Студопедия — Часть седьмая. 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть седьмая. 1 страница






18 В двадцать восьмой день восьмого месяца я, Варух, пришёл и сел под дубом в тени его ветвей. Никого не было со мною, я был один.
19 И я написал эти два письма. Я отправил одно из них с орлом девяти с половиною коленам, и я послал другое с тремя людьми тем, кто был в Вавилоне.
20 Я призвал орла и сказал ему такие слова:
21 "Элион создал тебя над прочими птицами.
22 Ныне лети, не садясь нигде, ни в твоём гнезде и ни на каком дереве, прежде чем пролетишь над широкими водами Ефрата. Лети к народу, что проживает там. Оставь им это письмо.
23 И помни, что во время потопа оливковую ветвь Ною принёс голубь, которого он трижды выпускал из ковчега.
24 Также и вoроны служили Илии, принося ему пищу, как он им приказывал.
25 Даже Соломон во время своего царствования, когда хотел передать послание или спросить что-нибудь, посылал птицу, и та повиновалась ему неукоснительно.
26 Теперь же не противься, не отклоняйся ни направо, ни налево. Но лети самым прямым путём и так исполни повеление Шаддаи, как я сказал тебе".

LXXVIII. 1 Письмо, которое Варух, сын Нерии написал девяти с половиною коленам. Вот слова письма, которое Варух, сын Нерии, послал девяти с половиною коленам в изгнании за рекою, в котором было написано:
2 "Так говорит Варух, сын Нерии, братьям, уведённым в плен: милосердие и мир да будут с вами.
3 Я храню в памяти любовь Создавшего нас, Возлюбившего нас искони, никогда мы не были ненавистны Ему, но превыше всего Он наставлял нас.
4 Я истинно знаю, что мы, все двенадцать колен, связаны одними узами, так же как мы рождены от одного отца.
5 Поэтому я весьма забочусь о том, чтобы оставить вам слова этого послания, прежде чем я умру: будьте утешены во зле, которое выпало вам, испытайте новую скорбь пред лицем испытаний, поразивших ваших братьев и воздайте справедливость приговору Того, Кто осудил вас на плен. Ибо то, что вы вынесли – ничто по сравнению с тем, что вы сделали, лишь бы в последние времена вам оказаться достойными ваших отцов.
6 Вот почему, если вы размыслите о том, что претерпели ныне для вашего блага, дабы не подвергнуться конечному осуждению и каре, вы обретёте вечное в надежде, если только вы упраздните из ваших сердец тщетное заблуждение, из-за которого вам пришлось уйти отсюда.
7 Ибо если вы так сделаете, Он вспомнит верно о вас. Тот, Кто искони обещал ради нас лучшим, чем мы, никогда не забывать и не оставлять наше семя, но в Своём великом милосердии собрать вновь рассеянных.

LXXIX. 1 Теперь, братья мои, узнайте, чтo случилось с Сионом. Навуходресар, царь Вавилона, поднялся против нас.
2 Поистине мы согрешили против Того, Кто создал нас, и не сохранили заповеди, которые Он дал нам. Но Он не наказал нас так, как мы заслужили.
3 Ибо выпавшее вам претерпели и мы, и сильнее, ибо это же выпало и нам.

LXXX. 1 И ныне, братья, я открываю вам, что когда город был окружён врагами, ангелы Элиона были посланы низвергнуть его стены и укрепления и уничтожить прочные углы стен, которые были выдернуты с корнем.
2 Однако, они скрыли священные сосуды, дабы уберечь их от вражеского осквернения.
3 Совершив это, они отдали врагам скрытые укрепления. Дом ограбленный, Храм сожжённый и народ побеждённый, ибо отданный. И так враги не смогли сказать в своей гордыне: "Наша мощь была такова, что мы разрушили войною самый Дом Элиона".
4 И ваших братьев они также заковали в цепи и отвели их в Вавилон и поселили там.
5 Нас осталось здесь весьма мало.
6 Вот потрясение, о котором я пишу вам.
7 Ибо я знаю поистине, каким утешением было для вас то, что Сион был заселён, и знание о том, что он благоденствует, было для вас более печали, которую вы испытывали далеко от него.

LXXXI. 1 Но выслушайте и слово облегчения.
2 Ибо я оплакивал Сион и просил о милосердии Шаддаи, говоря:
3 "Будет ли это для нас безконечно длительным? Навечно ли постигли нас эти беды?"
4 И Шаддаи соделал в изобилии Своего милосердия, Элион – по величию Своей благости. Он открыл мне слово для утешения, Он показал мне ведение, дабы не печалиться больше. Он явил мне таинства времён, и Он дал мне знать приходы эпох.

LXXXII. 1 Итак, братья, я написал вам, как обрести утешение во множестве ваших скорбей.
2 Знайте, что Создавший нас отмстит за нас всем врагам по тому, что они нам сделали. И особенно знайте, что конец, дело Шаддаи, близок, так же, как и грядущее милосердие. Исполнение Его суда – недалеко.
3 Ибо мы стоим ныне при изобилии и процветании народов, в то время как они творят нечестивое.
4 Мы видим величие их мощи и вместе их гнусности, но они будут подобны капле.
5 Мы видим уверенность их силы и их непрестающее противление Шаддаи, но они будут сочтены за плевок.
6 Мы думаем о славе их величия, в то время как они не соблюдают заповеди Элиона, и однако они пройдут как дым.
7 Мы размышляем о блеске их красоты, тогда как они живут в скверне, но они иссохнут, как увядшая трава.
8 Мы глядим на их силу и жестокость, хотя они не вспоминают о конце, но они исчезнут, как пробежавшая волна.
9 Мы ясно видим гордыню их мощи, но они отвергают милость Того, Кто дал им эту мощь, и как проходит облако, пройдут и они.

LXXXIII. 1 Ибо Элион ускорит явственно Своё время, и наведёт Свой век,
2 и Он будет судить всех, кто есть в Его мире, Он поистине посетит всё и вся, потому как все их дела греховны.
3 Он исследует сокровенные мысли и всё, что хранится в тайниках всех членов человеческих, и Он явит всё это перед всеми во время исправления.
4 Пусть ничто из этого нынешнего не всходит вам на сердце, но будем ждать, ибо обетованное грядёт.
5 Не будем смотреть на нынешнее наслаждение народов, но будем помнить о том, что нам обетовано в конце.
6 Ибо рубежи времён преходят, эпохи и всё, что в них, вместе.
7 Конец мира откроет великое могущество Того, Кто управляет им, тогда как всякая вещь идёт на суд.
8 Вы же утверждайте ваши сердца в ожидании того, во что вы верили искони, дабы не оказаться вам далеко от обоих миров: здесь вы были уведены в плен, и будете мучимы там.
9 Во всём, что есть ныне, во всём, что прошло, во всём, что будет – во всём этом ни зло не есть полностью зло, ни добро не есть полностью добро.
10 Ибо всё, что ныне есть здоровье, становится болезнью,
11 всякая сила ныне становится слабостью, всякая уверенность сегодня обращается в ничтожество.
12 Крепость молодости обращается в старость и истление. Красота, ныне блестящая, увядает и делается отвратительною.
13 Набухшая гордыня скоро обращается в уничижение и позор.
14 Слово всякого превозношения ныне превращается в смятение и немоту, всякая нынешняя похвальба и наглость ведут к падению и нищете.
15 Всякое нынешнее удовольствие и всякое удовлетворение превращаются в червей и тлен.
16 Крики гордыни изменяются в прах и безмолвие.
17 Всякое приобретение богатств ныне возвращает в одиночестве к Шеолу.
18 Всё похищенное из жадности ныне ведёт к нежеланной смерти, всякое вожделение приводит к осуждению на муку.
19 Всякое лукавое притворство будет призвано на суд во имя Истины.
20 Всякая нынешняя сладость умащений уступает место суду и осуждению.
21 Всякая притворная дружба падёт в безмолвный стыд.
22 И неужто вы думаете, что всё то, что творится у нас на глазах, останется без отмщения?
23 Всякая вещь, достигая своего исполнения, приводит к Истине.

LXXXIV. 1 Я же учил вас этому, пока я жил. Я сказал вам познавать заповеди Шаддаи, которым я наставлял вас, и прежде чем умереть, я представлю перед вашими глазами некоторые из заповедей Его судилища.
2 Помните, что некогда Моисей взял небо и землю в свидетели против вас: "Если вы нарушите Закон, вы будете рассеяны, и если вы будете его соблюдать, вы укрепитесь".
3 И он сказал вам и другие слова, когда вы были двенадцатью коленами, собранными вместе в пустыне.
4 А после его смерти вы отвергли их. И так пророчества исполнились против вас.
5 То, что Моисей объяснил вам некогда ещё до того, как это сбылось, вот, совершилось теперь, ибо вы оставили Закон.
6 Я тоже говорю вам, после ваших страданий, что если вы уверуете в то, что сказано вам, вы получите от Шаддаи всё, что отложено и сохранено для вас.
7 Пусть это письмо будет свидетелем между мною и вами, дабы вы помнили о заповедях Шаддаи. И так я смогу оправдаться перед Пославшим меня.
8 Помните о Законе, о Сионе, а также о святой земле и ваших братьях. Не забывайте Завета, заключённого с вашими отцами, праздников и суббот.
9 Передавайте это письмо и предания Закона вашим детям после вас, как вам их передали ваши отцы.
10 Во всякое время верно взывайте и ревностно молитесь всею душею, чтобы Шаддаи сжалился над вами и не смотрел на множество ваших грехов, но, напротив, вспомнил о праведности ваших отцов. Ибо если Он не станет судить нас по изобилию Своего милосердия, горе нам, рождённым.

LXXXV. 1 Затем знайте, что в прежние времена и в прежние роды наши отцы имели поддержкою праведников и святых пророков.
2 Но и мы были на нашей земле, и они помогали нам, когда мы грешили. Они молились за нас Создавшему нас, ибо они полагались на свои дела. Шаддаи внимал им и являл нам Свою милость.
4 Но теперь праведники умерли, пророки упокоились и мы также покинули нашу землю; Сион был отнят у нас. У нас есть лишь Шаддаи и его Закон.
4 Если же мы исправимся и настроим наши сердца, мы вновь обретём то, что мы утратили, и намного более, гораздо более того, что мы утратили.
5 Ибо то, что мы утратили, было подвержено истлению; то, что мы получим – нетленно.
6 И такие же слова я написал нашим братьям в Вавилон, чтобы засвидетельствать им всё это.
7 Пусть все эти предсказания остаются перед вашими глазами на всякое время, ибо до сих пор мы живы и владеем нашей свободой.
8 Шаддаи также терпелив к нам; Он открыл нам будущее и не скрыл грядущего в конце.
9 И прежде чем Его суд не потребовал своего, и истина – должного ей по праву, мы приготовим наши души к тому, чтобы принять и не быть отнятыми, уповать и не быть посрамлёнными, упокоиться вместе с нашими отцами и не быть мучимыми вместе с теми, кто нас ненавидит.
10 Ибо юность мира прошла; сила творения ныне потребилась. Мало что остаётся ещё до свершения проходящих времён. Кувшин у колодца, корабль близ гавани. Дорога завершается у города, а жизнь приближается к концу.
11 Снова приготовьте ваши души к тому, чтобы, окончив плавание и сойдя с корабля, вам отдохнуть, и, прибыв на место, вам не оказаться осуждёнными.
12 Ибо вот, Элион наведёт эти события. Тогда не будет больше места покаянию, рубежей времени, долготы веков, перемен к облегчению. Не будет более места мольбе, дара любви, [покаяния душе], ни ходатайства за прегрешения, ни умолений отцов, ни молитв пророков, ни помощи от праведных.
13 Но будет только приговор к истязанию, путь в огонь, стезя в пекло.
14 Вот почему един Закон, данный Единым, и един мир. И для всех, кто в нём, настаёт конец.
15 Тогда Он спасёт тех, кого Он обретёт, и Он простит их. И тогда же Он погубит тех, кто оскверняется грехом.

LXXXVI. 1 И когда вы получите письмо, читайте его прилежно в синагогах
2 и размышляйте над ним, главным образом в дни поста.
3 И вспоминайте обо мне ради этого письма, так же как и я держу вас в памяти сейчас, когда и пишу, и каждую минуту".

LXXXVII. 1 И когда я исполнил все слова этого письма и внимательно дописал его до конца, я свернул его, тщательно запечатал и укрепил на шее орла. Я освободил его и отправил.

[Конец книги Варуха, сына Нерии.].

 


Откровение Седраха.

Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови.

1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретём мы любовь - она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если всё будет у нас, а спасительной любви не будет? (...)1
Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обрётший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".2

2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?".
И сказал Седрах: "Как же это, господин мой?"
И ответил ему голос: "Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо".3
Седрах же сказал: "Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо".
И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества.

3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чём обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить с Богом устами к устам"?"
Отвечает Ему Седрах: "Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?"
Говорит Господь: "Для человека".
Седрах же: "А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякое благо?"

1 Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилии опущена.
2 Ин. 15:13.
3 В своём желании спора с Богом Седрах не оригинален(Иов 16:20-21).Однако воплотиться оно могло только в апокрифе.Ср.ещё 3 Езд.5:35.

Говорит Господь: "Для человека".
Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?"
Господь в ответ: "Человек - творение Моё, изделие рук Моих, и вразумляю Я его, как найду нужным".

4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твоё, горьки они, Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться.1 Зачем же Ты создал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его, если не хотел быть милостивым к нему?"
Отвечает Господь: "Я сотворил первозданного Адама, и поместил его в райском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: "Вкушай от всех плодов, лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрёшь смертью". Он же ослушался заповеди Моей и, прельщённый диаволом, вкусил от Древа".2

5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волю Твою. Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам - и первый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоим стопам - и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не покусился на труд рук Твоих.

1 Ср.Мф.26:24;Иов 3:11;10:18-19;3 Езд. 3:12;Откр.Ездры 1 и 3;Откр.Петра III.
2 Согласно Быт.2:16-17;3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древа познания добра и зла,однако дальше(Быт.3:22)сказано,что Бог изгнал Адама и Еву из рая,опасаясь,что,познав добро и зло,они смогут также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными.Ср.Откр.Ездры 3.

Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола - художника неправды?1 Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешь грешников, где же сострадание Твоё, где милосердие Твоё, Господи?"

6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей всё в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба и земли. Я всё подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником.2 Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв имущество, оставил отца, ушёл от него, сделался чужд ему и стал служить врагу его - какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своём и, придя, не возьмёт имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца своего?3 Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда Я всё дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?"

7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе желание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях! Изгони человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси его: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей".

1 Ср. 3 Езд. 7:46-48.
2 Ср. Мк. 8:38.
3 Ср. Откр. Ездры 3.

"К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас! Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь".
Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам же сказал Ты: "Не воздай злом за зло,"1 - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжёт, зачем же воздаёшь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякий раз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - так пошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и не пойдёт он, куда заблагорассудится".2

8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Не даровал Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его, ибо возлюбил его.3 Потому и послал Я праведных ангелов Моих стоять на страже подле него денно и нощно".
Говорит Седрах: "Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбил Ты прежде других человека, среди четвероногих - овцу, среди дерев - оливу, среди плодов - лозу, среди крылатых - пчелу, среди рек - Иордан, среди городов - Иерусалим.4 Но всё сие любит и человек, Владыко мой!"

1 Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч. 20:22.
2 Ср. Откр. Ездры 3.
3 Ср. 3 Езд. 8:56.
4 Ср. 3 Езд. 5:23-27.

Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь - помогу с радостью, пусть даже ты в чём и искушал Меня, твоего Создателя".
Говорит Седрах: "Спрашивай".
Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я всё, сколько людей родилось на свет, сколько умерло и сколько ещё умрёт, и сколько волос у них?1 Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворён был небосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько ещё упадёт, и сколько их ещё взрастёт, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько ещё поднимется, и сколько ветров будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколько дождевых капель упало на землю и сколько ещё упадёт?"
И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том. Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом нашим на небесах".

9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душу возлюбленного Моего Седраха и помести её в Рай".
Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложил Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твоё с младенчества ".2

1 В ответ на обвинение Бог,давая понять разницу между Собой и человеком, начинает задавать вопросы,на которые смертный ответить не может.Ср.Иов 38-39;3 Езд.3:6-11;5:36-37 и др.Иов 39:32:"Обличающий Бога пусть отвечает Ему".
2 Ср.2 Пет.1:13-14;Откр.Ездры 11.

Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою".
Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришёл сюда - от тебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почётом принял Я душу твою, а не хочешь - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу".1

10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой части тела?"2
Отвечает ему Бог: "Разве не знаешь ты, что от средоточия лёгких твоих и сердца расходится она по всем членам? Через горло, гортань и уста поднимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, сперва вздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев и других членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделена от тела и отторгнута от сердца".
Услышав слова те и поняв, что очень далёк он был от мыслей о смерти, сказал Седрах Богу: "Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобы восплакать, ибо слышал я, что в слезах - великая сила, и что в них - лучшее лекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих".

11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная, краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза - от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг же твой - малое Творение; голова - податель движения для тела, великолепная и прекраснейшая, всеми любимая падёт сейчас на землю в бесславии!

1 Ср. Завещ. Авраама 7 и др.
2 Ср. Оттер. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.

Руки крепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы дома! Пальцы великолепные, в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты. И се, ныне сделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие, быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе с Солнцем и Луною, днём и ночью, всё добывая - и еду, и питьё - в заботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу лёгкие, лицо земли колеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, всё тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие - се, ныне замрёте без движения! Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдёт на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающие до звёзд, голова - краса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся миром, глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная, волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - всё тело дивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, ныне павшее на землю! Под землёю краса твоя сокроется!"

12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и плакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить".
Говорит Седрах: "Ещё раз скажу Тебе, Господи, пока я жив ещё и не умер, Ты же не оставь без ответа вопрос мой".
"Говори, Седрах!"
"Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживёт человек, и проживёт их в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число дней отпустишь ему грехи его?"
Говорит ему Бог: "Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет, покаявшись же - ещё три года, и сотворит плод праведности.1 Я, когда придёт к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его".

13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы не пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся, Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года".
Говорит ему Бог: "Если человек, прожив на свете больше ста лет, вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижу сие, отпущу, спустя год, все грехи его".
Говорит опять Седрах: "Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему ради творения Твоего! Много сие - год; как бы не пришла Смерть и не схватила его".
Говорит ему Спаситель: "Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленный Мой: ни о чём больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней, не припомню ему всех грехов, какие совершил он".

14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественный архистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь над миром!" И, пав на лице своё, взывали они к Богу, говоря: "Господи, научи нас, как должно каяться и каким покаянием спасётся человек, и какими трудами?"

1 Ср. Мф. 3:8.

Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слёз, жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие так же?1 Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона, делающие же по Закону - ибо если и некрещёные они, сошёл Дух Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моими в лоно Авраамово.2 Есть же и другие, крестившиеся крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшим отречением и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: "Оправдаем ни в чём не согрешившего".3 Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: "И покаявшись, да не увидят вовек наказания"?4 Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих,5 и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах - а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои".

1 Деян.1:16:"Что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида об Иуде".Ср. Ин.13:18:Пс.40:10;апокриф.Откр.Иоанна passim.Славу пророка Давид заслужил своими псалмами.Что же касается покаяния,то здесь,возможно,аллюзия на псалом 50,где Давид кается в величайшем грехе,за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья - в том,что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2Цар. 12:9-10).
2 Ср. Цеян.10:44-48 и др.
3 Возможно,имеются в виду слова Пилата о Христе – см.Мф.27:24 и паралл. места.
4 Ср. Лк. 17:3-4.
5 1 Ср. Откр. Варуха 12 и далее.

15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии Твоём, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим: "Я пришёл не праведников призвать, а грешников к покаянию".1
И сказал Господь Седраху: "Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, в одночасье спасённом покаянием?2 Или не знаешь, что апостол твой и благовестник3 так же спасён был? (...Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобны треснувшему камню, сами же они следуют путями нечестия и погибнут вместе с антихристом".
Говорит Седрах: "Господь Мой, ведь сказал Ты: "Божественный Дух Мой сошёл на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону".4 Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том, что вошли в Царствие Твоё, Господи - так же и грешивших до последних дней допусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния".

1 Мф.9:13.
2 Лк.23:40-43.
3 Возможно,под апостолом-евангелистом (благовестником) имеется в виду апостол Пётр.Известно апокрифическое Евангелие от Петра.Пётр,трижды отрёкшись от Христа,был затем прощён(Ин. 21:15-17).
4 Ср.Деян.2:14-21;Иоил.2:28.

16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно трём установлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается".
Говорит Седрах: "Господи, Ты про всё сие знаешь и ведаешь. Об одном прошу: яви грешникам сострадание Твоё".
Говорит ему Господь: "Седрах, возлюбленный мой, обещаю явить сострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же, кто помянет имя твоё, да не увидит он места казней, но пребудет с праведниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сие дивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков".
И говорит Седрах: "Господи, а если который сотворит молитву рабу Твоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла".
И говорит раб Божий Седрах: "Ныне же прими душу мою, Владыко!"
И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми.
Слава Ему и держава во веки веков. Аминь.

* * *

Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвёртой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи - оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом.
Седрах - один из трёх отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3).
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия