Студопедия — Отличительные черты наукоцентризма Нового времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отличительные черты наукоцентризма Нового времени






1. В отличие от христианского Космоса, сотворенного и уп-равляемого личностным всемогущим Богом, Вселенная Нового времени предстала безличным феноменом, управляемым регулярными естественными законами, открытыми физикой и математикой.

2. Установка на превосходство духовного над материальным претерпела инверсию. Пренебрежение религии к земному существованию как злосчастному и преходящему испытанию в ожидании вечной жизни сменилось воодушевленным принятием земной жизни как той сцены, на которой развертывается захватывающее действо человеческой жизни. Человеческие устремления с возрастающей силой сосредоточивались на мирских свершениях.

3. Наука вытеснила религию с пьедестала интеллектуального авторитета, а вера и разум были разведены в разные стороны. В противоположность античному единству макро- и микрокосма, начиная с Декарта, субъективный разум и объективный мир противопоставлялись как две несовместимых реальности. Природный порядок понимался как бессознательный и механический, человеческий же разум наделялся превосходством над всей остальной природой. Идеалом человеческого отношения к миру стала способность с помощью разума подчинять природу.

4. Если греки признавали продуктивность множества способов познания, то теперь утвердился культ рациональных и эмпирических способностей, тогда как все прочие - эмоциональные, эстетические, волевые, творческие, мистические - трактовались как несущественные и искажающие истинное познание мира.

5. С падением геоцентричного космоса и возвышением ме-ханической парадигмы, пути астрономии и астрологии разошлись. Небесные тела потеряли свое божественное или символическое значение (освещая человеку путь или придавая смысл его жизни). Безжалостно искоренялись все наивные антропоморфные проекции в научных рассуждениях о мире, представляющем собой лишь грубую материю, а не какое-то зримое воплощение высшей духовной реальности.

6. Подобно тому, как Земля перестала быть центром творения, заняв свое место среди прочих планет, усилиями Дарвина уже в XIX в. перестал быть центром творения и человек, заняв свое место среди прочих животных. Человеческий разум оказался не божественным даром, а средством биосоциального приспособления, результатом жестокой борьбы за выживание. Источником всех " природных изменений теперь стали не Бог или трансцендентный Разум, но Природа, естественный отбор, наследственность и изменчивость. Наметился крах предсказуемой и упорядоченной гармонии картезианско-ньютонова мира. Деизм отступил, не выдержав натиска эволюционной теории. Если единственный источник эволюционного развития заключен в самой природе, а единственным разумным существом является человек, то будущее человечества находится в руках самих людей.

8. Неизмеримо возросла интеллектуальная, психологическая и духовная самостоятельность человека Нового времени. Забрезжил свет новой веры в то, что наука приблизит " золотой век", где воцарится мир и мудрость, наступит всеобщее благоденствие, и человек окончательно покорит природу.

9. Подобно тому, как христианское миропонимание не до конца отвергло эллинских предшественников, но вобрало в себя и приспособило немало существенных идей, так и теперь светское мировоззрение кое-что все-таки сохранило: например, христианские этические ценности, отшлифованную схоластами логику разумения, стремление владычествовать над природой. Желание распространить по всему земному шару западную культуру в качестве самой лучшей и прогрессивной тоже явилось как бы светским продолжением христианизации мира римской католической церковью, не сомневавшейся в том, что она несет благо всему человечеству. Наиболее типичным иудео-христианским компонентом в мировоззрении Нового времени стала вера в линейное историческое движение человека к высшим свершениям, из темного прошлого к сияющим вершинам мудрости, процветания и счастья. Религиозная вера в конечное спасение человечества обернулась верой в эво-люцию и революцию, приближающих " золотой век" благодаря прогрессу науки и техники.

Потеряв религиозную веру, Запад обрел новую: веру в науку и человека. Да и в самом христианстве под влиянием Реформации росло понимание того, что активная трудовая деятельность людей угодна Богу и поможет приблизить Царство Христовой славы уже на земле, избежав конца света и дня Божьего гнева, ибо в самой истории человечества имманентно присутствует Божья благодать. Это новое толкование христианской эсхатологии ведет свое начало от пионера возрожденческого гуманизма Эразма Роттердамского.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия