Студопедия — Миф изначально антропоморфен
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миф изначально антропоморфен






И хотя философская проблематика начала зарождаться в ранних цивилизациях Древнего Востока, но они так и не смогла вырваться из плена религиозно-мифологического мировоззрения, тогда как зрелое рабовладение античной Греции закономерно вызвало к жизни именно рационально-теоретическую форму философской мысли, с которой принято вести отсчет развития философии в собственном смысле слова.

Пифагор первым предложил закрепившееся название этому специфическому виду знания. Так появилась философия античной Греции и Древнего Рима. Она началась с натурфилософии, фюзиса, философии природы Милетской школы.

Однако предфилософия Древнего Востока, тем не менее, остается богатейшей сокровищницей духовных исканий и прозрений человечества. Олдос Хаксли назвал ее Вечной философией, воспользовавшись термином Г. Лейбница, предложенным для обозначения такой метафизики, которая признает высшую, божественную реальность конечной субстанцией всего на свете, включая чувства и мысли. О. Хаксли (1894—1963) - популярный англоязычный просветитель и мистик-интеллектуал, антиутопический романист (''Прекрасный новый мир", " Остров"), публицист и пропагандист науки о человеке и сознании, автор книг " Врата восприятия", " Небеса и ад" и др.

За всем этим множеством преданий, мифов и духовных доктрин кроется нечто общее, что может быть выражено одной фразой: " Сущностной истиной всех мировых священных традиций является просветление". Подробнее эта идея углубляется в четырех центральных постулатах.

Мир и все его творения выражают стоящую за ними высшую реальность.

Эта фундаментальная предельная реальность, как бы она ни именовалась - Брахманом, Дао или Богом, - выходит за рамки всех определений, описаний и понятий.

Она доступна только медитативному мистическому созерцанию, спонтанному, либо инициированному с помощью соответствующей подготовки и тренировки.

Высшей целью человеческого существования служит просветление, в результате которого человек распознает свое единство с этой высшей реальностью и тем самым осознает свою истинную природу, что и выступает залогом спасения.

Таким образом, Вечная философия нацелена на непосредственное мистическое восприятие мира, поэтому она религиозна по своей сути. Это неувядающая философия мистических традиций.

Мистицизм (от греч. - таинственный) - доктрина, которая осмысливает теорию и практику переживания в экстазе акта не-посредственного сверхчувственного и сверхрассудочного единения с абсолютом, с высшей реальностью, с истиной. Мистика так или иначе обнаруживала сильное тяготение к пантеизму, к растворению Бога в природе и отождествлению его с нею. Мистические мотивы пронизывают индуизм, буддизм и даосизм. Они же характерны для многих школ западной философии и философии Ближнего Востока. Мистическое мировосприятие заметно у философов-милетцев, в диалектических фрагментах Гераклита, в пифагореизме и платонизме, включая неоплатоников, у гностиков, в мусуль-манском суфизме, иудейской Каббале, у европейцев Парацельса, М. Экхарда, Я. Беме, в теософии и антропософии, наконец, в современной биллетризированной мифологии Карлоса Кастанеды о Дон Хуане - маге из американского племени яки.

Творцов и толкователей Вечной философии именовали " святыми", " пророками", " мудрецами", " просветленными". Полагали даже, что они озвучивают ниспосланные свыше истины. Однако подлинным источником Вечной философии служит сверхчувственное и сверхразумное прозрение, интуитивное по своей природе постижение единства мироздания как основы и принципа всякого разнообразия. На протяжении многих веков мистики вели тонкую и своеобразную работу по созданию различных психотехник, пытаясь понять механизмы подсознательных, глубинных предощущений. Опыт медитации, т. е. предельно духовного сосредоточения, многодневных постов и многочасовых молитв, умерщвления плоти и т. д. - все это позволяло прикоснуться к скрытым тайнам мироздания.

Наука и философия в равной мере стремятся свести разнообразие фактов и представлений к торжеству общего закона, общего принципа. Не удивительно, что, угадывая присутствие Абсолютного, или Единого внутри и вне множества, Вечная философия настаивает на таком способе понимания разнообразия, которое сводит его к Единому и выводит из единого Первоначала, из Абсолютного тождества. " Око пророческого зрения открывает то, что скрыто от очей разума", - констатировал У. Джеймс в книге " Многообразие религиозного опыта". Мудрецы Востока учили: " Во всех вещах следуй за Первопричиной, ибо следствие уведет тебя в сторону".

Идея " соучастия вместо стороннего наблюдения" сформулирована физиками сравнительно недавно. По словам В. Гейзенберга, " то, с чем мы имеем дело при наблюдении, это не собственно сама природа, но природа, доступная нашему методу задавать вопросы". Известно, что в зависимости от условий эксперимента могут меняться свойства наблюдаемого объекта. Но это же давно знают мистики, которые постигают истину не путем внешнего наблюдения, но пристрастно участвуя в этом процессе всем своим существом, настраиваясь на избирательное улавливание всех резонансов мироздания до такой степени, что в океаническом и даже космическом сознании исчезают различия между индивидом и миром. Возникает своеобразная эмпатия, т. е. самоотождествление с объектом постижения. Современная физика тоже склонна воспринимать Вселенную в качестве переплетающейся сети физических и психических взаимоотношений, части которой могут быть определены только в терминах их связей с целым. Основными составляющими Вселенной являются динамические паттерны - преходящие сцепления нескончаемого тока преобразований и видоизменений.

Подобно восточной Пустоте как неисчерпаемому источнику творения, современная физика открыла, что физический вакуум, как он именуется в теории поля, содержит в себе возможность существования всевозможных элементарных частиц, как преходящих воплощений Пустоты. Единство мира получает дополнительное обоснование в трех ипостасях материи - вещество, поле и космический вакуум ячеистой и самовозбуждающейся структуры, рождающий как вещество, так и поле. Современная теоретическая физика осознала давно известную Вечной философии истину о том, что " законы" и теории во многом остаются продуктом человеческого сознания, следствием понятийного структурирования нашей картины мира, а не тождеством самой реальности.

Итак, можно смело утверждать избыточность содержания классических образов Вечной философии Востока в сравнении с выводами современной науки. Наряду с физикой синергетика позволяет по-новому осмыслить важнейшие принципы восточного мировосприятия.

Обращает внимание принципиальное родство синергетических образцов современного мышления с восточной традицией мировосприятия. Для него характерен целостный способ мышления и не дуальный принцип постижения противоположностей, исключающий их полярное противопоставление, чем преодолеваются недостатки аналитического, логического подхода, укорененного в западной цивилизации. Дело заключается, видимо, в избыточности содержания классических образцов мудрости Вечной философии по отношению к сумме конкретных познаний той эпохи.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 664. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия