связь каждого общества с той или иной религией, в нем всегда возникают альтернативы ей. Обычно это либо «варианты» традиционной религии большинства, либо новые для данного общества религии.

Следует подчеркнуть, что понятие «нетрадиционная религия» является относительным и определяется конкретно по отношению к тому или иному обществу, народу. Одна и та же религия может быть традиционной в одном обществе и нетрадиционной в другом. Кроме того, это понятие исторически «подвижное». Религия, бывшая нетрадиционной, может стать традиционной в обществе. И наоборот – общество может «терять» свою религиозную традицию, менять религию. Правда, такие перемены происходят на больших промежутках исторического времени и потому, как правило, не находят отражения в текущем национальном законодательстве, нормативно - правовых отношениях в данном обществе, рассматриваемом в конкретный исторический период. Среди нетрадиционных религий в данном обществе выделяются те, которые являются традиционными в другом, и иные, не имеющие традиционного ареала распространения.

Феномен новых религий ныне стал заметным явлением российской действительности, к чему большая часть нашего общества оказалась абсолютно не готова. Пока не выработано единое название для этого явления. Чаще всего эти группы называют «новыми культами», «нетрадиционными религиями», «деструктивными тоталитарными сектами», «новыми религиозными движениями».

Слово «секта» имеет две возможные этимологии. Либо оно происходит от латинского secare – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же sеqui – «следовать» (за лидером). Каждая из этих этимологий по - своему раскрывает смысл понятия сектантства (первая из них подходит больше к сектам историческим – баптистам, молоканам и др., вторая – к сектам новоявленным, тоталитарным).

Слово «секта» (сектантство) ныне общеупотребительно ко всем малочисленным и неустойчивым религиозным группам и новым религиям, то есть религиозным объединениям и культам, недавно образованным в сравнении с существующими веками и имеющими развитую культовую среду традиционными религиями.

Религиозное объединение или культ называют тоталитарным тогда, когда их лидеры используют жесткие способы контроля над сознанием и поведением своих последователей, стремятся к тотальному, то есть полному, всестороннему контролю. При этом не важно, навязывается этот контроль насильно или принимается адептами добровольно.

Психологи и психиатры, исследующие деятельность тоталитарных культов на Западе и в нашей стране, полагают, что многие из них используют в своей практике методы неконтролируемого человеком воздействия на его сознание и подсознание. Даже оставив секту, которая их психически изменила, люди часто не могут найти своего места в жизни. В результате многие социально деградируют или вновь оказываются в том или ином религиозном объединении подобного типа.

В случае ряда новых, нетрадиционных религиозных культов мы имеем дело с объединениями, которые принципиально отличаются от традиционных религий. Некоторые особенности их внутренней организации и деятельности, отношения к культуре, социальным институтам, традиционным религиям оцениваются как опасные, оказывающие на общество в целом деструктивное (разрушительное) воздействие. Таким образом, деструктивным религиозным объединением, культом называют религиозное объединение, направление или культ, чья деятельность оценивается большинством в данном обществе как опасная, разрушительная (деструктивная) для социальных институтов, учреждений, личности, в том числе традиционной религии (религий), государства, института семьи и частных лиц.

Кроме многообразных религий существуют философско-религиозные системы мысли.

Деизм (от лат. «deus» - Бог) - религиозно - философская доктрина, которая возникла в Англии в XVII в., но получила особое распространение среди мыслителей эпохи Просвещения (XVIII в.). Деизм признает существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение. Однако он отрицает дальнейшее вмешательство Бога в развитие природы (Промысл Божий, чудеса и т.д.). Бог трансцендентен (от лат. «transcendens» - выходящий за пределы чего - либо), то есть абсолютно непознаваем для человека. Между Ним и человеком невозможно никакое общение, так как человек абсолютно автономен, независим от Бога. Для полноценной жизни, телесной и духовной, нет необходимости в помощи Бога и общении с Ним, так как это нарушает свободу человека. Отвергая необходимость Бога для человека, деизм фактически открыл путь к богоборчеству, что сыграло значительную роль в развитии свободомыслия в XVII-XVIII вв. Для идеологии эпохи Просвещения была характерна так называемая естественная религия - сумма наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. В эпоху Великой Французской революции была предпринята попытка создать государственный культ на основе естественной религии.

Дуализм (от лат. «dualis» - двойственный) - религиозно - философское учение, признающее равноправными два начала - дух и материю, идеальное и материальное, как две полярные силы, действующее в космосе. Вселенная мыслится как система пар сбалансированных противоположностей.

Пантеизм - религиозно - философское учение, отождествляющее Бога с космосом (природой, человеком). Бог в пантеизме не мыслится как Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. «immanens» - внутренне присущий чему - либо) космосу. Человек является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающей себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Пантеизм, по существу, отрицает не только свободу воли человека, но и реальность мира. Он не дает оснований для личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем становится невозможной. Пантеизм особенно развит в индийских системах мысли. В философском плане к пантеизму ближе всего гилозоизм (учение о всеобщей одушевленности материи) и оккультизм.

Теизм (от греч. «theos» - Бог) - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной Личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога - от деизма. Для теизма характерно признание воли человека и возможности для него вступить в общение с Богом: Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. К теистическим религиям можно отнести иудаизм, христианство и ислам. Однако теизм - лишь философское учение, а не религия, которая является прежде всего особой духовной жизнью, сопряженной с личным подвигом человека и живым переживанием Бога.

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 933. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия