Студопедия — Апокрифы. 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апокрифы. 3 страница






  Книга тайн Еноха.   Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал Енох, у меня родился сын Мафусаил. Затем я ещё прожил ещё двести лет. А вся моя жизнь продолжалась триста шестьдесят пять лет. В один день первого месяца я, Енох, был в своём доме один и лежал на одре, почивая. Во время сна обильная скорбь охватила сердце моё, и я сказал: "Вот очи мои испускают слёзы (ибо во сне я не мог понять, что означает сия скорбь). Что будет со мною?" И явились два пресветлых мужа, каких никто не видывал на земле. Лица их сияли, подобно солнцу, очи - будто горящие свечи, а из уст исходил огонь. Одеяния их напоминали пену морскую, тела переливались разноцветными красками, крылья были светлее золота, а руки - белее снега. Они встали у изголовья одра и окликнули меня по имени. Я пробудился и впрямь увидел стоящих предо мной мужей. Взглянул я на них, поклонился и ужаснулся, и лицо моё исказилось от страха. И сказали они мне: "Дерзай Енох, не бойся! Послал нас к тебе вечный Господь. И ещё сегодня ты вознесёшься вместе с нами на небо. Накажи своим сыновьям и домочадцам, что им делать без тебя на земле в твоём доме. И пусть никто не ищет тебя, пока Господь не возвратит тебя к ним". Выслушав их, я быстро вышел из дома и закрыл двери, как мне и велели. И позвал я сыновей своих: Мафусаила, Регима и Гаидада, и поведал им, что сказали мне те дивные мужи. "Послушайте, чада мои! Не знаю куда я иду и что меня ждёт. Вы же не отступайте от Бога, ходите пред Божьим образом и исполняйте заповеди. Не пренебрегайте молитвами о вашем спасении, чтобы не умалил Господь плоды трудов ваших; ибо он обделяет ими тех, кто копит сокровища и не приносит плоды. Посвящайте Господу вожаков стада и первенцев вашей юности, чтобы были и вы благословенны во веки веков. Не отступайте от Бога и не покланяйтесь идолам, что не создали ни небес, ни земли, ни какой-либо иной твари. Ибо и сами они, и те, кто им поклоняется, погибнут. Пусть господь укрепит сердца ваши в вашем страхе. А теперь, чада мои, пусть никто меня не ищет, доколе Господь не возвратит меня к вам". В то время, как давал я наказы сыновьям моим, тем мужи позвали меня, приподняли на крылья, затем поставили на облака, которые устремились ввысь. И узрел я воздух, а ещё дальше - аэр. И так вознесли меня на первое небо. Показали мне море великое, паче земного. Потом привели меня к старейшинам и владыкам звёздных чинов и показали двести ангелов, владеющих звёздами, управляющих движением небес, летающих на крыльях и обходящих все планеты. И здесь узрел я снежные и ледяные хранилища ангелов, бдящих над этими страшными хранилищами, из которых появляются громады облаков. И показали мне хранилища росы и масличного цвета, который намного ярче любого цвета на земле. Увидел я и ангелов, стерегущих сокровища свои, и то, как они открывают хранилища и затворяют их. И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо. И показали его мне, и увидел я там тьму непроглядную, паче земной. И здесь узрел я висящих в цепях блудников, ожидающих Страшного Суда. И ангелы здесь были более темноликими, чем земная тьма, и непрестанно испускали плач. И спросил я мужей, бывших со мною: "Почему они мучаются беспрестанно?" И отвечали те мужи: "Это богоотступники, ослушавшиеся заповедей Господних, следовавшие своей воле и отступившие от Господа вместе со своим князем; и поставлены они на пятое небо". Я же очень из-за них опечалился, а ангелы те поклонились мне и сказали: "Человек Божий, помолись о нас Господу!" И сказал я в ответ: "Да кто я такой? Как могу я, простой смертный, молиться за ангелов? Кто знает, куда я иду, что меня ожидает и кто будет молиться за меня?" И взяли меня мужи те, и возвели на третье небо, и поставили среди рая. И было то место красоты неописуемой! Увидел я всякие благоцветные деревья со зрелыми и благоуханными плодами. Посреди места того росло дерево жизни, на котором почивает Бог, когда входит в рай. И древо это неописуемо по своей красоте и благоуханию и прекраснее любого творения. Оно отовсюду златовидно, красно, огнеобразно и покрывает собой весь рай. Оно сочетает достоинства всех растущих деревьев и плодов. Корень его находится в раю, у входа на краю земли. Рай же лежит между тлением и нетлением. Из-под корня выходят два источника: один источает мёд и млеко, а другой - елей и вино. Разделяясь на четыре части, они тихо струятся и входят в Эдем между тлением и нетлением. Выходят же они с другой стороны, разливаясь на сорок ручьёв, и бегут по земле, обращаясь по кругу, подобно остальным воздушным стихиям. И нет здесь неплодоносящего дерева, но всякое даёт благие плоды. И место это благословенно! Триста светлейших ангелов охраняют рай и своим немолчным пением денно и нощно служат Господу. И воскликнул я: "Как прекрасно это место!" И сказали мне мужи: "Енох, место это уготовано праведникам, испытавшим за свою жизнь всяческие напасти. Даже когда их души озлоблялись, они отворачивались от неправды и вершили праведный суд. И подавали они хлеб алчущим, нагих одевали в ризы, поднимали павших, помогали обиженным и сиротам. Ходят они без порока перед лицом Господним и Ему единому служат. Им уготовано это место в вечное наследство". И повели меня двое мужей на северную сторону и показали очень страшное место, где грешников подвергали всяческим мукам. Там стлалась непроглядная, мрачная мгла, и не было света. Пылал там тёмный огонь, и река огненная пересекала ту местность. По одну сторону - огонь, по другую - обжигающий холодом лёд. Увидел я там темницу страшную зело и мрачных нечестивых ангелов, вооружённых невидимыми орудиями, которыми они без милости мучили грешников. И воскликнул я: "О горе горькое! Как ужасно это место!" И сказали мне мужи: "Место это, Енох, уготовано для тех, кто не почитает Бога и вершит на земле злые дела: занимается чародейством, заговорами и бесовским волхованием. Оно предназначено для тех, кто похваляется своим окаянным злодейством и крадёт человеческие души, кто притесняет бедных и, отбирая у них имущество, обогащается через их обиду. Сюда попадают те, кто может насытить голодных, но морит их из-за своей алчности, кто может одеть полуголых, но раздевает их донага. Это ожидает и того, кто не признаёт своего Творца и поклоняется бездушным и суетным истуканам. Ибо, сотворяя идолов, они молятся самому мерзостному рукотворению. Всем им уготовано это место в вечный удел". И взяли меня мужи те и возвели на четвёртое небо. И показали они мне здесь все шествия, движения и течения солнечного и лунного света. Соизмерив их шествия и сопоставив свет, увидел я, что свет солнца ярче лунного в семь раз. Солнечная же колесница с пречудной скоростью носится по кругу, подобно ветру, и нет ей покоя ни днём, ни ночью. Справа и слева от солнечной колесницы увидел я по четыре огромные звезды; под каждой из них было ещё по тысяче звёзд. Всего их насчитывается восемь тысяч, и все они зависят от солнца. Водят же солнце днём сто пятьдесят тысяч ангелов, а ночью - тысяча шестикрылых ангелов, идущих перед колесницей. А огонь ему дают сто ангелов. И два духа летят в образе двух птиц - один подобен фениксу, второй - халкедре. Лица у них львиные, ноги, хвосты и головы - крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них ангельские. У тех, кто мчат колесницу солнца, по двадцать крыльев, и несут они росу и зной. И как повелит Господь, так и бывает: заходит и восходит солнце со своими лучами на небесах и на земле. И понесли меня двое мужей к востоку того неба и показали врата, из которых круглый год выходит солнце в урочное время после захода луны, когда ночь сменяется днём. И увидел я шесть огромных врат, каждые по шестидесяти одному стадию с четвертью. И измерил я тщательно эти врата, откуда выходит солнце и куда всегда возвращается, обойдя всю землю. И уразумел я, сколь они велики. Из первых врат солнце выходит сорок два дня, из вторых, третьих, четвёртых и пятых - тридцать пять, из шестых - сорок два. И по истечении времени снова возвращается оно вспять через шестые врата и входит в пятые, четвёртые, третьи и вторые по тридцать пять дней. И так истекают дни каждого года в соответствии со сменой его четырёх времен. И опять понесли меня мужи, теперь уже к небесному западу, и показали в пять раз большие врата, открытые в сторону, противоположную восточным вратам. В них солнце заходит по истечении трёхсот шестидесяти пяти и одной четвёртой дня. Так заходит оно именно в западные врата. Когда солнце выходит из западных врат, четыреста ангелов берут его венец и несут к Господу. Затем оно разворачивает свою колесницу и семь часов проводит в ночи без света. На восьмой час ночи четыреста ангелов приносят венец и венчают им солнце. Тогда феникс и халкедра начинают петь стихи, и все птицы на земле бьют крылами, радуются Дающему свет и поёт каждая своим голосом: "Идёт Дающий свет и дарит его Своей твари". Показали мне также те мужи все шествия и круговращения луны и двенадцать огромных вечно обращённых к востоку врат. Через них заходит и восходит она в определённое время. Сменяя солнце, восходит она через первые врата тридцать один день, через вторые - тридцать пять дней, через третьи и четвёртые - по тридцать дней, через пятые - тридцать один день изрядно, через шестые - тридцать один день, через седьмые - тридцать дней, через восьмые - тридцать один день изрядно, через девятые врата - тридцать один день со тщанием, через десятые - тридцать дней вестимо, через одиннадцатые - тридцать один день вестимо, через двенадцатые - двадцать два дня вестимо. Так, обгоняя небесные ветры, луна движется день и ночь по небесным кругам, расположенным ниже всех других кругов. И перед нею летят духи, и у каждого ангела по шесть крыльев. Лунный круг проходят они за девятнадцать лет. Посреди неба видел я вооружённых воинов, которые служат Господу игрой на тимпанах и органах и непрестанно поют благими голосами. И насладился я, слушая их пение. Потом взяли меня мужи и вознесли на крыльях на пятое небо. И здесь увидел я бесчисленных воинов, называемых григореями. Обликом они походят на людей, ростом - выше исполинов. Лица у них были мрачные, и уста вечно молчащие. Служба Господу на пятом небе не пелась. И спросил я бывших со мною мужей: "Почему они такие мрачные, с унылыми лицами и онемевшими устами, и отчего нет службы на этом небе?" И ответили мне мужи: "Это григореи, число которых двести тысяч. Они отвергли Господа вместе со своим князем Сатонаилом. За ними же бродят, ступая след в след, увешанные цепями те, кто ныне находится на втором небе, окружённом непроглядной тьмой. В своё время спустились они на землю от престола Господня в местность Ермона и нарушили обеты на горах Ермонских. И осквернилась земля их делами, а женщины их творят из величайших зол в жизни. Совершая незаконные кровосмешения, они порождают на свет исполинов, великанов и сеют великую вражду. И того ради судил их Господь великим судом, и будут они укорены в великий день Господень". И сказал я григореям: "Видел я ваших братьев, дела их, мучения и великое моление. И молился о них, но осудил их Господь пребывать под землёй до скончания небес и земли". И сказал я: "Почему ждёте вы своих братьев, а не творите службу перед лицом Господа? Оставьте молитвы ваши и служите Господу Богу вашему, чтобы не прогневать Его вконец". И послушавшись моего наставления, они выстроились на небе том в четыре чина. Вострубили разом четыре трубы великим гласом, запели стройно григореи, и взошёл их глас перед ликом Господним. Затем взяли меня те мужи и возвели на шестое небо. Там увидел я семь пресветлых и многославных ангелов. Лица их сияли ярче солнечных лучей, и не различались они обликом, поведением или облачением. Ведают эти чины движением звёзд, обращением солнца и изменениями луны. Наблюдая добрые и злые людские дела, они учиняют заповеди и поучения и творят сладкое богогласное пение и всяческие славные хвалы. Это - архангелы, стоящие над ангелами и каждым существом, будь оно небесное или земное. Им подчиняются ангелы, бдящие над всяким земным плодом, всякой травинкой и всякой пищей, которая даётся всякой живой твари. Они стоят и над ангелами всех человеческих душ, записывающими дела и жития людей перед ликом Господним. Среди них - семь фениксов, семь херувимов и семь шестикрылых. И у них - один глас, и поют они единогласно, причём пение их невозможно описать. И радуется Господь подножию своему. Затем взяли меня те мужи и вознесли на седьмое небо. И увидел я безмерно яркий свет и всё огненное воинство великих архангелов, бесплотных сил и всё огненное воинство великих архангелов, бесплотных сил, господствующих начал и властей, херувимов, серафимов, престолы и десять полков многоокого светлостояния. И убоялся я и затрепетал от великого страха. Тогда те мужи взяли меня, ввели среди воинства и сказали: "Дерзай Енох, не бойся!" И показали мне издали Господа сияющего на своём высочайшем престоле. И, подступив к нему, небесное воинство, выстраиваясь по чину десяти степеней, кланялось Господу и снова становилось на свои места в радости и веселии и в свете безмерном, воспевая песни тихими и кроткими голосами. И служили они Господу, не отходя от Него ни днём, ни ночью, стоя перед Его лицом и творя Его волю. Херувимы и серафимы окружали его престол, а шестикрылые покрывали Его и пели тихим голосом пред ликом Господним. И когда я всё это увидел, сказали мне мужи: "Енох, нам велено сопровождать тебя лишь до этого места". И отошли они, и больше я их не видел. Оставшись один на краю небес, устрашился я и пал ниц, говоря про себя: "За что мне такое выпало!" И послал Господь одного из славных своих архангелов именем Гавриил, и тот сказал мне: "Дерзай Енох, не бойся! Встань и иди со мной и предстань пред ликом Господним вовеки". И отвечал я ему, говоря про себя: "Господи, покинула меня душа моя от страха и трепета. Призови ко мне тех мужей, что привели меня сюда, ибо на них я уповал и с ними иду к лику Господню". И поднял меня Гавриил, как поднимает ветер лист, и поставил пред ликом Господним. И увидел я лицо Господа. Было оно сильное и преславное, чудное и престрашное, грозное и престранное. Но кто я таков, чтобы описывать необъятное существо Господа, Его лицо предивное и неисповедимое, Его лик многоучёный и многогласный? Как рассказать о престоле Господнем, превеликом и нерукотворном, о ликостоянии окружающих Его херувимов и воинстве серафимов, о неумолчном их пении? Кто сможет передать неизменный и неисповедимый образ Его красоты и величие Его славы? И пал я ниц и поклонился Господу. И Господь устами своими сказал мне: "Дерзай Енох, не бойся! Поднимись и предстань пред ликом моим навеки". И поднял меня архистратиг Михаил и подвёл к лику Господа. И сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: "Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки". И поклонились ангелы господни и молвили: "Пусть приблизится он по слову Твоему". И сказал Господь Михаилу: "Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей". И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил. И мирро светилось паче самого яркого света, а было оно, словно роса благодатная, а благоухание и аромат смирны его сверкали, будто солнечные лучи. И оглядел я самого себя - стал подобен я одному из славных ангелов Его и ничем не отличался от них. И призвал Господь одного из своих архангелов именем Вревоиль, превосходящего остальных быстротой ума и записывающего все дела Господни. И возгласил Господь: "Принеси книги из Моих хранилищ и покажи Еноху. Дай ему и трость писчую". Вревоиль немедля принёс изящные благовонные книги в вручил мне своею рукою борзописную трость. И растолковал он мне все небесные и земные дела: о море и всех явлениях, движениях и разгулах природных стихий; о солнце, луне, звёздах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах; о восхождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства; о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосом пении и обо всём, чему следует поучиться. Вревоиль просвещал меня тридцать дней и тридцать ночей, и всё это время не умолкали его глаголющие уста. Я же без устали записывал всё о знамениях и чудесах. И когда минуло шестьдесят дней и шестьдесят ночей, Вревоиль сказал: "Вот всё, что я должен был тебе рассказать, а ты - записать. А теперь садись и запиши души неродившихся людей и отведённые им навеки места, ибо до сотворения мира было предопределено, какой быть всякой душе". И сидел я ровно шестьдесят дней и шестьдесят ночей, и записал всё точно. И написал я триста шестьдесят шесть книг. Родился же Енох на шестой день месяца памовуса и жил триста шестьдесят пять лет. А взял он был на небеса месяца нисана в первый день. На небесах же пребывал он шестьдесят дней, записывая всё о знамениях и тварях, созданных Господом. И написал Енох триста шестьдесят шесть книг и передал их своим сыновьям. И провёл он на земле тридцать дней, рассказывая им обо всём, а потом опять был взят на небо того же месяца памовуса, в тот же шестой день и час, в который родился. Так каждое человеческое существо обладает тайнами сего жития: зачатия, рождения и представления. В какой час оно зачато, в такой же рождается и представляется. Аминь.

Апокалипсис Илии. Слово Господа было ко мне, говоря мне: Скажи этому народу: Почему вы творите грех и множите ваши грехи, гневя Господа Бога, Который сотворил вас? Не любите (ни) мир, ни то, что существует в мире, ибо гордыня мира - от диавола, (как) и его распущенность. Помните, что умилосердился над вами Господь, Который сотворил всё, чтобы спасти нас от плена этого века, ибо много раз диавол желал не дать солнцу взойти над землёй и не дать земле принести плод обильный, желая пожрать людей подобно огню, бегущему по соломе, желая поглотить их подобно воле. И поэтому умилосердился над нами Бог славы. Он пошлёт Своего Сына в мир, чтобы Он спас нас -от плена. Ибо Он не открыл ни ангелам, когда Он грядёт к нам, ни архангелам, но Он придал Ему образ человека, причём Он грядёт к нам, чтобы нас спасти от плоти и (чтобы) мы были Ему детьми, а Он был нам Отцом. Помните же, что Он уготовил нам престолы и венцы на небе, чтобы все, кто послушается Его гласа, получили престолы и венцы. "У тех, которые принадлежат Мне, сказал Господь - Я напишу Моё имя на их лбу и запечатлею их правую руку". Они не взалкают, не возжаждут, и сыны беззакония не одолеют их, не воспрепятствуют им более престолы, но они будут идти с ангелами в Мой город. Грешники же не взойдут на престолы (небесные), но захватят их, и возобладают над ними престолы смерти, потому что ангелы не повинуются им, и они сделали себя чуждыми Его обителям. Внемлите же, мудрые земли, о заблуждениях, которые умножатся в конце времён, потому что они примут учения, чуждые Богу, и отвергнут закон Божий, эти (люди), бог которых - их утроба, и которые говорят: "Пост не существует, Бог не установил его", делая себя чуждыми Завету Божьему, лишая себя "обетований драгоценных, эти (люди), которые никогда не упрочатся в твёрдой вере. Пусть же не собьют вас с пути истинного эти (люди). Помните, что Господь установил пост с тех пор, как сотворил небеса, на пользу людям, из-за страсти и изменчивых желаний, борющихся с вами, чтобы не поработило вас зло. Пост святой Он установил. Сказал Господь: "Тот же, который постится, не согрешит никогда, (даже) если в нём зависть и борьба". Но чистый пусть постится. Тот же, кто постится, не будучи чистым, гневит Господа и Его ангелов, и вредит своей душе, (и) навлекает на неё гнев ко дню гнева. Пост святой Господь установил святым сердцем и святыми руками, ибо пост святой отпускает грехи, исцеляет болезни, изгоняет демонов, направляет к престолу Божьему сладость, благоухание, отпущение грехов путём молитвы святой. Ибо кто из вас выйдет в поле и прославится своим умением, не имея, орудия в руках своих? Или кто выйдет на битву, не имея вооружения? Разве, если его найдут (таковым), его не убьют за то, что он пренебрёг долгом перед царём? Так же невозможно-никому войти в святое место, сомневаясь. Тот, кто сомневается в своей молитве, является (сам) себе тьмой, и ангелы не повинуются ему. Если же вы искренни (букв, "являетесь односердными") во всякое время во Господе, будьте мудрыми в (то) время, чтобы распознать всё о царях ассирийцев и разрушении; неба и земли. "Принадлежащих мне не одолеют - сказал Господь, и они не устрашатся в битве". И когда они увидят царя, восставшего на севере, они назовут его "царь ассирийцев" и "царь неправедности". Он умножит свои нападения на Египет и (вызовет) смятения. Земля застонет разом. Захватит ваших детей. Многие возжелают смерти в те дни. Тогда восстанет царь на-западе, которого назовут "царь мира" (т. е. мирный). Он взбежит на море как лев рыкающий. Он убьёт царя неправедности. Будет отмщено Египту в битве, и свершатся многочисленные кровопролития. В тот день он повелит быть миру в Египте и дарует дар бесценный1. Он даст мир святым. Он станет говорить: "Едино имя Бога". Он восславит священников Божьих. Он возвысит места святые. Он даст бесценные дары дому Божьему. Он тайно объедет города Египта, чтобы его не узнали. Он сосчитает святилища. Он взвесит идолов язычников. Он сочтёт их богатства. Он приставит к ним священников. Он прикажет, чтобы схватили мудрецов земли и знатных людей и доставили их в столицу, которая на море, говоря: "Один язык это". Когда же вы услышите: "Мир это и радость"...2 Ибо-вот, о его знамениях скажу вам, чтобы вы распознали его. Ибо у него два сына, один - справа от него и один - слева. Тот, что справа от него, примет образ (букв, "лицо") диавольский. Он будет бороться против имени Бога. Ибо четыре царя произойдут от того царя. На тридцатом году он придёт в Мемфис. Он построит храм в Мемфисе в день тот. Восстанет на него-его собственный сын и убьёт его. Земля содрогнётся в день тот. Он издаст указ по всей земле, чтобы схватили священников земли и всех святых, говоря: "Все дары, которые мой отец даровал вам, и блага все вы отдадите вдвойне". Он закроет-святилища. Он отберёт их дома. Он захватит их детей в плен. Он прикажет, чтобы совершали жертвоприношения, и мерзости' на земле, и гадости. Он явится под солнцем и луной в день тот. Священники земли разорвут свои одежды. Горе вам, правители Египта, в день тот, потому что ваш день пришёл. Притеснение бедных обратится на вас, и захватят детей ваших как добычу. Города Египта застонут в день тот. И не будет слышен голос лродающего и покупающего на площадях городов Египта, и покроются они пылью. Восплачут же разом живущие в Египте. Они возжелают смерти, но смерть убежит от них. Они поднимутся на скалы и спрыгнут с них, говоря: "Упади на нас!", и не умрут, но смерть отступит от них. Скорбь двойная умножится3, чтобы обойти всю землю в те дни. В то время4 прикажет царь, чтобы схватили всех женщин, которые кормят грудью, и доставили к нему связанными, чтобы они давали грудь драконам, и те сосали их кровь из грудей, и отдавали её в виде яда для стрел из-за неизбежности битв, которые наступят. Он прикажет, чтобы схватили всех мальчиков от двенадцати лет и меньше и научили их стрелять из лука. Средина земли застонет в (те) времена, и родившая поднимет глаза к небу, говоря: "Почему я села на кирпичи5, чтобы произвести ребёнка на свет?". Возрадуется бесплодная и девственница, говоря: "Это время, чтобы мы радовались, что нет детей у нас на земле, но наши дети на небесах". В день тот восстанут три царя в Персии, и захватят в плен иудеев, которые в Египте, и вышлют их в Иерусалим, и дадут его им снова в поселение. Тогда, если вы услышите, что раскол и (нет) безопасности в Иерусалиме, разорвите ваши одежды, священники земли, потому что не замедлит прийти сын гибели. Явится беззаконный в те дни в местах святых. Побегут цари персов в те дни... и цари ассирийцев. Четыре царя будут воевать с тремя. Они проведут три года в месте том. Кровь прольётся от Куса до Мемфиса. Река Египта превратится в кровь, и не смогут пить из неё три дня. Горе Египту и тем, кто в Египте, в те дни. Восстанет царь в городе, называемом "город солнца". Земля вся содрогнётся. Он устремится к Мемфису в шестом году царей персов. Он устроит хитрость в Мемфисе. Он убьёт царей ассирийцев. Персы покарают землю6. Он прикажет, чтобы убили (всех язычников) и беззаконных, чтобы разрушили храмы язычников и уничтожили их жрецов, чтобы построили храмы святых. Он даст дары двойные дому Бога. Он скажет: "Едино имя Божье". Вся земля будет почитать персов. Остаток же (людей), которые не умерли из-за бед, скажут: "Царя праведного Господь послал нам, чтобы земля не опустела". Он прикажет, чтобы не давали никакой подати царю три года и шесть месяцев. Земля наполнится благами во время благоденствия великого. Живые пойдут к умершим (и скажут): "Восстаньте и пребудьте с нами в этом мире (т. е. спокойствии)". В четвёртом же году царя того явится (сын беззакония), Д.говоря: "Я - Христос", но это не (будет) Он, не верьте ему. Ведь когда придёт, грядя, Христос, Он грядёт как голубятня7, венец из голубей окружает Его, Он шествует на облаке небесном, знак креста движется перед Ним, и весь мир видит Его подобно солнцу, светящему от восхода до заката. Так грядёт Христос, и Его ангелы окружают Его. Сын же беззакония прежде всего станет в месте святом. Он скажет солнцу: "Зайди", и оно зайдёт, "Затмись", и оно-затмится, "Свети", и оно засветит. (Он скажет луне: "Превратись в кровь", и она превратится.)8 Он сведёт их с неба и скажет: "Ступайте по морю и рекам как по суше". Он заставит хромых ходить, глухих слышать, немых говорить, слепых видеть, прокажённых он очистит, больных исцелит, (из) одержимых демонами изгонит их. Он умножит перед всеми свои знамения и чудеса. Он совершит деяния, которые Христос совершил, за исключением лишь воскрешения мёртвых: по этому (признаку) вы узнаете, что он - сын беззакония, потому что-он не может дать душу. Вот его признаки, я сообщу (их) вам, чтобы вы узнали его. Он...9 немного, молодой, тонконогий, одно пятно седое спереди на голове его, плешивый, брови его доходят до ушей,, и пятно проказы спереди на его руках. Он будет изменяться перед вами. То он будет стариком, то снова молодым. Он будет изменяться во всех признаках, но признаки своей головы он не изменит. Благодаря этому вы узнаете, что он сын беззакония. Услышит дева, имя которой Тавифа, что бесстыдный явился в местах святых. Она наденет одежду льняную, и поспешит в Иудею, и будет обличать его вплоть до Иерусалима, говоря ему: "О бесстыдный, о сын беззакония, о ставший врагом всем святым!". Тогда разгневается на деву бесстыдный. Он будет преследовать её до заката солнца. Он высосет её кровь вовремя вечернее и бросит её на храм, и она станет спасением народа. Она же восстанет во время утреннее живой и будет обличать его, говоря: "О бесстыдный, нет у тебя власти (ни) над душой моей, ни над телом, потому что живу я всегда во-Господе. Моя кровь, которую ты излил на храм 10, стала спасением народа". Когда услышат Илия и Енох, что бесстыдный явился в местах святых, они сойдут и сразятся с ним, говоря ему: "(И) ты не стыдишься, что ты чужд (всему)? Ты стал врагом небесным и (врагом) тем, которые на земле. Ты стал врагом ангелам и силам. Ты чужд всегда. Ты упал с неба, как звёзды утром. Ты изменился. Твоя материя стала тёмной. Не стыдишься ли ты, что ополчился на Бога, ты, диавол?". Услышит бесстыдный,. и разгневается, и будет сражаться с ними на площади большого города, и проведёт семь дней, сражаясь с ними, и убьёт их, и они будут три с половиной дня мёртвыми на площади, и весь народ будет видеть их. На четвёртый же день они восстанут и будут вновь обличать его, говоря ему: "О бесстыдный, и ты не стыдишься, ты, соблазнив народ Божий, тот, за который ты не пострадал? Разве ты не знаешь, что мы живы во Господе, обличая тебя, во всякое время говорящего: "Я одолел этих"? Мы сложим (с себя) плоть этого тела и убьём тебя, и ты не сможешь сказать (ни слова) в день тот, потому что-мы живы во Господе во всякое время, (и) потому что ты - враг во всякое время". Услышит бесстыдный, разгневаясь, и будет сражаться с ними. Город весь обступит их. В день тот они возвысят клич к небу, облёкшись светом, и весь мир увидит их, И не сможет одолеть их сын беззакония. Он разгневается на.землю и будет стремиться согрешить против народа. Он прикажет, чтобы выжгли им глаза железным сверлом. Он вырвет их ногти один за другим. Он прикажет, чтобы им в нос влили уксус с известью12. Те же, которые не смогут вынести пыток царя того, возьмут своё золото и. побегут к переправам, говоря: "Переправь нас в пустыню". Они упокоятся подобно уснувшему, и Господь примет их дух к себе и их души. Их тела станут как камни13. Звери не съедят их до последнего, дня великого суда. Они воскреснут и получат место упокоения, но не будут в царстве Христа, как пострадавшие,."Пострадавшим же, сказал Господь, - я дам воссесть одесную меня". Они восторжествуют над сыном беззакония,, Они увидят разрушение неба и земли. Они получат венцы и престолы славы. Услышат шестьдесят праведников в дни те, (праведники),.которые уготованы для этого часа. Они вооружатся оружием Бога. Они поспешат в Иерусалим, борясь против бесстыдного и говоря: "Все чудеса, которые совершили пророки, ты совершил их, но ты не смог воскресить мёртвого, потому что ты не властен. По этому (признаку) мы распознали, что ты сын беззакония". Услышит бесстыдный, и разгневается, и прикажет, чтобы связали праведников, возложили их на алтари и сожгли их. И в день тот сердце многих обратится к ним, и они удалятся от него, говоря: "Этот - не Христос, ибо разве Христос убивает праведников?" Он не преследует праведников. Не будет ли Он стремиться убедить их знамениями и чудесами?"14. В день тот Христос сжалится над теми, кто принадлежит Ему. Он пошлёт Своих ангелов с неба числом шесть десятков тысяч и четыре тысячи, причём шесть крыльев у каждого из них. Их голос потрясёт небо и землю, когда они будут благословлять и славить тех, на лбу которых написано имя Христа и на деснице которых печать, от мала до велика. Они поднимут их на своих крыльях и унесут их от гнева. Тогда Гавриил и Уриил сделаются столпом светлым и потекут перед ними, пока не приведут их в святую землю, и дадут им вкусить от древа жизни и носить одежды белые. И будут бдить над ними ангелы. Они не взалкают, не возжаждут, и не возобладает над ними сын беззакония. В день же тот вся земля содрогнётся, солнце потемнеет, исчезнет15 мир на земле и под небом... Деревья будут вырваны и падут, звери и животные погибнут в смятении, птицы падут на землю мёртвыми, и воды моря иссохнут. Грешники возопят на земле, говоря: "Что ты сделал нам, сын беззакония, говоря: "Я Христос", в то время как ты сын беззакония? Ты не можешь спасти себя, чтобы спасти (и) нас! Ты творил пустые знамения перед нами, так что сделал нас чуждыми Христу, Который сотворил всех. Горе нам, что мы послушали тебя! Вот мы теперь погибнем в голоде и мучении. Где же след праведника, чтобы мы поклонились ему, и где поучающий нас, чтобы мы воззвали к нему? Теперь мы погибнем от гнева (Божьего), потому что мы ослушались Бога. Мы пошли к местам глубоким в море и не нашли воды. Мы копали в реках на шестнадцать локтей и не нашли воды". Тогда восплачет бесстыдный... в день тот, говоря: "Горе мне, потому что моё время прошло!16 Я говорил, что моё время не пройдёт, (а) мои годы стали месяцами17, мои дни прошли, как пыль. Теперь я погибну вместе с вами. Бегите же в пустыню, поймайте разбойников, убейте их. Святых приведите, ибо ради них земля даёт плод, ради них солнце светит на землю, ради них роса нисходит на землю". Восплачут грешники, говоря: "Ты сделал нас врагами Богу. Если ты можешь, встань и беги за ними!". Тогда он возьмёт свои огненные крылья, и полетит вслед святым, и опять будет сражаться с ними. Услышат ангелы, сойдут и сразятся с ним до битвы многих мечей. Случится в день тот, что услышит Господь и прикажет в великом гневе небу и земле. (И) они произведут огонь, и огонь охватит землю-на семьдесят два локтя (вглубь)18. Он пожрёт грешников и диаволов как стерню. Суд праведный будет в день тот. Горы земли подадут свой голос. Дороги скажут друг другу: "Слышали ли вы сегодня голос (какого-либо) человека идущего, который не пришёл на суд Сына Божьего?". Грехи каждого предстанут перед ним в месте, где он совершил их, будь то дневные, будь то ночные. Праведники же и избранные19 увидят грешников в их мучении, и тех, которые гнали их, и тех, которые предавали их смерти. Тогда грешники... увидят места праведников и свершение милости в дни те,что праведники попросят много раз будет дано им. В день тот Господь будет судить небо и землю. Он будет судить тех, кто совершил преступления на небе, и тех, кто совершил (их) на земле. Он будет судить пастырей народа. Он спросит их о стаде овчем, и они изложат ему (всё) без утайки. После этого сойдут Илия и Енох, и отложат плоть этого мира, и облекутся плотью духовной, и будут преследовать сына беззакония, и убьют его, и он не сможет сказать (ни слова). В день тот он уничтожится перед ними, как лёд, уничтоженный огнём, он погибнет, как дракон бездыханный. Они скажут ему: "Твоё время прошло, теперь ты погибнешь вместе с теми, кто верит в тебя". Они будут брошены в глубь преисподней, и она закроется за ними. В день тот грядёт с неба Христос Царь вместе со всеми святыми. Он сжигает землю и проводит тысячу лет на ней, потому что грешники властвовали на ней. Он сотворит небо-новое и землю новую. Диавола не будет на них. Он (т. е. Христос) будет царствовать вместе со святыми, возносясь и нисходя, причём они всегда будут с ангелами, пребывая с Христом тысячу лет. * * * "Апокалипсис Илии" - сочинение, созданное на греческом языке в Египте, по-видимому, в III в. Оно сохранилось толька в коптских переводах, если не считать маленького греческого фрагмента, кусочка папируса 6,5 X 6,5 см. Известны три коптские рукописи с переводом этого сочинения, две - с текстом на саидском диалекте и одна - на ахмимском. Ахмимская рукопись (до нас дошло всего 13 листов) хранится частью в Берлине (6 листов: Берлинский музей, отдел папирусов, № 1862), частью в Париже (7 листов: Парижская национальная библиотека, Copte 135). Она написана в конце III - начале IV в. В Парижской библиотеке, под тем же номером, хранятся и 6 листов саидской рукописи начала IV в. Наиболее полный текст (кроме заключительной части) "Апокалипсиса" содержит саидская рукопись IV-V в. (Дублин, Chester Beatty Library and Gallery of Oriental Art, 2018). Наш перевод сделан по дублинской рукописи, с привлечением прочих, по изданиям: A. Pieterma, S. Т. Comstock, H. W. Attridge, The Apocalypse-of Elijah based on P. Chester Beatty 2018. Ann Arbor, 1979. G. Steindorff, Die Apokalypse des Elias, eine unbekannte-Apokalypse und Bruchstucke der Sophonias - Apokalypse. Leipzig, 1899. Комментарии: 1. Букв, "пустой", так же, как несколькими строками ниже. Смысл не вяжется с контекстом. Может быть, при переводе слово, означающее "бесценный", было понято как "не имеющий цены", "неценный". 2. Лакуна более одной строки. Сохранились лишь отдельные буквы. 3. Букв, "умножается", но в ахмимской версии здесь будущее время. 4. Букв, "в дни/время те/то". Очевидно, слово "дни" было ошибочно написано, повторяя предшествующий текст, и не вычеркнуто. 5. Женщины в Египте рожали детей, становясь на кирпичи и присаживаясь на корточки. 6. Букв, "отомстят" земле. Так как далее восхваляется деятельность царя персов, здесь, по-видимому, это слово употреблено в значении "творить расправу/суд", т. е. карать только виновных. Ср. выше "будет отмщено Египту". 7. В смысле средоточия голубей, центра, вокруг которого они группируются. 8. Здесь в рукописи пропуск, восполненный нами по ахмимскому переводу, иначе непонятно, к чему относится последующее местоимение "они" ("их"). _ _ 9. Непонятное слово "пелеч/пелек", очевидно, определение, поскольку далее, стоит "немного". Сутулый, сгорбленный? 10. Выше говорилось, что сын беззакония "высосал её кровь (м. р.) и бросил её (т. е. деву, ж. р.) на храм". Здесь же говорится, что он "бросил на храм" кровь (м. р.). _ 11. И здесь, и в другой саидской рукописи написано ошибочно "фюле" вместо "хюле". 12. Вид пытки, засвидетельствованный в документах византийского времени, см. также "Мартирий святого Виктора", прим. 38. 13. Здесь и в другой саидской рукописи "перна" вместо "петра", "камень", как в ахмимской. 14. Букв, "он не будет стараться...". Однако мы переводим это вопросительным предложением (в коптском вопросительное предложение может не иметь никаких формальных признаков), поскольку в параллельном месте другой саидской рукописи здесь стоит, как и выше, вопросительное местоимение "разве": "разве же он не старается скорее убедить их...", а в ахмимской рукописи говорится прямо утвердительно "но он убеждает их..."Таким образом, здесь тот смысл, что Христос убеждает людей. В упомянутой саидской рукописи построение четырёх фраз параллельно: отрицание-риторическое отрицание (утверждение)-отрицание - риторическое отрицание (утверждение). В нашем тексте явно не хватает второго риторического отрицательного местоимения. 15. Букв, "унесут/уберут", т. е. "будет унесён/убран". После этого предложения - небольшая лакуна. 16. Здесь кончается рукопись Честер-Бити. Продолжение даётся по мимской. 17. Известная для поздней античности хронологическая традиция, согласно которой не устраивавшие хронологов слишком "долгие" годы царствований древних царей (особенно из "божественных" династий) объявлялись месяцами. Особенно чётко эта практика проявилась в той манере, в которой они манипулировали данными древнеегипетского историка Манефона. 18. Букв, "схватит на земле семьдесят два локтя". 19. "Избранные" - восполнение лакуны; от этого слова сохранилась только последняя буква, а перед ним стоит притяжательное местоимение. Такое же местоимение стоит и перед словом "праведники", но артикль отсутствует. Если артикль пропущен по ошибке, следует переводить "относящиеся к праведникам и относящиеся к избранным". Однако скорее можно предположить ошибку иного рода - притяжательное местоимение поставлено вместо артикля множественного числа.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия