Студопедия — Охотничья страсть
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Охотничья страсть






Падишах Акбар очень любил охоту, не жалел для неё, ни богатств, ни угодий. С каждым годом всё боль­ше и больше лесов объявлял он заповедными, отведён­ными только для его охоты. Охотится целый день, только к вечеру во дворец возвращается. И никому, кроме самого падишаха, в лесу не позволялось охо­титься.

Выехал однажды падишах на охоту, как всегда, с большой свитой. В лесу довелось ему увидеть диковин­ное зрелище: на двух деревьях, по обе стороны полянки, сидели две стаи сов; из каждой стаи вылетает по сове, устремляются они одна на другую и бьются жестоко – только перья летят, а затем обратно садятся. Что за чудеса!

Захотелось падишаху узнать, в чём дело:

—Послушай, Бирбал, ты учёный человек, знаешь язык животных и птиц, все их повадки и привычки. Объясни же мне, почему совы разделились на две стаи и по очереди бьются друг с другом?

Подумал немного Бирбал и ответил:

—Владыка мира! Я могу объяснить, да боюсь, как бы мои слова вас не рассердили.

—Чем же ты можешь меня рассердить? – удивился падишах.

—Тем, что правду скажу.

—Ну, если это правда, даю тебе слово, что не буду сердиться. Говори!

—Тут вот какое дело, владыка мира, – начал Бирбал. – Одна стая сов – родня и друзья невесты, другая – родня и друзья жениха. Они торгуются и дерутся из-за приданого. Отец жениха говорит: «Я возьму к себе в дом твою дочь, но ты дай мне в приданое сорок лесов». А отец невесты отвечает: «Сейчас у меня нет сорока ле­сов, но если будет на то Божья воля, то дам тебе скоро за дочерью не то что сорок, а все шестьдесят лесов!». Отец жениха не верит и спрашивает: «Как же так? Сейчас у тебя нет и сорока лесов, а ты говоришь: по­дожди, мол, будут и все шестьдесят. Где же ты их возьмёшь?» Отец невесты отвечает: «Очень уж наш падишах любит охоту. Мало ему лесов, где он сейчас забавляется. Ради потехи своей сносит целые деревни и людей сгоняет, а те заброшенные места вскоре зарас­тают лесами. Глядишь, ещё деревни разорит и прибавит новые места к заповедным. Потому и говорю: подожди немного, и получишь от меня не сорок, а шестьдесят лесов!»

Вот из-за чего повздорили совиные стаи, владыка! – закончил свой рассказ Бирбал.

Не разгневался падишах на Бирбала, а глубоко за­думался. Расхотелось ему гоняться по лесам за дичью, а сносить деревни для умножения лесов он и вовсе пе­рестал.

Так мудрый Бирбал спас деревни от гибели, а кресть­ян от разорения.

Завистники просчитались*

Захотел однажды падишах погулять. Взял он с собой нескольких придворных и отправился за город. По­года стояла прохладная. Дорога привела их к пруду. Падишах опустил руку в воду – даже сердце зашлось, такой студёной была вода. Вечерняя роса прибавила холода и воде, и воздуху.

Падишах очень ценил смельчаков и решил испытать своих спутников.

—Кто, – спрашивает, – отважится простоять по шею в воде до первой дневной стражи168?

Все молчат.

—Тот, кто всю ночь простоит по шею в воде, получит в награду пятьдесят тысяч рупий, – говорит падишах.

Но и за деньги среди придворных не нашлось охот­ников идти на погибель. Поодаль, в толпе горожан, стоял один бедный полунагой брахман. «Уж лучше, – подумал он, – помучиться один раз и умереть, чем страдать изо дня в день. Не было и дня, чтобы я поел досыта, голод и ночью спать не даёт, день за днём – одна скудость, нищета – хуже смерти. Вот случай по­кинуть этот мир. А уж если Господь поможет, то... Э, да что говорить, с такой наградой я до самой своей смерти проживу припеваючи!»

И брахман почтительно сложил руки и ответил падишаху:

—Владыка мира! Я согласен.

—Отлично. Если сдержишь слово, то в придачу к деньгам я дам тебе ещё дорогое платье.

Падишах велел поставить на берегу пруда карауль­ных. Нищий брахман вошёл в воду по шею и простоял всю ночь, повторяя Божье имя: «Рама, Рама, Рама!».

Утром бедняк чуть живой выбрался на берег, выжал мокрое дхоти169 – и бегом во дворец! Еле добежал: всё спотыкался и падал на каждом шагу. Вслед за ним пришли и часовые. Падишах их с пристрастием допро­сил, правду ли говорит брахман. «Да, правда, – отве­чают часовые, – он всю ночь простоял в воде». Тогда Акбар приказал выдать брахману награду.

Но недаром говорится: «У маслодела масло горит, а голова у факельщика болит». Пожалели придворные шахские деньги, а ещё больше – из зависти: позави­довали, бессовестные, удаче бедняка, придумали хит­рость, чтобы отнять у него награду. Один, самый под­лый, незаметно подошёл к часовому и подучил его об­мануть падишаха. Часовой вышел вперёд и сказал:

—Владыка мира! Брахман умирал в воде, но он схитрил и тем спасся. На горе костёр горел, брахман смотрел на него безотрывно и тем согревался.

—Правду ли говорит часовой? – грозно спросил падишах.

А другой караульщик, рад стараться, поддакнул.

—Вот как! Всю ночь ты глядел на огонь, и он согре­вал тебя, значит, награды ты не заслужил и не получишь, – объявил падишах.

Придворные и вельможи всё слышали, но ни один за бедняка не вступился.

Заплакал он навзрыд и поплёлся к Бирбалу. Вазир выслушал его и успокоил.

—Иди, – говорит, – домой и до поры до времени помалкивай.

На другой день пришло время Бирбалу идти в дарбар, а он по дороге свернул к реке и послал человека в соседнюю деревню:

—Принеси мне бамбуковый шест!

Принесли ему шест. Набрал Бирбал из реки воды в котёл, положил туда рису и бобов, привязал котёл к концу длинного шеста, поставил его и вкопал вертикаль­но в землю. Около шеста Бирбал развёл костёр и сам уселся рядом.

Начался дарбар, падишах вышел к придворным, а Бирбала нет как нет. Проходит час, другой, а Бирбал всё не идёт. Обеспокоился Акбар, послал за Бирбалом гонца-скорохода. В доме у вазира гонец узнал, что хозяин пошёл по делу на реку. Поспешил туда и посыльный, увидел Бирбала и низко поклонился.

—Падишах, – говорит, – просит вас тотчас во дворец пожаловать.

—Братец, я скоро приду, пусть немного потерпит.

—А что вы тут делаете? – спрашивает посыльный.

—Кашу варю, разве не видишь?

Солдат знал, что Бирбал ничего просто так не де­лает, и понял он, что тут какая-то тайна кроется. По­смеиваясь про себя, воротился он во дворец и рассказал о разговоре с Бирбалом. Падишаху пуще прежнего за­хотелось увидеть Бирбала. Ждёт-ждёт, а Бирбала всё нет. Послал за ним Акбар другого человека. Вскоре и тот воротился ни с чем. Стал Акбар посылать гонцов одного за другим, а Бирбал всем отвечает:

—Братец, я варю кашу, скоро приду.

Долго прождал падишах Бирбала. Гонцы поминутно уходили и приходили, все дела в дарбаре прервались. Разгневался наконец владыка, не может больше тер­петь дерзость Бирбала.

—Надо же, сколько времени, – говорит, – застав­ляет он меня ждать. Каша у него ещё не сварилась! Вот я сам пойду, погляжу на его кашу!

И отправился с придворными на то место, где Бир­бал кашеварил.

Приходит и видит: высоко над землёй висит на шес­те котелок, а внизу Бирбал подкладывает солому в костёр. Что за чудеса!

—Бирбал, ты что это делаешь?

—Владыка мира, я варю кашу, – отвечал Бирбал.

—У тебя, видно, ум за разум зашёл! Ну скажи, как может свариться каша, когда котелок под самым небом, а огонь на земле?

—Покровитель бедных! А как же брахмана в пруду согревал далёкий костёр? Значит, и моя каша должна свариться.

Только теперь падишах догадался, что за кашу ва­рил Бирбал. Мудрая выдумка советника пришлась ему по душе.

—Я всё понял, Бирбал! Ты прав, иди во дворец. Брахману, как обещано, будет выдана награда.

Бирбалу только того и надо было. Дело сделано! Он поднялся с земли и вместе с падишахом отправился на дарбар.

Послал Акбар солдата за брахманом и выдал ему деньги и дорогое платье.

Счастливый бедняк, не переставая благодарить Бир­бала, заспешил домой.

Тьма

Пошли Акбар и Бирбал погулять на берег Ямуны. По дорогое падишах вспомнил что-то и спросил:

—Бирбал! Все это видят, а месяц видеть не может. Что это? Отгадай!

—Это тьма, – ответил Бирбал.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 347. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия