Студопедия — Научное обоснование и предпосылки создания игры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научное обоснование и предпосылки создания игры

В результате интегрирования знаний, на стыке акмеологии [1] и социальной синергетики [2] сформировалась новая область знаний – синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры – это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем, она складывается из процессов самоподготовки (ученик) и самореализации (специалист). Процесс самоотдачи (мастер) в акмеологии не выделен в явном виде.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание – это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не генерируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека.

После сформирования у человека необходимых для жизни компетенций и системы нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации. В самореализации выделяют также две компоненты – самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение – это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (насколько значимы эти продуты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное Акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное Акме). Иными словами, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен.

Мастер, достигший профессиональное Акме для перехода на новый уровень должен пройти этап самоотдачи ЗУН и вновь пойти по маршруту самоподготовки и самореализации. При этом возможна переоценка ценностей и жизненных ориентиров. Последовательную смену ролей можно проследить на рис. 1.

На основе многоуровневого развития личности в Системе непрерывного образования может быть построена модель развития личности человека, в которой каждый человек в развитии своей души проходит последовательно пять этапов: «вхождения в Мир», «познания Мира», «анализа», «синтеза» и «Делания Мира» (рис. 1, 2 а, цвета соответствуют этапам ЭВМ, ЭПМ, ЭА, ЭС, ЭДМ). За отпущенное человеку время жизни (рис. 2 б) мало кому удается подняться вершину познания.

Рис. 1. Соотношение ролей при многоуровневой Системе непрерывного образования

 

Рис. 2. Процесс развития души (а), и тела (б) человека при построении модели развития личности человека

 

  Ученик, направление движения показывает углубление и накопление ЗУН   Специалист, направление движения указывает на профессиональный рост при использовании накопленных и усвоенных ЗУН Мастер, направление движения симво­лизирует дальнейшее развитие, пунктиром показаны информационные потоки: вверх – наполнение ИП, вниз – обучение ученика
 

Темп движения по спирали развития у каждого человека индивидуален. В какой-то момент жизни этот темп может резко упасть, а при определенных условиях вообще может пойти деградация. Искусственно ускорять темп развития или замедлять его, созданием для личности соответствующих условий, чревато психологическим срывом или маргинализацией [3] индивида. Система непрерывного образования позволит человеку развиваться с теми темпом и направлением, которые он сам для себя выберет.

На рис. 3 показана схема развития на участках пути ученика, специалиста и мастера: при сохранении генерального направления этапа, каждый многократно циклически меняет роли. Учебные модули образовательной программы могут быть построены таким образом, чтобы стимулировать участников проявлять себя последовательно в разных ролях.

 

Рис. 3. Пути развития души ученика (а), специалиста (б) и мастера (в)
при детальном рассмотрении с учетом модели развития личности человека

 

На пути развития ученика и специалиста могут возникнуть «ловушки», связанные с формированием псевдонаучных направлений (рис. 4). Ученик-недоучка может посчитать это направление интересным и увидеть себя в нем востребованным специалистом. Специалист же, уверовав в свое мастерство, способен создать свою нишу, тем самым остановить свой рост в выбранной им области.

Кроме того, при сбое цикла «ученик – специалист – мастер», можем наблюдать деградацию (рис. 5). Сбойная программа ученика У–С–М–С–М–С–М–У, специалиста – С–У–М–У–М–У–М–У–М–У–С, мастера – М–С–У–С–У–С–У–С–У–М.

 

Рис. 4. Ловушки на пути развития души ученика и специалиста в модели развития личности человека Рис. 5. Сбойные программы развития души ученика (а), специалиста (б) и мастера (в), ведущие к деградации личности, и выход из них
Описание полей игры «Путь ведуна», «Путь творца» и «Лабиринты судьбы»

Поля «Развития души» и «Развития тела» (рис. 6) разбиты на стадии – прямоугольники и окружности (поворотные стадии). Предусмотрено три направления вектора познания/развития для души и тела: ученичество – диагональ сверху справа вниз налево (ученик); профессиональный рост – вертикаль снизу вверх (специалист); мастерство – горизонталь слева направо (мастер). Это соответствует направлению движения фишек развития души и тела через прямоугольные стадии.

 

 

Рис. 6. Игровое поле «Путь творца» для иллюстрации модели развития личности человека

 

 

Рис. 7. Игровые поля «Путь ведуна» и «Лабиринты Судьбы»

 

Игра «Путь творца» от игр «Путь ведуна» и «Лабиринты Судьбы» отличается отказом от идеи перевоплощения души человека в новом теле после физической смерти. Поле «Воплощение души» заменено на «Скорость развития души», которая зависит от тех целей, которые ставит и достигает человек в процессе ее развития.

Поле «Развитие тела» разделено поворотными стадиями на четыре уровня: детство (0т–1т), юность (1т–2т), зрелость (2т–3т) и старость (3т–4т). Уровни детства и старости ассоциированы с мастерством, юность – с ученичеством, а зрелость – с профессиональным ростом. Поле «Развитие души» разделено поворотными стадиями на пять этапов. Это этапы «вхождения в мир» (0–1), «познания мира» (1–2–3–4), «анализа» (4–5–6–7), «синтеза» (7–8–9–10), «делания (творения) мира» (10–11–12–13). Этап «вхождения в мир» имеет один уровень – детство, что соответствует уровню детства тела, а каждый из последующих этапов разделен на три уровня: юность, зрелость и старость. По завершении уровня детства этапа «вхождения в мир» «душа» переходит на уровень юности этапа «познания мира». После уровня старости этапа «познания мира» переход на уровень юности этапа «анализа», и так далее до перехода на уровень юности этапа «делания мира» с уровня старости этапа «синтеза» и дальнейшего восхождение «души» к Духу (Богу) непосредственно. Сложность восхождения к Духу заключается в том, что земная жизнь ограничена физической смертью тела. В предложенных играх это смоделировано наличием фишки «точка смерти», выставляемой на поле «Развитие тела». Фишка «опыт», выставляемая игроком на поле «Скорость развития души»/«Воплощение души», показывает количество кубиков, бросаемых за один ход за фишку «душа» до прохождения «точки роста». После прохождения «точки роста» за фишку «душа» бросается один кубик. За фишку «тело» всегда бросается один кубик. Один ход всех игроков соответствует четырем годам земной жизни. Прохождение поворотных стадий на полях «Развитие тела» и «Развития души» соответствует определенным в игре событиям. «Точка роста» в играх «Путь ведуна» и «Лабиринты Судьбы» определяется как стадия последнего схода со спирали развития души. Для игры «Путь творца» точка роста выставляется в одну из поворотных стадий, соответствующую высшей поставленной цели.

(0–1): Ты мастер, ты пришел в этот мир, чтобы изменить его. Ты творец и ты не одинок. Тебя окружают те, кто пришел в этот мир раньше тебя с той же, что и у тебя, целью, те, благодаря кому ты появился на свет, и те, которые просто живут и наполняют этот мир радостью. Каждый участвует во взаимодействии с кем-либо, осуществляет какое-либо дело, чему-либо учится и кому-либо помогает учиться. У тебя они могут научиться смирению и приятию этого мира, если того пожелают. Тебе же предстоит выбрать свое дело, то, к которому тянется твоя душа. Дело, в котором ты сможешь себя раскрыть как творческую личность.

(1): Первый поворот – дальше тебе предстоит учеба. Мастер становится учеником выбранного дела. Важно найти мастеров этого дела, иначе придется довольствоваться универсальными мастерами, которые о выбранном тобой деле имеют лишь общее представление.

(1–2): Ты ученик, тебя окружают такие же, как ты ученики, каждый из которых может иметь представление о своем будущем деле, но, скорее всего, просто предполагает, что его чему-то научат. Тебя окружают специалисты, из которых тебе более интересны представители твоего дела, и мастера, которые помогают тебе черпать знания и приобретать необходимые навыки. Твоя задача – познать этот мир и место своего дела в нем.

(2): Второй поворот – целенаправленная учеба закончилась, дальше работа по специальности или то дело, к которому ты себя готовил. Ученик становится специалистом. Важно продолжать искать мастеров выбранного дела и смежных с ним дел. Это дает понимание того, к чему стремиться в своем профессиональном росте.

(2–3): Ты специалист, тебе предстоит карьерный рост. Тебя окружают специалисты разного уровня и разным темпом роста. Некоторые стали мастерами своего дела, вокруг них обычно кружатся новые ученики, кто-то даже ищет себе приемников, чтобы уйти дальше на повышение. Темпы твоего роста зависят только от тебя.

(3): Третий поворот – карьерный рост по выбранной специальности для тебя закончен. Специалист становится мастером. Для дальнейшего роста просто необходимы ученики со своими назойливыми вопросами. Именно для них ты напишешь столько книг, сколько сочтешь необходимым. Именно им ты передашь свои знания и наработки.

(3–4): Ты мастер, ты равный среди равных мастеров, но дело твое нуждается в дальнейшем развитии. Ты видишь, что для реального творчества необходимо управление финансовыми потоками, управление персоналом – специалистами разных профессий, нужна подготовка кадров, то есть мастера разного профиля и ученики, стремящиеся освоить то или иное дело. Твоя задача на этом этапе – передать свои знания и навыки тем ученикам, которые твое дело выбрали своим, подготовив себе тем самым достойную замену, и найти мастеров-финансистов для дальнейшего освоения навыков управления финансовыми потоками.

(4): Четвертый поворот – завершилась подготовка приемников и при личном продолжении экономической учебы начатое тобой дело не пострадает. Мастер вновь становится учеником. Если удалось найти мастеров-финансистов, то экономическая учеба пойдет более успешно, нежели освоение того же материала по книгам. В них, как правило, содержатся общие схемы, но реальные продажи результатов своего труда под руководством мастера по продажам обучают лучше. Только сейчас ты получаешь возможность оценить конкурентоспособность своего дела.

(4–5): Ты ученик-финансист и мастер своего дела одновременно, тебя окружают такие же, как и ты, мастера каждый своего дела и ученики-финансисты. На горизонте обучения маячат специалисты от экономики, Такими вы все станете в конце обучения. А сейчас в путь – перенимать мастерство у мастеров-финансистов.

(5): Пятый поворот – освоение финансовых потоков и управления ими завершено. Ученик-финансист становится специалистом от экономики, оставаясь при этом мастером своего дела. Теперь твоя ближайшая задача стать мастером-финансистом, что сложно без реального управления финансовыми потоками.

(5–6): Ты специалист от экономики и мастер своего дела. Само дело, в которое ты влился специалистом, за это время получило должное развитие. Твои экономические и финансовые навыки вплетаются в дело и обеспечивают ему дальнейший рост. Став мастером-финансистом, будет, что передать последователям.

(6): Шестой поворот – в управлении финансовыми потоками достигнуто мастерство. Специалист от экономики становится мастером-финансистом. Дальнейший рост предполагает подготовку учеников-финансистов из числа мастеров своего дела, желающих продолжить свое обучение. Твоя же задача заключается не только в подготовке приемников-эконо­мистов, но и в поиске мастеров-управленцев для дальнейшего личного роста и развития дела.

(6–7): Ты мастер-финансист и мастер своего дела. Тебя продолжают окружать мастера каждый своего дела, на тебя ориентируются в своем развитии специалисты твоего дела и специалисты от экономики, ученики желают перенять твой опыт, но ты при этом ощущаешь необходимость дополнительных знаний в управлении персоналом и общем управлении.

(7): Седьмой поворот – окончена подготовка приемников-финансистов. Мастер вновь становится учеником, на этот раз – учеником-управленцем. Начинается очередной виток
развития личности. Наличие мастеров-управленцев сильно облегчает освоение науки управления. По книгам возможно освоение, но без реального управления людьми на производстве это не имеет особого смысла.

(7–8): Ты ученик-управленец, мастер-финансист и мастер своего дела одновременно. Тебя окружают такие же мастера каждый своего дела, мастера-финансисты и ученики-управ­ленцы, мастера-управленцы руководят вашим обучением, а на горизонте обучения вновь маячат специалисты, на этот раз управленцы.

(8): Восьмой поворот – наука управления освоена в достаточной степени. Ученик-управ­ленец стал профессиональным управленцем. Ты в состоянии стать директором предприятия, осуществляющего твое дело. Оставаясь мастером своего дела и мастером-финансис­том, ты имеешь достаточную самостоятельность, но это еще не полностью свободное творчество. Очередная задача – стать мастером-управленцем.

(8–9): Ты специалист-управленец, мастер-финансист и мастер своего дела одновременно. В своем дальнейшем развитии ты ориентируешься на мастеров-управленцев, направляя к ним на обучение мастеров-финансистов и мастеров своего дела. Через свою успешную деятельность и опосредованное участие в обучении приемников ты становишься мастером-управленцем.

(9): Девятый поворот – мастерство управления тобой достигнуто. Специалист-управленец становится мастером управления. Являясь при этом мастером-финансистом и мастером своего дела, можно всерьез задуматься об истинном творчестве, для которого уже создана материальная и финансовая база, есть достаточное количество подготовленных при твоем участии последователей, для которых твое дело является своим. Осталось подготовить приемника-управленца и найти мастеров-творцов для продолжения личностного развития.

(9–10): Ты трижды мастер: управленец, финансист и мастер своего дела. Ты продолжаешь деловое общение с мастерами всех достигнутых тобой уровней, на тебя ориентируются специалисты, работающие и развивающие твое дело, ученики, выбравшие твое дело своим, готовы перенять у тебя знания. Ты ищешь мастеров-творцов и находишь их.

(10): Очередной поворот и начало последнего витка раскручивающийся спирали развития – дело передано в надежные руки. Трижды мастер становится учеником-творцом. Тебя могут и не окружать такие же, как ты, ученики-творцы, специалиста-творца также сложно различить на горизонте обучения, да и мастеров-творцов на все человечество можно по пальцам пересчитать. Будь готов являться пионером в этой области применительно к своему делу и достойным примером для тех, кто идет за тобой, развивая начатое тобой дело.

(10–11): Ты учишься творить этот мир посредствам своего дела. Все, кто идут за тобой, помогают тебе в твоем творчестве. Но ошибки неизбежны – обучение без ошибок нонсенс.

(11): Предпоследний поворот – творческая учеба завершена, дальше тебе предстоит осуществлять созидательную миротворческую деятельность. Ученик-творец становится специалистом-миротворцем, оставаясь при этом мастером-управленцем, мастером-финансис­том и мастером своего дела по совместительству. Предстоит восхождение к вершинам истинного мастерства.

(11–12): Ты специалист-миротворец и трижды мастер, что позволяет передавать свои знания последователям с позиции миротворчества. Одухотворенные идеями творения мира, они способны ускорять свое развитие, что положительно сказывается на темпах развития всего начатого тобой дела.

(12): Последний поворот – достигнуто истинное мастерство в миротворчестве, дальше только полная самореализация через отдачу всего накопленного опыта последователям. Мало, кто способен добраться без пробелов в развитии до этого уровня. Если тебе это удалось, то можно ставить памятник при жизни.

(12–13): Ты истинный мастер, способный реально изменить мир, а также отношение людей друг к другу и к миру. Тебя окружают мастера разного уровня, на тебя ориентируются специалисты всех уровней, а ученики видят в тебе достойный пример для подражания. Дело твое развивается без явного твоего в нем участия.

(0т–1т): Ты ребенок, тебя сначала окружают только родители и ближайшие родственники, но круг твоего общения постоянно расширяется.

(1т): Первый поворот – из детства в юность, ознаменован возрастными изменениями, а также сознательным отношением к учебе и выбору дела своей жизни.

(1т–2т): Ты в юности, тебя окружают одноклассники, однокурсники, педагоги, среди которых ты чисто интуитивно находишь мастеров, и черпаешь из них более глубокие знания, необходимые для выбранного тобой дела.

(2т): Второй поворот – из юности в зрелость, ознаменован возрастными изменениями, а также началом трудовой деятельности.

(2т–3т): Ты в зрелости, это твой основной трудоспособный возраст.

(3т): Третий поворот – из зрелости в старость. С точки зрения государства – ты достиг пенсионного возраста и можешь завершить свою производственную деятельность.

(3т–4т): Ты в старости, на горизонте все четче видны контуры смерти, которая могла прийти как в детстве и юности, так и в зрелости.

 

Как видно из указанных уровней развития личности (души) и тела, в играх «Путь творца» и «Путь ведуна» на тринадцать уровней развития личности приходится четыре уровня развития тела. При этом первые четыре уровня развития личности соответствуют всем четырем уровням развития тела. Как можно успеть в течение жизни достичь реального творчества? Велик соблазн либо, минуя промежуточные этапы, оказаться на этапе творчества, либо делом своей жизни выбрать управление людьми или финансами. Что тогда? В первом случае твое творчество не будет иметь материальной и финансовой базы, а также должного числа последователей. Во втором – без направленности на реальное дело не возможно реальное творчество, а финансы ради финансов, как собственно и управление ради управления, не имеют смысла.

Когда ты перед собой видишь цель и четко ее для себя формулируешь, тогда вероятность ее достижения тобой в обозримом будущем повышается. В игре это моделируется изменением скорости развития души.

 

Итак, каждому игроку выдается по пять фишек: «опыт» (О), «тело» (Т), «точка смерти» (С), «душа» (Д), «точка роста» (Р).

Каждой поворотной стадии на поле развития души соответствует определенная игроком цель, достижение которой свидетельствует о завершении очередного этапа или уровня развития души. Проработанность основной и промежуточных целей соответствует скорости развития души (О), а номер основной цели – о точке роста (Р). Примером целей может быть следующее:

(1) – выбрать дело своей жизни;

(2) – получить образование, соответствующее выбранному делу;

(3) – работая специалистом, достичь профессионального мастерства в своем деле;

(4) – подготовить себе достойную замену из числа учеников, выбравших твое дело своим;

(5) – научиться извлекать максимальную выгоду от продажи услуг и результатов труда, соответствующих своему делу;

(6) – достичь мастерства в процессе извлечения прибыли от продаж в своем деле;

(7) – подготовить себе достойную замену из числа учеников, выбравших продажи своим делом;

(8) – научиться организовывать процесс производства и рабочие места так, чтобы само дело получило максимальное развитие, а работники могли получать достойную своего труда зарплату;

(9) – достичь мастерства в организации производства, работая руководителем;

(10) – подготовить себе достойную замену из числа учеников, выбравших управление своим делом;

(11) – научиться жить, творить и преобразовывать этот мир, опираясь на созданную материальную базу и финансовый поток от своего дела;

(12) – достичь мастерства в подлинном преобразовании этого мира, живя своим делом;

(13) – подготовить себе достойную замену из числа учеников, выбравших истинное творчество своим делом.

Цель должна быть четко сформулирована и достижима применительно к каждому конкретному делу, будь то телекоммуникации и информатика, государственное управление, богоискательство или система непрерывного образования в целом.

Фишка (Р) размещается на поле «Развития души» в поворотной стадии, соответствующей наивысшей сформулированной цели применительно к выбранному делу, а фишка (О) на поле «Скорость развития души» на клетку с номером, равным числу сформулированных целей, признанных достижимыми. Фишка (С) размещается на поле «Развития тела» в определенной игроком стадии. Фишки (Д) и (Т) размещаются в начальных поворотных стадиях (0) и (0т) полей «Развития души» и «Развития тела» соответственно.

При прохождении фишкой (Т) одной из поворотных стадий поля «Развития тела» в игру может вступать следующий игрок. При совпадении фишки (Д) с одной из поворотных стадий поля «Развития души», следующий ход игрок осуществляет фишкой (Р), бросая один кубик, а фишка (Д) остается на месте. При рассогласовании векторов развития души и тела – направления движения фишек (Д) и (Т) – фишка (С) приближается на одну стадию. При достижении фишкой (Д) фишки (Р), последняя снимается с поля «Развития души» и перемещается на поле «Для снятых фишек», а дальнейшее движение осуществляется киданием одного кубика за фишку (Д). При достижении фишкой (Т) фишки (С) фишки игрока (Т), (С) и (Р) перемещаются на поле «Для снятых фишек», а игрок входит в игру «наследником дела» в случае, если дело его устраивает. При этом фишка (Д) становится фишкой (С), фишка (О) перемещается на одну клетку вправо. Если же игрок заменяет выбранное ранее дело на другое, то все цели должны быть сформулированы заново.

Мастер этапов «вхождения в мир» (0–1) и «делания мира» (12–13) может влиять на обучение учеников всех этапов (1–2), (4–5), (7–8), (10–11). Мастер этапа «познания мира» (3–4) может влиять на обучение учеников своего этапа (1–2). Мастер этапа «анализа» (6–7) может влиять на обучение учеников своего этапа (4–5). Мастер этапа «синтеза» (9–10) может влиять на обучение учеников своего этапа (7–8). Влияние взаимно, моделируется продвижением фишек (Д) на число стадий, равное количеству учеников для каждого мастера и количеству мастеров для каждого ученика на конец хода.

 


[1] Акмеология – наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека (http://ru.wikipedia.org/wiki/акмеология).

[2] Социальная синергетика является существенно новым направлением в науке. Специфика социальной синергетики состоит в том, что в отличие от естественнонаучной синергетики она исследует общие закономерности социальной самоорганизации: взаимоотношений социального порядка и социального хаоса (взаимоперехода их друг в друга и их синтеза друг с другом) (http://www.soc-opros.info/sinergetika).

[3] Маргинализация – социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации отсутствия адаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями. | АКБАР И БИРБАЛ

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия