Студопедия — Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. Проследив главные линии эволюции души на пути перевоплощения, мы можем теперь перейти к изучению великого закона причинности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. Проследив главные линии эволюции души на пути перевоплощения, мы можем теперь перейти к изучению великого закона причинности

Проследив главные линии эволюции души на пути перевоплощения, мы можем теперь перейти к изучению великого закона причинности, который управляет новыми рождениями - закона, именуемого кармой. Карма - санскритское слово, означающее буквально действие; так как все действия лишь последствия, вытекающие из предыдущих причин, и каждое последствие, в свою очередь, становится причиной будущих действий, - то идея причинности составляет существенную часть всякого представления о деятельности; вот почему слово "карма", или деятельность, употребляется для обозначения непрерывно связанной цепи причин и последствий, из которых состоит всякая человеческая деятельность. Отсюда выражение: "это моя карма" или: "это событие - последствие моего же действия в прошлом" и т. д. Обособленной жизни нет; каждая жизнь есть дитя предыдущих жизней и мать всех последующих, в той Совокупности жизней, которая составляет всю непрерывность существования индивидуума. "Случайности" нет в мире; всё происходящее связано с предыдущей причиной или с последующим результатом; все мысли и поступки - в причинной связи с прошлым, и они необходимо повлияют и на будущее.
Так как наше неведение затемняет наше зрение одинаково как относительно прошлого, так и относительно будущего, события кажутся нам как бы появляющимися из пустоты, как бы случайными, но это - такая же иллюзия, и происходит она от недостатка нашего ведения. Как дикарь, незнакомый с законами физической вселенной, считает физические явления беспричинными, а результаты неизвестных ему явлений - чудесами, так и люди, незнакомые с нравственными и духовными законами, не видят, из каких причин исходят жизненные события, а результат неизвестных им духовных законов считают хорошей или дурной судьбой.
Когда идея нерушимого и неизменного закона во всех тех случаях, где прежде мысль предполагала одну случайность, озаряет наш ум, в душе нашей появляется чувство беспомощности, почти оцепенения. Человеку кажется, что он захвачен в тиски железной необходимости, и мусульманский фатализм кажется единственным возможным выражением этого нового миросозерцания. Но совершенно так же почувствует себя и дикарь, когда идея физической закономерности впервые возникает перед его смятенным умом, когда он убеждается, что каждое движение его тела и каждое явление природы выполняется по неизменным законам. И он только постепенно начинает узнавать, что естественные законы устанавливают лишь условия для деятельности, самую же деятельность они не предписывают; что человек всегда остаётся свободным внутри себя, внешние же его деятельности бывают ограничены условиями той среды, в которой они происходят. Далее он узнаёт, что условия эти побеждают его и задерживают его усилия только до тех пор, пока он не знает их или пока борется с ними; но как только он начинает их понимать, как только он узнаёт их направление и в состоянии рассчитать их силы, они немедленно делаются его слугами и помощниками.
Знание в физической сфере и возможно только потому, что её законы нерушимы и неизменны. Если бы не было естественных законов, не могло бы быть и знания. Каждый исследователь делает известное число опытов, и из результатов этих опытов он познаёт, как действует природа; узнав её действия, он может уже с уверенностью добиваться определённого результата, и если результат этот не получается, - наверно, или пропущено какое-либо необходимое условие, или же расчёт был неверен. Тогда исследователь проверяет свои знания, просматривает свои методы и расчёты со спокойной уверенностью, что, если вопрос его будет поставлен правильно, природа ответит ему с неизменной точностью. Водород и кислород не дадут ему сегодня воду, а завтра синильную кислоту; огонь не будет сегодня жечь, а завтра замораживать; если вода является сегодня жидкостью, а завтра твёрдым телом - это потому, что окружающие условия изменились, и стоит лишь восстановить прежние условия, как неминуемо появится и прежний результат.
Каждое новое сведение относительно законов природы не будет новым ограничением, но новой силой; ибо все энергии природы становятся силами в руках человека, когда он знает, как применять их. Отсюда изречение: "Знание есть сила". Ибо в полном соответствии со знаниями человека будет и его господство над силами природы; выбирая те из них, которые нужны для его работы, уничтожая одну энергию противоположной энергией, он может заранее рассчитать результаты и вызвать именно то явление, которое желательно для него.
Понимая силы природы и производя с их помощью различные действия, человек может вызвать совершенно определённые результаты и, таким образом, самую непреклонность природы, которая с первого взгляда кажется парализующей человеческую деятельность, он может использовать для создания бесконечного разнообразия результатов. Неизменность каждой отдельной силы природы и делает возможным разнообразие в комбинированиях её различных сил. Ибо из разнообразных сил, двигающихся по всевозможным направлениям и поддающихся верному расчёту, возможно скомбинировать подбор этих сил так, чтобы они непременно вызвали желаемый результат. Но не нужно забывать, что для подобного господства над природой необходимо знание. Невежественный человек идёт ощупью, беспомощно наталкиваясь на неизменные законы, и даром растрачивает свои усилия; тогда как знающий человек идёт уверенно вперёд, предвидя и согласуя то, к чему он стремится. И это происходит не потому, что он "счастливее", а потому, что он знает. Первый является игрушкой и рабом природы, увлекаемый в ту или другую сторону её силами; второй же становится её господином и пользуется её силами, чтобы двигаться в направлении, избранном его волею.
То, что верно относительно физических законов, так же верно и относительно законов нравственных и духовных. И здесь также несведущий человек - раб, а знающий человек - полный властитель. И здесь также нерушимость и неизменность, которые вначале казались парализующими, являются необходимым условием для верного успеха и для ясного предвидения своего будущего. Человек может сделаться господином своей судьбы только потому, что он живёт в мире, управляемом законом, где знание может дать человеку проникновение в деятельности своей души и силу направлять своё будущее, строить и личный свой характер, и будущие условия своей жизни. И тогда знание кармы, которое грозило обессилить человека, становится для него силой, поддерживающей, поднимающей и вдохновляющей.
Следовательно, карма есть закон причинности, закон причин и последствий. Этот закон был ясно установлен христианским Посвящённым, св. Павлом: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнёт". Человек посылает беспрестанно силы во все сферы, в которых он действует: эти силы - по качеству и количеству - последствия его прежней деятельности, и они же являются причинами, которые он вносит в каждый из обитаемых им миров; причины эти приносят определённые последствия, касающиеся как его самого, так и других, и так как они исходят из него, как из центра, по всем направлениям его поля деятельности, - то он и отвечает за все истекающие из них последствия. Как магнит имеет своё "поле притяжения", площадь, в пределах которой действуют все его силы - то меньше, то больше, соответственно их энергии, - так и у человека есть своё "поле влияния", внутри которого проявляются все его силы; и силы эти действуют по кривым, возвращаясь назад к своему отправителю, к центру, из которого они изошли.
Так как предмет этот весьма сложен, мы разделим его и будем изучать каждый отдел по очереди.
Три вида энергии высылаются человеком в его обыденной жизни, и эти энергии принадлежат трём мирам, с которыми человек соприкасается; его умственные энергии принадлежат ментальному миру и вызывают причины, которые мы называем мыслями;
его энергии страстей принадлежат астральной сфере и вызывают то, что мы называем желаниями; его физические энергии, действуя в физической сфере, производят причины, которые мы называем поступками. Необходимо изучить каждую из этих энергий в её воздействиях и понять, какого рода последствия вызываются каждой из них: иначе мы не будем в состоянии проследить ту роль, которую эти различные энергии играют в сложных и поразительных комбинациях, создаваемых нами и составляющих в своей совокупности "нашу карму". Когда человек, подвигающийся вперёд быстрее, чем остальные люди, приобретает способность действовать на высших ступенях сознания, он становится центром высших сил, но для нашей цели лучше оставить эту ступень без рассмотрения и ограничиться обыкновенным человечеством, которое проходит через циклы перевоплощения в трёх мирах.
Изучая эти три вида энергии, мы должны различать их действия на самого человека, создающего их, и действия их на другие существ, соприкасающиеся с полем его влияния. Неясность в этом вопросе может вызвать всевозможные недоразумения.
Кроме того, мы должны помнить, что каждая сила действует в своей собственной сфере, отражаясь в следующей низшей сфере пропорционально своей напряжённости. Сфера, в которой сила эта возникла, придаёт ей свой определённый характер, отражение же её на низшей ступени вызывает вибрации в более тонких или в более грубых веществах этого низшего мира, смотря по свойствам вызвавшей эти вибрации силы.
Мотив, который вызывает деятельность, определяет и сферу (физическую, астральную, умственную), к которой сила эта принадлежит.
Далее, следует различать созревшую карму, готовую уже проявиться как неизбежное событие в настоящей жизни; карму характера, проявляющуюся в наклонностях, которые не что иное, как накопленный запас опыта, способный быть изменённым в настоящем воплощении той же самой силой (Ego), которая в прошлом создала его; и, наконец, карму, действующую в настоящем и создающую условия будущего существования и будущего характера.
Кроме того, нужно помнить, что, когда человек создаёт свою индивидуальную карму, он связывает себя при этом с другими людьми, становясь таким образом членом различных групп: семейной, национальной, расовой, и как член этих групп он участвует в коллективной карме каждой из них.
Из всего сказанного ясно, что изучение кармы чрезвычайно сложно; и всё же, схватив главные основы её действия, как они изложены выше, можно получить правильную идею об её общем направлении, подробности же могут выясниться постепенно, при изучении отдельных случаев.
Но прежде всего не следует забывать, что человек сам делает свою карму, создавая одинаково как свои способности, так и свои ограничения; и что, действуя этими, созданными им же самим способностями и сталкиваясь с вызванными им же самим ограничениями, он всё же остаётся самим собой, той же живой Душой, и в его власти - усилить или ослабить свои способности, расширить или сузить свои ограничения.
Цепи, связывающие его, скованы им самим, и он может либо распилить их, либо стянуть их ещё сильнее. Жилище, в котором он обитает, построено им самим, и он может или улучшить его, или повредить ему, или же перестроить его заново по воле своей. Мы работаем как бы в пластической глине и можем формовать её по нашему желанию. Но затем глина всё более затвердевает, сохраняя ту форму, которую мы придали ей. Одно из изречений Hitopadesha передаётся Эдвином Арнольдом следующим образом:
"Взирай! глина - высыхая - превращается в железо, но форму ей дал сам гончар;
Сегодня господином стала судьба, вчера же господином был человек".
Таким образом, мы все бываем господами нашего завтра, как бы мы ни были стеснены сегодня результатами нашего вчерашнего дня.
Теперь мы перейдём к упомянутым уже подразделениям и начнём изучать их по порядку, чтобы лучше понять идею кармы.
Три вида причин с их последствиями, действующими и на их создателя, и на тех, кто находится в сфере его влияния. Первый из этих видов состоит из наших мыслей. Мысль - наиболее могучий фактор в создании человеческой кармы, ибо энергии души (Ego) действуют в той ментальной субстанции, из тончайшего вида которой и образуется индивидуальный проводник мысли; но даже и наиболее грубые частицы этой субстанции отличаются способностью быстро отвечать на каждую вибрацию самосознания. Вибрации, которые мы называем мыслями, т. е. непосредственная деятельность самого Мыслителя, создают из ментальной субстанции определённые формы, или мыслеобразы, которые и дают соответствующие очертания его ментальному телу, как бы отливают его в определённую форму; каждая мысль видоизменяет ментальное тело, и умственные способности каждого последующего воплощения создаются мышлением предыдущих жизней.
У человека нет силы мысли, нет умственных способностей, которые он не создал бы себе сам терпеливым повторением процесса мышления; с другой стороны, ни один созданный им мыслеобраз не теряется, но сохраняется как материал для созидающей способности, а совокупность однородных мыслеобразов вносится в умственные способности, которые и становятся всё сильнее по мере создания новых мыслеобразов того же порядка. Познав этот закон, человек может постепенно создавать свой умственный строй по своему желанию, и он может делать это с такой же определённостью и уверенностью, с какой каменщик возводит из кирпичей новую стену. Смерть не останавливает его работы, но, освобождая его от бремени физического тела, облегчает процесс созидания из мыслеобразов определённого органа, который мы называем способностью; способность эту человек приносит с собой в своё ближайшее воплощение на Земле, причём мозг нового физического тела строится так, чтобы служить проводником для этой новой способности. Все умственные способности, вместе взятые, образуют ментальное тело для нового рождения на Земле, мозг и нервная система формуются так, чтобы это ментальное тело могло проявиться в физической среде.
Таким образом, мыслеобразы, созданные в одной жизни, в следующем воплощении появляются в виде умственных способностей. Вот почему и говорится в Упанишадах. "Человек - создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей".
Таков закон, и он передаёт построение нашего умственного характера всецело в наши руки; если мы строим хорошо, все преимущества от того достаются нам же; если мы строим дурно - теряем от этого опять-таки мы сами. Таким образом, умственный строй является примером индивидуальной кармы, действующей только на того индивидуума, который сам создал этот строй. Но тот же индивидуум действует своими мыслями одновременно и на других. Ибо те же мыслеобразы, которые образуют его собственное ментальное тело, порождают вибрации, воспроизводящие снова те же мыслеобразы во вторичных формах.
Последние бывают обыкновенно смешаны с желаниями, вследствие чего в их состав входит некоторое количество астральной материи; вот почему в ином месте эти вторичные мыслеобразы названы мной "астроментальными образами". Подобные мыслеобразы отделяются от своего создателя и ведут полунезависимую жизнь, продолжая сохранять с ним магнетическую связь. Они приходят в соприкосновение с другими людьми и таким путём, завязывая кармические связи между своим создателем и другими, влияют на подбор его будущей среды.
Так создаются связи, которые соединят нас с другими на добро или зло в наших будущих воплощениях; которые окружат нас родственниками, друзьями и врагами; которые привлекут на наш путь содействующих или препятствующих нашему развитию, любящих нас без всякой заслуги с нашей стороны и ненавидящих нас, хотя бы в этом воплощении мы не сделали ничего, что могло бы вызвать их ненависть. Вдумываясь в эти результаты, мы улавливаем закон огромной важности, по которому наши собственные мысли создают наш умственный и нравственный характер, и в то же время, действуя на других, они же определяют и товарищей нашего будущего воплощения.
Второй вид энергий, создающих нашу карму, состоит из наших - желаний, из наших влечений к объектам внешнего мира; а так как желания человека всегда соединены с элементом мысли, то мы можем и их включить в число "мыслеобразов", хотя они и выражаются по большей части через посредство астральной материи.
Их действие на своего создателя состоит в том, что они дают определённое очертание его астральному телу, порождают его посмертную судьбу в Камалоке и определяют свойства его астрального тела в следующем рождении. Когда желания человека исполнены животности, опьянения, жестокости и нечистоты, они становятся причинами заразных болезней и слабого нездорового мозга, дающего начало эпилепсии, каталепсии и всякого рода нервным заболеваниям, а также и физическому уродству всякого рода.
Животные аппетиты, ненормальные по характеру и силе, могут создать в астральном мире связи, которые на время прикуют Ego, облечённое в созданное этими аппетитами астральное тело, к астральным телам животных, которым такие влечения, собственно, и принадлежат; в других случаях звериная форма астрального тела оставляет свой отпечаток на физическом теле младенца во время утробной жизни и вызывает те страшные получеловеческие и полузвериные формы, которые изредка появляются среди людей.
Ввиду того, что желания являются исходящими энергиями, влекущими к определённым предметам, они притягивают человека неизбежно в ту среду, где желания эти могут быть удовлетворены. Желания земных вещей, привязывая душу к материальному миру, направляют её туда, где желаемое может быть легко добыто, и поэтому говорится, что "человек рождается сообразно своим желаниям". Желания принадлежат к числу причин, определяющих место нового рождения. Астроментальные образы, вызванные желаниями, действуют на других так же, как и наши мыслеобразы; следовательно, они связывают нас с другими душами, и нередко самыми сильными связями любви и ненависти, ибо на настоящей ступени человеческой эволюции желания обыкновенного человека сильнее и упорнее, чем его мысли. Вследствие этого они играют большую роль при определении человеческой среды его будущего воплощения и могут внести в его жизнь такие влияния и таких личностей, связь с которыми он совершенно не сознаёт. Представим себе, что человек, выбрасывая из себя мысль жестокой ненависти и мести, вызвал ею в другом человеке импульс, результатом которого оказалось убийство; создатель этой мысли связал себя кармически с тем, кто совершил преступление, хотя бы лично они никогда и не встречались в этой земной жизни; но зло, которое он таким образом причинил преступнику, помогая ему совершить убийство, вернётся к нему обратно в виде невзгоды, в которой преступник будет играть определённую роль. Многие неожиданные удары, кажущиеся незаслуженными, являются последствиями именно такой причины, и бессмертная душа получает при этом необходимый урок, тогда как низшее сознание страстно протестует против кажущейся несправедливости.
Ничто не может коснуться человека, чего бы он не заслужил сам, и недостаток памяти с его стороны не может воспрепятствовать выполнению закона. Таким образом, мы узнаём, что наши собственные желания действуют на нас самих, создают наше астральное тело, а через него влияют и на физическое тело нашего ближайшего воплощения; что они играют большую роль при определении места нашего рождения; и что их же влияние на других притягивает к нам участников наших будущих жизней.
Третий большой отдел энергий, проявляющихся в физической среде как поступки, вызывает большие кармические последствия благодаря их влиянию на других людей, но на внутреннюю суть человека они кладут лишь слабые следы.
Поступки человека - последствия его прежних мыслей и желаний, и карма, которую они собою представляют, погашается по большей части уже во время их совершения. На душу они действуют лишь косвенно, в том смысле, что вызывают в ней новые мысли, желания или эмоции, но сила, созидающая внутреннюю суть человека, заключается в этих последних, а не в самих поступках. Кроме того, если определённые поступки повторяются часто, они вызывают физическую привычку, которая ограничивает проявление Ego во внешнем мире; следует прибавить, что ограничение это уничтожается вместе с физическим телом и, таким образом, карма поступков - в своём влиянии на душу человека - ограничивается лишь одной текущей жизнью.
Но вопрос совершенно меняется, если мы начнём изучать влияние наших поступков на других, ту долю счастья или несчастья, которую они приносят им, и то действие, которое они оказывают на них в качестве дурного или хорошего примера. Этим влиянием на других поступки наши связывают нас с ними и, таким образом, являются третьим фактором, определяющим человеческую среду нашего будущего воплощения, что касается внешних условий нашего будущего, - поступки наши являются главнейшим фактором, определяющим эти условия.
Говоря вообще, благоприятные или неблагоприятные условия физической среды, в которой мы рождаемся, зависят от влияния наших поступков на благоденствие или несчастье окружавших нас в прежней нашей жизни людей. Физическое влияние наших земных деятельностей на других людей проявляется кармически в том, что мы получаем в будущем или хорошие, или дурные условия существования. Если человек содействовал физическому счастью других людей, жертвуя богатством, временем или трудом, такое содействие принесёт ему кармически внешние условия, ведущие к физическому благоденствию. Если же он содействовал физическому бедствию других людей, он кармически пожнёт такие бедственные условия, которые вызовут и для него физическое бедствие. Это происходит неизменно, какой бы мотив ни руководил действиями человека, и этот факт приводит нас к рассмотрению закона, по которому каждая сила действует в своей собственной сфере.
Если человек посеет счастье для других в физической сфере, он пожнёт благоприятные условия в этой же физической сфере, а какой у него при этом был мотив, это обстоятельство не будет иметь влияния. Человек может посеять пшеницу с намерением произвести спекуляцию, которая разорит его соседа, но его дурной мотив не может заставить вырасти вместо пшеницы одуванчик. Мотив есть ментальная или астральная сила, смотря по тому, вызывается ли она волей или желанием, и поэтому она может влиять лишь на нравственный характер или на астральную природу человека. Причинение же физического счастья путём поступка есть физическая сила, и действие её ограничивается физической средой.
Своими поступками человек влияет на своих соседей в физических условиях жизни; он распространяет или благоденствие вокруг себя, или вызывает бедствия, увеличивает или уменьшает сумму земного благосостояния. Но мотивы его при этом могут быть чрезвычайно различны; они могут быть и хорошие, и дурные, и смешанные. Человек может совершить поступок, который даст другим много радости, из чистого благоволения, желая порадовать своих ближних. Возьмём такой случай: он предоставляет городу свой парк в пользу всех его жителей; но ведь другой может сделать то же самое из тщеславия, из желания получить взамен какую-нибудь награду, например - титул или орден; третий может также отдать свой парк, но из мотивов смешанных:
частью - бескорыстных, частью же - эгоистичных. И эти разные мотивы подействуют на характер всех троих в их будущем воплощении различно: одного - бескорыстный мотив быстро двинет вперёд, другого - задержит, для третьего - проявится ничтожным результатом.
Но самый результат, т. е. радость многих людей от пользования парком, не зависит от мотива его владельца; гуляющие люди радуются совершенно одинаково, и эта радость, вызванная поступком отдавшего свой парк, даёт ему право на уплату со стороны природы долга, который и будет ему возвращён с самой добросовестной точностью. Он получит физический комфорт или даже большое богатство, так как он содействовал в больших размерах физическому довольству людей и должен воспользоваться кармическим плодом своего поступка. Это - его право; но как он воспользуется своим блестящим положением, будет ли он счастлив среди своего богатства - это уже будет зависеть от его внутренних свойств, и здесь он также испытает полную справедливость, так как каждый посев приносит свою собственную жатву1. Поистине пути кармы для всех одинаковы. Она не отнимает у дурного человека результаты, которые естественно следуют за его поступком, давшим радость другим, но она же воздаст ему ухудшением характера, вызванным его дурным мотивом, вследствие чего среди богатства и внешнего благоденствия он будет и недоволен, и несчастлив. Точно так же и добрый человек не избежит физического страдания, если он неумелыми действиями, хотя бы истекавшими из хорошего мотива, вызвал несчастье для других; это несчастье навлечёт и на него тяжёлые физические условия жизни, но его хороший мотив, улучшив его внутренне, послужит для него источником внутреннего довольства, и он сохранит терпение и доброе настроение среди всех заслуженных затруднений. Много непонятных явлений получило бы разумное объяснение, если бы к ним применить приведённые законы.
Но самый результат, т. е. радость многих людей от пользования парком, не зависит от мотива его владельца; гуляющие люди радуются совершенно одинаково, и эта радость, вызванная поступком отдавшего свой парк, даёт ему право на уплату со стороны природы долга, который и будет ему возвращён с самой добросовестной точностью. Он получит физический комфорт или даже большое богатство, так как он содействовал в больших размерах физическому довольству людей и должен воспользоваться кармическим плодом своего поступка. Это - его право; но как он воспользуется своим блестящим положением, будет ли он счастлив среди своего богатства - это уже будет зависеть от его внутренних свойств, и здесь он также испытает полную справедливость, так как каждый посев приносит свою собственную жатву. Поистине пути кармы для всех одинаковы. Она не отнимает у дурного человека результаты, которые естественно следуют за его поступком, давшим радость другим, но она же воздаст ему ухудшением характера, вызванным его дурным мотивом, вследствие чего среди богатства и внешнего благоденствия он будет и недоволен, и несчастлив. Точно так же и добрый человек не избежит физического страдания, если он неумелыми действиями, хотя бы истекавшими из хорошего мотива, вызвал несчастье для других; это несчастье навлечёт и на него тяжёлые физические условия жизни, но его хороший мотив, улучшив его внутренне, послужит для него источником внутреннего довольства, и он сохранит терпение и доброе настроение среди всех заслуженных затруднений. Много непонятных явлений получило бы разумное объяснение, если бы к ним применить приведённые законы.
Эти условные результаты как мотива, так и деятельности происходят оттого, что каждая сила обладает характерными особенностями той сферы, которая породила эту силу, и чем выше сфера, тем сильнее и устойчивее идущая из неё сила.
Вот почему мотив гораздо важнее, чем самый поступок, и ошибочное действие, совершённое с хорошим мотивом, производительнее для человека в смысле добра, чем самый удачный поступок, в основе которого лежит дурной мотив. Мотив, воздействуя на характер человека, вызывает длинный ряд последствий, ибо вся последующая деятельность того же человека будет находиться под влиянием улучшенного или ухудшенного характера; тогда как поступки, принося своему творцу физическое счастье или несчастье, в зависимости от того, как эти поступки влияли на других, - не имеют в себе творческой силы и погашаются проявленными результатами.
Когда знающий закон кармы приходит в смущение, сталкиваясь с двумя различными обязательствами, - он должен тщательно взвесить свои мотивы, отделаться от всего эгоистического, очистить своё сердце и затем уже действовать без колебания; и если его поступок окажется ошибочным, он спокойно примет все тяжёлые последствия ошибки как урок, полезный для будущего, тогда как благородный мотив его поступка - хотя бы и ошибочный - уже подействовал на облагорожение его характера, и притом навсегда.
Закон, по которому сила принадлежит той сфере, в которой она создалась, имеет величайшее значение. Если сила освобождается ради приобретения физических предметов, она и будет действовать в физической среде и привяжет своего создателя именно к этой среде; если же она стремится к предметам высшего мира, она и будет проявляться в этом высшем мире и свяжет своего творца с последним; но если её мотивом будет единый божественный источник, тогда сила эта проявится в духовном мире и не свяжет своего творца, а оставит его свободным, так как он не просит ничего.
Три рода кармы. Зрелая карма есть та, которая уже готова осуществиться, и поэтому она неизбежна. Из всей суммы прошлой кармы известное количество её может быть погашено в течение одной и той же жизни; но есть различные виды кармы, которые так несовместимы между собой, что они не могут проявиться в одном физическом теле и требуют различных физических типов для своего выражения. Так, образуются обязательства относительно других душ, а все эти души не могут быть воплощены в одно и то же время; или бывает карма, которая должна быть осуществлена среди определённого народа или в определённом общественном положении, тогда как у того же человека есть и другая карма, которая требует совершенно иных условий и иной среды. Таким образом, лишь часть всей суммы его кармы может быть осуществлена в данной жизни, и эта часть выбирается Руководителями кармы, о которых ниже будет сказано несколько слов, и душа направляется в известную семью, нацию, местность и тело для того, чтобы погасить всю ту совокупность причин, которая могла быть соединена вместе.
Эта совокупность созданных человеком причин определяет продолжительность этой его жизни, придаёт его телу характерные черты, приводит в соприкосновение с воплощённым человеком те души, относительно которых у него сложились определённые обязательства, окружает его родственниками, друзьями и врагами, определяет общественное положение, в котором он должен родиться, вместе со всеми сопровождающими его преимуществами и невыгодными сторонами, избирает ту часть душевных сил и способностей, которые могут быть проявлены через тот мозг и через ту нервную систему, которые, по кармическим условиям, организуются для него; соединяет вместе те созданные им причины, последствия которых могут быть выражены в радостях и горестях его земного поприща, соединённых в одной и той же жизни. Всё это и есть "зрелая карма", и её может набросать в гороскопе любой сведущий астролог. Во всём этом человек не имеет свободного выбора, всё это уже определилось тем выбором, который он сделал в своём прошлом, и он должен погасить до последней частицы все долги свои.
Физическое, астральное и ментальное тела, в которые душа облекается для своего нового существования, являются, как мы уже видели, прямым результатом её прошлого, и они представляют чрезвычайно важную часть её "зрелой кармы". Они ограничивают душу со всех сторон, и её прошлое восстаёт против неё, когда устанавливает те границы, которые душа сама создала для себя. Спокойно принимать последнее и усердно работать над своим совершенствованием - вот единственный исход для мудрого человека, ибо избежать этих ограничений он не может.
Есть ещё другой род "зрелой кармы", очень важный по своему значению, это - неизбежные поступки. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей; если взять пояснительный пример из химии, можно это сравнить с насыщенным раствором, который мы наполняем мысль за мыслью одного и того же рода до тех пор, пока не настанет момент, когда одна последняя мысль или даже простой импульс, одна вибрация извне, произведёт кристаллизацию всего раствора, - другими словами, - весь предшествующий процесс мысли выразится в неизбежном поступке. Если бы мы упорно повторяли мысли одного и того же рода, например мысли мщения, мы под конец достигли бы такой степени насыщенности, когда каждый, даже самый лёгкий, импульс в состоянии кристаллизовать наши мысли, и результатом будет совершённое преступление.
Или мы можем упорно повторять мысли любви и помощи до степени полного насыщения, и, когда новая мысль, вызванная возможностью помочь, коснётся нас, раствор сразу отвердеет, т. е. выразится в героическом поступке. Может случиться, что человек принесёт с собой в земную жизнь "зрелую карму" именно такого рода, и тогда первые вибрации, коснувшиеся запаса однородных мыслей, готовых уже выразиться в действии, подвигнут его как бы бессознательно к совершению определённого поступка. Он не в состоянии остановиться для того, чтобы подумать; он находится в тех условиях, когда первая же вибрация мысли вызовет действие: являясь в критический момент, самое лёгкое прикосновение должно вывести его из равновесия.
При таких условиях человек сам будет удивляться своему собственному поступку, будет ли это преступление или высокое самоотречение. Он скажет:
"Я сделал это не подумав", не подозревая, что он думал об этом так часто, что поступок стал неизбежным.
Таким образом, если человек направляет свою волю всё в одном и том же направлении, под конец воля его определяется непреложно, и тогда момент действия зависит от первой случайности. До тех пор, пока человек ещё способен думать, свобода выбора остаётся за ним, ибо он может новую мысль противопоставить старой и постепенно изгладить последнюю, повторяя противоположные мысли; но когда внутри всё созрело для действия, свободы выбора уже не может быть.
В этом заключается разрешение проблемы предопределения и свободной воли; постепенно свободной волей человек создаёт для себя предопределение, и между этими двумя полюсами заключены все комбинации свободной воли и необходимости, и из них-то и состоит вся внутренняя борьба, которую мы ясно сознаём внутри себя. Мы постоянно создаём привычки, повторяя преднамеренные поступки, причём руководствуемся свободной волей; но затем привычка становится ограничением, и мы начинаем совершать то же действие уже автоматически. Может случиться, что мы признаем привычку дурной и начнём с большим трудом переделывать её мыслями противоположного порядка, и после многих неизбежных возвращений к прежнему новое направление мыслей повернёт поток, и мы снова обретём полную свободу, к сожалению, нередко только для того, чтобы снова выковывать для себя оковы.
Таким образом, старые мыслеобразы сохраняются и ограничивают наши умственные способности, проявляясь как индивидуальные и национальные предрассудки. Большинство людей и не подозревают, что готовят для себя такие цепи, и безмятежно живут, закованные в них и не сознающие своего рабства; лишь тот, кто познал истину относительно собственной природы, становится свободным.
Состав нашего мозга и нашей нервной системы - одно из самых важных условий нашей жизни. Мы создали их нашими прежними мыслями, а теперь они ограничивают нас, и мы же, не зная истины, гневаемся на них. Они могут быть изменены, но медленно и постепенно, границы могут быть расширены, но перешагнуть через них сразу невозможно.
Другая форма "зрелой кармы"; появляется тогда, когда прежние дурные мысли образовали как бы кору дурных привычек, которая держит человека в плену и придаёт его жизни дурной отпечаток. Поступки являются, как уже сказано, неизбежным последствием прошлого, но они могли и не проявиться, и даже в течение нескольких жизней, если последние не предоставляли необходимых условий для их проявления. А между тем душа за этот промежуток выросла и выработала благородные качества, но в одной из последующих жизней обстоятельства могут сложиться так, что эта кора прежних дурных привычек выйдет наружу и поэтому душа не будет в состоянии проявить свои позднейшие высшие качества; подобно цыплёнку, готовому вылупиться, душа закрыта ограничивающей её скорлупой, которая одна видима для внешнего зрения. Через некоторое время карма истощится, и тогда какое-нибудь, по-видимому, совершенно случайное обстоятельство, например, вдохновенное слово великого Учителя, книга или какая-нибудь лекция, разбивает скорлупу, и душа выступает из неё освобождённой. В этом и кроется причина тех редких и внезапных, но прочных "обращений", тех "чудес божественной благодати", о которых все мы слышим порой; но для знающего закон кармы все такие явления становятся понятными, как результаты естественного закона.
"Накопленная карма";, проявляющаяся как определённый характер, в противоположность "зрелой карме", всегда доступна изменениям. Можно сказать, что она вся состоит из наклонностей, сильных или слабых, соответствующих силе мысли, которая создавала их, и они же могут быть или ещё более усилены, или ослаблены благодаря свежим притокам мыслей, направленных или по одним линиям с ними, или же против них. Если мы находим в себе наклонности, которые не одобряем, ничто не мешает нам приняться за их искоренение; возможно, что мы не будем в состоянии противостоять искушению и сила желания будет от времени до времени побеждать нас, но чем дольше мы будем выдерживать натиск этой силы, тем ближе мы будем к победе. И если даже победа останется не за нами, всё же каждая борьба будет приближением к успеху, ибо она каждый раз уничтожает частицы нежелательной наклонности, и от этого последняя всё более и более истощается.
"Созидающуюся карму" мы уже рассматривали ранее.
Коллективная карма. Когда целая группа людей рассматривается с кармической точки зрения, влияние кармических сил на каждого, как на члена данной группы, вносит новое условие в карму индивидуума. Мы знаем, что, когда несколько сил действует на одну и ту же точку, движение этой точки происходит не по направлению одной из этих сил, а по направлению равнодействующей этих сил. Таким образом, коллективная карма определённой группы людей есть равнодействующая всех взаимно влияющих сил индивидуумов, из которых образуется эта группа, и все эти индивидуумы устремляются по направлению этой равнодействующей.
Душа привлекается своей индивидуальной кармой в определённую семью, с членами которой у неё были завязаны связи в предыдущих жизнях; предположим, что семья получила наследство от деда и пользуется богатством; появляется наследник по линии старшего брата деда, который, по общему предположению, умер бездетным, и всё богатство переходит к нему, а отец семейства остаётся без средств и в долгах. Весьма возможно, что душа, о которой идёт речь, не имела связи с появившимся наследником, относительно которого у отца было невыполненное обязательство, вызвавшее упомянутую семейную катастрофу, и всё же благодаря семейной карме приходится пострадать и этому невинному члену семьи. Если в его индивидуальном прошлом существует какой-либо дурной поступок, который может быть погашен страданием, вызванным семейной кармой, он останется в этой семье, если же нет, он будет извлечён из разорённой семьи каким-нибудь "непредвиденным обстоятельством", например, посторонний добрый человек возьмёт его на воспитание и усыновит, причём этот человек, изменивший его судьбу, стоял, несомненно, в определённом отношении к нему; был, может быть, его должником в предыдущей жизни.
Ещё яснее этот закон проявляется в массовых катастрофах, каковы железнодорожные крушения, гибель корабля, циклоны, наводнения и т. п. Например, происходит железнодорожное крушение; непосредственной причиной катастрофы было недовольство всех служащих: механиков, кондукторов и всей поездной прислуги, которые посылали целые сонмы недобрых мыслей и раздражения против всего железнодорожного учреждения. Те, у кого в "накопленной карме" существует ответственность за внезапно прерванную человеческую жизнь, допускаются к участию в этой катастрофе и, следовательно, к уплате имевшегося долга; других же, собиравшихся ехать этим поездом, но не имеющих в своём прошлом подобного долга, "провидение" спасает тем, что их что-либо задерживает или они запаздывают на поезд.
Коллективная карма может ввергнуть человека в бедствие благодаря национальной войне, и здесь он опять может погашать обязательства своего прошлого, не вошедшие в пределы созревшей кармы его настоящей жизни. Ни в каком случае человек не может пострадать, не заслужив того, и если возникает внезапная возможность погасить тот или другой долг, в интересах самого человека уплатить его и отделаться от него навсегда.
"Владыки Кармы" - это те великие разумные Духи, которые ведут кармические счета и согласуют сложные действия кармического закона. В Тайной Доктрине они именуются Lipika, судьями кармы и Maharajas с их воинством, которое выполняет предписания кармы на земле. Первые из них ведут кармический счёт каждого человека и с всеведущей мудростью выбирают и соединяют различные части его кармы, чтобы образовался общий план данной его жизни; они же дают "идею" физического тела, в которое облечётся перевоплощающаяся душа и в котором должны выразиться как её способности, так и её ограничения. Выполняется эта "идея" теми Сущностями, которые носят название Maharajas; они вырабатывают её в отчётливую модель и передают одному из низших исполнителей для снятия с неё копии; эта копия и есть эфирный двойник физического тела, материалы же для того и другого доставляются матерью и подлежат физическому закону наследственности.Раса, страна и родители избираются соответственно их особенностям, способным снабдить возвращающуюся душу соответствующими материалами для её физического тела и подходящей средой для начала её земной жизни.
Физическая наследственность семьи обусловливает внешний тип человека и служит для возникновения определённых физических особенностей; наследственные болезни, наследственная тонкость нервной организации вызывают определенные сочетания физической материи, передающиеся по наследству.
Душа, развившая в своём ментальном и астральном телах особенности, требующие для своего выражения особого физического проводника, направляется к родителям, физические свойства которых отвечают данным требованиям. Так, душа с большими музыкальными способностями будет направлена в музыкальную семью, в которой материалы для построения эфирного двойника и плотного тела как бы заранее подготовлены для её потребностей и где наследственный тип нервной системы снабдит её утончённым аппаратом, необходимым для выражения её способностей.
Душа особенно низкого типа будет направлена в грубую и порочную семью, тела которой построены из наиболее грубых материалов, годных для построения тела, способного отвечать на импульсы со стороны ментального и астрального тела воплощающейся души. Душа, которая допустила своё астральное тело и низший свой разум повести себя к излишествам, например, к пьянству, - такая душа воплотится в семье с ослабленной излишествами нервной системой, которая снабдит её нездоровым физическим телом. Таким путём "Владыки Кармы" согласуют средства и цели и обеспечивают осуществление справедливости. Душа приносит с собой свою кармическую собственность в виде способностей и желаний и получает физическое тело, способное быть проводником этих способностей и желаний.
Но так как душа должна возвращаться на землю до тех пор, пока она не погасит все свои обязательства, а между тем в каждой новой жизни мысли и желания человека создают новую карму, может легко возникнуть вопрос: когда же настанет конец этой вечно возобновляющейся зависимости? Каким образом душа может достигнуть своего освобождения? Эти вопросы приводят нас к необходимости "прекращения кармы", и мы перейдём теперь к исследованию этой стороны учения о карме.
Первое, что мы должны уяснить себе, это связывающий элемент в карме. Исходящая наружу энергия души соединяется с каким-либо объектом, и душа притягивается этой связью к месту, где соединение с объектом желания может быть осуществлено; до тех пор, пока душа привязывается к какому бы то ни было объекту, она неминуемо возвращается туда, где находится этот объект. Хорошая карма привязывает душу так же, как и дурная, ибо каждое желание, если бы даже объект его находился на небесах, вызывает в душе потребность удовлетворения.
Действие вызывается желанием, но оно совершается не во имя самого акта деятельности, а во имя его результата, или, по техническому выражению, для того чтобы "воспользоваться его плодами". Люди работают не потому, что нуждаются в пахоте, в строительстве, в ткачестве и т. д., а потому, что они нуждаются в результатах пахоты, строительства или ткачества, которые представляют необходимые для человека ценности. Адвокат говорит речи не потому, что он интересуется подробностями защищаемого дела, а потому, что он ищет славы, денег и положения. Все люди работают во имя чего-нибудь, и побуждение к деятельности лежит не в самой работе, а в её плодах. Желание плодов деятельности толкает их к работе, а наслаждение этими плодами служит наградой за их усилия.
Таким образом, желание есть связывающий элемент в карме, и, когда душа перестаёт желать какого бы то ни было объекта на земле и в небесах, связь, привязывавшая её к колесу воплощения, вращающемуся во всех трёх мирах, обрывается. Самая деятельность не имеет силы привязывать душу, ибо оконченная деятельность принадлежит прошлому, тогда как вечно возобновляемое желание плодов побуждает душу к новым деятельностям, заставляя её ковать всё новые и новые цепи.
И не следует жалеть, видя как люди, повинуясь желанию, понуждаются к беспрерывной деятельности, ибо желание преодолевает лень, вялость, инерцию и побуждает людей к действиям, которые приносят им необходимый опыт. Представьте себе дикаря, лениво дремлющего на траве. Его толкает к деятельности голод, желание пищи, и в то же время оно вызывает в нём проявления терпения, находчивости и выдержки; таким образом, желание развивает в дикаре душевные качества; но как только он удовлетворил свой голод, он снова погружается в бессознательную дремоту.
Да и все человеческие качества развивались не иначе, как под воздействием желания, и желание славы или посмертного почитания являлось в своё время чрезвычайно полезным. Пока человек не приблизится к божественности, желание необходимо;
оно становится лишь чище по мере того как человек поднимается вверх. И всё же к новым воплощениям человека тянет желание, и если бы он пожелал освободиться, он должен уничтожить желание.
Когда человек начинает стремиться к освобождению, ему указывают на необходимость отречения от "плодов деятельности"; это означает, что он должен искоренить в себе самоё желание обладать какими бы то ни было объектами; вначале он сознательно и добровольно отказывается от таковых и таким образом приучает себя обходиться без них; через некоторое время он перестаёт замечать их отсутствие; следовательно, самоё желание иметь их исчезло из его души.
На этой ступени человек должен особенно тщательно исполнять все свои обязанности ввиду того, что он перестал интересоваться результатами своей деятельности; он должен выработать в себе привычку совершенного внимания к каждому делу, сохраняя полное равнодушие к его плодам. Когда он становится совершенным в исполнении своих обязанностей и перестаёт испытывать как влечение к внешним объектам, так и отвращение к ним, тогда он перестаёт творить новую карму. Когда он перестаёт просить чего бы то ни было у Земли или у Неба, и они перестают притягивать его к себе, он не нуждается более в том, что они могли бы дать ему, и поэтому все его связи с ними порываются. Это и есть уничтожение индивидуальной кармы, поскольку речь идёт о зарождении новой кармы.
Но душа должна не только перестать выковывать новые цепи, она должна освободиться и от старых цепей: или дождавшись, пока они сами постепенно не износятся, или же разрывая их сознательно сразу. Для последнего необходимо знание, которое способно заглядывать в прошлое и видеть в нём вызванные к жизни причины, последствия которых изживаются в настоящем. Предположим, что личность, способная видеть таким образом свои прошлые жизни, увидит в них действие, последствие которого должно ещё проявиться в будущем; предположим, что это действие состояло в мыслях ненависти, вызванных нанесённой обидой, и что мысли эти должны вызвать страдание для обидчика в недалёком будущем. Личность эта может внести новый элемент, способный погасить старую причину, продолжающую влиять из прошлого;
сильными мыслями любви и доброжелательства она может погасить старый счёт и таким образом предотвратить его последствия, которые - в свою очередь - вызвали бы новые кармические осложнения. Таким образом человек может нейтрализовать силы, идущие из прошлого; высылая против них одинаковые по размеру противоположные силы, он может "сжигать свою карму" путём знания. Таким же образом может он уничтожить и карму, созданную в его настоящей жизни, которая иначе проявилась бы в его будущих воплощениях.
Стремящийся к освобождению может быть задержан также и обязательствами, которые он создал относительно других душ в прошлом: злом, которое он причинял им, или долгами, которые ещё не удалось уплатить. Пользуясь своим знанием, он может разыскать эти души в этом мире или в невидимых мирах и найти случай быть для них полезным. Может случиться, что такая душа воплотилась одновременно с ним; он может разыскать её и заплатить свой долг и таким образом освободить себя от связи, которая иначе принудила бы его к новому воплощению и, во всяком случае, задержала бы его движение вперёд. Странные и поразительные поступки, которые встречаются в жизни оккультистов, исходят иногда из этого источника: оккультист входит сознательно в тесное общение с определённой личностью, связь с которой невежественные наблюдатели и критики считают унизительной для него; но, вооружённый знанием, он продолжает спокойно выплачивать свой кармический долг, который иначе задержал бы его надолго.
Но и не обладающие достаточным знанием, чтобы обозревать свои прошедшие жизни, могут всё же погасить многое из того, что ими вызвано к жизни в этом земном существовании, они могут внимательно припомнить все случаи, когда дурно отнеслись к кому-нибудь или когда кто-нибудь сделал им зло: в первом случае они могут погасить свой кармический долг мыслями любви и помощью или услугой, обращёнными к обиженному человеку, а во втором случае - мыслями прощения и доброжелательства, посылаемыми своему обидчику. Таким путём они могут погасить сделанные ими обязательства и приблизить день освобождения.
Благочестивые люди, следующие заветам всех великих Учителей религии - платить добром за зло, тем самым погашают бессознательно карму своей текущей жизни, которая иначе отозвалась бы в будущем.
Никто не в состоянии будет связать себя с ними узами ненависти, если они не захотят того и если настойчиво будут погашать все силы ненависти силами любви. Пусть душа излучает из себя по всем направлениям любовь и сострадание, и тогда для мысли ненависти не найдется ничего, с чем бы она могла связать себя.
Все великие Учителя знали закон и основывали на нём свои поучения, и каждый, следующий с верою и любовью их указаниям, извлекает пользу из духовного закона, хотя бы он и не знал ничего о путях его осуществления. Неучёный человек, выполняющий добросовестно указания, данные ему учёным, может достигнуть верных результатов, действуя в согласии с законами природы, хотя бы сам он и не знал их. Тот же принцип действует и в сверхфизических мирах;
многие, не имеющие времени или возможности самостоятельно изучать духовные законы, но принимающие на веру указания признанного ими авторитета и ежедневно выполняющие предписанные им правила поведения, тем самым уплачивают - не сознавая того - свои кармические долги.
В странах, где законы перевоплощения и кармы известны каждому пахарю, вера в эти законы вызывает в людях спокойное отношение к неизбежным тя-гостям жизни; а это вызывает большее равновесие и лучшее настроение. Человек, удручённый всевозможными несчастьями, не станет роптать на Бога и на своих ближних, ибо он видит в своих затруднениях результаты своих же прошлых ошибок и грехов. Он примет их с покорностью и таким отношением устранит от себя многие тревоги и мучения, которыми не знающие закона ещё более усиливают бедствия своей жизни. Он ясно знает, что его будущее зависит от его собственных усилий и что тот же закон, который несёт ему страдание, принесёт ему с такою же неизбежностью радость, если он посеет добрые семена.
Отсюда же являются широкая терпимость, терпение и философский взгляд на жизнь, которые способствуют общественной устойчивости и общему довольству. Тёмные и бедные люди не могут изучать метафизику, но они прекрасно схватывают те понятные принципы, по которым каждый человек воплощается от времени до времени на Земле и по которым каждая его последующая жизнь строится по предыдущим жизням. Для них перевоплощение представляется таким же неизбежным явлением, как восход и закат солнца; оно для них часть естественных законов природы, против которых бесполезно роптать и возмущаться.
Когда Теософия восстановит эти древние мысли в западном сознании, они проложат себе путь среди всех общественных классов христианства, распространяя понимание природы жизни и терпеливое принятие всех результатов прошлого. И тогда исчезнет треКогда Теософия восстановит эти древние мысли в западном сознании, они проложат себе путь среди всех общественных классов христианства, распространяя понимание природы жизни и терпеливое принятие всех результатов прошлого. И тогда исчезнет тревожное недовольство, которое возникает главным образом из безнадёжного чувства, что человеческая жизнь непонятна и несправедлива, и чувство это заменится спокойной силой и терпением, являющимися последствием просветлённого разума и ясного знания закона, которыми отличается уравновешенная деятельность человека, созидающего для вечности.

ГЛАВА Х

Закон Жертвы

За изучением закона кармы следует естественным образом изучение закона Жертвы, и, как выразился один из Учителей Мудрости, для мира так же необходимо понимание последнего, как и понимание первого.
Актом самопожертвования Логос проявил себя, чтобы могла возникнуть вселенная. Жертвой поддерживается вселенная, и Жертвой же достигает человек совершенства. Поэтому каждая религия, берущая свое начало в Древней Мудрости, имеет своим центральным учением идею Жертвы, и некоторые из глубочайших истин оккультизма коренятся в том же законе Жертвы.
Попытка понять, хотя бы сколько-нибудь, природу Жертвы Логоса может оградить нас от неверного представления, что Жертва есть нечто по существу тяжёлое; тогда как на самом деле самая суть Жертвы есть добровольное и радостное излияние жизни, чтобы и другие могли разделить её. И страдание появляется лишь там, где в природе жертвующего возникает разлад между высшим, которое находит радость в отдавании, и низшим, интерес которого состоит в захвате и удержании захваченного. Лишь в этом разладе кроется элемент страдания; в верховном же совершенстве, в Логосе, не может быть разлада. Единый есть совершенная гармония Бытия, построенная на едином основном созвучии, в котором стройно сливаются Жизнь, Мудрость и Блаженство.
Жертва Логоса состоит в добровольном ограничении Своей бесконечной Жизни с целью проявить Себя. Символически, в беспредельном океане света, центр которого - всюду, а окружность - нигде, возникает световая сфера. Логос, и поверхность этой сферы есть Его воля ограничить Себя, дабы проявиться, Его покров, в который Он заключает Себя, дабы внутри его могла возникнуть вселенная.
Та вселенная, во имя которой жертва принесена, ещё не существует; её будущее бытие заключено ещё в "мысли" Логоса; Ему она обязана своим зачатием, и Ему она будет обязана своей многообразной жизнью. Различие в "Нераздельном Едином"; могло возникнуть лишь благодаря этой добровольной Жертве Бога, принявшего на Себя форму, дабы дать жизнь мириадам форм, дабы одарить каждую из них искрой Своей жизни, а следовательно, и способностью доразвиться до Его образа.
"Первичная Жертва, которая вызывает рождение существ, называется Действие (Карма)", - говорит Бхагавадгита (VIII, 3), и этот переход из блаженства совершенного покоя Само-Сущего в состояние деятельности признавался всегда за Жертву Логоса. Эта Жертва продолжается на протяжении всей жизни вселенной, ибо жизнь Логоса есть единственная поддержка каждой единой "жизни"; Он сам ограничивает Свою жизнь в каждой из мириадов форм, которые он зарождает, вынося все стеснения и ограничения, присущие всем отдельным формам. Из каждой формы Он мог бы освободить Себя во всякое время и наполнить всю вселенную Своей славой; но лишь благодаря божественному терпению и медленному и постепенному расширению может каждая форма подвигаться к совершенству, пока не станет наконец независимым центром безграничного могущества, подобным Ему Самому. Вот для чего заключает Он Себя в формы, перенося все их несовершенства, пока не до-стигнется совершенство, пока Его создание не сделается подобным Ему и единым с Ним, сохраняя при этом свою собственную индивидуальную нить памяти. Таким образом, это излияние Его жизни в формы есть часть изначальной Жертвы, и оно несёт в себе блаженство вечного Отца, высылающего своих детей как отдельные жизни, чтобы каждая могла развиться до тождества с Ним и дать в то же время свою собственную ноту, сливающуюся со всеми остальными, дабы всё более ширилась и обогащалась вечная гармония Блаженства, Разума и Жизни. В этом состоит сущность Жертвы, каковы бы ни были другие элементы, примешавшиеся к центральной идее.
Это - добровольное излияние своей жизни, чтобы другие также могли жить и становились независимыми, и лишь в этом одном может выразиться божественная радость. Есть всегда элемент радости в проявленной деятельности, выражающей собой способности деятеля: птица радуется, заливаясь песней, и трепещет от упоения своими собственными звуками;
художник радуется творчеству своего гения, олицетворению своей идеи. Самая суть божественной жизни заключается в отдавании, и поэтому она должна изливать себя наружу. Отсюда - признак духа состоит в отдавании, ибо дух и есть деятельная божественная жизнь в каждой форме.
Наоборот, существенный признак материи заключается в восприятии. Принимая жизненные импульсы, материя организуется в формы; пока импульсы жизни продолжаются, формы сохраняются; когда же они прекращаются - формы распадаются. Вся деятельность материи состоит в восприятии, и лишь воспринимая, она может сохраняться как форма; поэтому природа её - в принятии, в обладании, в удерживании, в искании захватить для себя как можно больше; прочность формы зависит от её способности усвоения, и поэтому она стремится втянуть в себя всё, что может, и неохотно расстаётся даже с малейшей частицей себя. Её радость состоит в захвате и обладании; поэтому для неё отдавание равносильно умиранию.
Исходя из этой точки зрения, нетрудно убедиться, откуда появилось понятие, что Жертва есть страдание. Тогда как божественная жизнь находит свою радость в отдании себя и даже воплощённая в форму не боится, что форма может, отдавая, погибнуть, ибо знает, что форма лишь преходящее выражение жизни и средство для её отдельного роста; в это время форма, чувствуя, как её жизненные силы изливаются из неё, кричит в тоске и стремится задержать, воспрепятствовать этому излиянию. Жертва взяла часть жизненной энергии, на которую форма претендовала как на свою собственную;
возможно, что и совсем исчерпала её, предоставив форме погибнуть. Низшее сознание постигает лишь эту сторону Жертвы, и вот почему для него Жертва - страдание, вызывающее протест и ужас. Неудивительно, что люди, ослеплённые формой, не умеют ещё отождествлять себя с жизнью, которая одна способна радостно воскликнуть: "Да свершится воля Твоя, Господи, я готов!.."
Неудивительно и то, что, сознавая в себе высшую и низшую природу и отождествляя своё самосознание более с низшей природой, люди принимают борьбу последней за свою собственную борьбу и думают, что это они подвергаются страданию, когда подчиняются высшей воле, и начинают смотреть на Жертву как на покорное принятие страдания.
И пока человек не перестанет отождествлять себя с формой, до тех пор неизбежен и элемент страдания в Жертве. В существе вполне гармоничном страдания не может быть, ибо тогда форма становится совершенным проводником жизни, и получающим, и отдающим с одинаковой охотой. С окончанием борьбы оканчиваются и страдания, ибо страдания происходят от разлада, от трения, от антагонизма, и там, где вся природа работает в совершенной гармонии, там условия, вызывающие страдание, отсутствуют.
Так как закон Жертвы есть закон эволюции жизни вселенной, мы видим, что каждая ступень на лестнице развития достигается благодаря жертве: изливающаяся жизнь рождается в высшей форме, тогда как прежняя ее форма погибает. Смотрящие только с точки зрения погибающей формы видят в природе обширное поле битвы; тогда как видящие, как бессмертная душа освобождается, чтобы облекаться во всё новые и высшие формы, слышат радостную песнь возрождения, исходящую из вечно бьющего источника жизни.
Монада минерального царства развивается тем, что разрушает минеральные формы для того, чтобы возникло и поддерживалось растительное царство. Минералы распадаются, чтобы растительные формы могли построиться из их материалов; растение вытягивает из почвы её питательные вещества, разрушает их и воплощает в свою собственную субстанцию. Минеральные формы погибают, чтобы могли вырастать растительные формы, и этот закон Жертвы, запечатленный на минеральном царстве, и есть закон эволюции жизни и формы. Жизнь переходит выше, и Монада развивается, чтобы произвести растительное царство, причём гибель низших форм составляет условие проявления и поддержания высших.
Та же история повторяется и в растительном царстве; ибо его формы в свою очередь жертвуются, чтобы могли возникнуть и расти животные формы; повсюду травы, зёрна, деревья погибают для поддерживания животных форм; их ткани разрушаются, чтобы составлявшее их вещество могло быть воспринято животным и из него могло построиться его тело. И снова в мире появляется печать Жертвы, на этот раз на царстве растительном; его жизнь развивается, тогда как его формы погибают. Монада развивается, чтобы произвести животное царство, и низшие формы отдаются для поддержания животных форм.
До сих пор мысль о страдании ещё не связывается с понятием Жертвы, ибо, как мы видели ещё раньше, астральные тела растений недостаточно организованы для того, чтобы испытывать ясные ощущения наслаждения или страдания. Но когда мы начинаем наблюдать проявление закона Жертвы в животном царстве, мы не можем не признать, что здесь разрушение формы сопровождается страданием. Правда, что размер страдания, причиняемый в "естественном состоянии" одним животным другому, сравнительно невелик; правда и то, что человек, насколько он содействовал развитию животных, сильно увеличил размер их страдания и скорее увеличил, чем уменьшил хищные инстинкты плотоядных животных; тем не менее не он внушал им эти инстинкты, хотя он и воспользовался ими для своих личных целей, и бесчисленные разновидности животных, эволюции которых человек совсем не касается, уничтожают друг друга, причём одни формы жертвуются для того, чтобы поддерживались другие, так же как в минеральном и растительном царствах.
Борьба за существование происходила задолго до того, как человек, каким мы его знаем, появился на сцене, и борьба эта ускорила эволюцию как жизни, так и формы, тогда как страдание, сопровождавшее разрушение форм, выполняло важную задачу внедрения в развивающуюся Монаду сознания непрочности всех форм и различия между формой, которая погибает, и жизнью, которая пребывает.
Низшая природа человека развивалась под влиянием того же закона Жертвы, который управляет низшими царствами. Но одновременно с излиянием Божественной Жизни, давшей человеческую Монаду, явилась перемена и в способе проявления закона Жертвы. В человеке должна была развиться воля, самодеятельная и самопроизвольная энергия; вследствие этого принудительная сила, заставлявшая низшие царства подвигаться по линиям эволюции, для человека оказалась непригодной, так как она могла парализовать рост этой новой существенной силы. Ни минералу, ни растению, ни животному не предлагалось принять закон Жертвы как добровольно избранный закон жизни. Он был возложен на них извне, и он же содействовал их росту в силу необходимости, которой они не могли избежать. Человек должен был иметь свободу выбора, необходимую для роста распознающего и самосознающего разума, и тогда возник вопрос: "Каким образом, оставляя человеку свободу выбора, научить его следовать закону Жертвы в то время как его чувствующий организм должен, естественно, избегать страдания, а страдание неизбежно при разрушении чувствующей формы?";
Несомненно, что бесчисленные века опыта, воспринятого сознательным существом, в котором развивается разум, привели бы в конце концов к открытию, что закон Жертвы ест




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 193. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия