Студопедия — Ученикам, да живет над ними Творец. Я готовлюсь к возвращению домой, и жаждет душа моя найти вас полностью готовыми к тому, чтобы услышать слова Творца как должно.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ученикам, да живет над ними Творец. Я готовлюсь к возвращению домой, и жаждет душа моя найти вас полностью готовыми к тому, чтобы услышать слова Творца как должно.






Я готовлюсь к возвращению домой, и жаждет душа моя найти вас полностью готовыми к тому, чтобы услышать слова Творца как должно.

А сейчас стыдно мне за *** и за ***, которые были важными, лучшими в группе, а теперь – кто знает? И возможно, что ***, да светит его свеча, приближается ко мне больше, чем они. И если удостоится полной уверенности, встанет и оживет [ 1 ]. Как сказано: «Ведь желаешь Ты истины в почках [ 2 ] и скрытую мудрость поведаешь мне» [ 3 ]. В постижении уверенности заключена и раскрывается вся мудрость миров, высших и низших. И ничего не нужно для этого постижения, кроме чистого сердца [ 4 ], которому уже опостылело себялюбие, и воскурено, и принесена жертва полностью имени Его [ 5 ]. Поэтому хорошо делает, совершенно не обращая внимания на то, что ***, да светит его свеча, и ***, да светит его свеча, неглижируют им, потому что недостает ему хитрости, однако возвысилось сердце его на путях Творца [ 6 ], малый и великий там [ 7 ].

И что еще могу я сделать для ***, да светит его свеча, который всему хочет научиться у меня, кроме принижения, так как это занятие неудобно ему вовсе. И не удовлетворяется тем, что он более пригож и хорош, чем слепцы и сухари, и тем более, чем его брат, лицо которого как лицо зажиточного лавочника, – вплоть до того, что уверен, что и я благодарю его за это, поскольку не постеснялся написать мне. Мне представляется, что ему стоит посвятить значительную часть времени этому занятию.

Однако я имею в виду не то, что он как презренные из презренных, то есть как презренные, ищущие презренность, потому что он еще хуже из-за самомнения. Ибо кто поклянется о камне, что это – камень? Напротив, у нас, конечно же, есть возможность сказать, что это – золото. Но пусть знает и верит, что все сотворенные – «как глина в руке гончара [ 8 ]. По желанию своему расширяет и по желанию своему укорачивает [ 9 ]».

А также пускай не гневается вовсе на грешников, а пожалеет их не менее, чем жалеет самого себя. И пока не удостоится высшего милосердия – как узнáет, на что обращать внимание и гневаться. Более того, милосердие к ним возрастает всемерно, поскольку они угнетены и лишены утешителя [ 10 ], упаси Всемилостивый.

Так же отец, два сына которого больны, не приведи Боже. У одного есть деньги на лечение, а у второго нет денег. Ясно, что сердце отца больше жалеет того сына, у которого нет денег на лечение. Ведь тот, у кого есть деньги, в любом случае, если будет искать лечение – излечится. А если не будет искать, то, не приведи Боже, погубит себя. Однако в отношении второго сына жалость отца и всех, кто видит его, разрывает сердце. Так что же ты до такой степени обесцениваешь своего брата, у которого лицо зажиточного лавочника, и гневаешься на мир за то, что они уважают его больше, чем тебя? По моему мнению, он больше достоин уважения, чем ты, как сказано выше. И это просто, такова природа мира: «Хотя он и недостоин, душа его достойна» [ 11 ]. И это легко понять.

О *** мне стало известно на прошлой неделе, что он принял решение отказаться от занятий, которыми я слишком обременил его, и приехать ко мне в Лондон, не спросив меня, ибо как спросит меня, если я – заинтересованное лицо? К тому же, даже ребенок, сбегающий из школы, знает, что сидеть возле стола учителя, вдаваясь во все детали и забавляясь тайнами Торы и высшими секретами, пристало более, чем заниматься на путях учителя низкими и презренными вещами, почерпнуть из которых можно лишь огромные заботы, не имея возможности молиться даже как человек, простой в понимании слов.

И я отвечаю без вопросов, что тот, кто ведет себя со мною так в это время, жаждая и тоскуя, – к тому я очень благосклонен. Более того, дела его будут со мной, когда я удостоюсь приблизить его под крылья Шхины [под защиту Творца]. Ибо может, как тогда, подумать в сердце своем: «Разве только с Моше говорил Творец? Со мной тоже говорил Творец [ 12 ]. И у меня тоже есть стол, чтобы расставить и обеспечить все высшие миры. Как же я могу сегодня отлынивать от физических дел самого учителя и от задач, которые он поставил?»

Ведь о сути уважения и страха в уподоблении Творцу говорится именно в связи с тем временем, когда уже удостоился облачения Святой Шхины в своем сердце навеки. Ибо ты должен верить, что физические дела твоего учителя – это поистине дела души. Сказали об этом мудрецы: «Не сказано: "который учился", а сказано: "который лил воду" [ 13 ]. Это говорит о том, что применение Торы важнее, чем ее изучение» [ 14 ]. Ибо ученик у учителя должен пребывать в настоящем самоотречении, в полном смысле слова, так как тогда объединяется с ним и может действовать во спасение [ 15 ] вместо него. И недоступно ученику быть слитым с душою учителя, поскольку она выше его постижения. Как написал мне ***, да светит его свеча, он верит, что тело праведника велико, как душа другого. И хотя не расслышал того, что сам сказал, так как завершил словами о ***, в любом случае он согласен на мою поездку в Америку, и т.д. А если бы расслышал то, что сказал, то не согласился бы так просто. Истина же в том, что тело настоящего праведника действительно велико, как душа, которой удостаиваются праведники, освященные Высшим. А потому дай Бог, чтобы вы удостоились слиться с категорией моего «тела», и тогда тебе будет обеспечено увидеть мир свой при жизни [ 16 ]. Поэтому восхвалили мудрецы применение, поскольку оно близко к слиянию ученика с учителем, как сказано.

Рабби ***, да светит его свеча, мне и вовсе трудно понять, ибо как это возможно после всех моих многочисленных хлопот, которыми я затруднялся для него до сих пор. Я написал подобающее, замечательное произведение – книгу «Свет лика» [ 17 ] со всевозможными украшениями для него, на хорошей бумаге, с выделенными параграфами, с полным предисловием и общим введением, с тематическим указателям и списком сокращений. И стали как два великих светила [ 18 ], светящих и объясняющих должным образом.

Кроме того, почти каждую неделю я воюю для него пальцами [ 19 ] – пишу длинное и пространное письмо, а иногда и два письма в неделю. Не могу заподозрить его в том, что он, не приведи Боже, недобрый гость, который не скажет, не приведи Боже: «Всё, что сделал хозяин, он сделал лишь для меня» [ 20 ]. Напротив, я нахожу, что он сидит, окруженный святой стеной, ибо если бы не сидел вне стены, конечно же, не сравнивал бы себя со своим Создателем, соблюдая этот сухой обычай. И еще я опасаюсь за него в том, что наряду с этим своим обычаем он к тому же говорит в сердце, что слит и связан со мной более всех членов группы. Ведь за намерением сердца следуют и дела, а Творец требует сердце. А поскольку точка его сердца слита со мной, ему не нужно вдобавок искать дела, которые необходимы и подобающие только для людей недалеких, не имеющих другого выхода. В отличие от них, для такого славного еврея, [.שָׁיְינֵער יוּד) [.21) как он, доброе сердце превыше всего, так что ему не нужно больше раскрывать практические средства для большей пользы.

И правда в том, что я еще не слышал от всей группы никакого воодушевления от моей книги «Свет лика», за исключением одного лишь ***, да светит его свеча. На каждые четыре страницы, которые я вам отправлял, он писал мне множество стихов и дифирамбов из глубины сердца. И потому я уверен за него в том, что принесет ему пользу с Божьей помощью…. Он обладает более-менее верным суждением, чтобы чувствовать ценность человека и его дела, и потому сердце его – сердце человеческое. В любом случае, необходимо воодушевление, как я уже писал [ 22 ], объясняя слова «Разве Эфраим дорогой Мне сын?» [ 23 ] И «дорогой» подобен «признанному», а «признанный» – «дорогому» [ 24 ], то есть зависят друг от друга и составляют поистине одно целое. И вспомнил я то, что написал мне ***, да светит его свеча, признавшись без стыда, что всё это письмо понял хорошо, кроме вопроса о дорогом и признанном, где необходимо провести слона через игольное ушко. И обусловил это тем, что, возможно, ему еще недостает подготовки и знаний праведника. И потому это заставило его пальцы написать мне в последнем письме, что есть тайный замок на моей книге, и он не узнает и не поймет ее. И что мне было ему ответить? Поэтому я сказал в сердце своем: чего не сделает разум, сделает время. И станет ему ясно, что признание обусловлено тем, что ощущается дорогим. Речь идет о воодушевлении и самоотречении перед настоящим благом, что поднимает и поддерживает великое и дорогое. Тогда прибавляется у человека признание, а за ним поднимается то, что дорого, и так идут, поднимаясь по ступеням Святости, пока не удостаиваются наполнить недостающее и исправить искаженное – до настоящего полного единства.

В вышеупомянутом письме я написал, что слова «признанный – как дорогой» относятся к Творцу. Однако известно, что всходят на одном стебле [ 25 ], как сказано: «и уверовали в Творца и в Моше, служителя Его» [ 26 ]. И как сказали мудрецы: «Сомневающийся в учителе как будто сомневается в Шхине» [ 27 ], ибо Высшее желание уравняло эти вещи, чтобы измерялись и объединялись поистине одной мерой.

И о чем беседовать мне с вами, уроженцы страны, если вы полагаете, что я, не дай Бог, за границей, а вы в земле Исраэля!

Свидетельствует обо мне святая Тора тем, что Моше рабейну стоит и заповедует нам в главе «Масэй» (מסעי): «Повели сынам Исраэля… Когда придете вы в страну» [ 28 ]. В этих строфах он отмечает и обозначает нам границы земли очень ясно, так что у каждого, кто приходит в землю Исраэля, нет больше никакого сомнения в них.

Он постановляет: «И будет у вас южная сторона» [ 29 ]. «Юг» (нэгев) – от слова осушение (негива), так как «спасение (приходящее от) Творца – как влажный сад». А потому назвали уход от света Творца «нэгев». Слово «будет» означает радость, указывающую на избавление (приходящее от) Творца, которое включает этот знак: «И будет у вас южная сторона». То есть будут знать, что южная сторона – это явственный край и предел. Как сказано: «И исчезнете вы быстро» [ 30 ]. Иными словами: «От пустыни Цин, что рядом с Эдомом». «Цин» – от слов: «терны и сети» [ 31 ]. И сказали мудрецы, что они не в руках небес, а рядом с «Эдомом». Ибо как только рука Эдома оказывается посреди, говорит Творец: «Не можем Я и он сосуществовать в мире» [ 32 ].

А потому говорит: «И будет у вас южный предел». «Предел» – это конец. И конец вышеуказанного осушения завершается «от края Мертвого моря к востоку». Объяснение: когда только начали соприкасаться с краем Малхут небес. «К востоку» (кэдма) – от слов как раньше (кэ-микэдем), сразу же завершится у вас осушение, и начнет изобилие проливных ливней [ 33 ] проявляться на вас.

И добавляет: «И повернет у вас граница от юга» [ 34 ]. Объяснение: поскольку начало рассвета было после «осушения» и «в границе ее», постольку выходит межа наружу и изгибается в сторону севера мира по диагонали, как объяснил РАШИ [ 35 ], и изучи там хорошо. Иными словами, «к Маале-Акрабим». Объяснение: по вышеуказанной причине растут и поднимаются скорпионы (акрабим) напротив вас.

«И перейдет к Цину» выше. Ужасная стужа (цинá) проходит по большинству костей, прорываясь из восточной пустыни Цин. Цин – значит стужа, согласно переводу: «От юга к Маскана дэ-акрабим» [ 36 ].

«И перейдет к Цину» – согласно словам мудрецов: «Даже если змей следует за ним по пятам, не прервет молитву» [ 37 ]. Однако если скорпион, то прервет, по общему мнению [ 38 ]. И потому «будет выход ее к югу от Рэкам-Геа [ 39 ]». Ибо зависть – как огонь пожирающий, в противоположность скорпионам, вплоть до того что вынужден прийти в Кадеш-Барнеавыше, то есть в Рэкам-Геа. Объяснение: его помыслы ткут одеяние, возвышенное на удивление, пока не «выйдет к Хацар-Адару» выше. Так как хотя и возвеличился [ 40 ], подобно власяному плащу [ 41 ], и не промахнется, подобно сидящим первыми в царстве [ 42 ], все равно он чувствует, что стоит во дворе (хацер) и снаружи будет стоять. И потому называется это место «Хацар-Адар», т.е. два взаимных противоречия, как сказано выше.

«И пройдет к Ацмону». Ацмон (עצמון) – это кость (эцем – עצם), а также сказано «к Ацмону» [ 43 ], потому что место послужило причиной, и стал как твердая кость, которую не переломить. Как слон, у которого нет суставов в костях, и который не может повернуть голову назад. И когда хочет посмотреть назад, вынужден переместить и развернуть всю свою массу от головы до хвоста, как известно разбирающимся в животной природе.

И резюмирует: «И повернет граница от Ацмона к потоку египетскому» [ 44 ]. Объяснение: Ацмона вновь становится Ацмоном и потому возвращается к «потоку египетскому» [ 45 ], о чем сказал Творец: «Не вернешься этим путем более» [ 46 ]. Однако, это не настоящее египетское изгнание, а край этого изгнания.

«И будет выход ее к морю». Иными словами, после того как взят и поражен потоком египетским, удостаивается оттуда исхода мудрости – странствовать в море мудрости (хохмá). И как истолковал РАШИ: «Тот участок, который выдавался к северной стороне, был от Кадеш-Барнеа до Ацмона, а оттуда и далее укоротилась межа… к потоку египетскому[ 47 ]». Изучи там хорошо.

Объяснение его слов согласно тому, что сказано от имени Ари в книге «Сияние небес»[ 48 ] и, по-моему, также в книге «Врата предисловий»: изначально создан мир буквой ב;(бет). И известно, что точка в середине буквы בּ означает мудрость (хохмá), и северная сторона уязвима (см. у РАШИ, Берешит). А потом распространилась эта точка мудрости в букве бет, как буква ו (вав) и вернулась к северной стороне буквы бет таким образом: ם – и стала замкнутой буквой מ (мэм).

И в этом смысл слов мудрецов: «Разве не мог быть создан одним речением?» [ 49 ]. И эта мэм (ם) означает одно речение.

Однако мудрость не могла распространиться, поскольку эта мэм (ם) – буква, замкнутая от всех четырех духов, и потому снова сократилась мудрость, как сказано: точка в середине буквы бет – тайной буквы вав. И тогда распространилась мудрость, чтобы дать вознаграждение праведникам.

И в этом смысл слов: «Мир создан десятью речениями, чтобы взыскать с грешников, разрушающих мир, созданный десятью речениями», как сказано выше.

Ибо поскольку от Ацмона повернула граница к потоку египетскому, как сказано: «Видел я грешников похороненных, и приходили» [ 50 ], а также как сказано: «Спокоен был я, но Он потряс меня: схватил меня за шею, и разрушил меня, и поставил меня мишенью себе» [ 51 ]. Всё это по причине вышеупомянутого выдающегося участка. Йуд (י) распространилась в вав (ו) к северной стороне бет (ב), и поневоле укоротилась граница к потоку египетскому, как сказано выше. И потому были истреблены там все ненавистники Исраэля, и сыновья Исраэля приходят «к морю», чтобы почерпнуть источники мудрости для обновления мира, как в начале; т.е. чтобы «дать щедрое вознаграждение праведникам, которые поддерживают мир, созданный десятью речениями».

И завершается отрывок: «Граница же западная: будет у вас великое море границей»[ 52 ]. В этом главная наша надежда – удостоиться большой мудрости, которая называется «великим морем», откуда мы начинаем вдыхать воздух земли Исраэля, которую поклялся Творец дать нам [ 53 ], и т.д. И чтобы поторопить нас к этому, повторяет отрывок: «и эта граница будет у вас западной границей». То есть все выходы моря мудрости – лишь к этой границе! Иными словами, великое море, море земли Исраэля, мохин большого состояния (мохин дэ-гадлýт)! И невозможно удостоиться их, пока не пройдет все десять границ. В этом смысл слов: «Ты переменял мою плату десять раз» [ 54 ] – и после этого удостаиваются поселиться в земле Исраэля, земле, текущей молоком и медом [ 55 ], земле желанной, доброй и просторной [ 56 ].

Вот, я дал вам лошадей, и если вы сможете посадить на них всадников, то поселитесь в земле желанной, доброй и просторной на веки веков. А до тех пор не говорите, не приведи Боже, что я уехал из земли Исраэля. Напротив, вы сами нерадивы в этом и не тоскуете как должно, чтобы вернуться в нее вместе со мной.

Поскольку я прочел вам главу Торы, завершу словами пророка: «Слушайте слово Творца, дом Яакова и все семейства дома Исраэля…» [ 57 ] «Говорят дереву: "Ты отец мой" и камню: "Ты меня породил", ибо повернулись ко Мне затылком…» [ 58 ] «Где же боги твои, которых ты сделал себе? Пусть они встанут; смогут ли спасти тебя во время бедствия твоего?». [ 59 ]

Разве можно помыслить, что наши святые праотцы во времена Храма и пророчества были глупцами, называя дерево и камень отцом и матерью? Только совсем бестолковые могут подумать такое о наших праотцах.

Но дело в том, что дерево – это «древо жизни», а камень – это «древо познания». Объяснение: открывается человеку проверенному и испытанному, что это – «совет» [ 60 ] Творца, поскольку посредством этого дерева и этого совета притягивает свет высшей жизни, что называется «древом жизни». А скрытое – от суждений человека и его уловок, поскольку он еще удовлетворяется тем, хорошо дерево или плохо в глазах его господ, чтобы понравиться Творцу. И называется: «древо познания добра и зла», или: «камень» (эвен) от слова пойму (авин), т.е. вгляжусь и увижу, хорош ли он или это плохой совет.

Сидящий и сожалеющий долгое время называется также «исступленным», как намекнули мудрецы: «В этом исступлении пребывал пророк Хагай» [ 61 ]. Эта (ситуация) называется «исступлением», поскольку, (как ступка), готова для глупцов, чтобы толочь и дробить там их кости [ 62 ]. Как сказано: «Если будешь толочь глупца в ступке… не отстанет от него глупость его» [ 63 ].

И следует задаться вопросом: как может лежать глупец под пестиком в ступке с твердой верностью и ни в коем случае не отказываться от своей глупости? И более того, даже если видит воочию, что «глупца убивает гнев» [ 64 ], – не отойдет от своей нечистоты?

Однако глупец находит себе смысл и тогда, когда сидит в ступке, испытывая при этом нечто вроде удовлетворения.

И не следует удивляться этому, ибо сказали о подобных случаях: «Не суди другого, пока не встанешь на его место» [ 65 ]. И потому называется это божество «каменным богом» или «камнем с изображениями» [ 66 ]. Ибо никакой оплаты не возвращает своим работникам, которые самоотверженно работают на него, как сказано выше, и не избавляет их в час бедствия.

В отличие от каменного божества, есть поклоняющиеся «дереву». Объяснение: они удовлетворяются своим малым свечением – насколько могут спасти их. И коротка рука Творца, чтобы спасти их в час бедствия. И не сходят с дерева, явственного для них, так как кажется им, что ни один хозяин не может спасти оттуда свои пожитки, поскольку это дерево уже проверено и испытано ими как основа жизни. И забывают или делают вид, что забывают, что поднимают в святости, а не опускают [ 67 ].

И это – признак святого и святой. Как сказано: «Не говори, что прежние дни были лучше этих, ибо не от мудрости спросил ты об этом» [ 68 ]. Ибо работающие на другого бога, который оскоплен и не приносит плодов [ 69 ], идут на убыль, подобно праздничным быкам. «И умирают без мудрости» [ 70 ], не дай Бог. И пребывают все дни свои в ощущении, что первые дни были лучше этих.

И потому негодует на них пророк, ибо, после того как продлились их дни в чужой работе, подобно стыду вора перед тем, что будет найден, «говорят дереву: "Ты отец мой"». Иными словами, как будто спаслись от пожара – так они радуются своей доле, поскольку дерево это для них подобно основе жизни, как сказано выше. «…И камню: "Ты меня породил"», как сказано выше.

И после того как получили свое, уподобляет их пророк людям, лежащим между пестиком и ступкой. И продолжает пророк вопросом: «Где же боги твои, которых ты сделал себе? Пусть они встанут; смогут ли спасти тебя во время бедствия твоего?» Объяснение: подумайте, сколько дали вам эти божества, и в какой степени спасли вас от бедствий.

И удивляется им еще больше, говоря: «Ведь по числу городов твоих были боги твои, Иудея». Объяснение: при каждом пробуждении от этих городов [ 71 ] были в упорстве и уверенности напротив вышеуказанных сторон, к дереву или к камню, как сказано выше. До такой степени, что все ангелы востока и запада не были в силах воспрепятствовать их работе. И каждый город становится для тебя божественным, подобно слову Творца, и достаточно понимающему.

А вы – напишите мне очень ясно [ 72 ], насколько вы понимаете это длинное письмо и насколько не понимаете. И в особенности развернуто разъясните мне в деталях и подробностях все десять границ, которые я вам описал. И истолкуйте мне больше, чем я вам написал, так как я писал кратко.

Главное – не стесняйтесь открыть мне всё, чего вы не понимаете, и все ваши толкования, и тогда я отзовусь вам хлебом, вином и маслом [ 73 ]. И ни одно ваше слово назад не вернется пустым [ 74 ].

Йегуда

[ 1 ] См. Пророки, Мелахим, II, 13:23. «...И ожил, и встал на ноги свои».

[ 2 ] Слово почки (טּוּחוֹת) родственно слову уверенность (בטחון).

[ 3 ] Писания, Псалмы, 51:8.

[ 4 ] См. Писания, Псалмы, 51:12. «Сердце чистое сотвори для меня, Боже, и дух твердый обнови во мне».

[ 5 ] См. Пророки, Малахи, 1:11. «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена жертва имени Моему».

[ 6 ] Писания, Диврей а-ямим, II, 17:6. «И возвысилось сердце его на путях Творца».

[ 7 ] Писания, Иов, 3:19. «Малый и великий там, и раб свободен от господина своего».

[ 8 ] Пророки, Йермияу, 18:5.

[ 9 ] מחזור ספרד ליום הכפורים – מעריב ליל כפור.

[ 10 ] См. писания, Коэлет, 4:1. «И вот – слезы угнетенных, и нет у них утешителя».

[ 11 ] См. трактат «Мегилá», 3:1.

[ 12 ] Тора, Бамидбар, 12:2. «И сказали: "Разве только с Моше говорил Творец? Ведь и с нами Он тоже говорил"».

[ 13 ] См. Пророки, Мелахим II, 3:11. «И отвечал один из рабов царя Исраэля, и сказал: "Здесь Элиша, сын Шафата, который лил воду на руки Элияу"».

[ 14 ] Трактат Брахóт, 7:2.

[ 15 ] См. Писания, Псалмы, 74:12. «Боже, издревле Царь мой, действующий во спасение среди страны».

[ 16 ] См. трактат Брахóт, 17:1. «Мир свой увидишь при жизни, а остаток твой – для жизни в будущем мире».

[ 17 ] "אור הפנים"

[ 18 ] См. Тора, Берешит, 1:16. «И создал Бог два великих светила: большое светило для господства днем и малое светило для господства ночью».

[ 19 ] См. Писания, Псалмы, 144:1. «Благословен Господь, скала моя, обучающий битве руки мои, пальцы мои – войне».

[ 20 ] См. трактат «Брахóт», 58:1. «Хороший гость говорит: “Всё, что сделал хозяин, он сделал лишь для меня”».

[ 21 ] «Хороший еврей» на идиш.

[ 22 ] Письмо 31.

[ 23 ] См. Пророки, Йермияу, 31:19. «Разве Эфраим дорогой Мне сын? Разве он любимое дитя? Ведь каждый раз, как Я заговорю о нем, Я долго помню о нем. Поэтому ноет нутро Мое о нем, смилуюсь Я над ним, – сказал Творец».

[ 24 ] Слова יַקִּיר и יַּכִּיר звучат одинаково – якúр.

[ 25 ] См. Тора, Берешит, 41:5. «И заснул он, и приснилось ему опять: вот семь колосьев, крепких и полных, всходят на одном стебле». Выражение всходят на одном стебле (עולים בקנה אחד) означает также: сводятся к одному.

[ 26 ] Тора, Шмот, 14:31.

[ 27 ] Трактат Санэдрин, 110:1.

[ 28 ] См. Тора, Бамидбар, 34:2. «Повели сынам Исраэля и скажи им: когда придете вы в страну Кнаан, то вот страна, которая достанется вам в удел, страна Кнаан по границам ее».

[ 29 ] Тора, Бамидбар, 34:3. «И будет у вас южная сторона от пустыни Цин, что рядом с Эдомом, и будет у вас южная граница от края Мертвого моря к востоку».

[ 30 ] Тора, Дварим, 11:17. «Чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая своего, и исчезнете вы быстро из страны хорошей, которую Бог дает вам».

[ 31 ] См. писания, Мишлэй, 22:5. «Терны, сети на пути коварного; кто бережет душу свою, тот удалится от них». Терны на иврите – циним (צִינִּים).

[ 32 ] Трактат «Арахин», 15:1. «Обо всех, кто злословит, сказал Творец: "Не можем Я и он сосуществовать в мире"».

[ 33 ] См. Писания, Иов, 37:6. «Ибо Он говорит снегу: "Будь на земле"; так же дождю и сильным ливням проливным Своим».

[ 34 ] Тора, Бамидбар, 34:4. «И повернет у вас граница от юга к Маале-Акрабим, и перейдет к Цину, и будет выход ее к югу от Кадеш-Барнеа, и выйдет к Хацар-Адару, и пройдет к Ацмону».

[ 35 ] Рабби Шломо Ицхаки (1040–1105).

[ 36 ] В переводе Ункелоса Маале-Акрабим назван «Маскана дэ-акрабим» (см. примечание 34).

[ 37 ] Трактат «Брахот», 5:1.

[ 38 ] См. трактат Брахот, 33:1. «Даже если змей следует за ним по пятам, не прервет молитву. Сказал рав Шешет: говорится именно о змее, но если скорпион – прервет молитву».

[ 39 ] В переводе Ункелоса Кадеш-Барнеа назван «Рэкам-Геа» (см. примечание 34).

[ 40 ] У слова возвеличился (hит’адер – התאדר) тот же корень, что и у слова Адар (אדר), являющегося частью названия Хацар-Адар (см. примечание 34).

[ 41 ] См. Тора, Берешит, 25:25. «И вышел первый: весь красный, как власяной плащ; и нарекли ему имя Эсав».

[ 42 ] См. Писания, Эстер, 1:14. «А приближенные к нему: Каршена, Шэйтар, Адмата, Таршиш, Мэрэс, Марсена, Мемухан – семеро сановников Параса и Мадая, которые лицезрели царя и сидели первыми в царстве».

[ 43 ] К Ацмону – ивр. Ацмóна, что означает также Ацмон Творца.

[ 44 ] Тора, Бамидбар, 34:5. «И повернет граница от Ацмона к потоку египетскому, и будет выход ее к морю».

[ 45 ] См. Пророки, Йеошуа, 15:4. «И проходя Ацмон, идет к потоку египетскому; конец же этой границы – море. Это будет у вас граница южная».

[ 46 ] См. Тора, Дварим, 17:16. «Только пусть не заводит он себе много коней и не возвращает народ в Египет для умножения коней; Творец же сказал вам: "Не вернетесь вы этим путем более"».

[ 47 ] Слова межа (мецар – מֵצַר) и Египет (мицраим – מִצְרָיִם) являются однокоренными.

[ 48 ] "זוהר הרקיע" – книга, опубликованная в 1785 году. Автор – Реувен Ланда (ראובן לאנדא).

[ 49 ] См. Мишна Авот, 5:1. «Десятью речами был создан мир. Что из этого следует? Разве не мог быть создан одним речением? Это было сделано для того, чтобы взыскать с грешников, разрушающих мир, созданный десятью речениями, и дать щедрое вознаграждение праведникам, которые поддерживают мир, созданный десятью речениями».

[ 50 ] Писания, Коэлет, 8:10. «Видел я также грешников похороненных, и приходили и уходили от святого места, и они были забыты в том городе, где так поступали; это тоже суета».

[ 51 ] Писания, Иов, 16:12.

[ 52 ] См. Тора, Бамидбар, 34:6. «Граница же западная: будет у вас великое море границей, и эта граница будет у вас западной границей».

[ 53 ] См. Тора, Дварим, 26:3. «Говорю я сегодня Господу Богу твоему, что пришел я в страну, которую поклялся Бог отцам нашим дать нам».

[ 54 ] Тора, Берешит, 31:41.

[ 55 ] Тора, Шмот, 3:8.

[ 56 ] Трактат «Брахот», 48:2.

[ 57 ] Пророки, Йермияу, 2:4.

[ 58 ] Пророки, Йермияу, 2:27.

[ 59 ] Пророки, Йермияу, 2:28.

[ 60 ] Слова совет (эца – עֵצָה) и дерево (эй – עֵץ) являются однокоренными.

[ 61 ] Трактат «Евамóт», 16:1.

[ 62 ] В оригинале объяснение также основано на однокоренных словах.

[ 63 ] См. Писания, Мишлэй, 27:22. «Если будешь толочь глупца в ступке между крупою пестиком, не отстанет от него глупость его».

[ 64 ] Писания, Иов, 5:2.

[ 65 ] Мишна Авóт, 80:5:4.

[ 66 ] См. Тора, Ваикра, 26:1. «Не делайте себе идолов и кумира и столба не ставьте у себя, и камня с изображениями не ставьте в земле вашей, чтобы поклоняться на нем; ибо Я Господь Бог ваш».

[ 67 ] См. трактат «Йомá», 12:2.

[ 68 ] См. Писания, Коэлет, 7:10. «Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?", ибо не от мудрости спросил ты об этом».

[ 69 ] См. Зоар, часть 2, 103:1.

[ 70 ] Писания, Иов, 4:21.

[ 71 ] Слова пробуждение (התעוררות) и города (עִירִין) являются однокоренными.

[ 72 ] См. Тора, Дварим, 27:8. «И напиши на тех камнях все слова учения этого очень ясно».

[ 73 ] См. Пророки, Ошэйя, 2:24. «А земля отзовется хлебу, и вину, и маслу, а они отзовутся Изреэлю».

[ 74 ] См. второе благословение после афтары: "נֶאֱמָן אַתָּה הוּא ה' אֱלֹקֵינוּ וְנֶאֱמָנִים דְּבָרֶיךָ".







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 584. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия