Студопедия — Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья






Спортивная гимнастика развивается в соответ­ствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития ми­рового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следую­щие:

повышение мотивации и престижности высших спортивных достиже­ний;

• рост спортивно-технических результатов;

• обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.

В настоящее время спортивная гимнастика вышла на новый виток рос­та сложности упражнений, совершенствования композиции и особенно исполнительного мастерства. Упражнения сильнейших гимнастов приобрели оттенок особой виртуозности, гимнастика стала более привлекательной и интересной для зрителей.

Повышение требований к исполнительскому мастерству заставило мно­гих тренеров обратить особое внимание на качественную базовую и специ­ализированную подготовку гимнастов во всех видах гимнастического много­борья. Цель ее состоит в технически совершенном владении минимальным количеством элементов, связок и учебных комбинаций, техническая основа которых наиболее адекватна сложнейшим движениям основных структурных групп на том или ином снаряде.

Гимнастика неизбежно должна продвигаться в направлении усложнения элементов и соединений, но решать эту задачу за счет требований к сило­вой, скоростно-силовой подготовке будет все труднее. Поэтому нужно изыс­кивать способы помощи гимнасту за счет совершенствования гимнастичес­ких снарядов и методов обучения.

Вольные упражнения занимают особое место в спортивной гимнасти­ке. Без преувеличения можно сказать, что именно с них начинается позна­ние канонов гимнастических упражнений.

Наиболее важными характеристиками упражнений являются их труд­ность и композиция. Это как бы два рычага, которые управляют развитием произвольной программы. Акробатические прыжки составляют основу воль­ных упражнений и по существу определяют их спортивную трудность и на­правленность.

Короткие соединения из двух-трех акробатических элементов составляют ' арсенал «малой» акробатики. Элементы «большой» акробатики носят более атлетический характер. Например, такие как рондат—фляк—темповое сальто назад—двойное сальто назад прогнувшись.

Однако лишь во второй половине 60-х годов мировая гимнастика «пе­решла» рубеж двойных сальто. Затем понадобилось еще десяток лет, чтобы посягнуть на двойные сальто с пируэтами, а в начале 80-х появились первые исполнители двойных сальто прогнувшись. В 1988 г. впервые на Олимпийс­ких играх в Сеуле казахский гимнаст Валерий Люкин выполнил тройное сальто назад в группировке. Тройное сальто — это рубеж, который женщи­ны пока преодолеть не могут.

Такие акробатические прыжки как двойное сальто, еще недавно считав­шиеся привилегией мужчин, широко освоены и женщинами, а во владении тройными пируэтами женщины сильнее мужчин.

Сложность комбинаций сама по себе не определяет ее совершенства, необходим еще композиционный рисунок.

В данном случае акробатика, хореография, подбор музыкального сопро­вождения относятся к композиции, а качество исполнения акробатических элементов и соединений, выразительность движений, артистизм — к испол­нительскому мастерству.

Следует сказать, что этап насыщения упражнений сложной акробати­кой в ущерб композиции и качеству исполнения закончился. В вольных уп­ражнениях поощрительные баллы гимнасты могут получить лишь за те уп­ражнения, в которых есть элементы и соединения групп трудности (элементы групп А, В, С, D, Е, супер Е). Таким образом, поощрительные баллы слу­жат как исключительное средство для отличия сложного упражнения от очень сложного при условии, если эти элементы и соединения выполняются тех­нически правильно.

Виртуозность — это фактор, характеризующий современный техничес­кий уровень выполнения комбинаций в целом, подтверждающийся высокой оценкой, сопровождающийся артистизмом, индивидуальной манерой и сти­лем исполнения.

Упражнения на коне. В связи со спецификой этого вида многоборья установилась довольно прочная традиция, в соответствии с которой сохра­няются темпы роста трудности упражнений. Упражнения на коне характе­ризуются различными видами кругов, одноножных махов в разных видах опоры на всех частях коня. При выполнении кругообразных движений долж­ны преобладать круги сомкнутыми ногами. Разрешается выполнять элемен­ты через стойку на руках. Элементы различных структурных групп должны выполняться махом и без остановок. Силовые элементы на коне не разре­шаются. Успехи на этом снаряде всегда предопределялись хорошей «школой», полученной гимнастами в юном возрасте, а главное условие стабильной ра­боты на нем — рациональная осанка.

Одна из важнейших тенденций в развитии упражнений на коне заклю­чалась в постепенном переходе к технике круговых движений прямым телом, которая позволила одинаково успешно и надежно работать на нем. В начале 80-х годов произошел решительный поворот в обновлении содержания про­извольных программ. Круги с широко разведенными ногами (круги Томаса), различные скрещения через стойку на руках (Ли-Нинг) произвели перево­рот в композиционном решении упражнений на коне.

Следует сказать, что виртуозное владение модельным кругом Томаса зна­чительно упростило освоение наиболее сложных по структуре круговых дви­жений, особенно кругов с поворотами вокруг продольной оси (винт).

Круги с широко разведенными ногами вытеснили из произвольных про­грамм устаревшие простые переходы и круги, такие как чешские, немецкие и русские и даже довольно новые проходы кругами поперек.

Значительное место в современных упражнениях отводится работе на одной ручке. Практически все элементы и соединения, которые выполняют­ся с опорой на две ручки, могут быть выполнены с опорой на одной ручке. Анализируя тенденцию развития упражнений на коне, можно ожидать, что в ближайшие годы возродятся на новом качественном уровне различные соскоки типа сальто с кругов поперек, а также соскоки прогнувшись через стойку на руках.

Дальнейшее повышение трудности упражнений будет зависеть от сте­пени концентрации сложных элементов в плотные связки и соединения, без разбавления их простыми, промежуточными, то есть элементами без стои­мости.

Упражнения на бревне — наиболее характерный специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет сохранение устойчивости тела с помощью точности движений и тонкости чувства рав­новесия. В этом одна из главных особенностей данного снаряда.

Из чисто «балансового» снаряда бревно со временем стало снарядом, на котором, как в вольных упражнениях, на первое место выходит прыжковая акробатика. На рубеже 70-х годов в произвольные комбинации начали все решительнее включать быстрые перевороты вперед и особенно назад, что было принципиально важно, так как открыло пути для исполнения на брев­не настоящих прыжковых соединений.

Увеличение динамичности всего упражнения, вероятно, будет происхо­дить за счет ликвидации пауз перед выполнением акробатических соедине­ний, а также за счет передвижений по бревну в различных направлениях с использованием всей длины снаряда.

Сальто Корбут, показанное белорусской гимнасткой в середине 70-х годов, стало дерзким нарушением всех старых традиций и остановить нова­торский процесс было уже невозможно. Упражнения на бревне стали стре­мительно насыщаться оригинальными прыжками, вплоть до хрестоматийных связок типа рондат—фляк—сальто.

Акробатическое развитие на гимнастическом бревне продолжается и сегодня. Основная стратегия — усвоение мощной прыжковой техники с на­ращиванием скорости продвижения по опоре, введение новых элементов и соединений (творческая задача, которая ставится перед тренером и гимнаст­кой).

Кольца — сложная подвижная конструкция. Она требует от гимнаста большой точности движений, а обилие элементов и соединений силового характера — более высокого уровня силовой выносливости. Это единствен­ный вид многоборья, где демонстрация силы лежит в основе упражнений.

Упражнения на кольцах за последние полвека совершили в своем раз­витии как бы подъем по спирали. Будучи вначале преимущественно снаря­дом для выполнения силовых упражнений, они приобрели славу яркого ма­хового вида, после чего, не теряя махового репертуара, стали вновь вбирать в себя силовые компоненты.

Ключевую роль в совершенствовании махов на кольцах сыграли энер­гонасыщающие движения типа высоких выкрутов вперед и назад. Современ­ный высокий выкрут — это фактически оборотовое движение, которое вы­полняется прямыми руками без фиксации конечного положения. Новый стиль Михаила Воронина — это динамическая маховая работа с подъемами исклю­чительно через прямые руки и с филигранной фиксацией конечных поло­жений.

Новая маховая техника открывает перед гимнастами возможности осво­ения современных высоких различных двойных сальто с поворотами на 360° и более. В частности, на смену примитивным пируэтам приходят эффектные движения с полноценными безопорными поворотами. Программы ведущих современных мастеров насыщены сложнейшими силовыми элементами, ко­торые отличаются разнообразием структурных групп, оригинальностью и новизной различных соединений и, особенно, сложностью соскоков. Кроме того, такие соскоки как двойное сальто назад прогнувшись или тройное сальто стали выполнять в сложных соединениях.

Безупречная манера исполнения в собственном стиле, максимальная амплитуда движений, надежная стабильность, а также точное положение тела и красивая осанка — вот почерк ведущих гимнастов мира.

Опорный прыжок является равноправным видом гимнастического мно­гоборья, который выполняется через коня с кратковременной опорой рука­ми. В 50—60-е годы наиболее распространенными были прыжки типа прос­тых разножек, переворотов вперед прогнувшись, переворотов боком, а так­же переворотов сгибаясь—разгибаясь.

Дальнейшее совершенствование спортивного снаряда, введение эластич­ного мостика способствовало появлению более сложных прыжков с различ­ными поворотами (по пируэту) и особенно со сложными вращениями (по сальто).

В частности, наблюдаются тенденции нового скачка в развитии опорных прыжков, однако для этого потребовалось «создать» принципиально нового гимнаста-прыгуна. Изменилось все: длина, скорость и техника бега, техника отталкивания руками, условия приземления.

Переход от простого переворота вперед к прыжкам класса переворот— сальто был сложен, так как без повышения уровня скоростно-силовой под­готовки выйти на более сложные прыжки вряд ли удалось. Вскоре стали по­являться различные варианты движений с ранними и поздними поворотами и даже с двойными вращениями (Роче).

В 1970г. на большой спортивной арене появился именной прыжок япон­ского гимнаста Мицуо Цукахары. Цукахара — это прыжок на коня с пово­ротом кругом в стойку на руках и последующим полуторным сальто назад.

В настоящий момент основными разновидностями этой группы прыж­ков являются: Цукахара в группировке, согнувшись, прогнувшись, а также Цукахара прогнувшись с поворотом на 360° и более. Появление в гимнасти­ческих залах поролоновых ям и батутов значительно сократило сроки их ос­воения.

Рондатовые прыжки начали выполнять гимнасты-мужчины, но извест­ность они приобрели скорее благодаря гимнасткам. Первый прыжок этого типа сделала в 1982 г. Наталья Юрченко. Он представлял собой наскок рондатом на мостик с последующим фляком и сальто назад в группировке че­рез коня.

Необходимо отметить, что долгие годы признание так называемых рондатовых прыжков искусственно тормозилось международными правилами соревнований, и только в 1991 г. они были официально признаны и внесены в таблицу трудности.

Одной из основных задач при совершенствовании технического мастер­ства в опорных прыжках следует считать возможно большее увеличение высоты и дальности полета при сохранении заданной формы прыжка и ус­тойчивого приземления.

Брусья — одна из самых совершенных конструкций гимнастического многоборья, которая позволяет гимнастам выполнять огромное количество различных подъемов, оборотов, переворотов и сальто. Как и везде в гимнас­тике, развитие движений на брусьях во многом зависело от постоянного со­вершенствования техники больших махов, чтобы преодолеть дефицит энер­гии движения.

На рубеже 60-х годов происходит прорыв в технике исполнения элемен­тов под жердями, гимнасты создают технику форсированного раннего спа­да, что открыло для них заманчивые возможности в части исполнения мощ­ных оборотов под жердями, которые стали выполняться с подлетом и исклю­чительно через прямые руки.

Так, во времена легендарного Виктора Чукарина гимнасты выполняли сальто назад прогнувшись в упор на низком техническом уровне как про­стое прогонное сальто. Решительного сдвига здесь добилась плеяда спортсме­нов С. Диомидова и М. Воронина, которые довели это движение до высокой степени виртуозности. Одновременно стали прогрессировать и сальто впе­ред над жердями в упор, в том числе и из упора на руках — Хонма.

Идея достичь максимальной амплитуды при выполнении «оберучного» поворота или сальто назад прогнувшись в 70-х годах стала настолько доми­нирующей, что ведущие мастера считали своим долгом выполнять все, что только возможно, в стойку на руках.

В середине 80-х годов делались попытки исполнения двойных сальто над жердями - Морисе. Этот процесс развивается и ныне, так как ресурсы по­вышения энергетики далеко не исчерпана. Слабым местом в композиции уп­ражнений являются недостаточно полное использование конструкции снаряда, довольно короткие упражнения и, что самое главное, очень однообраз­ные соскоки.

Выполнение элементов на максимальной амплитуде над и под жердями, прямое положение тела гимнаста в стойке, придание в целом всему упраж­нению динамичного характера — вот современный стиль исполнения упраж­нений на брусьях.

Современные брусья разной высоты — это уже своеобразная сдвоен­ная перекладина. Комбинации на этом снаряде обрели ярко выраженную ди­намику, при этом одним из наиболее характерных типов движений стали пе­релеты.

Даже беглый анализ развития техники в этом виде свидетельствует о том, что упражнения на разновысоких брусьях поистине неисчерпаемы. Заметно разнообразилась композиция упражнений за счет модификации больших обо­ротов, перелетов Ткачева или сальто Дельчева. Также широко представлены обороты назад с перемахом ноги врозь (Штальдер) и поворотами в стойке на 360° и более.

Сальтовые движения из виса начали бурно прогрессировать вместе с большими оборотами назад. Вначале стали исполнять сальто прогнувшись, вскоре пируэты, практически вместе с ними двойные сальто и чуть позже — комбинированные сальто. В настоящее время гимнастки уверенно вышли на уровень двойного сальто прогнувшись.

Таким образом, овладение совершенной техникой энергообразующих движений приобретает первостепенное значение в технической подготовке гимнасток на брусьях.

Перекладина — наиболее эффектный вид гимнастического многоборья. Она чаще других была модельным снарядом в трактовке техники исполне­ния новых элементов и соединений. Именно ей принадлежат лавры откры­тия полетной гимнастики, в результате чего упражнения сильнейших гимна­стов приобрели оттенок особой виртуозности. Гимнастика стала более при­влекательной и интересной для зрителей.

Разумеется, отдельные полетные движения представлены на многих сна­рядах, но в авангарде нового витка их развития остается перекладина.

Наиболее сложны, а иногда и опасны, элементы и соединения с выра­женной фазой полета. Как правило, это перелет через перекладину спиной назад ноги врозь в вис (перелет Ткачева) или двойное сальто назад в груп­пировке через перекладину в вис (сальто Ковача). Элемент риска значительно возрос. Международные правила соревнований ужесточились, повысились требования к трудности упражнений, но там же записано, что трудность упражнения не должна форсироваться в ущерб качеству исполнения. Упраж­нение должно соответствовать возможностям гимнаста, так как совершен­ное владение телом, уверенность и элегантность являются основными поло­жениями гимнастики.

Тенденции развития техники связаны с неуклонным возрастанием слож­ности элементов и комбинаций в целом. Это одна из самых стойких тенден­ций развития гимнастики.

В 50-х годах в практику входит более рациональная бросковая (швунговая) техника, заимствованная у цирковых турнистов, которая позволила резко активизировать все большие махи, сделать их мощными, точными, хорошо управляемыми.

Спустя десятилетие, японские мастера показывают двойное сальто на­зад в группировке с поворотом на 360° (Цукахара), тем самым открыв блес­тящую эпоху комбинированных сальто.

В конце 70-х годов перелет, получивший имя русского гимнаста Александра Ткачева, открыл «профиль» элементов движений «обратный лет». Чуть позже сальто Дельчева, сальто Гингера указали прямую дорогу совершенство­вания сальто с подлетами или перелетами на перекладине.

В настоящее время такие элементы, как сальто Ковача или Кольман выполняемые в одном соединении, являются украшением в программах силь­нейших гимнастов мира.

Дистанция во времени от выполнения соскока сальто назад прогнувшись до двойного сальто назад прогнувшись с пируэтами составляет около 50 лет. Внедрение этого важного базового соскока открывает главные перспективы в развитии сальто назад вплоть до освоения тройных сальто с различными поворотами,

Таким образом, важнейшими признаками роста трудности и совершенствования композиции упражнений являются: уплотнение элементов, связан­ных с перелетом через перекладину; наличие элементов и соединений раз­личных структурных групп (Адлер, Эндо, Штальдер), которые выполняются с различными амплитудами движений; соскоки с высоким вылетом и многократными сращениями.

Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для гимнастики тенденции:

• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимна­стов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и по­явления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнасти­ческих стран (расширение географии большой гимнастики);

• рост и концентрация сложности соревновательных программ;

• поиск новых сложных элементов, связок, соединений;

• повышение роли и доли специальной физической подготовки в учеб­но-тренировочном процессе;

• доведение технического мастерства до уровня виртуозности;

• сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и про­граммировании процесса подготовки сборных команд.

Концепция подготовки предусматривает текущую тактическую коррек­цию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуально­го состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды.

 


 

ГЛАВА 3

СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1791. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия