Студопедия — Теоретико-методологические основания социологического исследования идеала мужчины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теоретико-методологические основания социологического исследования идеала мужчины






 

 

1.1 Социально – философские и социологические исследования идеального мужчины

 

 

Стремление к красоте, физической и духовной, человечество испытывает постоянно. Как только были удовлетворены физиологические потребности в тепле, воде, еде, люди занялись творчеством. Даже в первых рисунках на стенах пещер видно, чему отдавали предпочтение наши древние пращуры. Мужчина — охотник и добытчик, изображался с копьем. С тех пор минуло много сотен лет, а идеал, сложившийся в доисторическую эпоху, до сих пор крепко «вколочен» в подсознание мужчины и женщины. Мужчина — защитник. Мужчина — воин. Сильный, храбрый, выносливый, несгибаемый. А ведь времена изменились, и теперь совершенно нет необходимости бегать за мамонтом, чтобы прокормить многочисленных соплеменников.

С течением времени меняются взгляды, приоритеты, стереотипы и взгляды на жизнь. Не стал исключением и взгляд на идеального мужчину. На сегодняшний день видение мужчины у современного общества кардинально отличается от видения в былые времена.

Прежде главной характеристикой идеального мужчины была его возможность стать для женщины силой и опорой, его возможность оберегать женщину и беречь. Теперь же главной чертой идеального мужчины современные дамы считают ум. Отныне женщины хотят видеть рядом с собой умного, высокоинтеллектуального, интересного мужчину.

Слово «идеал», означает что-то воображаемое, реально не существующее в природе, а только в нашем воображении, в наших фантазиях, мечтах. И часто такой образ формируется в детстве и связан с героями какого-нибудь мультфильма или фильма.

Да, идеальный образ все-таки нужен, главное в том, кем, как и когда он создан. Одно дело наши детские и юношеские, не зависящие от нас идеализации. Другое дело – осознанная взрослая работа по созданию своего идеального образа.

Итак, зачем же все-таки его создавать? Объяснение достаточно простое: чтобы знать, чего вы на самом деле хотите. Идеальный образ – это мечта, которая может быть и не станет реальностью, но своим существованием она указывает нам путь, куда двигаться дальше. Создание осознанного идеального образа вашего партнера, будет для вас служить ориентиром, который подскажет, какого мужчину стоит искать, где это можно сделать и какие отношения с ним вы будете создавать. Идеальный образ – это ваша мечта, вызывающая в вас желание достичь ее.

Осознанная идеализация не принесет вам разочарования, в отличие от идеализации неосознанной. Ведь вы сами создали свою мечту, и вы знаете, что она может быть и недостижима. Вы осознаете, что мечта – это направление, а вот встречи по дороге к мечте могут быть разные.

Античные философы Пифагор, Платон, Аристотель утвердили мнение о главенствующем положении мужчины и подчиненной роли женщины в эту эпоху. Так, в античной философии символами добродетели были движение, справедливость, власть, созидание, эти качества приписывались мужчинам, а женщинам – пассивность, ущербность, неполноценность, низменность. Правда, Платон был приверженцем равенства между мужчиной и женщиной, однако был благодарен богам за то, что создали его мужчиной, а не женщиной, свободным, а не рабом.[6] Таким образом, в классической античной философии главенствовали мужские качества.

В средневековых воззрениях фиксируется строгая соподчинённость в отношениях между полами. И подтверждением этому, во многих источниках, является библейская история: Бог именно мужчину создал по своему образу и подобию, а уже из его ребра он создал женщину, а не наоборот. Здесь же говорится о первородном грехе, виновницей которого была Ева – женщина.

Так же и в литературных памятниках средневековья в центре был мужчина, а куртуазная литература подчёркивала его активность по отношению к пассивной женщине, раскрывая образ завоевателя и покорителя. Куртуазная любовь была знаком престижа и высокого социального статуса в мужском обществе.

Эпоха Средневековья предложила вполне определённые образы мужчины. В это время обнаруживается сходство в образах русских богатырей и европейских рыцарей с их идеалами, верой, отношением к женщинам, защите слабых. Это образы идеального воина, который бескорыстно борется с несправедливостью. Однако культ прекрасной дамы часто не соответствовал реальным событиям – он был направлен на мистические устремления, когда в повседневности преобладали патриархальные отношения.

В Новое время тенденция патриархальной теории мужчины сохранялась. Например, Френсис Бэкон считал, что женщинам не место в образовании, что женщину надо покорять и осваивать. Он писал: «…Познающий субъект - мужчина - имеет доминирующее положение в обществе, ибо знание – сила. Женщины знанием не обладают и потому слабы».[7]

Исследования о мужчинах представляют собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, определяющих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола.

Стереотипы женствености и мужественности не просто формируют людей – они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое. В традиционном обществе не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека.[8]

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. По мнению З. Фрейда – женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Идеи З. Фрейда получили своё дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (Х. Когут, О. Кернберг).

Я. Йорстад в своих работах разделяет явления нормального и патологического нарциссизма.

В рамках когнитивизма известны 3 концепции:

1. «информационной обработки человека» Д. Гамильтона;

2. «теория схемы» С. Тэйлор и Дж. Крокера;

3. теория гендерной схемы С. Бэм

Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремиться упорядочить своё знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется 3 типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребёнок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Понятие андрогинности проблематично с точки зрения гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность и маскулинность существуют внутри человека, что они – независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты.

Все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин в 1910-20 гг. подводились под рубрику «психологии пола», при этом пол часто отождествлялся с сексуальностью. В 1930–60е гг. «психологию пола» сменила «психология половых различий», которые уже не сводились к сексуальности, но в большей степени считались заданными природой. В конце 1970–х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким – «различия, связанные с полом». В 80–х годах их стали называть «гендерными различиями», которые могут вообще не иметь биологической подосновы.

Понятие «мужественности», существовало задолго до 70–х гг. прошлого века. Ранее считалось, что мужественность, принадлежность к мужскому, – это нечто противоположное женственности. В 80–х гг. ХХ века определение мужской сущности предстало уже не как данность, а как задача, которую необходимо решить. Характер мужественности был поставлен под вопрос, а специалисты, занимающиеся изучением мужчин, пришли к выводу о необходимости отказаться от единого понятия мужественности. К факторам мужской дифференциации стали относить классовую и расовую принадлежность, возраст, те или иные сексуальные склонности, поскольку перечисленные факторы во многом определяют особенности поведения мужчин.

Соответственно менялись и представления о мужчинах. В ХIХ в. «мужские» (маскулинные) и «женские» (феминные) черты и свойства считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, всякое отступление от них воспринималось как патология или шаг в этом направлении. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств.

Ученые пришли к выводу, что мужские черты и связанные с ними социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Отсюда – перенос внимания с индивидуальных черт на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.

Большинство современных исследований о мужчине являются «этнографическими», они описывают и анализируют положение мужчин и особенности мужского самосознания не вообще, а в определенной конкретной стране, общине, социальной среде, культурном контексте. Поскольку мужчины и характерные для них стили жизни, неоднородны, многомерны и множественны, стереотип «идеального мужчины» имеет смысл только в определенной системе взаимосвязанных социальных представлений.

Экономическая ситуация, характерная для последних десятилетий Советского Союза не способствовала поддержанию статуса мужчины как кормильца и главы семьи, женщины наравне с мужчинами вносили вклад в семейный бюджет. Неспособность мужчин выполнять социально предписываемые и поощряемые мужские роли, развившаяся в кризис мужского статуса, привел к такому явлению, как «кризис маскулинности». Примечательно, что первоначально под термином «кризис маскулинности» подразумевалось «бедственное» положение здоровья мужчин. Дискуссия о кризисе маскулинности началась в 1970 г. в статье советского демографа Б.Ц. Урланиса в «Литературной газете» и продолжалась на протяжении 1970-80-х гг.[9] К числу социальных последствий кризиса маскулинности были отнесены «кризис семейных отношений, показателем которого был рост числа разводов; психологические и социальные перегрузки, характерные для женщин, воспитывающих детей без отцов».[10] Результатом этого стало развития образа сильной женщины, матери и жены, которой приходилось вести хозяйство и обеспечивать семью, и которая, соответственно, занимала доминирующее положение в семье. По поводу «кризиса маскулинности» возникают множество дискуссий. Е Здравомыслова и А. Темкина, анализируя данную проблему, связывают ее с давлением публичной сферы, предписывающей мужчинам жесткое исполнение некоторого набора ролей.

По мнению Е.А. Здравомысловой, «в позднесоветском дискурсе «кризис маскулинности» – это метафора, за которой скрывается признание социальной болезни общества. Невозможность исполнения традиционных мужских ролей, связанная с ограничениями либеральных прав (собственности, политических свобод, свободы совести), имплицитно считается причиной разрушения истиной мужественности».[11]

Е.А. Здравомыслова считает, что последствия кризиса маскулинности развиваются в двух направлениях:

1) экономические последствия;

2) социальные последствия.

«В качестве экономических последствий называлось, в частности, неэффективное использование мужской рабочей силы. К числу социальных последствий были отнесены кризис семейных отношений, показателем которого был рост числа разводов».[12]

На Украине гендерную проблематику разрабатывает И.А. Жеребкина. Она занимается изучением гендерных аспектов экономического поведения на рынке труда. Так же И.А. Жеребкина развивает рефлексию женского, через отличие от мужского, в своей работе, посвященной репрезентации женского образа в русской литературе. Она показывает, что в русской литературе женское проявляется через понятие страсти. Сексуальный для русской культуры синонимичен слову страстный. Различие женского и мужского проводится через рассмотрение форм обуздания этой страсти. Автор показывает, что женская страсть проявляется репрессированной сексуальностью, или в подавленном желании, а мужская в стремлении к наслаждению.[13]

В рамках социологии личности большое внимание социополовым аспектам отводит И.С. Кон, впоследствии посвятивший много работ этнокультурным аспектам пола, социализации мальчиков и девочек, а также социальным проблемам сексуальности.[14]

И.С. Кон делает попытку увязать биосоциальные проблемы пола и изучает социальные аспекты сексуального поведения.[15]

По мнению И.С. Кона, «под мужскими исследованиями обычно понимают предметную область знания, охватывающую все то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела, мужское здоровье и т.п. Этот мужской аналог феминологии можно было бы назвать социальной андрологией. Маскулинность же чаще трактуется как особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определенном социуме и изменяется вместе с ним».[16] Происходит одностороннее развитие гендерных исследований только в русле феминистских исследований, и эта односторонность существенно понизила статус мужчин в обществе, вызвала негативную реакцию с их стороны. В результате этого возник вопрос о социальной и половой роли мужчины в обществе и о трансформации образа мужчины.

И.С. Кон также занимался исследованиями «мужской телесности». Культ здорового мужского тела существовал с древнейших времен. В античном мире спорту как средству воспитания молодого гражданина и воина придавали первостепенное значение. Образ обнаженного атлета стал доминирующим в скульптуре, породив даже особое понятие «героической наготы».[17] В античности мужское тело было предметом культа и поклонения. Изображения атлетов с маскулинными фигурами (широкие плечи, узкие бедра, рельефная мускулатура) указывали на развитие физической культуры и атлетизма. В средневековье же было наложено табу на различные проявления телесности. В эпоху Возрождения был возврат к культу обнаженного тела, классицизм создал образы героического мужского тела, романтизм сделал мужское тело не только красивым, но также нежным и чувствительным. В эпоху реализма и классицизма создавались образы мужчин в реальных жизненных условиях.[18]

В современном обществе, по мнению Е. Барабан, вопрос телесности и стройности у мужчин отступает на второй план. «…общество относится с гораздо большим терпением к избыточному весу у мужчин, чем у женщин. Поэтому мужчина и женщина с одинаковым количеством лишних килограммов воспринимаются по–разному. Если для женщины десять лишних килограммов представляются катастрофой, то десять лишних килограммов у мужчины становятся невидимыми, не замечаются или же воспринимаются как небольшой недостаток».[19] На самом же деле лишний вес очень негативно сказывается на психологическом состоянии мужчин в связи с тем, что в СМИ, в рекламных роликах, художественных фильмах активно пропагандируется образ стройного, мускулистого мужчины с голливудской улыбкой. Именно такой образ и считается идеалом, предметом для подражания и восхищения, т.е. нормой, а любые отклонения считаются девиантными и аномальными.

Исследованиями мужской гендерной роли в западной социологии занимались Д. Гилмор, И. Кон, Ш. Берн и др.

Под гендерной ролью принято понимать один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин.[20]

Мужские гендерные роли мальчики усваивают в процессе социализации. По мнению И.С. Кона, «мальчики становятся тем, что они есть, не столько в результате прямого научения со стороны взрослых, сколько в результате взаимодействия с себе подобными, в рамках однополых мальчиковых групп, где неизбежно множество индивидуальных и межгрупповых вариаций.[21]

В современной российской культуре от мужчины ждут активности, нацеленности вовне, силы, авторитарности. Хотя мужчина традиционно считается добытчиком и главой семьи, все же его основная деятельность проходит вне дома. Именно вне дома мужчина пытается реализовать свою мужественность, потому что он понимает, что это обязательное и неотъемлемое качество каждого мужчины.

Д. Гилмор писал, что «вместо того, чтобы позволить свободно отыграть половые роли и гендерные идеалы, большинство обществ тяготеют к тому, чтобы преувеличивать, излишне подчеркивать биологические потенциалы посредством четкого разграничения сексуальных ролей и посредством определения правильного поведения для мужчин и женщин как противоположностей или взаимодополняющих членов пары. Вопрос о непрерывностях в представлении гендера должен быть рассмотрен даже вне вопроса о генетической предрасположенности, а именно – в контексте рассмотрения культурных норм и моральных предписаний».[22]

Ш. Берн выявила основные нормы мужской роли. Мужские гендерные роли, по ее мнению, связаны с некоторыми факторами, во–первых, «… с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости. Третий фактор – это ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности)».[23]

Большой вклад в развитие теории гендерных отношений был внесен американским антропологом М. Мид. В своей известной работе «Культура и мир детства» она достаточно основательно проанализировала такое социальное явление, как отцовство у различных народов. В главе «Отцовство у человека – социальное изобретение» она пишет: «Если мы рассмотрим все известные человеческие общества, мы повсюду найдем какую–то форму семьи, некоторый набор постоянных правил, побуждающих мужчин помогать женщинам заботиться о детях, пока те малы. Специфически человеческая черта семьи состоит не в том, что мужчина защищает женщин и детей, – это есть и у приматов. Она заключается и не в гордой власти самца над самками, за благосклонность которых он соревнуется с другими самцами… Отличительная черта самца человека – повсюду помогать добывать пищу женщинам и детям… Мужчина – наследник традиций – должен обеспечивать женщин и детей».[24] По мнению М. Мид, этот принцип должен сохраняться повсюду и в любых культурах. Сдвиги в исследованиях идеала мужчины происходили параллельно в антропологии и в социологии. Историко-этнографическое изучение мужчин связывают, прежде всего, с работами Маргарет Мид, которая обнаружила, что даже близкие по уровню социально–экономического развития первобытные племена могут иметь разные каноны идеала мужчины, например, рядом с воинственными, агрессивными мундугуморами живут спокойные и миролюбивые арапеши. На первый план выходит не биология, а культура и воспитание.

Согласно теории о мужчинах австралийского социолога Р. Коннелла, в любом мужском сообществе существует не один, а несколько типов идеального мужчины, на вершине этой иерархии обычно стоит тип личности, для которой характерны утверждение мужской власти над женщинами и подчиненными мужчинами, культ физической силы, склонность к насилию, эмоциональная невыразительность и высокая соревновательность.[25]

«Воля к знанию» М. Фуко, задуманная как один из томов, посвященных истории сексуальности, показавшая, как социальное доминирует над биологическим даже в такой «природно обусловленной» сфере как отношения полов. М. Фуко показал, что уже в древности сексуальная мораль – это мораль мужчин: «мораль продуманная, написанная и преподаваемая мужчинами и к мужчинам обращенная».[26] Феминисты выдвинули тезис о господстве в обществе патриархата и о том, что все тексты и дискурсивные практики навязывают индивидам именно патриархальные, т. е. мужские, ценности.

Исследования идеального мужчины проводятся во всём мире. Рассмотрим некоторые из них.

ВЦИОМ под руководством Ю. Левады задал мужчинам и женщинам один и тот же вопрос – что они больше всего ценят в мужчинах. Социологи предложили несколько ответов, сознательно исключив из них все «материальное». Ответы были сформулированы так, что респондент, выбирая тот или иной вариант, мог иметь в виду обычные отношения, а мог – романтические.

Выяснилось, что среднестатистические россиянин и россиянка ценят в мужчинах одно и то же. На первое место все они ставят ум, на второе – порядочность, потом хозяйственность. Внешняя привлекательность заняла только 9-е место, а сексапильность и вовсе 12-е. Что удивительно, эту сексапильность отметили три процента мужчин и лишь один процент женщин.

На самом деле картина очень меняется в зависимости от возраста респондента. Барышни, которым от 18 до 24, на первое место поставили как раз сексапильность, на второе – внешность, на третье – темперамент, а ум, порядочность и хозяйственность у них в конце списка. Потом внешность отходит на второй план. Женщины постарше больше ценят порядочность, ум и верность. Мужчины тоже.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 февраля 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица 1

Что Вы больше всего цените в мужчинах? (До пяти ответов)

  2001 г. 2008 г.
Всего опрошенных Всего опрошенных Пол
Мужчины Женщины
Порядочность        
Ум        
Хозяйственность        
Верность        
Заботливость        
Умение сопротивляться невзгодам        
Независимость        
Способность сопереживать        
Темперамент        
Легкий характер        
Сексапильность        
Затрудняюсь ответить        

Источник: ВЦИОМ.[27]

Институт изучения общественного мнения «Ipsos» провел исследование под названием «Секс и современный мужчина» с участием 8500 представителей сильного пола в возрасте 18-75 лет из 9 стран мира. В опросе приняли участие мужчины из Франции, Германии, Испании, Швеции и Великобритании, Бразилии, Канады и Мексики, Италии.

По результатам опроса был составлен портрет идеального мужчины.

Он – совсем не итальянский мачо, а vitalsexual. Очень жизнелюбивый, сексуальный, страстный, но в то же время нежный, чувственный, практичный реалист. У него тоже есть проблемы и слабости. Он внимателен к чувствам и потребностям возлюбленной, но все же допускает, что может устать от семейной жизни.

Согласно данным того же исследования, больше всего таких мужчин живет в Бразилии. Там 63% сильного пола оказались представителями vitalsexual. Второе место заняла Италия (55%).

А вот французы и англичане значительно далеки от мужского идеала. Каждый 5-ый француз придает мало значения сексу, в Италии таких всего 4%. 96% итальянцев считают секс наиважнейшей частью жизни. Во Франции и Великобритании этот показатель самый низкий - 77%.

Все специалисты сходятся в одном – красота мужчины заключается в ее соответствии его основному предназначению. Именно для выполнения своего предназначения – производства здорового потомства, строительства надежного «очага» и защиты семьи – мужчина по сравнению с женщиной издревле наделен большими «габаритами» и большей физической силой. Эта формула автоматически подразумевает наличие стальных мускулов и отсутствие живота.

При этом, как выяснили ученые из университета Сент Эндрюс в Дурхэме, опросив 400 человек, в поисках идеального партнера женщины вместо брутальных мачо выбирают мужчин с более «женственными чертами». Согласно исследованию, мужчины с развитой мускулатурой, накачанным прессом, большим носом и маленькими глазами кажутся женщинам потенциально плохими отцами.

В то же время, обладатели полных губ и больших глаз имеют у них большие преимущества. Кроме того, женщины предпочитают мужчин более зрелого возраста.

По словам одного из авторов исследования, профессора Дэвида Перрета, преодолеть «негативное впечатление» от больших мускулов и сделать мужчину более привлекательным может здоровый цвет лица.

Биолог Тони Литл из Университета Ливерпуля считает: «Мужественность человеческого лица связана с уровнем тестостерона, а это указывает на хорошую генетическую наследственность. В то же время, мужчины с женственными лицами ассоциируются у женщин с заботой и стабильностью».

Вместе с тем, согласно исследованию ученых из Франкфурта и Кембриджа, женщины обращают особое внимание на скулы мужчин, считая рельефные, выдающиеся скулы более привлекательными.

Исследователи из университета Торонто установили, что мужчин всех национальностей подсознательно привлекают женщины со светлым цветом кожи, в то время как женщинам больше нравятся мужчины со смуглым цветом лица. По мнению ученых, мужчин неосознанно привлекает светлая кожа, поскольку она ассоциируется с невинностью, чистотой, скромностью, незащищенностью и добротой. А женщины связывают смуглый цвет лица с сексуальностью, загадочностью, опасностью, мужественностью и, кстати, преступными наклонностями.

Более того, многие исследования показывают, что женщины предпочитают брюнетов. Согласно опросу британских ученых, 52% женщин считают, что темноволосые мужчины выглядят более выигрышно по сравнению со своими светловолосыми собратьями, 18% женщин сходят с ума от бритоголовых или от природы лысых мужчин. Седым мужчинам достались 13% женских голосов, на долю же блондинов и рыжеволосых красавцев выпало лишь 7%.

Согласно другому исследованию, брюнетам отдают предпочтение 37% женщин, 29% представительниц слабого пола больше любят шатенов, 16% – блондинов, а рыжих – всего 2%.

Что касается всего остального, то, по некоторым данным статистики, около 30% девушек обращают внимание на ослепительную голливудскую улыбку мужчины. Для сравнения – мускулистая мужская грудь привлекает 9% женских взглядов, длинные ноги – 8%, красивые руки – 7%.[28]

Несмотря на то что, согласно опросам, мускулатура для большинства женщин не является обязательной составляющей идеального мужского образа, крупногабаритные мужские формы для дам все же предпочтительней. При этом замечено: чем миниатюрней женщина, тем более крупного мужчину она выбирает.

Помимо внешних данных, мужчина как строитель домашнего «очага» и его защитник должен быть наделен хорошими логическими способностями, позволяющими ему находить быстрые и правильные решения. Кстати, острый ум и чувство юмора – это те мужские качества, которые больше всего ценят женщины. Согласно исследованию известного британского психолога Тони Бузана список тех мужских качеств, которые больше всего нравятся женщинам, выглядит так:

1. Острый ум и чувство юмора

2. Уверенность в себе

3. Красивые глаза, зубы и запах

4. Волосы на груди

5. Способность понимать и быть хорошим собеседником

6. Доброту

7. Сильные плечи и руки

8. Чуткость

9. Интеллигентность и консервативность

10. Способность встречать трудности и опасности с улыбкой

11. Духовность

12. Способность и умение делать комплименты

13. Глубокий и сексуальный голос

14. Волосы

Любопытные данные предоставили ученые из университета Нью-Джерси. Американские исследователи выяснили, что женщинам подсознательно больше нравятся хорошо танцующие мужчины.[29]

Профессор Н. Браун, руководящий исследованием, записал на видео танец 183 ямайских мужчин, и замерил симметричность тела каждого из них. После чего запись была показана женщинам. В большинстве случаев те давали наивысшую оценку танцам мужчин с самыми симметричными телами. Эти факты подтверждают предположение о том, что танец является для живых существ способом показать качество своих генов, высказанное еще Чарльзом Дарвином.

Кроме того, современные женщины, согласно последним исследованиям в области сексологии, «холеным богатеям» предпочитают «суровых рабочих». Почти 65% опрошенных представительниц слабого пола заявили, что скорее завели бы роман с «рукастым» мужчиной – садовником или рабочим, чем с богатым адвокатом. К тому же три четверти женщин признались, что их больше привлекают мужчины, зарабатывающие физическим трудом, а не интеллектуальным.

Согласно результатам этого опроса, с точки зрения женщин самые сексуальные мужчины работают пожарными, врачами и полицейскими. И, кстати, практически все опрошенные признали, что готовы бросить мужчину, если он не сможет выполнить простейшую работу по дому: привинтить полочку, вбить гвоздь или починить протекающий кран.

Также примечательно, что большинству женщин нравятся несвободные мужчины. Специалисты из Шотландии провели исследования, согласно которому при наличии соперницы мужчина в глазах женщины становится более привлекательным. По словам ученых, 30 секунд интереса к мужчине со стороны одной женщины достаточно для того, чтобы вызвать симпатию к нему у другой.[30]

Специалисты одной из западных интернет-компаний в ходе опроса выяснили, что привлекательность мужчины напрямую зависит от того, какой у него автомобиль. 65% опрошенных женщин считают, что красивый мужчина выглядит еще более сексуально за рулем спортивного автомобиля. 51% заявили, что «среднестатистический» мужчина тоже смотрится лучше в спортивном авто, а не в обычном хэтчбеке. А еще 24% ответивших уверены, что даже некрасивый мужчина покажется им принцем, если будет улыбаться из окна модной спортивной машины. В наибольшей степени повышают имидж мужчины, по мнению опрошенной женской аудитории, спортивное купе Audi TT, Aston Martin и Lotus Elise.[31]

Социолог Жанна Чернова (Европейский университет в Санкт-Петербурге), исследовав мужские журналы на предмет поиска идеала, создала обобщенный портрет идеального «глянцевого» мужчины. Это успешный карьерист с высоким социально-профессиональным статусом, «упакованный» во все дорогое и модное.

Профессия у него какая-нибудь «истинно мужская»: учитель математики, участковый доктор или даже бухгалтер вряд ли попадет в список. Если товарищ не имеет высокой должности, то, значит, он скромно делает свое обычное мужское дело. В доме он хозяин, сексуальные возможности его безграничны. Женщины для него – объекты желания и наслаждения, в большинстве легко достижимые. Такие понятия, как доброта, честность или, скажем, терпимость, в список его добродетелей не входят. Даже «настоящая мужская красота» – не главное. Главное – успех. Заметим, что глянцевые журналы обычно пишут то, чего ждет читатель. То есть это некий отклик на народные чаяния. А чаяния эти вот какие. Социолог Елена Мещеркина опросила российских предпринимателей и пришла к выводу, что для них самое дорогое – именно профессиональный успех, высокий социальный статус, признание, исполнение роли кормильца. Совпадает. То ли очень внимательно читают, то ли «глянец» очень чутко улавливает тенденции.

Обложившись журналами, социолог Чернова выделила четыре основные модели «идеального» мужского поведения: «технократ», «мастер», «компьютерщик» и «бизнесмен». У каждого из них свой стиль и своя линия поведения.

«Технократ». К «технократам» относятся управленцы-чиновники, представители большого бизнеса, высшие офицеры. «Технократам» обычно от 45 до 50 лет, и они, что называется, выслужились из нижних чинов – прошли по карьерной лестнице от и до. Какой-нибудь мужественный генерал, глава государственного концерна, директор института. В интервью непременно возникнет «дело всей жизни», которому товарищ подчинил прочие свои интересы, служба на благо Отечества. Очень уместна крепкая традиционная семья, где «технократ» – царь и бог.

«Мастер». «Мастера» - это все гуманитарии, ученые, люди искусства. Уникальные и незаменимые личности, гении-одиночки. «Мастерам» от 30, и карьера в отличие от последовательных «технократов» совсем другая, артистическая, со взлетами и падениями. В отличие от «технократов», которые целиком люди системы, «мастера» – вольные птицы. Облик у «мастера» обычно нестандартный – издалека должно быть видно, что человек не у станка стоит, а создает произведения.

«Компьютерщик». Высокие технологии, и этим все сказано. Творец виртуальных миров, почти художник, практически «мастер», широко признанный в узкой профессиональной группе.

«Бизнесмен». В советское время был инженером на 150 рублях, сейчас руководит чем-нибудь промышленным. Всем своим видом показывает, как он солиден. Говорит все больше о «своем деле». Семья тоже демонстрирует солидность и респектабельность отца и мужа. Атрибуты – одежда и аксессуары знаменитых западных марок; дорогая недвижимость. Дополнительно – «правильный» досуг. Пиво с друзьями, баня или рыбалка – это не подходит. Гольф, теннис, горные лыжи; путешествия, охота, коллекционирование чего-нибудь «элитного» – то, что надо.

Очень любит «глянец» намекнуть на богатый внутренний мир своего персонажа, не очень, впрочем, туда углубляясь. Подробнее упоминается о его часах, костюмах и машинах.

Но у женщин в отличие от издателей «глянца» представления об идеальном мужчине несколько иные.

Социолог Ирина Тартаковская (Институт сравнительных исследований трудовых отношений) говорит, что сегодняшний идеал российских женщин – мужчина-кормилец. О нем мечтают во всех слоях общества. Прочие параметры могут меняться в зависимости от того, к какой страте принадлежит мечтательница, а представление о кормильце объединяет всех женщин – от воспитанной на «глянце» московской студентки до пожилой укладчицы шпал где-нибудь за Уралом. Каким способом будут добыты деньги – не столь важно.

Откуда вообще берется идеал маскулинности, то есть представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина»? Государство при помощи идеологии лепит из мальчиков то, что ему нужно. Нужны солдаты, готовые выполнять приказы без особой рефлексии, – и появятся фильмы, в которых мужчины делают не что им хочется и не о чем жена просит, а что Родина прикажет. Сегодня идеал летчика, моряка, представителя каких-нибудь еще героических мужских профессий, которому по должности положено думать о Родине больше, чем о семье, остался в советском прошлом. Может, потому, что государство в этом смысле пустило все на самотек. Правда, в последнее время, как отмечает г-жа Тартаковская, на экране появились образы смелых оперов и героических спецназовцев. «Конечно, их заказывает не государство, говорит она, но все-таки оно каким-то образом на это влияет». [32]

Есть старые, проверенные столетиями стереотипы, передаваемые от поколения поколению, представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина». В нашей стране они такие же, как и во всем мире – патриархатные. Что подразумевает мужа, как главу семьи и возлагает на него всю ответственность. Но и властью в семье наделяется именно мужчина.

СМИ формируют у граждан жизненные цели посредством фильмов или рекламы. Женщины смотрят иностранные сериалы и, конечно же, им уже не хочется готовить и стирать, а также выполнять другие традиционно женские домашние обязанности. Голливуд велит своим доверчивым поклонницам обзавестись мужем, который обеспечит соответствующие условия. И они хотят жить богато и заниматься собой. Чего и требуют от своих мужчин.

Если послушать наших женщин, то они рисуют совершенно патриархатную картину, а на деле все иначе. Они очень самостоятельны и большую часть семейных решений принимают сами.

Непонятно, почему российским женщинам не пришлась по вкусу другая картина из американской жизни: преуспевающая профессионалка, всего добившаяся сама. Казалось бы, именно это нам должно быть ближе. Но видимо желание встретить принца, который их обеспечит всем и будет возить на белом коне все же тяготит женщин на подсознательном уровне.

К тому же у нас женщине не надо требовать, чтобы ей дали поработать, как западным женщинам в 50-е годы. Они работают и работа играет в их жизни важную роль и отказываться от нее женщины не станут.

Мир явно становится все более многоцветным. Индивидуализация и плюрализация социального бытия влечет за собой неизбежность признания не только разных типов маскулинности/фемининности, но и таких индивидуальных стилей жизни, которые вообще не вписываются в эту дихотомию.

Таким образом можно выделить следующие этапы исследований идеала мужчины. В эпоху античности, средневековья и нового времени мужчина изучался в контексте гендерного доминирования и лишь в начале ХХ века исследования феномена идеала мужчины стали рассматриваться в различных научно-парадигмальных теориях. В теоретико – методологической части мы рассматривали уровни социального знания по вопросам идеала. На макроуровене мы рассмотрели в контексте интерпретивной парадигмы. На среднем уровене в контексте гендерной социологии. И на микроуровене в контексте теории маскулинности. И выделили ряд значимых подходов таких как: биологический, психоаналитический, социально-психологический, постмодернистский. Мы акцентируем внимание на интерпретативной парадигме в рамках которой и проводилась эмпирическая часть исследования. Основанная на применение метода анкетирования.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 689. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия