Студопедия — Гармония и иерархия семейных отношений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гармония и иерархия семейных отношений






 

Жизнь православной семьи основана на иерархии взаимоотношений, в этом залог её гармоничного развития.

Закон иерархичности – одно из ключевых положений христианства. Человеку, воспитанному на гуманистических ценностях, иерархические взаимоотношения представляются неравноправными: в них видится ограничение свободы и подавление личности. В православной культуре иерархия считается основополагающим структурным принципом мироздания, основной существования любой организационной системы, противоположность хаосу она и есть тот порядок, который выстраивает ценностные приоритеты личности и общества. Любая иерархия всегда гармонична, но в человеческих отношениях она может быть основана на разных принципах. Положенный в её основание страх порождает рабство, а договор наёмничество. Иерархический принцип в христианстве основан на любви: здесь граница между свободой личности и её подчинением определённому порядку идёт через свободный выбор самоограничения во имя любви к ближнему и исполнение данных Богом заповедей. Это и есть жертвенная любовь во имя сохранения того порядка, который установил Создатель. Нежелание самоограничения во имя соблюдения Богом данной иерархии, но стремление к реализации свободной воли вне заповеди Творца привело первых людей к грехопадению.

Наличие равных прав перед юридическим законом, предлагаемое либеральным обществом, не делает гармоничным человеческое общежитие, так как означает лишь внешнее, законодательное урегулирование пределом реализации естественных потребностей личности, установление между людьми договорных отношений. Договор предусматривает соответствие вознаграждения предоставленной услуги, но тот, кто его получает, редко бывает доволен его размером, потому что свой труд он всегда считает более значимым, чем плата за него. На этой почве вызревают многие семейные конфликты, так как фундамент супружеских отношений в таком случае базируется на требовании соблюдения договоренности, а не на жертвенной любви и бескорыстии.

Православная этика, утверждая принцип иерархичности, не отрицает равенство супругов: мужчина и женщина имеют одинаковую ценность перед Богом как две части единого целого. Среди всех созданных живых творений «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт., 2, 20), то есть так же обладающего бессмертной душой, творческим разумом и свободой, подобного своему Творцу. «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт., 2, 18). Только вместе мужской и женский пол достигает той гармонии и полноты, которые достойны божественного замысла о человеке. Иерархия их отношений не противоречит человеческой природе, так как заложена в её существо: «Создал Господь Бог из ребра, взятого у человека жену, и привёл её к человеку» (Быт., 2, 22). Апостол Пётр призвал мужей обращаться «благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет., 3, 7). Нарушение иерархии супружеских отношений приводит к искажению замысла Творца.

Равенство мужчины и женщины перед Богом не означает отсутствие различий в их телесной и душевной организации: силы ума, воли и чувств проявляются у них по-разному. Мужской ум более рассудочный и склонный к логике, воля у мужчин жёстче и ярче выражена, чувство редко проявляются публично, а впечатления сверяются с доводами разума, поэтому мужчины как правило, действуют в чрезвычайных обстоятельствах спокойно. Женский ум более интуитивный, воля у женщин мягче и неприметнее, проявление чувств эмоционально окрашено. Отличие в душевных силах связанны с различной ролью, которую призваны играть мужчины и женщины в семье. Муж принимает решение и несёт ответственность за всех её членов, даже за то, что случилось без его разрешения или вопреки его запрету, хранит и защищает честь и достоинство семьи, закладывает её традиции, обеспечивает материальное благополучие. Женщина создает внутрисемейную атмосферу, улавливая душевное состояние каждого члена семьи, помогает мужу, поддерживает его творческую активность, организует ход домашних дел и воспитание детей. Особенности душевных сил супругов в семейной жизни становится достоинствами, но вне семьи возможно их превращение в пороки или личностные недостатки. В нормально развивающихся семьях, где супруги, стремясь к реализации взаимной любви, правильно выполняют свою роль, мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной, а жена, будучи женственной, делает мужа главой семьи. В современной жизни часто происходит искажение человеческой природы, утрата женственности или мужественности: муж перестаёт быть главой семьи, женщина берет на себя не свойственные ей функции, что приводит к изменению нравственного и психологического облика самой женщины и кризису семейных отношений. Говоря о главенствующем положении мужа в семейной иерархии, Священное Писание напоминает жене о её роли помощницы мужа, а мужчине о том, каким он должен быть, чтобы жена почитала его за главу.

Духовным призванием семьи как образа Троицы на земле является рождение и воспитание детей. Православная Церковь всегда подчеркивала глубокую духовную связь между родителями и детьми, формирующуюся с момента зачатия ребенка. Эта связь настолько глубока, что не расторгается даже после смерти, поэтому грех, как болезнь души родителей, тяжёлым бременем ложится на детей, так как семья – единый духовный организм. Почитание тайны зачатия в православной культуре выразилось в строительстве Зачатьевских храмов и монастырей, а также в праздновании дня зачатия праведной Анной Девы Марии (9/22 декабря) и праведной Елисаветой Иоанна Крестителя (23 сентября/ 6 октября). Извращение жизненных ценностей привело к тому, что в условиях отсутствия истинной любви основанной на глубокой духовной привязанности, средство продолжения рода превращается в самоцель: секс делается смыслом жизни, удовольствием, что увеличивает статистику абортов и брошенных в родильных домах детей, приводит общество к духовной деградации. В психологии подобное явление характеризуется как девиантное материнство. Духовный кризис современной семьи в значительной мере связан с изменением жизненных приоритетов: противоестественно жить ради того, что является лишь средством жизни. Отсутствие идеала материнства и отцовства в молодежной среде приводит к непониманию его высокого предназначения, а поспешное заключение брака «по необходимости», как результат добрачной беременности, низводит его до состояния вины, досады и безысходного принуждения. Только ответственное родительство, основанное на духовной общности супругов, становиться основанием зрелой, полноценной личности, а рождение ребенка воспринимается не как бремя или наказание, а как награда и утешение: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него плод чрева» (Пс., 126, 3).

С рождением детей и иерархия семейных отношений усложняется: появляются старшие и младшие. Отец, как глава семьи, «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью» (1 Тим., 3, 2 – 4). Он должен быть примером для своих детей «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»(Тим., 4, 12). Отец призван определять духовно-смысловую направленность семейной жизни, быть мудрым наставником, обладать непререкаемым авторитетом. Мать как верная помощница отца, настраивает душевную сферу ребенка, развивает добрые качества его личности – чуткость, внимательность, отзывчивость, терпение и т.д. Почитание родителей и старших выражается не только в добром, внимательном и уважительном отношении к ним, но и главным образом в послушании им.

Место ребенка в семейной иерархии – после отца, матери, дедушки, бабушки и старших братьев и сестер. В ранней Церкви это отражалось в том, что даже к Таинству Причастия детей приступали только после клира и взрослых, а не наоборот. Гуманистическое направление в педагогике отрицая значимость в семейной иерархии, а следовательно, послушание, строит воспитание на принципах сотрудничества и равноправия учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого, что искажает представление ребенка о характере мироздания, норме человеческих отношений, об устройстве своего внутреннего мира и т.д. Иерархичность не предполагает открытности, в чем сторонники гуманистической педагогики усматривают её несовершенство. Отсутствие полноты откровения между родителями и детьми вызвано необходимостью сохранения целомудрия ребенка, тогда как полное обнажение всех сторон жизни приводит к растлению. При отношениях, основанных на взаимной любви и понимании, у детей не возникает интерес к порокам и несовершенствам взрослых.

Воспитание послушания при наличии взаимной любви и доверия не подавляет волю ребенка, а укрепляет её, так как требует от него волевых усилий по искоренению своих дурных наклонностей и формирует душевную иерархию. Непослушание, то есть следование за своими неупорядоченными желаниями, приводит к слабоволию, бесхарактерности и вседозволенности, искажая представление о подлинной личной свободе. Непослушание и неспособность человека видеть отдаленные результаты своих поступков (что есть лично для него добро и зло) разрушительно действуют на него самого, семью и общество в целом. Послушание является нормой духовной жизни и основой душевного мира.

Служению идеалам семьи как возможности исполнить завет Бога о любви к людям, добровольное самопожертвование во имя соблюдения христианских нравственных норм отношений между мужчиной и женщиной, приумножения супружеской любви в детях, родительский труд по их воспитанию возможны лишь в гармоничном устремлении супругов, осознании ими своего нерасторжимого единства и предназначения. Душевная атмосфера в семье, характер взаимоотношений супругов, решение повседневных вопросов воспитания детей в значительной мере зависят от женщины как хранительницы нравственных традиций и семейных устоев. В истории православной культуры много примеров супружеской верности и служения семейным ценностям, которые могут служить нравственным идеалом в воспитании.

 

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Почему христианскую этику называют этикой любви?

2. Христианская этика предлагает прощать и любить своих врагов. Возможно ли это?

3. В чем заключается любовь к Богу?

4. Как любовь к ближним связаны с любовью к Богу?

5. Почему в христианской этике милосердие является величайшей добродетелью?

6. Раскройте понятие христианской благотворительности в широком смысле.

7. Назовите основные христианские добродетели и определите пути их формирования.

8. Какие свойства православной семьи характеризуют ее как «малую Церковь»?

9. Как раскрывается христианство в семейной жизни? Приведите примеры из истории православной культуры.

10. Какое значение придает христианство родительскому благословению и почему?

11. Способствует ли иерархичность семейных отношений гармоничному раскрытию жизненного предназначения мужчины и женщины? Обоснуйте ответ.

12. Раскройте православный подход к семейному воспитанию.

13. Назовите основные цели христианского брака. Почему христианский брак должен быть моногамным и нерасторжимым?

14. Какие факторы угрожают институту семьи в современной социокультурной ситуации?

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 935. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия