Студопедия — Тестовые задания. 1. Порядок слов не нарушен в предложении
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тестовые задания. 1. Порядок слов не нарушен в предложении






 

1. Порядок слов не нарушен в предложении…

1) Иванов отказался сдавать зимнюю сессию со всеми студентами.

2) Также было обращено внимание на подготовку молодых специалистов.

3) Преподаватель просил впредь являться студентов вовремя.

4) Текучесть кадров порождает невнимательное

2. Укажите верные случаи согласования сказуемого с подлежащим.

1) Ряд мер уже принято.

2) Приехала бабушка с грудным внуком.

3) Большинство выступили против.

4) На совещание прибыл тридцать один делегат.

3. Грамматическая ошибка допущена в предложении…

1) вопреки прогнозу

2) вернулся из колледжа

3) благодаря совету

4) по приезду на место

4. Укажите верное начало словосочетания: …о том, что…

1) декларируется

2) решили

3) постановили

4) говорили

5. Нет ошибки в употреблении причастий в предложениях…

1) Он говорил о порядках, господствовавших здесь до революции.

2) Все, купившие три банки кофе в нашем магазине, четвертую получают бесплатно.

3) Кругом меня были улыбающие лица.

4) Дети, достигнувшие семилетнего возраста, должны учиться.

6. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.

1) На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен.

2) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

3) Поднялся свежий восточный ветер, и мы воротились домой, посмеиваясь друг над другом и ничуть не сожалея ни о потраченном времени, ни о своем предприятии, давно задуманном, но не доведенном до желаемого конца.

4) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое грамматическая норма? Назовите разновидности грамматических норм.

2. Как определяется род неизменяемых иноязычных по происхождению имён существительных?

3. Как определяется род аббревиатур?

4. Как склоняются русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук?

5. Назовите особенности склонения числительных.

6. Назовите варианты форм прилагательных (краткие и полные формы, степени сравнения).

7. Раскройте особенности употребления местоимений.

8. Какие синтаксические нормы следует соблюдать при согласовании сказуемого с подлежащим?

9. Где можно получить справку о грамматических нормах современного русского литературного языка?

РАЗДЕЛ III. УСТНАЯ РЕЧЬ.

Устная речь предполагает наличие реального собеседника. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Как правило, устной речи присуща словесная импровизация, поэтому она характеризуется такими качествами, как прерывистость, срывы конструкции, самоперебивы, лаконизм и избыточность. Наиболее яркое владение устной речью проявляется в ораторском искусстве.

Тема 1. Ораторское искусство.

 

1. Понятие об ораторском искусстве.

2. Роды и типы публичной речи.

3. Типы ораторов.

4. Подготовка публичной речи.

5. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

 

1. Понятие об ораторском искусстве.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство – это прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторская речьвид монологической речи, произносимой с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 

2. Роды и типы публичной речи.

В зависимости от сферы применения ораторское искусство подразделяется на различные роды и виды. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом их функции и ситуации выступления, его темы и цели. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия:

1. Социально-политическое красноречие (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь).

2. Академическое красноречие (вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение).

3. Судебное красноречие (прокурорская, общественно-обвинительная речь, адвокатская речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого).

4. Социально-бытовое красноречие (юбилейная речь, застольная речь-тост, поминальная речь – надгробное слово).

5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

Данная классификация хотя и верна, но не охватывает всех видов красноречия (например, дискуссионные и полемические речи и др.).

Среди типов речи выделяются следующие:

1. Аргументирующая речь, к которой относятся убеждающая и агитирующая речи. Коммуникативная цель говорящего при произнесении аргументирующей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также склонить его к какому-либо действию (агитирующая речь).

Аргументирующая речь связана с таким понятием, как аргумент. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (главного утверждения оратора). Выделяют следующие типы аргументов:

сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным;

рациональные и психологические аргументы. Рациональные аргументы воздействуют на разум слушателей.

К ним относятся факты, законы природы, аксиомы, обращение к авторитетам, т.е. все то, что может рассматриваться как безусловно истинное. Психологические аргументы (иррациональные) взывают к чувствам. Психологические аргументы могут апеллировать к личностным качествам оппонента или к чувствам аудитории;

контраргументы. Они чаще всего возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Выступающий должен предусмотреть возможные контраргументы и предупредить их появление специальными фразами. Например: «Здесь мне могли бы возразить, что …, но это не совсем так, потому что…».

2. Информирующая речь. Ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. Информирующие жанры – это всегда сплав объективного и субъективного эмоционального компонентов (доклад, репортаж, комментарии и др.)

3. Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид речи, – поздравление, тост, похвала – встречаются как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д.

 

3. Типы ораторов.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского orare – «говорить». Оратор – это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» классифицирует ораторов в соответствии с типом темперамента:

1. Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждению и строгой аргументированности. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2. Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3. Философский. Ораторы этого типа более или менее эмоциональны, склонны к анализу. Для них характерно стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4. Лирический, или художественно-образный. Представителям этого типа свойственна глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность. Чаще всего данную группу составляют меланхолики.

4. Подготовка публичной речи.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, от его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Основными этапами подготовки к конкретному выступлению являются:

I этап. Выбор темы и определение целевой установки. Название речи должно быть четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

II этап. Подбор материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью используются разнообразные источники: официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочники, периодика, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

III этап. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, необходимо его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

IV этап. Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

V этап. Работа над композицией. После написания плана необходимо продумать построение каждой части выступления. При этом оратор должен строить свою речь, руководствуясь следующими принципами:

1) краткости, но, следует добавить, и достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обыч­но оценивается аудиторией как «более деловое»;

2) последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему;

3) усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу;

4) результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации.

Наиболее распространенной структурой выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель, кратко излагается история вопроса.

Наиболее важной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается сущностный материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части материал следует расположить таким образом, чтобы он работал на идею речи.

Методами изложения материала в главной части являются следующие:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

2) дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах;

3) метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов обычно производится параллельно с тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному и углублённому его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином предмете, явлении с течением времени.

К типам изложения материала в основной части относятся:

1) повествование – тип литературного изложения, в котором речь идет о свершившихся событиях и ходе действия;

2) описание – тип изложения примет, особенностей, состава чего-нибудь в систематическом порядке; подробный рассказ о чем-нибудь; изображение чего-нибудь;

3) рассуждение – тип изложения, представляющий собой ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, которые располагаются в логически последовательной форме.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, суммировать наиболее важные положения.

Следует учитывать, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце выступления. Первые слова привлекают внимание, а последниеусиливают эффект, они должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

VI этап. Написание текста выступления. Написанный текст дисциплинирует выступающего, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок и делает речь более уверенной.

VII этап. Овладение материалом выступления. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз прочитать текст, заучить отдельные фрагменты, несколько раз произнести вслух, учитывая время, восстановить в памяти план и содержание.

 

5. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

Высшее проявление мастерства публичного выступления – контакт со слушателем, т.е. общность психического состояния оратора и аудитории. При этом, как бы ни была интересна тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1) вопросно-ответный ход. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

2) использование юмора, котороепозволяет быстро завоевать аудиторию;

3) переход от монолога к диалогу, позволяющий приобщить аудиторию к процессу обсуждения, активизировать ее интерес;

4) прием создания проблемной ситуации, когда слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос «Почему?», что стимулирует познавательную активность;

5) опора на личный опыт, авторитетное мнение, которые всегда интересны слушателям;

6) замедление темпа речи с одновременным понижением силы голоса, которое способно привлечь внимание к ответственным местам выступления;

7) авансирование, то есть нарочитое откладывание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже», «Об этом я расскажу потом…» и т.д.;

8) демонстрация предмета, когда оратор активизирует внимание слушателей, показывая что-либо: «Посмотрите на этот предмет…», «Взглянем на эту вещь…» и т.д.

Для того, чтобы оратор мог умело использовать перечисленные приемы, необходимо по возможности четко представить аудиторию, перед которой предстоит выступать: пол, возраст, национальность, уровень образованности, социальный статус, вероисповедание, интересы и т.д.

Следует отметить, что мастерство оратора проявляется также в оптимальном использовании жестикуляции и мимики. Самым лучшим жестом является тот, который не замечают слушатели, т.е. который органично сливается с содержанием речи. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, она способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1582. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия