Студопедия — Индустриальная коммуникационная система
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Индустриальная коммуникационная система






 

Исторические этапы развития различных видов коммуникации

Классификация исторических этапов развития

Коммуникаций

Общинная коммуникационная система

Рукописная коммуникационная система

Мануфактурная коммуникационная система

Индустриальная коммуникационная система

3.6. Мультимедийная (цифрова я) коммуникационная система

Задания и вопросы

4. Функции, типология, каналы и средства коммуникации 111

4.1. Функции коммуникации

4.2. Типы коммуникации

4.3. Каналы и средства коммуникации

Задания и вопросы

5. Участники коммуникации: коммуникативная личность, коммуникатор,

аудитория 1412

5.1. Коммуникативная личность

5.2. Коммуникаторы

5.3. Аудитория: понятие, типы. Массовая аудитория

5.4. Взаимодействие коммуникатора с аудиторией

Задания и вопросы

6. Семиотические аспекты коммуникации 159

6.1. Понятие знака, типология знаков. Социальные символы.

Символьная коммуникация.

6.2. Семантика, синтактика, прагматика как направления

семиотического анализа

6.3. Семиотические особенности различных сфер коммуникации

Задания и вопросы

7. Типы массовой коммуникации 189

7.1. Рекламная коммуникация

7.2.PR-коммуникация

7.3. Журналистская коммуникация

Задания и вопросы

Список основной литературы 224

Список дополнительной литературы 2243

 

ВВЕДЕНИЕ

Теория коммуникации (коммуникативистика, коммуникология)

представляет собой систему знаний об информационном обмене

между индивидами с помощью совместно используемого кода. Это

означает, что этот раздел науки занимается изучением сложных

процессов взаимодействия, в ходе которых люди получают и передают

информацию, запоминают и хранят её, перерабатывают и превращают

информацию в знание. Эти процессы традиционно обозначаются

относительно молодым термином «коммуникация», появившимся в

науке в конце XIX - начале ХХ века.

Необходимость в этом термине появилась в связи с развитием, с

одной стороны, философии языка и аналитической философии и, с

другой стороны, таких дисциплин, как психология личности,

социология и социальная психология, а также кибернетика и

семиотика. Такие философы, как Вильгельм Гумбольд, Карл Ясперс,

Чарльз Пирс, Людвиг Витгенштейн, Эрнст Кассирер и позже –

Михаил Бахтин, Джон Остин, Джон Сёрль, Хилари Патнэм и многие

другие, занимавшиеся проблемами языка и общения, формулируют

одни из главных вопросов, касающихся языкового взаимодействия

между индивидами. Какова природа языка и как он соотносится с

миром? Как мы познаём и отражаем мир с помощью языка? Как

возможно взаимопонимание между людьми, использующими один

язык и имеющими различный опыт? Как мы распознаём смысл в

высказываниях? Многие из предложенных философами решений этих

проблем легли в основу эмпирических наук и прикладной

деятельности.

Так, сегодня принято считать, что познание окружающего мира

возможно только в условиях коммуникации: без социального

взаимодействия, в ходе которого мы используем определенную

систему языка как совокупности знаков, отсылающих нас к тем или

иным предметам действительности, мы не можем понять,

систематизировать и обобщить происходящее. Еще одной

общепринятой сегодня идеей, пришедшей из философии языка,

является то, что наше мышление в значительной степени

предопределяется тем языком, который мы используем. Ряд 4

современных направлений науки и прикладной деятельности

(например, реклама и связи с общественностью) строятся еще на

одной философской идее: язык не только отражает, но и конструирует

действительность, а объективный мир, в котором мы живём, является

следствием «общественного договора», коммуникации между

индивидами и группами, без которой не только наше представление о

мире, но и сам мир был бы неструктурированным, непредсказуемым и

неуправляемым. Социальный мир – это следствие

коммуникационных процессов, а по мнению некоторых авторов

(например, немецкого социолога Никласа Лумана) – и есть сама

коммуникация.

Психологи, социологи, лингвисты, культурологи также

установили чрезвычайную значимость общения как для

самореализации и становления индивида, так и для

функционирования групп индивидов, сообществ и общества. Так,

многие психологи сегодня полагают, что структура личности

формируется в ходе определенного опыта взаимодействия с другими

людьми; социологи считают, что общество – это сложная система

коммуникаций, в ходе которых формируется само представление об

обществе, а способы общения определяются социальными и

культурными факторами; культурологи занимаются изучением

сложных процессов формирования смыслов в ходе взаимодействия

между людьми.

 

В различных отраслях науки за небольшой период времени

исследователи пришли к тому, что для актуальной социально-

гуманитарной науки необходимо особое понятие, которое могло бы

вместить в себя все те общие процессы (взаимодействие между

людьми, информационный обмен, самореализация и

самопрезентация, конструирование реальности, мышление и

познание), которые лежат в поле внимания представителей

различных наук. Таким понятием становится коммуникация.

 

Однако главным фактором повышенного интереса к проблемам

коммуникации является стремительное развитие и распространение

новых средств информационного обмена между людьми, что

принципиально изменило характер и формы не только общения

между людьми, но и жизнь общества. Речь идёт о широком спектре

коммуникационных средств – от телеграфа и фотографии до

телевидения и интернета, сделавших возможным быстрое

распространение информации на большие расстояния и 5

неограниченному числу людей. Если еще сто лет назад требовалось от

одного до нескольких дней для того, чтобы распространить новость по

всем континентам, то сегодня для этого достаточно нескольких минут

благодаря оперативности и мобильности современных социальных

интернет-ресурсов.

Технический прогресс в области средств коммуникации делает

возможным включение каждого индивида в глобальные процессы,

облегчает доступ к любой информации и любому индивиду,

использующему такие же технические средства, меняет наше

представление о важности и значимости тех или иных событий и т.п.

Мы стали иначе читать тексты, чем делали это еще сто лет назад,

иначе разговаривать с близкими и незнакомыми, иначе проводить

свободное время, иначе относиться к нормам языка и речевому

этикету, иначе планировать собственную деятельность, иначе искать и

использовать информацию. Такие серьёзные и многоплановые

изменения в общении и жизни людей не могли не вызвать интерес не

только социологов и психологов, но и философов, культурологов,

антропологов. Каждая дисциплина со своей точки зрения, в своём

ключе рассматривает эти процессы и трансформации, однако все они

сходятся в одном – одним из базовых процессов, которые определяют

современную жизнь, является коммуникация. В этих условиях теория

коммуникации выступает в качестве междисциплинарной области

знания.

Сегодня происходит активная институционализация теории

коммуникации. Появляются специализированные факультеты,

кафедры, научные центры и лаборатории, занимающиеся изучением

проблем коммуникации и обучению по коммуникативистским

направлениям подготовки. Дисциплина «Основы теории

коммуникации» включена сегодня в базовую

(общепрофессиональную) часть федеральных государственных

образовательных стандартов направлений «Журналистика», «Реклама

и связи с общественностью», «Филология»). Те или иные разделы

теории коммуникации изучаются в рамках целого спектра дисциплин,

входящих в стандарты различных направлений: «Социальные

коммуникации», «Социология массовых коммуникаций»,

«Психология коммуникации», «Маркетинговые коммуникации» и т.п.

Учебное пособие представляет собой последовательное

изложение концептуальных, базовых основ науки о коммуникации. В

книге рассматривается понятийно-терминологический аппарат 6

теории коммуникации, описываются составляющие коммуникации,

разъясняются теоретические модели коммуникации, исторические

этапы развития её различных видов. Отдельные главы освящены

изучению функционально-типологическим, субъектным и

семиотическим аспектам коммуникации. Особое внимание автор

уделяет описанию наиболее влиятельных типов современной

массовой коммуникации – рекламе, PR, журналистике.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями

ФГОС направлений подготовки «Реклама и связей с

общественностью» и «Журналистика». Книга адресована бакалаврам

направлений подготовки «Реклама и связи с общественностью» и

«Журналистика», а также всем тем, кто интересуется проблемами

коммуникативистики.7

 

1. ПРЕДМЕТ И БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Предмет теории коммуникации. Понятия «общение», «коммуникация»,

«коммуникативная ситуация», «коммуникативное событие»,

«коммуникативный акт», «речевая ситуация», «речевое событие», «речевой

акт», «дискурс». Биологические, социальные, культурные, психологические

факторы коммуникации.

1.1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Слово коммуникация пришло в европейские языки (в

английском – communication, в немецком – kommunikation, в

польском – komunikacja, в румынском – comunicație и т.д.) из

латинского языка (лат. communico - делаю общим, связываю,

общаюсь).

Приведём несколько определений этого понятия.

1. «Коммуникация – это смысловой и идеально-

содержательный аспект социального взаимодействия.

Действия, сознательно ориентированные на их смысловое

восприятие, называют коммуникативными. Основная

функция коммуникации - достижение социальной общности

при сохранении индивидуальности каждого ее элемента» (А.Ю.

Бабайцев)

.

2. «Коммуникация – это разного рода реакция

организма на стимул. Коммуникация возникает, когда

внешний раздражитель (стимул) воздействует на организм, и

последний отвечает определенной реакцией. Если стимул

игнорируется организмом, то коммуникация не происходит.

1 Бабайцев А.Ю. Коммуникация // Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – С.322.8

Все проверяется различными реакциями. Послание без ответа

(реакции) не является коммуникацией»1 (С. Стивенс).

3. «Под коммуникацией мы понимаем механизм,

посредством которого становится возможным

существование и развитие человеческих отношений - все

символы разума вместе со способами их передачи в

пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя

мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность,

печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые

последние достижения по завоеванию пространства и

времени.» (Чарльз Кули)

2.

4. «Под коммуникацией в узком значении этого термина

можно понимать субъект-субъектное взаимодействие,

опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих

субъектов»3 (Д. Гавра).

5. «Коммуникацией традиционно принято называть

обмен значениями (информацией) между индивидами через

посредство общей системы символов (знаков), языковых

знаков, в частности»4 (В.Б. Кашкин).

Эти пять определений выражают пять различных походов к

предмету теории коммуникации.

Первый условно назовём социально-философским; он

предполагает рассмотрение коммуникационных процессов в рамках

формирования и распространения таких смысловых структур,

которые обеспечивают целостность социальной системы, социальную

преемственность и интеграцию.

Второй подход – бихевиористский – характеризует

1 Цит.по: Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и

общественных отношений. - М., 1994. – С.54.

2 Кули Ч. Общественная организация // Тексты по истории социологии XIX-XX веков.

Хрестоматия. М.: Наука, 1994. - С. 379.

3 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. - СПб, 2011. - С. 52.

4 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – C.22.9

коммуникации в контексте схемы «стимул – реакция», где оба

элемента связаны с передачей и приёмом информации.

Третий подход – технологический – акцентирует внимание на

технологиях, формах, средствах и приёмах распространения

информации в социальном масштабе.

Четвертый подход обозначим как социально-психологический –

он ориентирован на интерпретацию информационно-

коммуникативных процессов как интерсубъектной деятельности, в

рамках которой происходит не просто циркуляция информации, а

целенаправленное воздействие индивидов, групп, сообществ друг на

друга.

Пятый подход – семиотический – направлен на описание

коммуникационных процессов как знаково-символических по своей

природе, основанных на кодировании и декодировании информации.

Несмотря на существенные онтологические и методологические

различия между этими подходами, мы можем обнаружить у них

общие характеристики:

- независимо от подхода исследование коммуникации

предполагает вычленение таких её ключевых элементов, как

информация и значение (смысл), субъекты, средство, код;

- в рамках всех подходов коммуникация трактуется как

деятельность;

- каждый подход ориентирован на изучение коммуникации как

интерсубъективного процесса;

- все трактовки интерпретируют коммуникацию не как

элементарное «механическое» взаимодействие, а как сложный

многоплановый и многоуровневый процесс.

 

Из этих общих для всех трактовок коммуникации характеристик

мы можем вывести ряд основных закономерностей коммуникации:

1. Для передачи сообщения требуется его предмет (о чём

сообщается), субъекты (кто сообщает), средство (с помощью

чего сообщается), система знаков и правил их использования -

код (как сообщается). Если структуру коммуникации «лишить»

хотя бы одного из этих элементов, коммуникация будет невозможна.

При исследовании любого коммуникативного явления следует всегда

иметь в виду эти четыре наиболее существенные элемента: сообщение 10

всегда о чём-то; оно всегда создано кем-то; оно всегда создано с

помощью чего-то; оно всегда создано по определенным правилам.

2. Некоторые наши действия или высказывания, в которые

мы вкладываем особый смысл, могут остаться незамеченными нашим

собеседником. И наоборот – слова или жесты, которым мы не придаём

никакого значения, могут сыграть решающую роль в процессе

коммуникации вследствие того, что собеседник «вычитал» в них

особое значение. Успешной коммуникацией будет та, в которой

значение, рационально «заложенное» отправителем (автором)

сообщения, идентифицировано как таковое получателем. Любое

сообщение в коммуникации имеет определенный смысл как минимум

для одного участника (того, кто сообщает, или того, кто

принимает сообщение); коммуникация может состояться только

при условии наличии значения (смысла) в сообщениях, которыми

обмениваются участники.

3. Коммуникация предполагает наличие как минимум двух

участников (одного источника информации и одного получателя

сообщения). Отсутствие источника информации делает

коммуникацию невозможной, а отсутствие получателя –

бессмысленной. Даже в таких специфичных формах коммуникации,

как искусство, где реальный получатель коммуникаций, на первый

взгляд, отсутствует, и возможно создание сообщений «в стол», в

сознании автора всегда присутствует «воображаемый адресат». Его

реакция предполагается автором, с расчетом на его одобрение и его

вкус создается произведение. В других же случаях – например, в

массовой коммуникации – получатель информации представлен не

одним человеком, а абстрактной группой людей, «массой»,

обобщенным адресатом. Однако адресат представляет собой

обязательный элемент коммуникации – будь он реальным,

собирательным или воображаемым (предполагаемым).

4. Любая коммуникация имеет знаковый характер.

Информация не существует в «чистом» виде, она всегда каким-либо

образом выражена, представлена в виде конкретного материального 11

явления (слова, жеста, образа, вещи и т.д.). А если мы кодируем

информацию, придаем ей определенную материальную форму, то для

успешной коммуникации необходима система общих для

собеседников норм или правил, в соответствии с которыми они будут

распознавать определенные значения у тех или иных материальных

форм. Коммуникация невозможна без разделяемого

коммуникантами кода – как отправляющая, так и принимающая

сообщение стороны должны обладать общими представлениями о

значении используемых знаков (слов, образов, сигналов и т.п.), а

также о правилах их использования.

5. Мы вступаем в коммуникацию потому, что у нас есть

потребность что-либо сообщить кому-либо или получить от кого-либо

информацию. Мы осознаем эту потребность, исходя из оценки нашего

информационного потенциала в сравнении с информационным

потенциалом других участников коммуникации. Иными словами,

коммуникация нам нужна ровно в той степени, в которой мы хотим

узнать или получить что-то новое или необходимое или передать

другим людям то, что является новым или необходимым для них. Это

означает, что если бы мы все знали одно и то же, обладали бы

одинаковым объемом сведений, не было бы ровным счетом никакой

нужды в коммуникации. Коммуникация возможна только при

несовпадении информационных потенциалов участников

коммуникации. Мы всегда в определенной степени неравны в

коммуникации, а потому абсолютное взаимопонимание в

коммуникации – это, скорее, идеал, а не реальность.

 

1.2. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

По выражению крупнейшего методолога, историка науки и

философа Карла Поппера, теория – это сеть, которой мы пытаемся

«схватить» наблюдаемую реальность. Элементарной единицей такой

сети является понятие. Это своего рода «имя» тех феноменов,

элементов научной картины мира, которые представляются для

теории наиболее важными, ключевыми, существенными. Для теории

коммуникации таковыми феноменами являются те, которые 12

обозначаются понятиями «коммуникация», «общение»,

«информация», «коммуникативная ситуация», «коммуникативное

событие», «коммуникативный акт», «речевая ситуация», «речевое

событие», «речевой акт», «дискурс». Эти понятия – то, без чего

невозможна ни одна теория коммуникации; это своего рода

«кирпичики» в языке описания и объяснения коммуникационных

процессов, и в коммуникативистике они выполняют ту же роль, что и

понятия «масса», «скорость», «атом», «сила» в физике или «память»,

«сознание», «личность», «поведение» - в психологии. Рассмотрим эти

базовые коммуникативистские понятия подробнее.

К понятию коммуникация мы уже обращались в предыдущем

параграфе, поясним лишь, что в некоторых национальных научных

школах (например, в российской науке) часто принято различать два

понятия – «коммуникация» и «общение». Проблема такого

различения – во многом языковая: как правило, эти понятия

разводятся в тех языках, в которых имеются аналогичные синонимы

(так, в английском или французском языке этой проблемы нет, а оба

русских слова – «коммуникация» и «общение» - переводятся на эти

языки одним словом).

Сторонники различения коммуникации и общения, как

правило, обращают внимание на то, что понятием коммуникация

обозначаются преимущественно функционирование

информационных систем, информационное взаимодействие,

конвертация информации в знание, в то время как понятием

общение выражают социально-психологический или, более того,

духовный план социального взаимодействия.

Противники такой понятийной дифференциации утверждают,

что использование двух понятий избыточно, т.к. социально-

психологический (неинформационный) аспект коммуникации может

быть определен посредством обозначения типа коммуникации

(например, «фатическая коммуникация»), а понятие «общение»

относится, по их мнению, скорее, к вненаучной, повседневной сфере

употребления, т.е. не является в строгом смысле научным понятием, а

обыденным аналогом научного понятия «коммуникация».

Информация на уровне здравого смысла - это сведения о чем-

либо, которые мы получаем от других людей или из средств массовой

коммуникации. В различных научных отраслях, и в первую очередь в

кибернетике, под информацией понимается то сообщение, которое

уменьшает или снимает неопределенность (Клод Шеннон). 13

Неопределенность понимается Шенноном как затруднения в

идентификации значения сообщения, непонимание или

невозможность идентифицировать сигнал. В этом смысле

информация противопоставляется энтропии (состояние

неопределенности, бессистемные сигналы о действительности, мера

дезорганизации систем любой природы, в широком смысле - хаос).

Информация – это то, что уменьшает энтропию.

В коммуникативистике, кибернетике, философии информацию

принято противопоставлять сообщению. Повторим, информация – это

то, что позволяет снять неопределенность. Так, сообщение,

составленное на незнакомом нам языке или с грубым нарушением

лингвистических норм, будет неопределенным. Мы будем

предполагать, что оно имеет некоторый смысл, но для нас он будет

неочевидным. Нам потребуется дополнительная информация, чтобы

«декодировать» сообщение, адекватно интерпретировать сообщение,

«увидеть» смысл. Если получить эту информацию - выучить правила

языка, на котором составлено сообщение, или понять, какие

лингвистические правила и как были нарушены, то неопределенность

снимается. Иными словами, информация – это то, что может

содержаться в самом сообщении и способствовать его пониманию; то,

что помогает нам сделать определенный выбор, идентифицируя

содержание сообщения.

Информация часто трактуется еще и как «пред-знание»

(соответственно, знание понимается как превращенная форма

информации); как то, что предшествует нашему знанию;

элементарная единица наших представлений о мире. В сравнении со

знанием информация обладает некоторыми характерными чертами:

1) она отчуждена от непосредственного носителя;

2) она нейтральна в мировоззренческом отношении;

3) материализована (зафиксирована в материальном носителе) и

в определенной степени формализована1

.

Интересно, что в профессиональных сферах – например, в

журналистике, под информацией часто понимают лишь те сведения о

действительности, которые являются новыми для самих журналистов

или для их аудитории. Информация здесь ассоциируется с новостью,

актуальным социально значимым сообщением.

Коммуникация не является однородным явлением; в её

1 Сидорская И.В. Актуальные проблемы коммуникации. Конспект лекций / Режим доступа:

http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=startdown&id=20914

структуре принято выделять коммуникативную ситуацию,

коммуникативное событие и коммуникативный акт.

Коммуникативная ситуация – совокупность

обстоятельств, условий, действий, явлений, объединенных общей

целью создания, передачи и/или получения сообщения. Так,

случайная встреча знакомых на улице, экзамен, покупка товаров в

магазине, просмотр телепередач, чтение ленты новостей в социальной

сети – это коммуникативные ситуации, поскольку включают в себя

ряд элементов, подчинённых в своей совокупности одной

коммуникативной цели (соответственно, поддержка отношений,

демонстрация / оценка знаний, взаимодействие относительно

экономического обмена, развлечение, получение новостей).

Коммуникативные ситуации включают в себя как ряд

микросоциальных ситуаций (например, отбор новостей в Facebook в

зависимости от степени отношений с адресантом - источником

информации), так и собственно речевых ситуаций.

Речевая ситуация – «набор коммуникативных действий,

составляющих единое целое и ассоциируемых с речью (или

маркированных её отсутствием)»1

. Наиболее типичные речевые

ситуации: в области межличностной коммуникации – встреча, ссора,

охота, консультация у врача; в области групповой коммуникации –

свадьба, церемония, деловое собрание; в области массовой

коммуникации – ток-шоу, выпуск новостей, обращение президента к

нации. Например, встреча может рассматриваться как широко в

качестве коммуникативной ситуации (обмен эмоциями, намерениями

продолжать общение, установками благожелательного отношения и

т.п.), так и узко в качестве речевой ситуации (устное выражение

положительных эмоций от встречи, намерений общаться, последних

новостей или самочувствия и т.п.).

Условно говоря, коммуникативная ситуация – это ситуация, в

которой мы вынуждены взаимодействовать с другими, обмениваясь

сообщениями, а речевая ситуация – это ситуация в которой мы

вынуждены говорить что-либо, относящееся к конкретным

обстоятельствам.

Коммуникативное событие – аспект или фрагмент

коммуникативной ситуации, в котором актуализируется процесс

осмысленного, целенаправленного создания, передачи или получения

1 Леонтович О.А. Методы коммуникативного исследования. – М.: Гнозис, 2011. – С. 21315

сообщения. Например, ответ студента на экзамене или смех во время

просмотра ТВ-передачи представляют собой коммуникативные

события, поскольку в каждом из них происходит завершенное,

относительно целостное коммуникативное действие, направленное,

соответственно, на трансляцию завершенного сообщения или

интерпретацию полученного сообщения.

Коммуникативное событие обозначают также термином

«коммуникативный акт». Коммуникативный акт –

«однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в

ходе которого применительно к одному дискретному целостному и

завершенному сообщению совершились процессы его создания,

отправки и получения»1

. Это более широкое понятие, чем речевой

акт, поскольку «оно предполагает не столько действие, сколько

взаимодействие»2.

Коммуникативное событие (коммуникативный акт) включает в

себя как микросоциальные, так и речевые события.

Речевое событие - аспект речевой ситуации, который

«напрямую определяется правилами и нормами использования речи;

может состоять из одного или нескольких речевых актов»3.

Например, в речевой ситуации встречи знакомых речевыми

событиями являются приветствие, вопрос, прощание.

Речевой акт – элементарное действие в форме высказывания,

осуществляемое с помощью речи и адресованное с определенной

целью определенному слушателю в определенной ситуации. Речевые

акты формируют речевые события. Например, речевой акт «Привет!»

создаёт речевое событие приветствия, включённого в структуру

речевой ситуации встречи знакомых. Подробнее о речевых актах см. в

Коммуникативные ситуации, включающие в себя

коммуникативные события и коммуникативные акты,

актуализируется в дискурсе – социально и культурно обусловленной

речемыслительной деятельности, в ходе которой создаются

смыслы и тексты (понятия, высказывания, образы; сообщения)

определенного содержания и жанра.

Дискурс представляет собой смыслообразующую практику,

каждый из элементов которой строго определен исторической,

социальной и культурной средой. Дискурс, условно говоря - это

1 Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011. – С.85.

2 Леонтович О.А. Методы коммуникативного исследования. – М.: Гнозис, 2011. – С. 209.

3 Там же – С. 110.16

особый «режим» создания сообщений, представляющийся

«нормальным», «допустимым», «естественным» в определенной

историко-идеологической, социокультурной обстановке. Это то, что

связывает конкретные коммуникативно-речевые практики с

социальными параметрами общения. В связи с этим особый интерес у

исследователей вызывают различные типы институционального

дискурса – политический, религиозный, административно-

бюрократический, медицинский, педагогический, юридический и т.п.

Одни и те же коммуникативные и речевые ситуации, события и

акты могут относиться к различным дискурсам. Например, ситуация

встречи имеет одинаковое формальное воплощение как в бытовом,

так и в административно-бюрократическом дискурсах; вопрос как

речевое событие в равной степени используется и в медицинском, и в

педагогическом дискурсах; обещание как речевой акт применяется и в

политическом, и в юридическом дискурсах. Отличие составляют те

смысловые и модальные структуры, которые реализуются с помощью

одних и тех же событий и актов в различных дискурсах.

Так, вопрос в медицинском дискурсе (в ситуации консультации у

врача) предполагает, что задающий его не знает ответа, в то время как

в педагогическом дискурсе (в ситуации экзамена) учитель не просто

знает ответ, но знает правильный ответ; следовательно, вопрос в

медицинском дискурсе выполняет функцию получения новых для

адресанта сведений, а в педагогическом – оценки имеющихся у

адресата сведений. Более того, в педагогическом дискурсе вопрос

может указывать на особый социальный статус учителя, на его

доминантное положение относительно ученика, даже если вопрос

задает ученик: учитель и как адресант, и как адресат вопроса всегда

рассматривается как тот, как уже обладает правильным ответом.

Дискурс – это не только особый аспект общения, но и

фундаментальное – если не единственно значимое – условие

производства знания. Всё, что мы знаем о мире, предопределяется

преимущественно содержанием и структурой дискурса.

Например, есть существенные различия в содержании и формах

знания о «здоровье» в медицинском и религиозном дискурсах, о

«государстве» - в политическом и юридическом, о «человеке» - в

художественном и педагогическом, о «новости» - в журналистском и

PR-дискурсах и так далее. Более того, знание в юридическом дискурсе

представлено в форме принципов и постулатов, в художественном – в

виде образов, в научном – в виде понятий, в публицистическом – в 17

виде концептов и т.п. Высказывание «здоровье – это отсутствие

соматических патологий» в религиозном дискурсе будет расценено

как неверное или неточное знание, а в медицинском – как истинное

высказывание. Точные понятия в художественном дискурсе

(искусство) будут расценены как признак нетворческого, узкого

взгляда на действительность, а в научном – как норма познания.

Знание имеет дискурсную природу, и задачей исследователя

является попытаться определить, каковы условия и границы того, что

мы считаем нормальным, естественным, допустимым.

Подобные характеристики коммуникантов и их действий не

вытекают непосредственно из коммуникативных и речевых ситуаций,

событий и актов – они связаны с дискурсными практиками

участников общения.

Соотношение между этими понятиями можно выразить в

следующей схеме:

ДИСКУРС

КОММУНИКАТИВНАЯ

СИТУАЦИЯ 1

Микросоциальная

ситуация 1 + речевая

ситуация 1

КОММУНИКАТИВНАЯ

СИТУАЦИЯ 2

Микросоциальная

ситуация 2 + речевая

ситуация 2

КОММУНИКАТИВНАЯ

СИТУАЦИЯ n

Микросоциальная

ситуация n + речевая

ситуация n

КС 1

МС 1 +

РС 1

КС 2

МС 2 +

РС 2

КС n

МС n +

РС n

КС 1

МС 1 +

РС 1

КС 2

МС 2 +

РС 2

КС n

МС n +

РС n

КС 1

МС 1 +

РС 1

КС 2

МС 2

+ РС 2

КС n

МС n

+ РС n

Речевые акты 1,2 …n Речевые акты 1,2 … n Речевые акты 1,2…n

(КС – коммуникативное событие, МС – микросоциальное событие, РС –

речевое событие)

Поясним на конкретном примере.

Экзамен представляет собой на микроуровне коммуникативные

действия как минимум двух коммуникантов – студента и

преподавателя. Всё, что происходит в рамках экзамена как 18

коммуникации, может быть сгруппировано в четыре

коммуникативные ситуации:

- коммуникативная ситуация 1: студент берёт билет, называет

его номер, экзаменатор приглашает студента занять место;

- коммуникативная ситуация 2: студент начинает готовиться к

ответу на вопросы билета;

- коммуникативная ситуация 3: студент начинает отвечать по

вопросам билета, экзаменатор выслушивает ответ студента и, по мере

необходимости, задаёт дополнительные вопросы;

- коммуникативная ситуация 4: экзаменатор объявляет оценку

и обосновывает свой выбор.

Каждая из коммуникативных ситуаций включает в себя

микросоциальные и речевые ситуации.

Микросоциальные ситуации включают в себя условия и действия

коммуникантов, связанные с распределением между ними

социальных ролей: студент заходит в аудиторию после разрешения

экзаменатора; студент занимает место, когда экзаменатор приглашает

его это сделать; экзаменатор контролирует ход ответа студента и

может прервать его, когда сочтёт необходимым; экзаменатор

оценивает ответ студента. Эти ситуации определяются неравными

статусами коммуникантов: экзаменатор контролирует, регулирует и

оценивает действия студента.

Речевые ситуации характеризуются использованием

коммуникантами речи для реализации коммуникативных задач:

студент и экзаменатор обмениваются репликами в начале экзамена

при выборе билета; подготовка студента к ответу представляет собой

«ситуацию молчания»; ответ студента на вопросы билета –

преимущественно монолог.

Микросоциальные и речевые ситуации выражаются в

конкретных коммуникативных актах (событиях): студент называет

номер билета, экзаменатор приглашает студента занять место; студент

готовится отвечать, конспектируя ответ, экзаменатор молчит; студент

отвечает на вопросы билета, экзаменатор может задавать

дополнительные вопросы; экзаменатор сообщает студенту оценку.

Коммуникативные акты (события) представляют собой

последовательность конкретных речевых актов: «билет номер три»

(студент) – «садитесь, готовьтесь» (экзаменатор); «на какой вопрос

начнёте отвечать?» (экзаменатор) – «на первый» (студент) и т.д.19

Эта система коммуникативных и речевых актов, событий и

ситуаций определяется образовательным дискурсом, в рамках

которого становится возможным создание определенных сообщений с

определенным значением. Дело в том, что у участников

коммуникации уже есть определенное представление о том, что и как

необходимо говорить и делать в ситуации экзамена, как

интерпретировать слова и действия собеседника, как к нему

относиться и чего от него можно ожидать. Система таких норм,

правил, ограничений и ожиданий относительно значений и смыслов,

которыми обмениваются студент и преподаватель, - это и есть

образовательный дискурс, без владения которым коммуниканты вряд

ли смогли эффективно решать свои коммуникативные задачи.

1.3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникационные процессы не автономны, они в высшей

степени определены рядом некоммуникационных факторов. То, что и

как мы сообщаем, сам факт того, что мы вступаем в коммуникацию,

детерминировано биологическими, социальными, культурными и

психологическими факторами. Рассмотрим их подробнее.

Биологические факторы коммуникации

Безусловно, коммуникация не была «изобретена» человеком.

Это явление, характерное для живой природы в целом. Животные,

птицы, насекомые вступают в коммуникацию, реализуя тем самым

генетически усваиваемую и передаваемую биологическую программу.

В современной биологии принято считать, что для живых систем

(включая человека) характерны три основных инстинктивных

механизма: сохранение вида, сохранение индивида, обеспечение

безопасности (в том числе посредством адаптации к окружающей

среде).

Коммуникация необходима животным системам, в первую

очередь, для того, чтобы согласовывать действия индивида с

действиями других индивидов и в целом поведением вида. В ходе

коммуникации индивид адаптируется к формам поведения других

представителей вида, различает «своих» и «чужих», координирует 20

свои действия с действиями других индивидов. предупреждает об

опасности или благоприятных условиях.

Живые системы вступают в коммуникацию также и с целью

сохранения и воспроизводства вида (поиск партнера, «ухаживание»,

конкуренция между самцами, размножение) и поддержки

собственной жизнедеятельности (поиск пищи и т.п.).

Примеры биокоммуникации достаточно хорошо известны: пение

птиц как элемент «брачного» поведения; «танец» пчелы как

сообщение о маршруте передвижения к богатому нектаром лугу;

звуки, издаваемые животными, с целью сигнализирования об

опасности, выражения приветствия, демонстрации радости от

обнаружения пищи и т.п.; координация действий приматов вожаком в

походе или поисках пищи; иерархия жестов доминирования и

подчинения у животных.

Как пишет В.Б. Кашкин, «первые средства коммуникации

возникают из инстинктивного поведения, которые могут

варьироваться под воздействием условий и коррекции поведения в

процессе взаимного обучения. Это поведение фиксируется в памяти,

и освобождаясь от влияния наследственных факторов,

приобретает новое значение и относительно самостоятельное

существование (наскок – имитация наскока – намек на имитацию;

случайно показанные зубы во время зевка могут быть приняты за

знак угрозы; поднятие руки, чтобы взобраться на дерево и

остановка для этого – поднятие руки как сигнал остановки;

демонстрация анальной области самкой павиана как призыв к

копуляции – сигнал миролюбия у самца по отношению к

победителю). Память животного хранит не только модели

поведения, но и реакцию среды, то есть собратьев. В дальнейшем

малоэффективные моменты поведенческого акта сокращаются, а

существенные для изменения поведения других коммуникантов

акцентируются. Поведенческий акт становится

коммуникативным актом»1

.

Биологические факторы коммуникации обусловливают её

интерсубъективный и деятельностный характер.

1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: ВГТУ, 2000. – С.6.21

Социальные факторы коммуникации

Коммуникационные процессы не только выражают наши

инстинктивные механизмы; они, пожалуй, в гораздо большей степени

обусловлены социально. Выбор темы, средств коммуникации, доступ к

информации, информационное неравенство, «право голоса», характер

взаимодействия между коммуникантами, коммуникативные барьеры,

структура отношений между участниками общения, даже скорость и

точность передачи сообщений значительно зависят от целого ряда

социальных факторов. Процитируем В.П. Конецкую: «Положение о

том, что коммуникация, как и язык, социально обусловлена, стало

аксиомой. Самым сильным доводом при этом является не особая

теоретическая аргументация, а признание социальной природы

коммуникации как онтологически обусловленной данности -

коммуникация рождается и функционирует в обществе,

развивается и видоизменяется вместе с ним. Ни одна новая

социальная реалия или сдвиг в социальной оценке взаимоотношений

людей не ускользает от фиксации в живом языке, который в своей

основной, коммуникативной функции является связующим звеном

между индивидами как членами общества»1

.

К основным социальным факторам коммуникации относятся

следующие:

1) социальная дифференциация (распределение членов общества

по различным половозрастным, территориальным, экономическим,

профессиональным, образовательным и прочим признакам).

Каждая социальная группа обладает особой коммуникативной

сферой, функция которой заключается в поддержке групповой

солидарности, координации совместных усилий, поддержке

групповой идентичности, оперативному обмену информацией и

ресурсами группы.

Как поясняет В.П. Конецкая, «социальная дифференциация …

актуализируется в коммуникации представителей определенных

социальных структур, которые выделяются на основе первичных и

вторичных признаков, то есть классов, сословий, а также слоев

городских и сельских жителей, составляющих территориально и

экономически дифференцированные общности. Для представителей

[различных] социальных групп … характерно использование

1 Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997. – С.23.22

различных вариантов коммуникативных средств, построения

высказываний; различие наблюдается и в использовании

невербальных средств коммуникации - жестов, мимики,

телодвижений, в соблюдении различных норм сохранения дистанции

между коммуникантами»1

.

Особые «стили» использования языка часто обозначают

термином «социолект»: например, можно выделить социолект

студентов, топ-менеджеров, военных и т.п. Речь в данном случае не

идёт только лишь об особом тезаурусе, лексическом корпусе, жаргоне

или профессионализмах, которые используют представители

определенной социальной группы. Существенные отличия мы можем

наблюдать и в моделях коммуникативного поведения: иерархические

отношения, лаконичность и немодальность высказываний,

существенная коммуникативная дистанция между коммуникантами в

среде военных может быть противопоставлена, например,

коммуникативному поведению в среде представителей искусства, с

присущими им нежесткой регламентацией коммуникативных

действий, динамичной структурой коммуникативных связей,

стремлением к высокой интерпретативности высказываний,

рефлексивности и т.п.

Социальная дифференциация является также значимым

фактором доступа к информации, даже в интернет-эпоху XXI века.

Например, в современной России до сих пор остаётся актуальной

проблема доступа населения страны к интернету: сильно

дифференцированное по территориальному признаку общество (по

данным на 1 января 2010 г. - 73% городского населения и 27 % -

сельского) характеризуется тем, что значительная часть сельских

жителей не имеет доступа к качественным и приемлемым интернет-

услугам. Это, в свою очередь, исключает эту категорию населения из

обсуждения значимых вопросов общественной повестки дня, лишает

их возможности получения информации из различных источников,

значительно снижает их возможности получения актуальной и

оперативной информации, ограничивает их доступ к

образовательным, экономическим и другим ресурсам, развитие

которых во многом связано с использованием современных

информационно-коммуникативных технологий;

2) социальный статус (включающий в себя социальные роли,

1 Там же. – С. 26.23

социально-экономическое положение, гендер, вид деятельности,

стиль жизни, доступ к властным ресурсам и т.п.).

Индивиды, обладающие различным социальным статусом

вследствие различных социальных характеристик имеют различные

коммуникативные возможности и по-разному участвуют в

коммуникационных процессах. Дети исключены из обсуждения

«взрослых» вопросов, взрослые – из участия в детской игровой

коммуникации. Принятие административных решений – это задача

чиновников как людей с особым социальным (административно-

бюрократическим) статусом, в то время как они чаще всего

исключены из решения повседневных производственных вопросов –

это прерогатива индивидов с другим социальным статусом. В ходе

ухаживания мужчины за женщиной также наблюдается

распределение коммуникативных ролей в зависимости от их

социального статуса (мужчина «демонстрирует себя» и свои

преимущества, женщина делает выбор и принимает решение). В

массовой коммуникации различные СМИ также различаются помимо

всего прочего еще и тем, люди какого социального статуса

испытывают к ним постоянный интерес и на какую статусную

аудиторию они рассчитаны (массовые издания, общественно-

политические СМИ, «элитарные» издания, «нишевые» массмедиа и

т.п.);

3) характер институциональной сферы (особенности

структуры общественных институтов, в которых применяются

определенные модели или схемы коммуникации; социальные

ценности, нормы, стереотипы, установки).

Цель коммуникации, содержание высказываний,

функционально-стилистические аспекты коммуникации, стиль

взаимоотношений между коммуникантами, повестка дня (темы,

которые считаются важными для обсуждения) – эти переменные

коммуникации во многом определяются особенностями

общественного института, в рамках которого разворачивается

коммуникация. Если мы определяем ситуацию как педагогическую, то

есть регламентированную принятыми в сфере образования и

воспитания ценностями и нормами взаимоотношений между людьми

(учителями и учениками), то коммуникационные процессы будут

воспроизводить характерную для этого социального института

ценностно-нормативную структуру. Так, ценность «разносторонне

развитой личности», принятая в системе образования и воспитания, 24

будет конкретно реализована в многообразии тем коммуникации,

коммуникативных методов и приёмов, которые учитель будет

использовать в своей работе. Если мы ориентируемся на систему

ценностей, норм и установок, принятых в институте права, то в

каждой ситуации, определяемой нами как юридическая, в конкретных

коммуникативных действиях мы будем воспроизводить эту систему:

будем стремиться к однозначности высказываний, безоценочности и

рациональности действий, использованию юридических клише и т.п.

Культурные факторы коммуникации

Помимо биологических и социальных, особую роль в

коммуникации играют культурные факторы. В различных культурных

сферах практикуются различные модели коммуникативного

поведения, действуют различные представления о том, как и о чём

должны общаться люди, как они должны демонстрировать в

коммуникативных ситуациях свои интересы и отношения.

Безусловно, базовые цели, формы и средства коммуникации

носят глобальный характер, т.е. не зависят или незначительно зависят

от культурного контекста. Представители всех культур имеют

практически единые представления о том, как нужно начинать беседу,

маркировать важную информацию, подчёркивать дружеское или

враждебное отношение к собеседнику и т.д. Так, улыбка во всех

культурах будет означать расположенность к собеседнику, отсутствие

враждебных намерений, открытость.

Однако, существенные отличия всё же наблюдаются в области

культурной вариативности коммуникативных форм. Например, в

случае с улыбкой, культурой регулируется частота и интенсивность её

использования, «уместность» и смысловая нагрузка различные её

видов. Если в американской культуре улыбка – это обязательный

атрибут её представителей, частота использования которого

практически не регламентирована (чем чаще улыбается человек, тем в

большей степени он демонстрирует своё позитивное отношение к

окружающим, свою успешность и открытость), то в так называемых

«неулыбающихся» культурах (например, в России) улыбка менее

публична, она используется преимущественно в приватных ситуациях

или в особых случаях, при том что её смысловая нагрузка остаётся той

же, что и в американской культуре.

Важная особенность этих факторов – их иррациональный 25

характер. Как отмечают авторы учебника «Основы теории

коммуникации» под редакцией М.А. Василика, «любой человек видит

мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки

(нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего

настолько ему присущи, что составляют часть его личности.

Осознание норм поведения и мышления собственной культуры

возможно только в том случае, когда происходят контакты с

людьми, которые в своем поведении руководствуются другими

культурными нормами. Люди в той или иной степени расширяют

границы своего культурного горизонта, посещая другие страны,

изучая иностранные языки, читая зарубежную литературу,

общаясь с иностранцами»1

.

Культурные различия в коммуникации – это предмет кросс-

культурных коммуникативных исследований и теории межкультурной

коммуникации. Здесь мы остановимся на самых общих положениях,

выражающих влияние культурных факторов на коммуникационные

процессы.

Итак, к основным культурным факторам коммуникации относят:

1) традиции (устойчивые, закрепленные в практике

представителей определенной культуры схемы поведения).

Культурами регулируется на традиционном, нерациональном уровне

(по принципу «так принято») использование различных элементов

коммуникативного поведения. В одних культурах приветствуется

манифестация положительных эмоций даже в сложных или тяжёлых

ситуациях (например, в японской культуре принято улыбаться даже в

ситуации переживаемого горя), в других культурах принято «беречь»

демонстрацию положительных эмоций для близких. В одном

культурном контексте младшие не могут начинать разговор со

старшими (азиатские культуры), в другом – инициирование

коммуникации не регламентируется вообще.

Каждая культура устанавливает собственные традиции

относительно тематики и порядка смены тем в беседе – достаточно

вспомнить хрестоматийный пример клишированного британского

разговора, в котором разговор принято начинать с обсуждения

погоды, политики или футбола, американские речевые паттерны

(small talks: например, How are you? – Fine, thanks) или русскую

традицию продолжительных жалоб-«ламентаций» в разговоре с

1 Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – С.

581.26

друзьями1

;

2) ценности (принятые в культуре жизненные ориентации,

«предельные обоснования» повседневной практики).

Ценности определяют характер отношений между

коммуникантами, содержание коммуникации, коммуникативную

стратегию, конкретные коммуникативные приёмы и прочее. Если

традиции действуют по принципу «так принято», то ценности – «так

необходимо». Так, в культурах, где доминируют ценности

индивидуализма (т.н. «западные» культуры) важной

коммуникативной способностью считается способность принимать

решение и брать на себя ответственность за него, в то время как

распространенная модель коммуникативного поведения в культурах с

доминирующими коллективистскими ценностями («незападные»

культуры) строится на групповой поддержке, совместном решении

проблем и взаимопомощи;

3) габитус (понятие, введённое в современный научный оборот

французским социологом и философом Пьером Бурдье и

обозначающее единство социальных ролей, вкусов, привычек,

пристрастий и, в целом, образа жизни, разделяемых представителями

одного сообщества).

Как показал Пьер Бурдье, вкусовые предпочтения, эстетические

и стилевые пристрастия людей во многом обусловлены его

социокультурным образом жизни2: например, российские студенты в

большей степени предпочитают развлекательную информацию в СМИ

не в силу определенных устойчивых интеллектуальных или

эмоциональных особенностей, а в силу особого габитуса, в силу

принадлежности определенной социокультурной среде, в которой

считается «нормальным» предпочитать этот тип информации. Можно

сказать, что габитус характеризуется высказыванием «среда

определяет вкусы людей». Коммуниканты используют те или иные

коммуникативные методы воздействия, руководствуются теми или

иными суждениями, транслируют те или иные смыслы в том числе в

силу габитуса, привычного для них отношения к чему-либо и

привычного поведения. Габитус – это то, что действует в

коммуникации по принципу «так привычно».

1 См. подробнее: Рис, Н. Русские разговоры. – М., 2002.

2 Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. —

Том I, 1998. — № 2.27

Психологические факторы коммуникации

Коммуникационные процессы зависят не только от

«надындивидуальных» факторов, действие которых во многом не

контролируется и часто не осознаётся – как в случае с культурными –

индивидом. Ещё одну группу значимых факторов составляют те,

которые связаны с психологическими аспектами функционирования

коммуникантов. К психологическим факторам относят:

1) психические процессы (память, внимание, воображение,

мышление и т.д.).

Особенности памяти, внимания, воображения индивидов,

зависящие, помимо прочего, от его возраста, пола, опыта, в

значительной степени влияют на тип, интенсивность, содержание

коммуникативной деятельности. Например, люди с тем или иным

доминирующим типом памяти и запоминания (кратковременная или

долговременная память) с большей или меньшей лёгкостью способны

выполнять различные коммуникативные задачи – обрабатывать

большие массивы информации, воспроизводить в деталях только что

увиденное событие или обобщать факты, полученные в результате

длительного наблюдения.

В силу связанных с возрастом особенностей психических

процессов детям сложнее, чем взрослым, в течение долгого времени

следить за развитием мысли собеседника или смотреть длинный

кинофильм, в то время как взрослым в целом гораздо сложнее, чем

детям воспринимать образную, детальную и несистематизированную

информацию. Именно психологическими особенностями нашего

восприятия обусловлены такие требования к организации

коммуникационных процессов, как чередование различных

предметов в школе в течение учебного дня; особая структура

новостных выпусков, предполагающая размещение важнейших

событий в начале и в конце выпуска; композиция журнального текста,

в котором главное сообщение маркировано особым шрифтом,

визуальным объектом или местом в структуре текста; высокая

частотность рекламного сообщения, обусловливающая высокую

эффективность рекламной кампании.

Многие виды профессиональной коммуникации предполагают

участие в них индивидов с определённым уровнем развития

психических процессов: например, дизайнеры, IT-технологи,

инженеры-конструкторы должны обладать большей степенью 28

воображения, абстрактного и «пространственного» мышления, чем

представители многих других профессий.

С другой стороны, психические процессы являются не только

фактором коммуникации, но и следствием развития культуры

массовых коммуникаций. Многие исследователи отмечают, что под

влиянием телевизионных технологий, визуальной рекламы,

киноиндустрии формируется новый тип культуры – визуальная и,

соответственно, новый тип мышления – «клиповое», основанное на

более успешной работе сознания с фрагментарными,

непоследовательными, яркими, запоминающимися фактами

действительности. «Старый» тип мышления – линейный,

«воспитанный» книжной культурой, предполагающей

последовательное, пошаговое восприятие информации, уже не может

справляться с современными способами предоставления и обработки

массовой информации;

2) потребности и мотивы.

По мнению Д. Гавра, «именно цели и мотивы субъектов

коммуникации в первую очередь задают направленность их

взаимодействия»1

. Потребности человека, вступающего в

коммуникацию, в самом широком смысле биологически

предопределены и сводятся к необходимости совладать с окружающей

средой и людьми: потребность в ориентировании в окружающей

среде, потребность в адаптации к ней, потребность в контроле над

средой. В качестве мотива как внутреннего движущего фактора,

основанного на осознании индивидом базовой потребности, может

выступать: познание; самопрезентация; поддержка межличностных и

социальных контактов; развлечение; самопознание и

самоидентификация.

По мнению многих современных психологов, основными

движущими мотивами являются стремление к удовлетворению и

награде и избегание наказания. Так, в соответствии с основной

гипотезой теории «снятия напряжения» индивиды обращаются к

телевидению с целью ухода от реальности: ТВ в некотором роде

компенсирует неудовлетворение от реальности тем реципиентам,

которые действительно его испытывают2. И напротив, если индивид

рассматривает немедийную реальность как источник удовлетворения

1 Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Часть 1. – СПб.: Питер, 2011. – С.194.

2 Donohew, L., Palmgreen P., & Rayburn, J. D., II. Social and psychological origins of media use: A

lifestyle analysis. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 1987. 31, 255–278.29

и награды за свои усилия, его интерес к массмедиа как источнику

наслаждения будет гораздо ниже1

;

3) идентичность коммуникантов.

Важную роль в развитии коммуникационного процесса играет

то, кем осознает и ощущает себя индивид. В этой связи говорят о его

личностной идентичности, которая отличается от социальной

идентичности. Если социальная идентичность – это то, кем сам

индивид считает себя в социальной структуре, а также то, кем

индивида считают окружающие и как они его «классифицируют» в

системе социальных показателей, то личностная идентичность – это

более или менее целостный образ индивида, который складывается в

его собственном сознании; то, кем он себя считает сам в личностном,

персональном плане. Несовпадение этих двух типов идентичности –

социальной и личностной – очень часто становится причиной

достаточно сложных коммуникативных конфликтов.

С действием этого фактора связан известный эффект «первых

минут», при котором впечатление о собеседнике или источнике

информации складывается в первые минуты взаимодействия.

Диссонанс, возникающий при несовпадении личностной

идентичности коммуниканта и его образа, складывающегося в

сознании реципиента, обычно приводит к барьерам в коммуникации.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Раскройте содержание следующих понятий: коммуникация,

информация, коммуникативная ситуация, коммуникативное

событие, речевая ситуация, речевой акт, дискурс.

2. Найдите пять различных определений понятия коммуникация,

которые не представлены в этом разделе. Какие из них могут

быть названы социально-философскими, бихевиористскими,

технологическими, социально-психологическими и

семиотическими?

3. Что такое общение? Какие еще стороны общения кроме

коммуникативной выделяют исследователи?

1 Gerbner G. Violence and terror in the mass media //

http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000826/082684eo.pdf30

4. Что, на Ваш взгляд, в большей мере составляет основу

коммуникации: язык, речевая деятельность, потребности

участников, социальные условия или что-либо ещё?

5. Каковы характеристики и факторы коммуникации как а)

биологического, б) социального, в) культурного и г)

психологического явления?

6.Каковы, на ваш взгляд, общие и отличительные признаки

биологической и социальной коммуникации?

Прокомментируйте Ваш ответ.

7. Попробуйте перефразировать в различных бытовых ситуациях

реплики различных людей в их присутствии. Оптимально

начинать парафраз со слов «Ты хочешь сказать, что …» или «Вы

имеете в виду, что…» и т.п. Проследите за реакцией

собеседников. Чьи реплики и в каких ситуациях было проще

изложить другими словами? В каких случаях возникало

непонимание? С чем это связано, на Ваш взгляд?







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 2065. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия