Студопедия — Апокрифы. 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апокрифы. 6 страница






  Вознесение Моисея. Глава 1 1 [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке - четырёхсотый по отправлении из Финикии, когда вышел народ с Моисеем и дошёл до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. 2 Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввёл народ в землю, данную коленам его, дать им её по завету и по клятве, которую произнёс он в скинии, что даст её через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово: "Обещай, что всё сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. 3 Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. 4 Так Он измыслил и изобрёл меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. 5 И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. 6 Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней. Глава 2 1 Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. 2 В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости. 3 После того как войдут в землю свою, пройдёт [пять] лет, и будет власть вождей и тиранов восемнадцать лет, и на девятнадцать лет отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. 4 Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. 5 И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. 6 И будут приносить жертвы двадцать лет: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. 7 И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают. Глава 3 1 В те времена придёт к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжёт он огнём поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведёт их в землю отчизны своей, и два колена уведёт с собой. 2 Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: "Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?" 3 Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрёка от двух колен и скажут: "Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?" 4 И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им". 5 И в тот день воспомнят имя моё, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: "Не то ли это, в чём удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чёрмном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена, и вышло, что ведут нас, пленённых, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет." Глава 4 1 Тогда войдёт один, стоящий над ними, и прострёт руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: 2 "Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным - тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. 3 И пошли они, пленённые, в землю чуждую с жёнами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. 4 Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный!" 5 Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Своё, и вложит в те времена в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. 6 Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в своё место установленное и обновят укрепления его. 7 Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племён во времена пленения их. Глава 5 1 Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину. 2 Потому и было сказано: "Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам. 3 И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу - не жрецы, но рождённые рабами от рабов. 4 Ибо те, которые суть учёные учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях. 5 И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает". Глава 6 1 Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. 2 И придёт вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического. 3 Сей человек - безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. 4 Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. 5 Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. 6 Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года, и покарает их. 7 И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного, и одолеет он их и уведёт в плен и часть храма их огнём сожжёт, некоторых же распнёт вокруг поселения их. Глава 7 1 После того совершатся времена (...) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (...) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (...) и истребляя стяжателей. 2 Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: 3 "Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья". 4 И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. 5 И скажут они: "Не касайся, да не осквернишь места моего (...)" Глава 8 1 Придёт к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени. 2 Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнёт на кресте исповедующих обрезание. 3 И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. 4 А жён их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание. 5 Будут карать их пытками, огнём и железом, заставят их носить идолов своих осквернённых, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место своё, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их. Глава 9 1 Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо. 2 Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: "Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу - жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. 3 Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своём, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. 4 Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвёртый день войдём в пещеру, которая на поле, и умрём лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. 5 Если так сотворим и умрём, кровь наша отомщена будет пред Господом". Глава 10 1 И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретёт конец, и скорбь с ним отойдёт. 2 Тогда наполнится рука ангела, утверждённого на небесах, и тотчас избавит он их от врагов их. 3 Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. 4 И задрожит земля и до пределов своих сотрясётся, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и всё обратится в кровь, и круг звёзд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. 5 Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их. 6 Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звёздном в месте пребывания звёзд. 7 И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесёшь Создателю твоему. 8 Ты же, Иисус Навин, сбереги слова сии и книгу сию. 9 Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдёт до пришествия Его двести пятьдесят времён. 10 Столько времени пройдёт, пока не прейдут времена. 11 Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете сем". Глава 11 1 Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и всё, что предрёк он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним. 2 И отвечал ему Иисус и сказал: "Утешишь ты меня, господин мой Моисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слёз и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева. 3 Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твоё из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в своё время, есть могилы свои на земле, твоя же могила - от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона - весь мир есть могила твоя, господин мой. 4 Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождём будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков. 5 Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит её для славного мужа, оберегает, боясь, тело её от солнца и старается, дабы не поранила та ног своих, бегая по земле? 6 Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч - возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы? 7 Но и цари Аморрейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всём, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя - и скажут они тогда: 8 "Пойдём на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознёс молитвы Господу, каков был Моисей, великий вестник. Он по целым часам стоял днём и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа". 9 Итак, скажут они: "Не с ними Бог. Пойдём же и сотрём их с лица земли". Вот как будет с народом сим, господин мой Моисей". Глава 12 1 И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым. 2 И взял Моисей его за руку и посадил пред собою на сидение. 3 И отвечал и сказал ему Моисей: "Иисус, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим. 4 Все народы, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира. 5 И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но всё он предусмотрел и устроил... 6 Всё в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется...] Меня поставил он молиться за них и за грехи их - и заступником быть им - не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его. 7 Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они. 8 Итак, творящие и совершающие заповеди Божии возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано. 9 И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил. 10 Ибо выйдет Бог, провидящий всё вовеки, и твёрд завет Его и клятва в том, что..." Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. по Р. X. (вскоре после смерти царя Ирода Великого) Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошёл вовсе. В наиболее полном виде "Вознесение Моисея" сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31-32 главы Второзакония) Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно. Editio princeps: А М Ceriani. Monumenta sacra et profana. I, fasc. 1, Milano, 1861. Настоящий перевод выполнен по изданию: Е. М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, № 19, 1970. Приводится по модулю "Сборник христианских апокрифов" компьютерной программы "Славянская Библия" для Windows..

Вознесение Исайи (Видение Исайи). "I. (1-5) Видение, которое Исайя, сын Амоса, имел на двенадцатом году правления Езекии, царя Иудеи.[3] Исайя-пророк, сын Амоса, прибыл к Езекии в Иерусалим. И после того, как он вошёл, он воссел напротив царского ложа. И все князья израильские и царские советники, и евнухи стояли перед ним. И пророки, и дети пророков, узнав, что Исайя пришёл из Гилгала, пришли из деревень и полей, и гор приветствовать его и познать то, что должно будет произойти. (6-10) Тогда он произнёс слова правды. Дух Святой низошёл на него и все видели и слышали слова Святого Духа. Этот царь созвал пророков, и все они собрались, столь много, сколь их нашлось. Там были старцы Михей и Анания, Иоиль[4] и столь много, сколь их нашлось, по его правую руку и по его левую руку. И вот, когда они слышали голос Духа Святого, они упали на колени и воспели высочайшего Бога, который пребывает среди святых, Того, Который даровал эту силу слов в мире. Итак, свидетельствуя в Духе Святом в присутствии всех, он [вдруг] замолчал, и вслед за этим они увидели, что перед ним возвышается некто. (11-16) Глаза Исайи были открыты, уста же были закрыты, но дыхание Духа пребывало с ним. И они не поняли, что Исайа вознесён, но пророки поведали о даруемом откровении. Видение, которое предстало перед ним, было не из этого мира, но из того, что скрыт от всего плотского. И когда Исайа перестал созерцать видение, он вернулся в самого себя и пересказал увиденное Езекии и его сыну Насону, II. (1-5) и Михею и другим пророкам, говоря: "Когда я пророчествовал то, что вы слышали и чему вы были свидетелями, я видел ангела, сияющего славой более, чем ангелы, которых я обычно видел, но имеющего особенную великую славу и свет, который я не могу описать. Взяв меня за руку, он вознёс меня, и я спросил: "Кто ты и каково твоё имя, и почему ты поднимаешь меня подобно птице?" - ибо мне оставлена была способность говорить с ним. Тогда он произнёс в ответ: "Когда я вознесу тебя наверх, то покажу тебе зрелище, и это является целью, ради которой я послан; тогда ты узнаешь, кто я, но имя моё тебе останется неведомо, коли желаешь вернуться назад в своё тело. И когда я подниму тебя наверх, тогда ты увидишь." (6-10) И я возрадовался тому, что он отвечал мне кротко. И он сказал мне: "Ты возрадовался потому, что я отвечал тебе мягко, и ты увидишь Того, кто более велик, чем я, и Кто желает говорить с тобой. Этот Некто ласковее и мудрее, лучше и милее, ибо именно с этой целью я был послан: объяснить тебе всё." И мы восходили, он и я, на небесный свод, и там я видел великую битву Сатаны и его сил против тех, кто почитает Бога, и один [демон] превосходил другого в зависти. Ибо точно как на земле, так же на небесном своде, поскольку отражения того, что происходит на небесах, находятся на земле.[5] (11-15) И я сказал ангелу: "Что это за война, и зависть, и борьба?" И сказал он мне в ответ: "Это война дьявола, и он не прекратит её, пока Тот, Кто желает видеть тебя, не поразит его духом Своей Праведности." После этого он поднял меня на то, что находится над небесным сводом, на первое небо. И я увидел в центре того места трон, на котором восседал в великой славе ангел, и ангелов, восседавших по правую и левую руку от него. Те, что были справа от него, имели особую славу и они пели одним голосом; те же, что были по левую руку, пели вместе с ними, но их песня не была подобна песне тех, что справа. (16-20) И я спросил ангела, который вёл меня: "Кому возносятся эти песнопения?" И в ответ он сказал мне: "Великой славе Бога, который находится над седьмыми небесами, и Его возлюбленному Сыну, Которым я бы послан тебе." И он вновь вознёс меня - на второе небо. Оно возвышалось над первым так же, как первое над землёй. И я увидел там, как и на первом небе, ангелов по правую и по левую руку [от трона]. И слава этих ангелов, и их пение превосходили славу и пение пребывавших на первых небесах. (21-25) И я склонил своё лицо, чтобы воздать честть ему[6], но ангел, направлявший меня, сказал мне: "Не склоняйся перед ангелом и троном этих небес. Это та причина, по которой я был послан направлять тебя. Поклонись Тому лишь, о Котором я говорю тебе, и восславь неким образом Того, Кто - над всеми ангелами, тронами и над мантиями и коронами, которые ты увидишь после." И я чрезвычайно возрадовался и возвеселился, ибо именно таково [желание] тех, кто знает Высочайшего и Вечного и Его возлюбленного Сына, поскольку эти [люди] восходят к Нему благодаря ангелам Святого Духа. И он вознёс меня над третьими небесами, и подобно тому, что было раньше, я увидел маленький[7] трон, и ангелов справа и слева от него. Память этого мира, однако, не может там назвать ничего [известного ей - т.е. вспомнить]. (26-30) В то время как я совершал восхождение, слава духа моего испытывала превращение, и я сказал: "Ничто из этого мира не может быть названо именем из мира нашего." И в ответ ангел сказал мне: "Ничто не может быть названо из-за его [мира] слабости, но ничто не скрыто для этого мира из дел, которые творятся там."[8] И они пели и прославляли того, кто восседал на троне, и этот ангел был более велик, чем ангел второго неба. И вновь он [мой спутник] вознёс меня, на четвёртое небо. Расстояние от третьего неба до четвёртого было больше [чем от второго до третьего]. И я увидел трон и ангелов по правую руку и по левую. (31-35) Но слава того, кто был на троне, оказалась более велика, чем у ангелов по правую руку, их же слава превосходила славу тех, кто находился ниже. И я вознёсся на пятые небеса. И здесь я увидел бесчисленных ангелов и их славу, и их пение было более прекрасно, чем пение ангелов четвёртого неба. И я изумился, созерцая подобное множество ангелов, выстроенных рядами согласно различию их благости, причём каждый из них, имея собственную славу, восхвалял Его, Который превыше всего (Чьё Имя не открыто ничему плотскому), поскольку Он даровал столь много славы ангелам, которые пребывают превыше всяких небес. Однако ангел сказал в ответ [на моё изумдление]: "Почему ты поражаешься, что они не имеют одного и того же вида? Ты ещё не видел неодолимые силы и тысячи, тысячи и тысячи ангелов." III (1-5) И после этого он поднял меня на воздух шестых небес, и я увидел там великую славу, которую не видел на пятых небесах. И я видел ангелов в славе великой. И деяния сил [небесных] были прекрасными и превосходящими всё [увиденное ранее]. Их пение было священным и прекрасным. И я сказал ангелу, направлявшему меня: "Что есть то, что я вижу, господин мой?" И он ответил мне: "Я не господин твой, но твой советчик." (6-10) И он рассказал мне о шестом небе. "Здесь нет ни трона, ни ангелов по левую руку от него, но всё здешнее получает руководство от силы седьмого неба, где пребывает величайший Сын Бога. И все эти небеса и Его ангелы слушают Его, и я был послан, чтобы привести тебя сюда, чтобы ты мог увидеть эту славу и Господина всех небес и Его ангелов и сил. (11-15) Поэтому я и говорю тебе, Исайа: ни один из тех, кто желает вернуться в тело того мира, не видел того, что видишь ты, [и] не способен увидеть то, что ты увидел, ибо лишь твоим уделом Господь определил вознесение сюда." И я восславил Господа гимном, поскольку я пребывал в Его воле. И ангел сказал мне: "Когда ты вернёшься отсюда по воле Отца, тогда ты получишь своё одеяние,[9] и станешь равен ангелам, которые на седьмых небесах". (16-20) И он привёл меня на шестые небеса, и там не было ни трона, ни ангелов по левую и правую руку от него, но всё имело единый вид и воспевало одну и ту же песнь. И мне было дано петь вместе с ними, и тот ангел, который был со мной, и я сам были подобны их славе, и их слава была одной [с нашей (?)]. И они прославляли Отца всех и его возлюбленного Сына и Духа Святого. Все воспевали одним голосом - не тем, который был на пятых небесах, но другим голосом. И здесь был великий свет. (21-25) И когда я был на шестых небесах, свет пятых казался мне тьмой. Я необычайно возрадовался и воспевал Того, Который даровал такую радость всем, кто получил Его милость. И я умолял ангела, направлявшего меня, больше никогда не возвращать меня в плотский мир. Более того, говорю я вам, здесь [, в этом мире,] пребывает великая тьма. Но ангел, направлявший меня, сказал: "После того, как ты возрадовался этому свету, насколько же больше ты возрадуешься и придёшь в восторг, когда ты увидишь свет седьмых небес, на которых восседает Небесный Отец с Его единственным рождённым Сыном, (26-28) где лежат облачения и троны и венцы праведности. А что до твоей мольбы не возвращать тебя в тело, то ещё не исполнилось время для твоего прихода сюда." И я очень опечалился, услышав эти слова. IV (1-5) И он вознёс меня на воздух седьмых небес, и я слышал голос, говорящий мне: "Почему тот, кто желает жить во плоти, явился сюда?" И я был очень напуган и дрожал. И вот я услышал другой голос, говорящий: "Позволь ему войти, поскольку он достоин славы Божией, ибо здесь его одеяние." И я спросил того ангела, который был со мной: "Кто тот, кто запретил мне и кто тот, кто приказал войти?" И он отвечал мне: "Тот, кто запретил тебе - это он, ангел над ангелами, поющими на шестых небесах. А Тот, кто повелел - Сын Божий, и Его имя ты не сможешь услышать, пока не покинешь тело." (6-10) Когда мы поднялись на седьмые небеса, я увидел там поразительный и неописуемый свет и бесчисленных ангелов. И я увидел неких праведников, которые, сбросив плотские одеяния, пребывали в небесных одеждах и находились в великой славе. Но они не восседали на своих тронах; более того, над ними не было их сияющих венцов. (11-15) И я спросил того ангела, говоря: "Отчего они обрели свои одеяния, но не получили троны и венцы славы?" И он отвечал мне: "Они не получают их до того времени, пока Сын первым не принесёт сюда эти троны и венцы, в те дни, когда Он будет пребывать в облике, подобном твоему." И князь мира того наложит свои руки на Сына Божия и убъёт Его, и повесит Его на древо, и он убьёт Его, не зная, Кто Он такой. И Он спустится в ад и опустошит его от всех теней. (16-20) И Он схватит князя смерти и лишит его [знаков власти], и разрушит все его силы, и вознесётся оттуда на третий день, забрав с собой неких праведников. И Он пошлёт своих проповедников по всему миру, и вознесётся на небеса. Тогда и эти получат свои троны и венцы. И после этих слов я сказал ему: "Вспомни, о чём я спрашивал тебя на первых небесах, покажи мне обещанное." (21-25) И когда я обращался к нему, среди стоящих вокруг нас ангелов был один ангел, более славный, чем тот, кто вёл меня и чем все ангелы. И он показал мне книгу, и открыл её, дав её мне. И я увидел то, что там написано, и это не было похоже на письмо нашего мира. И я читал её, и послушайте! - там были записаны дела Иерусалима, и [все] дела людские были отмечены там, и между ними были также и мои. Я увидел, поистине, что никто из тех, кто пребывал в мире, не был вознесён на седьмые небеса. И я спросил ангела: "Кто тот, который превосходит всех ангелов своим сиянием?" И он, в ответ на мой вопрос, сказал: "Это великий ангел, Михаил, который постоянно молит о человеколюбии и смирении." И я видел многие одеяния, и троны, и венцы, лежащие там. И я сказал ангелу: "Для кого предназначены эти одеяния, венцы и троны?" (26-30) И он отвечал мне: "Многих из того мира ждут эти венцы, тех, кто верят в мире Ему, о которых я говорил уже тебе."[10] И, обернувшись, я увидел Господа в великой славе, и был чрезвычайно испуган. И все праведники приближались к Нему и кланялись Ему, в один голос воспевая Его, и мой голос слился с их голосами. И Михаил, приблизившись к нему, поклонился, и, вместе с ним, все ангелы кланялись и пели. И я вновь преобразился и стал подобен ангелам. (31-35) Тогда ангел, вознёсший меня, сказал: "Покло­нись ему и воспой". И я поклонился ему и воспел. И ангел, вознёсший меня, сказал: "Он - Господь всех слав, которые ты видел". И я видел другого, славного более остальных, во всём схожего с Ним, и тех праведников, приближающихся к нему, и поклоняющихся Ему, и воспевающих, и я пел с ними, и я не преобразился в их облик.[11] И те ангелы пришли к ним и поклонились Ему, и я поклонился Ему и воспел. И вновь, я увидел другого ангела посреди великой славы. И, приближаясь к нему, я спросил своего вожатого: "Кто есть сей?" и тот ответил мне: (36-40) "Поклонись ему, ибо это - ангел Духа Святого, который вещает тебе и всем праведникам." Затем появилась иная Слава, неописуемая и несказанная, на которую я не мог взирать открытыми глазами духа моего, не мог и ангел, вознёсший меня, ни кто-либо из ангелов, поклонявшихся Господу, которых я до этого видел. Но я узрел, что лишь славные праведники поклоняются Славе Его. И мой Господь приблизился первым, и затем ангел Духа. И они поклонились ему и эти Двое пели вместе. (41-42) После все праведники поклонились ему, и вместе с ними Михаил и все ангелы кланялись и пели. V (1-5) Вслед за этим я услышал там голос и песнь, которую я слышал, поднимаясь над шестыми небесами, и слышал на седьмых небесах. И все прославляли Того, Чью славу я не мог видеть. И та песня шестых небес была не только слышна, но и видима. (6-10) И тот ангел сказал мне: "Он - Единственный Живой Вечно, живущий в высшей вечности и покоящийся среди святых. Мы не можем вынести Его Имени и видеть Того, Кто восхваляется Святым Духом в устах святых и праведников." И после этого я слышал глас Вечности, говорящему Господу Сыну: "Подни­мись, и сойди со всех небес, и будь в мире, и спустись до ангела, который в аду, измени себя до их облика.(11-15) И ни ангелы, ни князи мира того не узнают тебя. И ты будешь судить князей мира того и ангелов, и тех правителей мира, ибо они отвергают меня и говорят: "Мы есть, и нет никого кроме нас." После этого ты не изменишь облика своего, когда вознесёшься на небеса в великой славе, и ты будешь сидеть по правую руку от меня. Тогда князья и силы,и все те ангелы,и все те княжества небес и земли,и низшие места поклонятся тебе." (16-20) И я слышал Великую Славу, заповедывавшую моему Господу. И тогда Господь низошёл с седьмых небес и опустился на шестые. И ангел, который вёл меня, сказал: "Познай и увидь способ, которым Он меняет облик и нисходит." Когда те ангелы увидели Его, они восхвалили и восславили Его, ибо Он не стал подобным им, и я пел вместе с ними.[12] Когда Он низошёл на пятые небеса, там Он сразу же изменился в облик ангелов того места, и они не воспевали Его и не поклонялись Ему, ибо он имел облик, подобный им. И Он спустился на четвёртые небеса и явился перед ними в их форме. И они не воспевали Его, и Он имел их облик. Далее, Он пришёл на третьи небеса (25-30) и на вторые, и на первые, изменяя свой облик на каждых из них. Поэтому тамошние ангелы не воспевали Его и не поклонялись Ему, ибо он являлся им [в облике], подобном их облику. И Он показал им их отличительное свойство[13]. После чего Он низошёл на небесный свод и явил там отличительное свойство [обитателей небесного свода (?)] и Его облик был подобен их облику, и они не прославляли Его и не восхваляли Его. И он низошёл к ангелам, которые были в этом воздухе, как если бы Он был одним из них. (31) И Он не показывал им своих отличительных свойств, и они не воспевали Его.[14] VI (1-3) И после этого тот ангел сказал мне: "Знай, Исайа, сын Амоса, вот почему я был послан Богом показать тебе всё это. Ибо никто до тебя не видел, никто после тебя не увидит то, что ты видел и слышал." И я видел некого, похожего на Сына Человеческого, находящегося с людьми и в миру. <…> (19-25) И они не узнали его. И я видел Его возносящимся на небесный свод, и Он не принимал своих отличительных свойств. И все ангелы, которые были над небесным сводом, от этого зрелища пришли в ужас и, поклоняясь ему, они говорили: "Как Ты оказался среди нас, Господь, и мы не увидели Царя Славы?" И Он, будучи восславлен ещё более, вознёсся на первые небеса и не менял своего облика. (26-30) Тогда все эти ангелы восхваляли и воспевали [его], говоря: "Как Ты прошёл сквозь нас, Господь, и мы не видели и не поклонились Тебе?" Так Он вознёсся на второе и на третье небеса, и на пятые, и на шестые, (31-35) на все небеса, и слава его возростала. Когда он вознёсся на седьмые небеса, все праведники пели ему, и все ангелы и силы, которых и я не мог видеть. Я видел прекрасного ангела, сидящего по левую руку от него,[15] который говорил мне: "Этого достаточно для тебя, Исайа, ибо ты видел то, что не познал ни один сын плоти, чьи глаза не могут видеть, а уши не могут слышать. И не может этого познать сердце человеческое, сколь многое Бог приуготовил для всех, кто любит Его." И он сказал мне: "Возвратись в своё одеяние до того времени, пока твои дни не будут исполнены, и тогда ты придёшь сюда."" (36-40) Увидев всё это, Исайа рассказал об этом стоящим вокруг него. И, услышав об этих чудесах, все воспели и восславили Господа, Который даровал людям такую благодать. И сказал он царю Езекии: "Исход этого мира и трудов [мирских] произойдёт на последнем поколении." И он запретил им передавать эти слова детям израилевым или сообщать им, или каким-либо другим людям для записи. Но многое будет понято царём благодаря изречениям пророков. "Итак, пребывайте в Святом Духе с тем, чтобы вы могли обрести ваши одеяния и троны, и венцы славы, находящиеся на небесах!" Затем он прекратил свою речь и покинул царя Езекию." Перевод Р. Светлова. Комментарии: [1] См. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. СПб, 1999. Изд-во РХГИ, с. 499-527. (Здесь даны и оригинальный текст, и перевод на современный русский.) [2] Помимо болгарского и русского следует упомянуть также эфиопский текст данного апокрифа. [3]Исайя - один из виднейших ветхозаветных пророков, проповедовавший в царствование легендарных царей Осии, Ахаза и Езекии. В Ветхом Завете сохранилась Книга Исайи (к тому же он упоминается во II-й и IV-й Книгах Царств). Езекия - один из самых благочестивых иудейских царей, активно боровшийся с идолопоклонничеством. [4] Так назваемые "меньшие пророки", возможные современники Езекии (см. Книги Михея, Анания и Иоиля в составе Ветхого Завета). [5] Единство того, что на небесах с тем, что на земле - древнейший образ, ведущий происхождение ещё от шумерской и египетской мифо-религиозных систем (с их "параллелизмом" небесной и земной географии, небесной и земной истории). Можно вспомнить, что этот же образ играл фундаментальную роль и в антропологии герметизма. Однако далее мы видим важное уточнение этого образа. Тождество небесного земному ограничивается лишь первыми небесами, твердью "мира сего". Сферы, лежащие выше, не включены в эту борьбу. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, автор настоящего апокрифа вовсе не был дуалистом (борьба добра и зла касается лишь 1/7 всего мирового пространства), а, во-вторых, что первоисточник "Вознесения Исайи" создавался в последние века до н. э. в иудейской среде, остро чувствовавшей "внутримировой дуализм", но не переносившей его на всё сущее. [6] Видимо трону, установленному на втором небе, на котором, судя по всему, так же должен был восседать ангел. [7] Здесь имеется в виду либо отношение к этому трону - куда меньшему, чем природа Высшего Божества, либо же Исайа находится так высоко, что трон кажется маленьким. [8] Не был ли знаком автор настоящего сочинения с известным местом из Платоновского диалога "Парменид", где утверждается, что концепция "мира идей" приводит к парадоксальному утверждению о наличии двух реальностей - абсолютно независимых друг от друга и неизвестных друг другу? [9] Идея особых одеяний, предназначенных праведнику, была очень распространена на рубеже эр и в первые века по Рождеству Христову в ближневосточном ареале, о чём свидетельствует, например, знаменитый "Гимн о жемчужине" из "Деяний апостола Фомы". Несомненным генетическим истоком её является месопотамское представление об особых одеяниях присущих богам и божественным героям (ср. миф о нисхождении Инанны). Позже образ небесных одежд праведников будет одной из тем, разрабатываемых Каббалой. В нашем случае речь идёт о "духовном одеянии", о новом духовном теле, которое даруется Исайе - как результат его совершенного прозрения. [10] Перевожу данное место по смыслу (опираясь на вторую часть фразы). [11] Видимо имеется в виду Христос, тогда понятно, отчего Исайя воспевал его, не преображаясь в англеський вид: поскольку Христос явится людям, пророк мог воспеть его и как человек. К слову, именно в этой главе имеется наибольшее число разночтений со славянским вариантом "Вознесения Исайи". [12] Иными словами, на шестых небесах Христос ещё сохранял свой облик Бога Сына. [13] В оригинале употребляется греческое слово "character", обозначаеющее именно свойственную кому-либо примету, отличительное свойство. [14] Перед нами - чисто гностическая модель нисхождения Христа, когда он обманывает князей различных небесных сфер, являясь в облике, свойственном именно для этого "региона" мироздания. Отличие от текстов гностиков "валентиновцев" или "василидовцев" заключается лишь в том, что здесь все небесные сферы находятся во власти ангелов, верных Господу, утеряв свой "астрологический" смысл. [15] Имеется в виду Дух Святой..







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия