Студопедия — Вопрос 2. Современная наука и современная картина мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 2. Современная наука и современная картина мира






Вопрос 1.

Основные особенности:

- преднауки,

- античной науки

- средневековой науки

- классической науки (неклассической и постнеклассической).

Вопрос 2.

Становление философии науки в качестве особой области исследований приходится на вторую половину Х! Х в., поскольку в этот период наука из познавательной деятельности отдельной малочисленной группы людей становится мощным социальным институтом. Постепенно появляется разветвленная сеть научно-исследовательских организаций, в работе которой заняты значительные человеческие ресурсы, и которая способствует практическому применению науки. Т.о. наука становится важнейшим фактором технического и социального прогресса и производительной силой общества. Предметом же философии становится изменившийся социальный статус науки и оценка перспектив научно-технического прогресса. Одновременно внутри самой науки возникают проблемы, требующие философского осмысления. Например: соотношение научной теории и эмпирических данных; роль математического аппарата в научном исследовании; влияние мировоззрения, социальных и историко-культурных факторов на организацию и содержание научного познания; критерии выбора научной теории в ситуации жесткой конкуренции научных концепций. Актуальная задача состояла в выработке нового взгляда на научную рациональность.

В период формирования экспериментально-математического естествознания философское осмысление научной деятельности концентрировалось вокруг проблемы метода научного познания. Метод как способ достижения истины описывался в работах Р.Декарта (рационалистический метод объективного познания), П.Гассенди (сенсуалист, идея есть результат умственной переработке данных чувств); Фр.Бэкон (эмпирический метод исследования законов природы и классификация наук).

В конце Х! Х в. Окончательно утверждается определяющая роль опытного знания в науке, формируется концепция позитивизма. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798-1857) – знание позитивно лишь в том случае, если строится по образцам конкретных наук, прежде всего математики и физики. Позитивизм ориентирован не на философское познание, а на произвольные научные образцы.

В шеститомнике «Курс позитивной философии» О.Конт сформулировал «закон трех стадий» развития мышления в обществе. Каждая ветвь познания проходит последовательно три стадии: теологическую (фиктивную); метафизическую (абстрактную: сверхчувственные основания и принципы бытия); научную (позитивную). В соответствии с этими стадиями на смену общественным лицам (философам и священником) приходят ученые и промышленники. Научные законы он трактует как регулятивные последовательности явлений, которые даны субъекту в опыте. След. мы способны установить как происходят процессы, а не почему. Отсюда, научное знание то, что подтверждается эмпирически.

Джон Милль (Х! Х) - опираясь на рационализм, обосновывает законы общественного развития. Гл.мысль – основанием демократии является определенная разновидность рационализма, след. прежде, чем стать политиком, следует стать логиком. По этим же принципам выстраивается и этика. В основе лежит метод индукции (наведение – общее получается на основе частных посылок), который предполагает единообразие индивидов и событий. Индукция имеет дело с причинно-следственными связями, след. важно выделить причину. Везде, исходя из закона причины, необходимо объяснять желания мотивами, а мотивы потребностями. Моральные же науки искусственны, т.к. что должно быть установить научно нельзя.

Исследование науки как самостоятельной отрасли знания связано с деятельностью так называемых махистов (Рихард Авенариус и Эрнст Мах – эмпириокритицизм: научные заблуждения начинаются, когда искусственно разрывают единство среды и человека), акцент делается на исследование фундаментальных физ.понятий: пространство, масса, сила и т.д.

Марбургская школа неокантиантва (вторая волна позитивизма) – Коген, Наторп, Кассирер (акцент на логико-математические проблемы); Баденская – Виндельбандт, Риккерт (гуманитарная сфера). Гл. Проблема – соотношение теории и факта, математизация физики, отсюда предмет научного знания. Основа гуманитарных наук – этика. Опираясь на понятие функционального ряда переменных величин, у которых нет конечного пункта, считали что законы политики - «движение – все, а цель – ничто» (социал-демокр.), этика обрамляется в юридические формы, в результате складывается общество товарищеской солидарности.

Неопозитивизм сосредоточился на анализе языка науки. Постпозитивизм – проблема развития науки и социокультурный детерменизм (определяю – взаимосвязь и взаимообусловленность явлений объективного мира) процесса научного познания.

Установка Сциентизм – антисциентизм складывается в нач.ХХ века.

Сциентизм: наука есть наивысшая ценность культуры, но наука – естествознание Все остальные подвергаются дискриминации. Поиск твердых критериев науки призван отличить науку от ненаучных знаний (псевдонауке). Общественный прогресс напрямую связан с успехами развития научного знания, с реализацией его на практике во всех сферах (управление государством, организацией; стандарты образования; производственная сфера). К этому направлению можно отнести философию науки, марксизм, психоанализ.

Антисциентизм: негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом и распространением естественнонаучного мировоззрения (абсурдность жизни; человек – винтик в огромном механизме; глобальные экологические проблемы, рост этического нигилизма). Отсюда, обращение к ненаучным формам познания: искусство, религия, мифология и здравый смысл. В философии: экзистенциализм, герменевтика, философия жизни, антропология.

Критерии научного знания: набор свойств, который качественно демаркирует (отличает) научное знание от других видов знания. Например: четкая предметность; дискурсность (языковая выраженность); однозначность значения и смысла; воспроизводимость; общезначимость; эмпирическая и/или теоретическая проверяемость (верификация); обоснованность (теоретическая, эмпирическая, логическая); полезность и адаптивность; фальсифицируемость (лат. ложный делаю; для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой, т.е. сравнить знание с данными наблюдения и эксперимента и при обнаружении несоответствия считать его ложным – К.Поппер). Для разных типов наук и на разных стадиях исследования эти свойства могут существенно отличаться по своему весу и степени реализации, но все они необходимые признаки, совокупность которых отличает научное от ненаучного.

Любая научная теория имеет свой контекст или метатеоретический уровень.Именно он в конечном итоге определяет выбор фундаментальных понятий или принципов теории. Эта проблема рассматривается в рамках постпозитивизма, который устанавливает зависимость теории от научно-исследовательской программы, стиля мышления, стандартов рациональности, социокультурных факторов и т.д. Признаются теоретический и эмпирический уровни научного исследования, взаимодействие которых представляет сложный механизм.

ФУНКЦИИ НАУКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВ. Основоположник науковедения Дж.Бернал в середине ХХ века писал: «Наука может рассматриваться как институт, как метод, как накопление традиций, знаний, как важный фактор поддержания и развития производства, как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношения к миру и человеку» (Наука и история общества). В соответствии с этим в настоящее время в философских дисциплинах закрепилось представление о науке в пяти аспектах: 1. наука как специфическая деятельность; 2. наука как система знаний; 3. наука как социальный институт; 4. наука как производительная сила; 5. наука как форма общественного сознания.

Наука как система знаний – совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает в себя уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Эмпирический представляет собой данные наблюдений, научные факты и их корреляция, обобщение, законы. Теоретический уровень - знания представляют собой понятия, категории, законы, принципы, гипотезы, теории. Метатеоретический – научная картина мира (исследуемая реальность), идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки.

Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности и, кроме того, это - само познание. Организована по дисциплинарному принципу (математика, лингвистика и т.д.), в рамках которого содержание и последовательность познавательных действий согласуется с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Принято выделять три группы наук: 1. естественные – науки о природе; 2. гуманитарные – науки об обществе и человеке; 3. технические – науки об искусственных объектах. Выделяется два основных типа научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования - ориентированны на приращение предметного знания, фиксируемого в форме общих представлений и законов. Критерии отнесения разработок к фундаментальным следующие: пересмотр основных положений данной дисциплины; пересмотр методологических установок; исследование в пограничных областях; отсутствие ориентации на практическое использование результатов; оптимальное по определенным параметрам прикладное решение проблемы (научно-технической, социальной). Прикладные – исследования, ориентированные на приращение знаний, используемых непосредственно для решения практических задач.

Наука как социальный институт – система научных учреждений, зародившаяся в культуре Нового времени. В социальной структуре сложился элемент, характеризуемый профессиональными критериями, а именно: занятиями исследовательской работы – научное сообщество. Включает в себя 3 главных сектора: академический, вузовский и отраслевой. Академический – система научно-исследовательских институтов (НИИ), объединенных в национальные или отраслевые (медицинская, аграрная) академии наук. Их деятельность регулируется президиумами академии или бюро профильных отделений. НИИ структурируются отделами, секторами, лабораториями, работающих в рамках научного направления института. Вузовская наука представлена НИИ в крупных вузах, чаще отдельными структурными единицами – лабораториями, деятельность которых контролируется ректоратом. Отраслевая наука представлена преимущественно НИИ. Кроме того, современными формами организации научной деятельности являются фонды, профильные научные центры и т.д. Считается, что наукой способны заниматься примерно 8% населения Земли, реальная цифра – 0, 3%. Но степень воздействия науки на общество на сегодняшний день трудно переоценить.

Наука как производительная сила – важнейшая составляющая при разработке технологий, предметов труда и предметно-практической деятельности. Технологии на основе науки в настоящее время обеспечивают 90% общественного продукта, а оценить производительность труда, основанную на инновационных технологиях, по сравнению с традиционными и даже технически устаревшими невозможно. Поэтому социальный заказ на науку, технику и технологию – это выражение необходимости культурной самоиндентификации, сохранения качества окружающей среды, генофонда, обеспечение безопасности и устойчивости социально-экономического и духовного развития. При этом социальный заказ необходимо отделять от фактора социальной психологии. Социальный заказ должен быть ориентирован на сохранение социума, воспроизводство его оптимальной структуры, сохранение и развитие как форма общественного сознания – отражение реальности в рационально материальной и духовной культуры национального сообщества.

Наука упорядоченных и систематизированных формах знания. Ведущее значение здесь имеют фундаментальные науки, которые решают мировоззренческие задачи. Свойственный науке системный и рефлексивно-обоснованный стиль мышления также воздействует на общественное сознание. Развитие науки в современном обществе сталкивается с проблемами аксиологического и праксиологического плана. Прежде всего это проблемы этики в научной деятельности и свободы научного творчества. К числу исторически сложившихся этических норм научной деятельности относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности; приращение нового знания; запрет на плагиат; бескорыстность (вознаграждение – лишь условие работы, а не цель); скептицизм как умение отказаться от ошибочных результатов и методов; равноправие членов научного сообщества; ответственность перед обществом за развитие и применение науки. В проблеме свободы существует классическая оппозиция «свобода от чего – свобода к чему». В настоящее время все большую актуальность приобретает «свобода от», связанная с издержками НТП и ориентацией гуманитарных аспектов при осмыслении перспектив развития науки. Можно говорить о существовании четырех основных типов научной рациональности. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость. Естественнонаучная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (за счет потенциально-бесконечной воспроизводимости результатов наблюдения), частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость (подтверждаемость и фальсифицируемость). Инженерно-технологическая рациональность: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рациональности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, только частично зависит от содержания «объектной» сферы. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия математики, история техники и т.д. и т.п.

Дадим характеристику преднауки, паранауке, неонауке и антинауке.

Особенностями, например, восточной преднауки явились: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета – математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов – астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства – механика и т.д.); эмпирический (практический) характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества. С учетом этого наше итоговое суждение таково: этот тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древнем Востоке, соотвествует донаучной стадии развития интеллекта т.е. восточной преднауке и научным еще не является.

Паранаука – идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (паропсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе.

Неонаука функционирует как знание-инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам. Таким образом, в неонауке (неоклассике) очевиден сдвиг с субстациолизма(субстанция – предельное основание чего-либо без чего вещь или предмет уже не существует) на креативизм (творчество), который заключается «во встройке» в знание новых преобладающих тенденций.

Антинаука идеи и концепции, выступающие от имени науки, мимикрирующиеся (маскирующиеся) под нее путем имитации некоторых ее внешних черт (рациональность, аппеляция к опыту, практике и социально-важным целям), однако не выдерживающие серьезной критики со стороны соответствующего профессионального научного сообщества на соответствие ее заявок общепринятым стандартам научного знания. Антинаука (лженаука) выступает в двух основных вариантах: 1) когда от имени науки пытаются выступать различные вненаучные формы знания (религия, искусство, здравый смысл и т.д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспериментальной апробации теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, имеющие по-существу ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый характер. Яркими примерами антинауки (лженауки) в истории познания являлись рассиские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксиско-ленинская идеология и т.п.

К всеобщим характеристикам понятия «наука», наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней четырех ее основных аспектов: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид познавательной деятельности; 3) наука как особый социальный институт; 4) наука как основа инновационной системы современного общества. Все эти аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Cтруктура и уровни научного знания –

Эмпирический и теоретический. Различие между ними по четырем основаниям: предметно-содержательному, операциональному (различие методов); характеру деятельности ученого и по логико-гносиологическим формам.

По предметно-содержательному или онтологическому основанию: степень проникновения в объект, в его уровневую (феноменологическую – литературоведение, психология, психиатрия) и структурную организацию.

Операционный: эмпирический – наблюдение, индукция, описание, анализ, сравнение, измерение, классификация, эксперимент, моделирование; Теоретический – дедукция, синтез, мысленный эксперимент, идеализация, формализация.

Характер деятельности ученого: теорет. – создание, развитие, совершенствование познавательных средств; эмпир. – применение средств в целях познания действительности.

Формы: эмпирический факт и теория. Факт может быть достоверным или недостоверным, существенным или несущественным. Назначение факта – служить основанием теории. Теория (греч. зрелище, инсценировка – умозрение, наблюдение): совокупность взаимосвязанных определений действительности, система понятий, принципов и законов, отражающих структурную сущность предмета исследования. Типы теорий: предметно-содержательный (близки к фактам эмпирического уровня, поэтому иногда считаются индуктивными, напр. теория естественного отбора органических форм и т.п.), выполняют все функции теорт.знания, их структура соответствует структурному определению теории; дедуктивные – строятся, исходя из аксиом, не доказываемых в данной теории, либо гипотез, либо математического моделирования; метатеории – объектом исследования становится сама теория или целая дисциплина.

Детерминизм и индетерменизм учение о всеобщей обусловленности природных, социальных и психических явлений или учение о зависимости вещей, событий, процессов, состояний от тех факторов, которыми они в своем существовании и изменении, которые ответственны за характеризующие их признаки. Нередко это понятие трактуется с понятием «причинность». Выделяют фаталистический и диалектический детерминизм В фаталистическом абсолютизируется необходимость и недооценивается или игнорируется случайность. Например, П.Гольбах в «Системе природы»: все детерминировано (причинно обусловлено) так, что даже в вихре пыли, поднятом бурным ветром, нет ни одной молекулы, которая была бы расположена случайно, каждый поворот молекул строго необходим. Точно также деятельная природа указывает человеку каждую точку линии, которую он должен описать на земле. След. в революциях нет ни одного действия, слова, мысли, которые не происходили так, как должны были бы происходить. Фатал. можно охарактеризовать тезисом - чему быть, того не миновать.

Диалектический, философский, казуальный детерминизм – причинная обусловленность всех явлений, когда в явлении одно событие является причиной, потому что при определенных условиях необходимо порождает другое, называемое следствием. Причина – это взаимодействие элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах и порождающее новое явление. Причина – есть взаимодействие, следствие – результат взаимодействия. Признаки причинного отношения между двумя явлениями: 1. порождение или производство; 2. однонаправленность или временная ассиметрия (формирование причины предшествует возникновению следствия); 3. необходимость, однозначность. 4. пространственная и временная непрерывность. Закон причинности: равные причины всегда порождают равные следствия. Всеобщность причинности отражается максимой: ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто. Принцип причинности: всякое изменение в состоянии какого бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом. Сегодня существует понятие «полная причина» - состоящая из специфицирующей (определяет специфичность следствия) + кондициональная (условие) – превращение возможность в действительность + реализаторская (пусковая) – определяет момент возникновения следствия.

Индетерминизм – учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Сегодня приобрела форму филосфско-научной концепции: фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, случай – фундаментальная сущность природы, позволяющая объяснить ее самотворящий и эволюионный характер (мутации при изменении генов в биологических системах; движение элементарных частиц в квантовой механики ит.д.). Может быть теологическим и натуралистическим. Трактует волю человека как автономную силу, след. принципы причинности не применимы к поведению человека. Баденская школа неокантианства ограничила принцип детерминизма только областью науки о природе и отрицала его применение в науке о духе (В.Виндельбандт, Г.Риккерт). Нелинейные системы – два или более решений уравнений при одних и тех же аргументах. Неопозитивизм и прагматизм ограничивают детерминизм только логической сферой.

В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях. Во-первых, это его субстанциональное единство, т.е. в какой мере он имеет единую основу. Во-вторых, единство законов, которые действуют в этом мире. В-третьих, единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.

Классическая наука вплоть до ХХ в. исходила из того, что субстанциональное единство мира определяется тем, что все вещи состоят из известных науке атомов. В ХХ в., благодаря развитию квантовой механике, выяснилось, что атомы состоят из элементарных частиц, хотя этих частиц оказалось большое количество (их теперь насчитывают более пятисот) и число их постоянно растет, все же устойчивых частиц немного. Именно эти частицы образуют субстанциональное единство реальности в доступной нам части Вселенной. Они подразделяются на частицы и античастицы. При взаимодействии частицы аннигилируют, т.е. исчезают, превращаясь в излучение.

Обобщая свойства элементарных частиц, можно выделить их общую двоякую основу. Во первых, все физические объекты обладают массой и энергией, так что энергия физического объекта равна mc2. В то же время все элементарные частицы делятся на две гурппы: частицы вещества, которые обладают массой покоя, и частицы поля, обладающие только массой движения. На каждом уровне организации реальности существует своя специфическая субстанция, имеющая определенную дискретную, т.е. атомистическую структуру. На химическом уровне – это молекулы, на биологическом – это особи, на социальном – люди.

Поскольку субстанция не только непрерывна, но и дискретна, то между ее элементами существуют определенные связи и отношения. Общие и устойчивые отношения, существующие как неободимые, проявляются в законах. В каждой специфической области реальности существуют как специфические для нее, так и универсальные законы. Кроме того, философия формулирует и такие законы, которые равным образом действуют на всех уровнях организации объективной реальности. Необходимость использовать знания о таких законах, тенденция к интерграции научного знания заставляет самих ученых разрабатывать концепции, имеющие общенаучный характер. К таким общенаучным теориям относятся такие, как общая теория систем, которая формулирует закономерности, действующие в любых системах.

Кроме того, существуют и такие законы, которые действуют лишь в некоторых качественно различающихся областях реальности, например закон сохранения энергии. Знание таких достаточно общих законов позволяет глубже понять единство окружающего нас мира. Правда, в тех космологических моделях, которые пользуются в настоящее время всеобщим пизнанием, предполагается, что область действия известных нам законов пироды ограничена и конечна. Например, расчеты некоторых космологов показывают, что они действуют лишь в области 1 см2 х 1084. С точки зрения традиционной релятивистской (например, считают невозможным объективное познание мира) космологии, говорить о существовании чего-либо вне этой области просто бессмысленно. Известные нам физические законы действуют только в этой конечной области, но так пространственно-временной континуум замкнут, то вне этой области просто ничего не существует. Поэтому, по их мнению, мир является конечным, но он не ограничен жестко заданными пределами. Стремление мыслить что-либо, находящееся вне этого мира, - это просто попытка наглядно представить то, что не представимо.

Однако есть ученые, которые полагают, что ограниченность мира, отображаемого космологическими моделями, относительна, и поэтому могут существовать и другие законы, выводящие нас за границы этого мира. Такая картина мира строится на основе комбинации ансамбля миров. Мысль о том, что единство можно понимать как результат развития, впервые была выдвинута и развита Гегелем. Последовательное развитие космологических моделей также приводит к мысли о том, что единство мира может быть принято как результат некоторого процесса, т.е. развития, или генетически.

Единство, с точки зрения развития, имеет принципиальное значение, поскольку оно способно объяснить как субстанциональное единство мира, так и единство его с точки зрения в нем законов. К тому же, рассматривая мир как развивающийся, мы способны понять внутренюю взаимосвязь многообразия форм реальности, их бытия. Современная наука для объяснения взаимосвязи различных форм реальности все чаще использует принцип развития, и, благодаря космологии, этот принцип получил универсальное значение для выявления единства окружающего нас мира.

В наши дни предпринимаются активные попытки создания единой теории эволюции, включающей процессы развития, протекающие в материальном миреисознании. Эта теория строится на основе синтеза принципиально новых общенаучных концепций, таких как кибернетика (в ней компьютерные, мультимедийные технологии), синергетика, системология. Согласно этой теории направленно изменяются не только теили иные формы бытия, но и законы их развития. Такое понимание фундаментальных законов конкретизирует философское учение о единстве мира как вечно изменяющейся внутри себя целостности. Развитие этой целостности представляет собой естественно-закономерный процесс. Однако становление целостности, выражающей существующее единство мира, в различных космологических моделях имеет различное значение и толкование.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1279. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия